Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ «НА СЕБЯ» В СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ'

ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ «НА СЕБЯ» В СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъективные представления / жизненная успешность / направленность личности / самореализация

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деева Наталья Александровна

В статье ставится проблема исследования субъективных представлений о жизненной успешности. Представлены результаты качественного исследования субъективных представлений о жизненной успешности. Направленность личности «на себя» описывается как ведущая тенденция субъективных представлений о жизненной успешности, которая проявляется в проблеме содержательного наполнения процесса самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Деева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ «НА СЕБЯ» В СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ»

внимание, способность концентрации, интроспекциии самоконтроля. Логичнее всего связать подобное состояние с акме в его индивидной, личностной и субъектно-деятельностной ипостасях, понимая под акме, в соответствии с мнением исследователей, высшую точку, период расцвета личности, наивысших ее достижений, максимальное развитие способностей, дарований и зрелость человека [2, 2003, с. 217]. Таким образом, совокупная работа ума и сердца, мудрость, внимание и самоконтроль, с одной стороны, а с другой, - выбор, фокус предпочтений, свобода воли, мотивация, - вот, что влияет на характер и избирательную направленность смыслообразования, обуславливающего самопроявления и самореализацию личности, достигшую уровня акме.

Резюмируя сказанное, отметим следующее. Во-первых, в процессе смыслообразования важны фронтиры - «точки выделенности», включающие в себя эмерджентность, «движение в сложности», рекурсивность и фрактальность. Их осознание требует ускоренных рефлексивных актов. Во-вторых, в ситуации «thedigital», когда Интернет выступает конструктором жизнедеятельности человека, а субъект оказывается актором цифровых взаимодействий, смысловые регуляции испытывают программирующее воздействие сетевых коммуникаций и подвержены манипулятивным эффектам. В-

третьих, к специфическим условиям смыслообразования относятся вибрационные характеристики любого психо-ментального состояния, «сцепка» умственных и душевных энергий. Для стадии акме, указывающей на вершину деятельных способностей, высшую концентрации внимания и самоконтроля, характерен уход от возрастания меры хаотизации и стремление минимизировать энтропию.

Литература

1. Аршинов В.И. Сложностной мир и его наблюдатель // Философия, методология и история науки. 2015. Т. 1. № 1. С.86-99.

2. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.

3. Лем C. Системы оружия двадцать первого века //Библиотека XXI века. М.: АСТ, 2003.

4. Леонтьев Д. А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ //Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002. С. 13-46.

5. Лешкевич Т. Г. Цифровые трансформации эпохи в проекции их воздействия на современного человека // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 439. С.103-109.

6. Лешкевич Т.Г., Мотожанец А.А.,Катаева О.В. Цифровая детерминация и трансформация смысложизненной рефлексии.Ростов-на-Дону - Таганрог, Изд-во ЮФУ. 2020.

7. Толочек В. А. «Акме»: пространство и время проявления феномена // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 204-213.

8. Хоружий С.К. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во Гуманитарной литературы, 1998.

9. Saito, Tamaki (2013) Hikikomori: Adolescence Without End, University of Minnesota Press, Minneapolis, MN.

УДК 159.9

ПРОБЛЕМА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ «НА СЕБЯ» В СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ О ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ

Деева Наталья Александровна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

Аннотация.

В статье ставится проблема исследования субъективных представлений о жизненной успешности. Представлены результаты качественного исследования субъективных представлений о жизненной успешности. Направленность личности «на себя» описывается как ведущая тенденция субъективных представлений о жизненной успешности, которая проявляется в проблеме содержательного наполнения процесса самореализации.

Ключевые слова: субъективные представления, жизненная успешность, направленность личности, самореализация.

THE PROBLEM OF PERSONALITY FOCUS "ON ONESELF " IN SUBJECTIVE REPRESENTATIONSOF LIFE SUCCESSFULNESS

Deeva N.A.- candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogics, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department of General and Social Pedagogy of the Kuban State University, Krasnodar.

Abstract.

The article raises the problem of studying subjective representations about life successfulness. The results of a qualitative study of subjective representations about life successfulness are presented. The orientation of the personality "on oneself" is described as the leading trend of subjective representations about life successfulness, which manifests itself in the problem of the content of the process of self-realization.

Key words: subjective representations, life successfulness, personality orientation, self-realization.

Субъективные представления затрагивают отдельные аспекты индивидуальной картины мира [4], формируются на основе индивидуального восприятия и опыта человека, определяют поведение и восприятие реальности субъектом [2], направляют прогнозирование и принятие решений [5].Центральной функцией субъективных представлений является регуляционная, которая заключается в опосредовании восприятия и осознания мира личностью на основании его индивидуального опыта, в предвосхищении событий, поступков и поведения посредством наиболее значимых и актуальных элементов представлений, касающихся каких-либо аспектов индивидуальной картины мира, например, жизненной успешности. В структуре субъективных представлений, так же как и в социальных представлениях, выделяются так называемые «ядерные элементы», которые являются наиболее типичными для большинства людей. Эти элементы могут быть представлены ценностями, установками, принципами, направленностью личности и т.п., на основании которых личность интерпретирует события и факты [1] как внешнего социального мира, так и своей собственной жизни, создает ее проект и намечает пути его воплощения.

С этих позиций субъективные представления о жизненной успешности это представления конкретной личности о себе и мире, о тех сторонах и интенциях, которые по личному мнению определяют жизненную успешность и являются ориентирами для постановки целей, актуализации значимости тех или иных ценностей и смыслов.

С целью выявления структуры субъективных представлений о жизненной успешности современной личности было проведено эмпирическое исследование на выборке респондентов в количестве 705 человек с возрастным диапазоном 18-60 лет, имеющих различный социальный статус и положение. В рамках проведения авторской методики «Жизненная успешность» респондентам предлагалось ответить на открытый вопрос: «Жизненная успешность для Вас — это прежде всего (дайте ответ в развернутой

произвольной форме)». Полученные эмпирические данные были подвергнуты обработке при помощи структурирующего контент-анализа, основанного на индуктивном извлечении категорий.

Результаты показали многомерную картину субъективных представлений о жизненной успешности, где она выражается через ценности, жизненные сферы, совокупность достижений (результатов), и процессы, реализующиеся через такие виды направленности личности как, «на себя», «на дело», «на других».

В данном случае рассмотрим представление о жизненной успешности как процесс, направленный «на себя», так как данное представление о жизненной успешности присутствует у 58,6% респондентов. В высказываниях респондентов жизненная успешность отождествляется с такими процессами и явлениями как самореализация, саморазвитие, самоудовлетворенность и удовлетворенность, удовольствие и личное счастье. Причем в наиболее возрастных подгруппах выборки процент присутствия данной категории увеличивается. Так, в возрастной группе 18-22 года - это 58,1%, 23-29 лет - 56,66 %, 30-39 лет - 60,78 %, 40-49 лет - 61,54%, 50-60 лет - 83,33%. Соответственно, в современной ситуации наиболее возрастные респонденты в большей степени представляют жизненную успешность как процесс, направленный на удовлетворение личных (индивидуальных) потребностей.

При более детальном качественном анализе было выявлено, что выраженность представлений о жизненной успешности через направленность «на себя» имеет не только количественные, но и существенные содержательные различия в возрастных подгруппах.

В подгруппах более молодого возраста с 18 до 39 лет данная тенденция проявляется через отождествление жизненной успешности с самореализацией. Остановимся подробней на данном факте. С одной стороны, с позиции возрастной психологии и акмеологии это вполне объяснимый факт. Данный возрастной диапазон характеризуется наибольшей социальной, профессиональной и личностной активностью человека - все это представляет внешние формы самореализации, направленные на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности. При этом, существует и внутренняя форма самореализации, связанная с личностном ростом [3].

С другой стороны, при собеседовании по результатам анкетирования респонденты зачастую затруднялись содержательно охарактеризовать процессы самореализации. Особенную трудность вызывали такие вопросы, как: «Что Вы будете реализовывать?», «В чем проявится Ваша самореализация?», «Зачем Вам нужна самореализация?», «Кому нужна Ваша самореализация?». Наиболее частыми ответами являлись такие, как: «реализовать свой потенциал», «развиваться, чтобы реализовываться», «раскрыться», «получить удовлетворение». При этом, при дальнейшем прояснении смыслов выяснялось, что есть существенные трудности с пониманием собственного потенциала, с пониманием того, зачем вообще это нужно, к чему это приведет, что даст личности и обществу.

На наш взгляд, это является проблемным полем современной личности и психологии, когда «самореализация» становится неким шаблоном жизненной успешности, скорее навязанным обществом, чем принятым и осмысленным самим человеком. Такое положение вещей можно объяснить модой, излишней популистской психологизацией общества, преобладанием индивидуалистических и инфантильных тенденций. Самореализация, в данном случае, становится не инструментом личностного роста и вхождения человека в социокультурное пространство, а бессмысленным клише, закрывающим перспективы становления человека как гражданина. При этом, в научной психологии проблематика самореализации является актуальной и достаточно противоречивой в плане определения ее содержания, форм, видов, сущностных характеристик.

Еще одним интересным фактом в пользу высказанных мыслей являются данные, полученные при проведении опроса в рамках форума в сообществе профессиональных психологов (количество опрошенных 50 человек). Большой процент опрошенных

представляет жизненную успешность как самореализацию (33%). При дальнейшем уточнении ответов у многих проявляются те же проблемы, связанные с содержанием и смыслом данного процесса. Это может сигнализировать о серьезности данной проблемы, так как психологи, оказывающие помощь личности и помогающие ее найти смыслы самореализации зачастую сами могут не понимать данных смыслов.

В возрастном диапазоне от 40 до 60 лет самореализация как проявление жизненной успешности встречается гораздо реже, большинство респондентов указывают на такие процессы как удовлетворенность жизнью, внутренняя гармония, удовольствие от жизни и счастье. В данном случае, люди в большей степени сконцентрированы на положительно эмоционально окрашенных внутренних состояниях, когда потребности согласуются с возможностями, принятыми и осмысленными человеком. Это также можно объяснить возрастными особенностями, жизненным опытом, а возможно и приоритетами поколения.

Еще раз отметим, что по сравнению с другими субъективными представлениями о жизненной успешности, направленность «на себя» занимает лидирующие позиции и проявляется у 58,6% опрошенных. Тогда как направленность «на других» у 12,63% опрошенных (жизненная успешность как помощь окружающим, забота, вклад в развитие общества), «на дело» у 10,88% опрошенных (жизненная успешность как решение определенных задач, выполнение своей работы). Это дает основание охарактеризовать субъективные представления о жизненной успешности в нашем обществе как индивидуалистские, ориентированные на Эго человека. Такая картина наиболее ярко высвечивает существующие проблемы во взаимоотношениях личности и общества, позволяет прогнозировать развитие данных проблем, а также намечать пути психологического просвещения и психологической помощи.

Литература

1. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования: [монография]. Российская академия наук, Институт психологии. -Москва: Институт психологии РАН, 2016. - 480 с.

2. Зуев Д.А. Психологическое исследование структуры субъективных репрезентаций важного жизненного события // Природные системы и ресурсы. 2014. №2 (8). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/psihologicheskoe-issledovanie-stmktary-subektivnyh-reprezentatsiy-vazhnogo-zhiznennogo-sobytiya (дата обращения: 09.02.2022).

3. Кудинов С.И., Кудинов С.С Методологические проблемы исследования самореализации личности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 696-699.

4. Юркова И.Г. Субъективные представления личности как фактор профессиональной самореализации // Южно-российский журнал социальных наук. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnye-predstavleniya-lichnosti-kak-faktor-professionalnoy-samorealizatsii (дата обращения: 24.01.2022).

5. Al-Najjar, Nabil & Casadesus-Masanell, Ramon &Ozdenoren, Emre. (1999). Subjective Representation of Complexity. https://www.researchgate.net/publication/5201713_Subj ective_Representation_of_Comple xity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.