УДК 316.485
ПРОБЛЕМА НАПРЯЖЕННОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
С.В. Мурашева
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия, e-mail: [email protected]
DOI: 10.14258^(2020)4-03
Актуальность проблемы изучения напряженности и конфликтности межэтнического взаимодействия в современном мире обусловлена преобладанием в обществе негативного мнения и стереотипных установок о лицах, принадлежащих к отличным от русского этносам, стремительно растущим отчуждением наций, несправедливостью административно-территориальной иерархии народов, фактами этнофобии и ксенофобии. Этнический компонент становится ключевым и решающим в общественно-политической жизни нашей страны и обусловливает возникновение межэтнической напряженности и конфликтов.
на современном этапе развития общественных отношений появилась острая потребность в разработке и последующем внедрении в практику системы предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов, которая опиралась бы на Концепцию государственной национальной политики. В качестве приоритетного направления в ней должна быть обозначена консолидация общества для решения общенациональных проблем. В силу данных обстоятельств исследование напряженности и конфликтности межэтнического взаимодействия имеет концептуальное и практическое значение, приковывает пристальное внимание исследователей из различных областей научных знаний и побуждает их разрабатывать и внедрять в практику эффективные способы предупреждения и урегулирования конфликтов данного типа.
Целью статьи явилось представление результатов исследования напряженности и конфликтности межэтнического взаимодействия в современном мире. Важное место уделено влиянию межэтнических конфликтов на развитие общественных отношений. научная новизна предложенных в статье положений заключается в изучении особенностей межэтнического взаимодействия и конфликтов. Практическая значимость заключается в возможности использования выводов статьи для разработки программ по предупреждению и урегулированию межэтнических конфликтов.
Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, межэтнические конфликты, принимающее общество, феномен этнического возрождения, миграционные процессы
THE PROBLEM OF TENSION AND CONFLICT INTER-ETHNIC INTERACTION IN TODAY'S WORLD
S.V. Murasheva
Oryol state university of I.S. Turgenev, Oryol, Russia, e-mail: [email protected]
The urgency of the problem of studying the tension and conflict of interethnic interaction in the modern world is caused by the prevalence of negative opinions and stereotypical attitudes in society about persons belonging to ethnic groups different from Russian, the rapidly growing alienation of nations, the injustice of the administrative and territorial hierarchy of peoples, facts of ethnophobia and xenophobia. The ethnic component is becoming key and decisive in the social and political life of our country and causes inter-ethnic tensions and conflicts. At the current stage of development of social relations, there is an urgent need to develop and further introduce a system of prevention and resolution of inter-ethnic conflicts, which would be based on the Concept of State National Policy. Consolidation of society in order to solve national problems should be identified as a priority in the Concept of State National Policy. Due to these circumstances, research into the tensions and conflicts of inter-ethnic interaction has conceptual and practical significance, attracts the close attention of researchers from various fields of scientific knowledge and encourages them to develop and implement effective ways of preventing and settling conflicts of this type.
The aim of the article was to present the results of the study of interethnic tensions and conflicts in the modern world. An important place is given to the impact of interethnic conflicts on the development of social relations. The scientific novelty of the provisions proposed in the article is the study of the peculiarities of interethnic interaction and conflicts. Practical importance lies in the possibility of using the findings of the article to develop programmes for preventing and settling inter-ethnic conflicts.
Keywords: inter-ethnic interaction, inter-ethnic conflicts, the host society, the phenomenon of ethnic revival, migration processes
Введение
Человечество на современном этапе представляет собой достаточно сложную систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей. Основными тенденциями развития общества является поликультурность и, как следствие, взаимовлияние культур. Активно применяемый в настоящее время межкультурный подход проявляется прежде всего в уважении, понимании и правильной оценке национального многообразия, отказе от изоляции и дискриминации, формировании солидарности и взаимной поддержки между членами межэтнических сообществ.
В то же время в мире наметилось усиление неравенства между индивидами и государствами, этносами и народами, обостряются социальные противоречия. В некоторых регионах нашей страны все чаще возникает этническая напряженность, заметны проявления ксенофобии и национализма, влекущие за собой различного рода столкновения между коренным населением и этническими меньшинствами (Бедрик, 2011).
С каждым днем принимающее общество все в большей степени осознает возникающие угрозы, связанные с приездом мигрантов. К ним относят изменение этнического баланса не в пользу принимающего государства, появление возможности развертывания конфликтов из-за непредсказуемого поведения мигрантов и др. Вследствие этого возникают этническая напряженность и нестабильность российского общества, находящие отражение в крайних формах противоборства — конфликтах.
Методология и результаты исследования
Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а рядом условий и обстоятельств, в которых они живут и развиваются. Это прежде всего преобладание негативного мнения, стереотипных установок о лицах, принадлежащих к отличным от русского этносам, стремительно растущее отчуждение народов, этнофобии и ксенофобии как следствия исторических причин, несправедливость административно-территориальной иерархии народов и др. (Савельев, 2011)
Для изучения особенностей напряженности и конфликтности межэтнического взаимодействия нами было проведено анкетирование в рамках работы лаборатории миграционных и межэтнических конфликтов Учебно-научно-практического центра разрешения конфликтов, функционирующего в Орловском государственном университете имени И.С. Тургенева. В исследовании приняли участие 60 человек. Возрастной контингент опрашиваемых — от 20 до 50 лет; 47% респондентов являлись русскими, а остальные в равных долях представлены другими национальностями, такими как узбеки, таджики, азербайджанцы, украинцы, белорусы, дагестанцы, чуваши, башкиры и др.
Респондентам был задан вопрос: «При знакомстве с другим человеком для Вас важна его национальная и этническая принадлежность?» Были получены следующие ответы: «нет, не важна» ответили 56% опрошенных; «не очень важна, но лучше если он (она) будет одной со мной национальности, этнической принадлежности» отметили 32% респондентов; «да, очень важна» подчеркнули 12% анкетируемых.
Для большинства участников анкетирования национальность в общении с другими людьми играет не самую важную роль, что свидетельствует об их толерантном отношении к оппонентам.
Участникам опроса также предлагалось указать свое отношение к представителям другой национальности. Относятся к ним нейтрально 60% опрошенных, воспринимают их доброжелательно — 36%, негативно — 4%. При уточнении факторов, которые повлияли на формирование отношения к оппонентам, наибольшее
количество голосов (72%) набрал вариант «повлияло собственное мнение, которое сложилось на основе жизненного опыта». вариант «мнение сформировалось под влиянием общественности, СМИ» выбрали 10% респондентов. Остальные опрошенные (8%) указали разные варианты: «под воздействием первоначально полученной информации от оппонента», «под влиянием внешнего облика человека, в том числе стиля одежды», «отношение определялось поступками оппонента». Результаты указывают на то, что большинство респондентов не подвергаются влиянию общественного мнения, предрассудков и стереотипов и предпочитают формировать свое мнение на основе личного опыта.
На вопрос «Сталкивались ли Вы с конфликтными ситуациями, где были бы задействованы лица другой национальности, этнической принадлежности?» ответ «да» выбрали 64% опрашиваемых, «нет» — 36% респондентов. Несмотря на то, что большей части анкетируемых в общении не важна национальная принадлежность оппонентов, в конфликтных ситуациях с представителями другой национальности участвовало большинство респондентов.
В рамках исследования у респондентов выяснялось, случались ли конфликты между людьми разных национальностей за последний год в населенном пункте, где они проживают. На этот вопрос затруднились ответить 52%, ответ «да» выбрали 24%, ответ «нет» — 24%. Создается впечатление, что половина опрашиваемых или не осведомлены о ситуации в своем регионе, или не интересуются темой, касающейся межэтнической напряженности и конфликтогенной активности. Треть респондентов проживает в регионах, где практически не наблюдается конфликтов между представителями разных национальностей (башкиры, чуваши и др.), а остальные — в регионах, где происходят подобные конфликты.
Среди причин возникающих межэтнических конфликтов респондентами были указаны такие как: «предоставление недостоверной информации», «недопонимание», «агрессия и неуважение со стороны представителя другой национальности», «расхождение во взглядах», «недопустимое поведение», «особенности темперамента оппонента», «намеренное провоцирование столкновения». Все причины указывают на проявление агрессии к самим респондентам. Возможными причинами такого поведения могут быть необразованность, невоспитанность, ответная реакция на поведение других, различия в культурных и духовных ценностях, менталитете и т.д. В большинстве случаев эти причины характеризуют личностные особенности субъектов конфликта и не имеют отношения к национальной специфике.
Респондентам задали вопрос: «Замечали ли Вы негативное отношение к себе со стороны представителей другой национальности?», 68% выбрали ответ «нет», 24% — «иногда», 4% — «да, очень часто».
Большинство опрошенных (80%) уважают культурные и религиозные традиции других народов. С формулировкой ответа затруднились 20%. Они не смогли выразить свое отношение к специфике представителей другой национальности. В большинстве случаев проявление терпимого отношения со стороны разных этносов к культуре друг друга свидетельствует о желании развиваться, взаимодействовать и узнавать историю, образ жизни и обычаи других народов.
В рамках исследования респондентов попросили выразить свое отношение к идее проведения мероприятий, направленных на национальное сплочение, встреч между представителями разных национальностей с целью знакомства с их традициями, обычаями, культурой и т.д. Эту идею поддержали 80% опрошенных, 20% отметили, что «другим этносам могут быть неинтересны наши традиции», «абсолютно нормально, что все люди разные, и не нужно делать их одинаковыми, лучше провести работу, касающуюся воспитания людей другой национальности».
На вопрос «Хотели бы Вы улучшить отношения с представителями другой национальности?» 60% респондентов ответили «да», 20% — «нет» и 20% выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
Затем респондентам предлагалось задуматься над вопросом: «Существует ли проблема взаимоотношений представителей разных национальностей только в нашей стране или касается всех государств?» Большинство опрошенных (68%) ответили «нет, эта проблема актуальна для многих стран», 24% респондентов считает, что «в нашей стране эта проблема стоит наиболее остро». 4% анкетируемых подчеркнули, что «проблема взаимоотношений представителей разных национальностей существует только в нашей стране», 4% опрошенных считает, что «есть другие страны, где эта проблема стоит наиболее остро».
Для снижения межэтнической напряженности, предупреждения конфликтов и налаживания конструктивного взаимодействия в современном обществе, по мнению респондентов, необходимо: «формировать толерантность с детства, не только к другим национальностям, но и ко всему, что отличается по каким-либо критериям»; «не подпадать под влияние стереотипов и предрассудков в отношении людей, с которыми лично не знакомы»; «создавать совместные проекты»; «знакомить с особенностями культуры и традициями других народов»; «на законодательном уровне регулировать взаимоотношения различных наций»; «проводить мероприятия по сплочению людей».
Проведенное исследование показало, что большинство людей заинтересованы в том, чтобы всеми способами снижать напряженность, возникающую в процессе социального взаимодействия, предупреждать и конструктивно урегулировать межэтнические конфликты, развиваться и знакомиться с особенностями культур других народов, осуществлять национальное воспитание. Необходимо также дополнить нормативно-правовую базу государства, регулирующую права и обязанности граждан из других стран.
Роль межэтнических конфликтов в развитии общественных отношений
Межэтническая напряженность и конфликтность, вызванные процессами стандартизации и унификации образа жизни людей, ростом их национального самосознания, имеют различные проявления в зависимости от социокультурного типа конкретного общества. Так, например, в экономически развитом обществе, отличающемся стабильностью и достаточно высоким уровнем культуры межнационального общения, противоречия на межэтнической почве проявляются преимущественно в политической сфере. В свою очередь, в менее благополучных и, следовательно, менее стабильных обществах эти противоречия, помимо политической,
возникают и в других сферах, а именно экономической, социальной, культурной и духовной (Васильев, 2002).
Воздействие межэтнического конфликта имеет комплексный характер и может проявляться сразу в нескольких сферах общественной жизни. Как правило, результаты этого можно проследить в становлении новых и демонтаже старых социально-политических, социально-экономических и иных общественных институтов, а также в ряде случаев в образовании новых государств на карте мира (Кубякин, 2005).
Существующая на протяжении последней четверти века относительно стабильная геополитическая картина мира в течение последних нескольких лет изменилась под воздействием факторов, внесших в нее заметные коррективы. К таким факторам можно отнести быстрое нарастание нестабильности в ряде регионов, противоречий и конфликтного потенциала в общественных отношениях, а также непрекращающуюся борьбу за ресурсы и влияние между различными странами, конфессиями, этническими группами, политическими партиями и иными силами.
В научной литературе выделяется несколько процессов, определяющих геополитический климат и общий облик мира:
1. Появление у ряда государств тревог и волнений по поводу состояния собственной внутренней и внешней безопасности. Это проявляется в естественном стремлении всех государств избежать вмешательства в свои внутренние дела, политической и территориальной дезинтеграции и сохранить себя в существующих национальных границах. Примечательно, что некоторые из стран вполне допускают пересмотр государственных границ соседей в свою пользу под предлогом «восстановления исторической справедливости» (Восточная Европа, Балканы, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион). Это обусловлено положениями Ялтинской системы послевоенного устройства мира, разрушением биполярной системы, ослаблением системы международной безопасности и нарастанием в ряде регионов внутриполитической нестабильности.
2. Регистрация сепаратистских настроений и процессов в ряде регионов. Обострившиеся межэтнические отношения, острые межконфессиональные споры и противоречия, новые, зачастую негативные, экономические реалии, появление политических элит и амбициозных лидеров, использующих броские лозунги и националистические призывы, — все это выступает в качестве питательной среды для межэтнических противоречий и нарастания сепаратизма.
3. Возникновение угрозы международного терроризма. Терроризм стал негласно рассматриваться и использоваться рядом государств как некий инструмент их военной политики и стратегии. К тому же терроризм стал формировать собственные армии, оснащенные современной тяжелой военной техникой, а некоторые крупные террористические организации стремятся стать самостоятельными игроками на мировой арене. Динамика событий последних лет говорит о существовании угрозы развязывания силами международного терроризма и его вдохновителями новых крупномасштабных вооруженных конфликтов и войн в различных регионах.
4. Перемещение больших масс людей из одних регионов мира (бедных, нестабильных) в другие (социально благополучные, развитые и стабильные). Можно говорить о процессе «обратной колонизации», при котором население бывших колоний требует у бывших колонизаторов предоставления ему равных прав и возможностей, которых они были лишены в период западного колониального господства. Манипуляции миграционными процессами стали своеобразным инструментом геополитики ряда великих мировых держав. Миграционные волны с течением времени размывают границы общественно-политической стабильности многих европейских государств, изменяя их как внешне, так и внутренне. Это, в свою очередь, создает предпосылки к возникновению новых геополитических реальностей и новых угроз.
5. Ведение информационных войн. Они используются как серьезный инструмент внутренней и внешней политики крупных развитых государств. Например, применение государствами специальных информационных технологий как во внутриполитической борьбе, так и при решении ряда внешнеполитических задач (Евстигнеев, 2015).
Последствия межэтнических конфликтов
Существенное влияние межэтнические конфликты оказывают на психологию людей. Они могут приводить не только к возникновению неприязни между представителями разных этносов в межэтническом общении, но и проявляться в виде различных форм национализма (Бородкин, 1989).
Говоря о демографических последствиях межэтнических конфликтов, следует отметить, что они оказывают существенное влияние на различные сферы жизни общества и могут стать причиной или предпосылкой новой волны напряженности.
В современной научной литературе выделяют следующие негативные последствия межэтнических конфликтов:
1) человеческие жертвы. Например, около миллиона человек на территории бывшего СССР составляет число погибших / пропавших без вести в ходе различных межэтнических столкновений/конфликтов/войн (чеченских войн, конфликта в Приднестровье, грузино-абхазского конфликта, карабахского конфликта и др.);
2) массовые перемещения населения и сдвиги в расселении. Зачастую массовая миграция из районов повышенной конфликтности стимулирует проявление негативных тенденций в межэтнических отношениях, когда новая этническая конфигурация в районах скопления мигрантов приводит к конкуренции разных этносов в сфере занятости, проживания, а также общения. Это может приводить к появлению шовинистических настроений, созданию групп/организаций/партий националистической направленности. Стоит отметить, что вынужденные переселенцы сталкиваются с невозможностью реализации в полном объеме своих потребностей и интересов, теряют свой прежний статус, что создает предпосылки для формирования негативного отношения к новому социальному окружению;
3) изменение демографического поведения и состава населения. Возрастающее чувство неуверенности, «шаткости» своего положения, которое характерно для населения в зонах повышенной напряженности и конфликтов, приводит к отсрочке
заключения браков, отказу от рождения детей или к откладыванию их появления, разрыву или ослаблению семейных связей — все это негативно сказывается на показателях рождаемости и брачности (Джунусов, 2002). 4) Миграции, характерные для конфликтного периода, существенно изменяют половозрастной состав населения. Так, например, места постоянного проживания покидают в первую очередь женщины с детьми и престарелые. Примечательно, что именно эти наиболее незащищенные категории населения в последнюю очередь возвращаются в места постоянного проживания (Кубякин, 2005).
На современном этапе развития отношений межэтнические конфликты выступают в качестве фактора, формирующего новые типы межэтнического взаимодействия, которые исключают крайние, насильственные способы разрешения возникающих противоречий.
Методы предупреждения межэтнических конфликтов
На современном этапе развития общества оформилась потребность в разработке и последующем внедрении в практику системы предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов, которая бы опиралась на Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации. В качестве приоритетной задачи в ней должна быть обозначена консолидация общества для решения общенациональных проблем и вызовов.
По мнению исследователей, на первый план в последние годы выходят политические и исследовательские направления, касающиеся следующих вопросов: изучения проблемы локальных межэтнических конфликтов; анализа текущего состояния и основных тенденций этнополитических процессов на микроуровне (Вишнякова, 2002).
Советский и российский политолог В.С. Зорин убежден, что игнорирование проблемы локальных межэтнических конфликтов может привести к возникновению стабильных очагов социальной напряженности и конфликтности. Исследователь акцентирует внимание на том, что анализ специфики межэтнических отношений на микроуровне и выявление роли этнических меньшинств в формировании этно-политической ситуации в районах и населенных пунктах необходимы (Зорин, 2002).
Российский конфликтолог Е.И. Степанов убежден в том, что межэтнические конфликты «не только продолжают притягивать к себе пристальное внимание, но и все больше требуют организованных и целенаправленных усилий, способных обеспечить выработку и реализацию эффективных мер по их урегулированию или предотвращению» (Степанов, 1998).
Межэтнические конфликты непосредственно воздействуют на состояние систем макро- и мегауровней, т.е. на этнополитические процессы на уровне субъекта Федерации и на общегосударственном уровне. В некоторых случаях они могут приводить к их качественному преобразованию: к изменению политико-правового статуса субъекта; распаду государства или выходу отдельных территорий из состава государства.
По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, любой конфликт легче предупредить, чем преодолевать, когда он уже разгорелся. Предви-
деть возникновение локальных межэтнических конфликтов — значит иметь возможность своевременно предпринять меры по предупреждению или скорейшему, с наименьшими потерями, урегулированию. Поэтому меры по предупреждению локальных межэтнических конфликтов должны быть заложены в основе осознанной политики государства.
Предупреждение локального межэтнического конфликта, по мнению исследователя В.П. Пугачева, представляет собой «действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или же предполагающие устранение причин, источников конфликта, разрядку конфликтной напряженности, предотвращение формирования конфликтного создания, кризиса и конфликтных действий». Поскольку межэтнические столкновения легко эскалируются и имеют тенденцию становиться затяжными, наиболее эффективна та работа, которая проводится на латентной стадии. Такая деятельность требует наличия в регионах/районах специалистов, имеющих полномочия и опыт работы в данной сфере. Они должны понимать, что межэтнические столкновения обусловлены как объективными, так и субъективными факторами (Иванов, 1993).
Большинство современных конфликтологов-практиков убеждены, что предупреждение или урегулирование того или иного конфликта представляется невозможным без предварительного сбора эмпирического материала, анализа развертывания и протекания конфликтных ситуаций, характеристики и оценки их типа, остроты, стадии, особенностей взаимодействия конфликтующих сил (отдельных индивидов, групп). По отношению к локальным межэтническим конфликтам следование данным курсом позволяет в режиме реального времени проверять истинность исследовательских гипотез и оценивать эффективность выдвигаемых прогнозов (Лурье, 2010).
Для предупреждения локальных конфликтов на этнической почве необходимо:
1) стабилизировать и увеличить число старожильческого населения за счет улучшения демографической и социальной политики, целью которой было бы стимулирование рождаемости и снижение смертности населения;
2) снизить объем миграционного оттока постоянного населения;
3) оптимизировать внешние миграционные потоки по количественным и качественным параметрам (легальная миграция в объемах, отвечающих потребностям конкретных регионов; приоритет миграционной политики для российских соотечественников);
4) проводить политику, направленную на интеграцию мигрантов и местного населения;
5) организовывать и проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения по ослаблению националистических и шовинистских настроений и их криминальных проявлений;
6) применять правовые меры воздействия по предупреждению ксенофобии и др. (Мурашева, 2015)
Установление сотрудничества между федеральными, областными, местными органами власти и этническими общественными объединениями (диаспорами) об-
ластного уровня — это наиболее действенный метод предупреждения возникновения локальных межэтнических конфликтов.
Для раннего предупреждения локальных межэтнических конфликтов необходимо владеть следующей информацией:
1) статистическими данными о социально-экономической, демографической, миграционной и криминогенной ситуации в регионе/районе в динамике за последние 5 лет;
2) нормативно-правовыми документами региональных органов власти (администраций, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) по проблемам миграции и межэтнических отношений;
3) документацией этнических общественных объединений (уставами, планами работы, заявлениями, обращениями);
4) материалами местных СМИ (радио, телевидения, районных/областных печатных и электронных газет, наглядной агитации, интернет-порталов) по этнической тематике;
5) результатами социологического мониторинга, посвященного межэтническим отношениям, а именно социологическими опросами, данными фокус-групп;
6) экспертными оценками динамики уровня напряженности и конфликтности региона/района (Кубякин, 2005).
По мнению многих исследователей, занимающихся изучением межэтнических конфликтов, их предупреждение должно осуществляться на двух уровнях — общесоциальном и психологическом.
На общесоциальном уровне предупреждение межэтнических конфликтов включает в себя:
1) последовательное осуществление экономической, социальной и культурной политики в интересах всех этнических групп региона;
2) повышение толерантности и культурного уровня граждан;
3) укрепление верховенства права;
4) активное взаимодействие с лидерами этнических диаспор;
5) тщательная работа со СМИ, а именно мониторинг и проверка опубликованной информации;
6) последовательная реализация социальных программ, направленных на реализацию интересов той или иной этнической группы и т.д. (Грачев, 2018).
На этом уровне крайне важно работать над укреплением доверия, совершить пересмотр ценностей в сторону повышения уважения к правам и свободам личности и осуществлять борьбу с насилием и нетерпимостью.
Предупреждение межэтнических конфликтов на психологическом уровне включает в себя:
1) поддержку и последующее воздействие контратак, способных блокировать первоначальные агрессивные намерения и установки конфликтующих сторон;
2) осуществление работы по изменению индивидуального отношения к проблемной ситуации и поведения в ней;
3) влияние на статус и поведение оппонентов в том или ином конфликте (Муко-мель, 2014).
Так, в целях содействия укреплению общественного согласия, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, предотвращения возникновения межэтнических конфликтов власти Орловской области инициировали создание координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Губернаторе Орловской области1.
Основными задачами данной структуры являются:
1) мониторинг и анализ процессов в сфере межконфессиональных и межнациональных отношений, подготовка предложений по взаимодействию с религиозными и национальными организациями Орловской области;
2) координация деятельности органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и общественных организаций Орловской области по реализации государственной национальной политики, а также политики государства в сфере совести и религиозных объединений;
3) выявление причин и источников потенциальных межнациональных конфликтов, выработка предложений по их нейтрализации;
4) разработка рекомендаций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории Орловской области;
5) поддержка и развитие межнационального и межконфессионального диалога, формирование уважительных и конструктивных взаимоотношений между представителями различных национальностей и вероисповеданий2.
6) Всесторонний практико-ориентированный прогностический анализ в сфере межэтнических отношений позволит местным властям осуществлять своевременную выработку и принятие соответствующих управленческих решений. Приоритетами в данном случае являются социально-политическое партнерство заинтересованных участников, этнокультурный и межконфессиональный диалог, степень продуктивности которого во многом зависит от этноконфессионального состава региона.
Вопрос укрепления полиэтничной российской идентичности на территории Орловской области в контексте проблемы обеспечения этнокультурного единства и сотрудничества может быть решен исключительно путем повышения общекультурного уровня населения региона.
Особое значение для повышения эффективности государственной национальной и конфессиональной политики в сфере предупреждения возникновения межэтнических конфликтов, реализуемой на территории Орловской области, могут иметь соответствующие региональные целевые программы по поддержке этнокультурных общностей на территории области. Целесообразно также создание
1 О Стратегии государственной национальной политики Орловской области на период до 2025 года: Указ Губернатора Орловской области от 18.11.2014 № 438 (с изм. на 08.02.2019). URL: http://docs.cntd. ru/document/411712831 (дата обращения: 28.10.2020).
2 О создании координационного совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Губернаторе Орловской области: Указ Губернатора Орловской области от 23.10.2014 № 390 (с изм. на 22.06.2020), URL: http://docs.cntd.ru/document/423813481 (дата обращения: 26.10.2020).
центров этнических культур, домов дружбы народов, клубов интернациональной дружбы в учебных учреждениях, основанных на положениях и не противоречащих «Стратегии государственной национальной политики Орловской области на период до 2025 года»1.
На данный момент на территории Орловской области зарегистрированы три национально-культурные автономии и девять общественных организаций, представляющих интересы других этнических групп. Тесное сотрудничество данных организаций с органами государственной власти региона позволит наладить конструктивный диалог между представителями разных этносов и предупредит возникновение межэтнических конфликтов и столкновений на территории Орловской области.
На уровне межличностных отношений для профилактики межэтнических конфликтов, можно использовать такие формы работы, как тренинги, дебаты (дискуссии), круглые столы, фестивали и др.
Проведение тренингов и дискуссий способствует развитию таких качеств, как терпимость и уважение к участникам. Задачи этих форм работы заключаются в следующем:
1) ознакомление участников с понятиями толерантности, критериями и функциями толерантности;
2) осознание причин и последствий проблем, возникающих в результате взаимодействия человека с представителями других культур;
3) учет последствий нетерпимости между народами и культурами;
4) развитие навыков и установок, необходимых для успешного взаимодействия с представителями различных культур;
5) поддержание позитивной самооценки и позитивной этнической идентификации среди участников;
6) поощрение уважения к истории, языку, традициям и религии других народов и т.д. (Мурашева, 2019)
В межэтнических конфликтах присутствует не только неадекватное отражение действительности, но и элементы иррационального, стихийного поворота событий. Поэтому необходимым условием предупреждения межэтнических конфликтов должен быть учет состояния массового сознания, существующих представлений о проблемах в сфере межэтнических отношений, реальных ожиданий масс, их ориентации на традиции и правила поведения.
Выводы
Таким образом, предотвращение межэтнических конфликтов является жизненно важным условием существования любого многонационального общества. Противоречивые межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не только задержива-
1 О Стратегии государственной национальной политики Орловской области...
ют общественное развитие, но и могут менять его направление, создавать новые негативные тенденции, т.е. закладывать фундамент для конфликтов у будущих поколений.
Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а рядом условий и обстоятельств, в которых они живут и развиваются. Это прежде всего преобладание негативного мнения, стереотипных установок о лицах, принадлежащих к отличным от русского этносам, стремительно растущее отчуждение народов, этнофобии и ксенофобии как следствия исторических причин, несправедливость административно-территориальной иерархии народов и др. Поэтому в качестве приоритетной задачи в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации должна быть обозначена консолидация общества для решения общенациональных проблем и вызовов.
Установление сотрудничества между федеральными, областными, местными органами власти и этническими общественными объединениями (диаспорами) областного уровня — это наиболее действенный метод предупреждения возникновения локальных межэтнических конфликтов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Бедрик А.В. Этнические риски адаптации мигрантов в современном российском обществе. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2011, No. 1, 143-148.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.
Бузовский И. Социальная напряженность и тревожность в контексте диагностики общественных конфликтов. Социология: теория, методы, маркетинг, 2008, No. 3, 169-176.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов: управление эмоциями, стратегии поведения в конфликте, уверенное поведение на переговорах. СПб.: Речь, 2002.
Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации работников образования. Минск: Университетское, 2002.
Грачев А.В., Овчинникова Т.М. Структурная модель межэтнического конфликта: проблема формализации. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018, 1(18), 56-59.
Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: учебное пособие для студентов университетов и педагогических вузов. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000.
Джунусов М.С. О мере своеобразия национальных культур, 2002, 125-128, URL: http://ecsocman.hse.ru/data/053/913/1217/015.JOUNOUSSOV.pdf (дата обращения: 29.10.2020).
Зорин В. Российская Федерация: проблемы формирования культуры межнационального общения. В кн.: Формирование культуры межнационального общения на Дону: Опыт и проблемы. Ростов-на-Дону, 2002. С. 56-59.
Иванов В. Межнациональная напряженность в региональном аспекте. Социологические исследования, 1993, No. 7, 120-124.
Кубякин Е.О. Социально-структурные предпосылки межэтнической напряженности: дис. ... канд. социол. наук. Новочеркасск, 2005.
Мурашева С.В. Проблемы организации бесконфликтной межличностной коммуникации в поликультурной образовательной среде вуза. В кн.: Шаг в науку: сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Махачкала: Алеф, 2019. С. 631-636.
Мурашева С.В. Этноконфликтология (теоретико-методологические аспекты): учебное пособие. Орел: ОГУ, 2015.
Савельев А. Этнополитика: От теории к практике. Вестник аналитика, 2011, No. 6, 5-12.
Степанов Е. Социальные и межнациональные конфликты. Проблемы экспертного мониторинга. Национальная электронная библиотека, 1998.
REFERENCES
Bedrik, A.V. (2011). Etnicheskie riski adaptacii migrantov v sovremennom rossijskom ob-shchestve [Ethnic risks of mifrants' adaptation in contemporary Russian society]. Izvestiya yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki [News bulletin of southern Federal University. Pedagogical science], No. 1, 143-148.
Borodkin, F.M., Koryak, N.M. (1989). Vnimanie: konflikt! [Attention: conflict!]. Novosibirsk: Nauka.
Buzovskij, I. (2008). Social'naya napryazhennost' i trevozhnost' v kontekste diagnostiki obshchestvennyh konfliktov [Social tension and anxiety in the context of diagnostic of societal conflicts]. Sociologiya: teoriya, metody, marketing [Sociology : theory, methods, marketing], No. 3, 169-176.
Vasil'ev, N.N. (2002). Trening preodoleniya konfliktov: upravlenie emociyami, strategii po-vedeniya v konflikte, uverennoe povedenie na peregovorah [Conflict overcoming training: emotion management, conflict strategies, confident negotiation]. SPb.: Rech'.
Vishnyakova, N.F. (2002). Konfliktologiya: uchebnoe posobie dlya slushatelej sistemy povy-sheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya [Conflictology: a textbook for students of the system of advanced training of educational workers]. Minsk: Universitetskoe.
Grachev, A.V., Ovchinnikova, T.M. (2018). Strukturnaya model' mezhetnicheskogo konf-likta: problema formalizacii [Structural model of interethnic conflict: the problem of formalization]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Guman-itarnye issledovaniya [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research], 1(18), 56-59.
Denisova, G.S., Radovel', M.R. (2000). Etnosociologiya: uchebnoe posobie dlya studentov universitetov i pedagogicheskih vuzov [Ethnosociology: a textbook for university students and pedagogical universities]. Rostov-na-Donu: CVVR.
Dzhunusov, M.S. (2002). O mere svoeobraziya nacional'nyh kul'tur [About the measure
of the originality of national cultures], 125-128. Available at: http://ecsocman.hse.ru/ data/053/913/1217/015.JOUNOUSSOV.pdf (data obrashcheniya: 29.10.2020).
Zorin, V. (2002). Rossijskaya Federaciya: problemy formirovaniya kul'tury mezhnacion-al'nogo obshcheniya [Russian Federation: problems of forming a culture of interethnic communication]. In: Formirovanie kul'tury mezhnacional'nogo obshcheniya na Donu: Opyt i problem [Formation of a culture of interethnic communication in the Don: Experience and problems] (pp. 56-59). Rostov-na-Donu.
Ivanov, V. (1993). Mezhnacional'naya napryazhennost' v regional'nom aspekte [Interethnic tensions in the regional aspect]. Sociologicheskie issledovaniya, No. 7, 120-124.
Kubyakin, E.O. (2005). Social'no-strukturnye predposylki mezhetnicheskoj napryazhennosti [Socio-structural prerequisites for interethnic tension] (PhD Thesis). Novocherkassk.
Murasheva, S.V. (2019). Problemy organizacii beskonfliktnoj mezhlichnostnoj kommu-nikacii v polikul'turnoj obrazovatel'noj srede vuza [Problems of the organization of conflict-free interpersonal communication in the multicultural educational environment of the university]. In: Shag v nauku: sbornik materialov IIMezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii [Step into Science: Collection of Materials of the II International Scientific and Practical Conference]. Mahachkala: Alef. pp. 631-636.
Murasheva, S.V. (2015). Etnokonfliktologiya (teoretiko-metodologicheskie aspekty): ucheb-noe posobie [Ethno-conflictology (theoretical and methodological aspects): textbook]. Orel: OGU.
Savel'ev, A. (2011). Etnopolitika: Ot teorii k praktike [Ethnopolitics: From Theory to Practice]. Vestnik analitika, No. 6, 5-12.
Stepanov, E. (1998). Social'nye i mezhnacional'nye konflikty. Problemy ekspertnogo monitoringa. Nacional'naya elektronnaya biblioteka [Social and interethnic conflicts. Expert monitoring problems. National Electronic Library].