Проблема налогообложения малого бизнеса в России The problem of taxation of small business in Russia
Нургумашева А .М
Студент 2 курса Ф-т управления персоналом организацией , Самарский государственный экономический университет
РФ,г.Самара e-mail: anurgumasheva@bk. ru
Nurgumasheva A.M
2nd year student The personnel management organization Samara State University of Economics RF, Samara Email: anurgumasheva@bk. ru
Научный руководитель Лукьяненко Людмила Фёдоровна
Доцент кафедры налогов и налогообложения Самарский государственный экономический университет
РФ,г.Самара
Scientific adviser Lukyanenko Lyudmila Fedorovna
Associate Professor,Departmen of Taxes and Texation Samara State University of Economics RF, Samara
Аннотация.
Одной из ключевых проблем современного этапа российских реформ является стимулирование активности малых предприятий, обеспечивающей устойчивый рост экономики. Данная статья посвящена изучению проблем малого бизнеса в Российской Федерации и в частности в Самарской области. Раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. Рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, а также описаны некоторые рекомендации по их решению.
Annotation.
One of the key problems of the current stage of Russian reforms is the stimulation of the activity of small enterprises, which ensures sustainable economic growth. This article is devoted to the study of small business problems in the Russian Federation and, in particular, in the Samara region. The role of taxation for small business is revealed. The main current problems of taxation systems for small businesses are considered, and some recommendations for their solution are described.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, налоги, малый бизнес, законодательство, налоговая ставка.
Key words: sole proprietor, taxes, small business, legislation, tax rate.
Не секрет, что одним из источников дохода государства и бюджета субъектов Российской Федерации являются налоговые поступления, изъятые как с физических и юридических лиц. Высокие налоговые поступления обеспечивают малый и средний бизнес. В период с 1987 по 1995 год бизнес рос и развивался, обеспечивая стабильные налоговые поступления в государственное казначейство. Однако, с 1995 года малый бизнес начал приходить в упадок. Какие факторы препятствуют развитию малого бизнеса?
Это наиболее важные проблемы, которые необходимо решать:
1. Организационные, связанные с юридическими формальностями и регистрацией, открытие банковского счета и т.д.
2. Отсутствие производственных мощностей и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правозащитная деятельность
3. Финансовые проблемы и проблемы капитализации индивидуальных сбережений; трудности с ликвидностью при легализации капитала для регистрации предприятия; проблема формирования стартового капитала, связи с поставщиками
4. Кредитная нестабильность, низкая социальная защита предпринимателей и их работников. Правительство пытается принять меры, но все эти решения как обезболивающее средство для пациента уменьшают боль, но не излечивают. Дело в том, что любое решение любой проблемы имеет как положительные, так и отрицательные стороны. [1]
Вот один из примеров. Одной из важных проблем малого бизнеса была и остаётся проблема высоких уровней налогообложения. В дополнение к этому есть громоздкая система подачи налоговых деклараций и финансовой отчетности. Это не очень приятная картина. Государство предложило предпринимателям такой вид налога, как единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Этот вид налога существенно снижает нагрузку на предпринимателей. Система специальных режимов налогообложения в форме ЕНВД в существенной мере направлена на создание льготных условий в первую очередь для организаций и предпринимателей, занимающихся розничной торговлей. Казалось бы, малый бизнес возродился и должен был продолжать свое развитие, но он не так хорош, как кажется.
Вот негативные моменты этой формы налогообложения:
1. Обязательность налога и обязанность налогоплательщика перейти на этот режим налогообложения без права выбора другой налоговой системы.
2. Установленный эталонный доход, который часто не имеет никакого экономического обоснования и не соответствует фактическим результатам предпринимательской деятельности.
3. В законодательстве всегда учитываются специфические особенности индивидуальных предпринимателей, такие как осуществление деятельности самостоятельно или с привлечением работников, режим работы и периодичность проведения мероприятий, а также возможность приостановки деятельности. Одновременно с этим не принимается во внимание, что большинство индивидуальных предпринимателей занимаются мелким и малодоходным бизнесом и не могут быть приравнены по размерам базовой доходности к юридическим лицам и предпринимателям, использующим в своей деятельности труд наемных работников. В результате во многих регионах значения основных показатели рентабельности оказывают большое влияние на стоимость налоговой базы, установленной для определенных категорий налогоплательщиков или существенно завышенной или заниженной величины, что приводит к неравенству условий налогообложения в этих регионах и, как следствие, к сбою целостности единого экономического пространства в стране.
4. Компания, переведенная в режим оплаты ЕНВД, выступает в качестве невыгодного партнера, так как не является плательщиком НДС и не может выставлять счет покупателю на компенсацию. Потребители продукции индивидуального предпринимателя, которые перешли на единый налог, не могут взять на себя налог на добавленную стоимость.
5. Ограничение количества лиц, которые могут применять ЕНВД
6. Сумма налога не зависит ни от дохода, ни от убытка
7. Если работодатель сдает в аренду значительную торговую площадь для розничной торговли, сумма вмененного дохода будет большой
8. Сумма вмененного дохода может быть уменьшена за счет премий при расчете и выплате заработной платы работникам, но обычно число работников не велико, поэтому сумма страховых взносов на сокращение будет небольшой[2].
Все это позволяет ставить вопрос об отмене в ближайшие два-три года специального налогового режима в виде ЕНВД. Одновременно с этим необходимо, по нашему мнению, реформировать систему экономического стимулирования развития малого предпринимательства в России исходя из реалий состояния российской экономики и менталитета предпринимательского сообщества. В первую очередь следовало бы решить вопрос о реальном уменьшении налоговой нагрузки организаций малого предпринимательства за счет снижения примерно наполовину тарифа взносов на социальное страхование. Данная мера позволит выйти из «тени» большому числу малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. К тому же, учитывая современную долю малого предпринимательства в экономике страны и в обеспечении доходов государства, снижение тарифов не приведет к серьезным потерям государственных внебюджетных социальных фондов.
Говоря об уровне развития малого предпринимательства в Самарской области, можно сказать, что за этими средними показателями скрывается достаточно неприятная ситуация.
Рисунок 1. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Самарской области в
2014-2018 гг.[4]
Несмотря на значительные финансовые вложения, направляемые на стимулирование создания рабочих мест в сфере малого предпринимательства, в регионе не происходит каких-либо существенных изменений в увеличении численности субъектов малого предпринимательства.
Это свидетельствует о том, что данный сектор экономики столкнулся с рядом серьезных проблем, преодоление которых будет способствовать дальнейшему развитию малого бизнеса и совершенствованию его структуры.
Более восьми тысяч человек в Самарской области уже отказались от статуса индивидуального предпринимателя. Заявки продолжают поступать. Об этом сообщили в региональном управлении Федеральной налоговой службы. Причина в том, что Федеральный закон увеличил размер фиксированных взносов, которые должны предприниматели оплатить в Пенсионный фонд России. Теперь он рассчитывается исходя не из одной,
а из двух минимальных зарплат. Данная тенденция увеличения взносов началась уже давно. Если в 2016 году выплата составляла 14 386 тысяч рублей, то сегодня каждый предприниматель должен ежегодно перечислять в ПФР 32 479 тыс. руб. Инновации вызвали много недовольства. Всё меньше и меньше людей хотят вести бизнес в регионе. Налоговые органы начали получать заявления о закрытии бизнеса в прошлом году. За последние лет пять налоговая база бухгалтерского учета ИП уменьшилась до более чем восьми тысяч человек [3].
В сложившейся ситуации правительством был принят закон о патентной системе налогообложения (ПСН). Это было сделано в надежде, что это поможет регулировать сбор налогов, и упростит работу для малых предприятий.
Преимущества этого вида налога следующие:
• предприниматели освободились от налога на доходы физ.лиц и НДС;
• предприниматели могут обойтись без контроля кассового аппарата, но только если они предоставят подтверждение внесения наличных средств.
Для предпринимателей, которые занимаются сезонной предпринимательской деятельностью, этот тип налогообложения является наиболее удобным, поскольку предприниматели могут получить патент только на месяцы курортного сезона. Ставка налога в режиме ПСН составляет 6% от возможного дохода предпринимателя в календарном году. Этот доход устанавливается областным законодательством. Потенциальные диапазоны годового дохода от 100 000 до 1 млн. руб.
Регионы имеют право увеличить максимум размер дохода (1 млн. рублей) по отдельным видам предпринимательской деятельности:
• в 3 раза (в отношении содержания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования,
• в 5 раз (в городах с населением более 1 млн. человек),
• в 10 раз (в отношении аренды жилых и коммерческих помещений, торговли, общественного
питания
Минимальная сумма налога на полученный патент за год составит 6000 рублей (6% от 100 тысяч). Если патент выдается на срок менее одного года, налог исчисляется пропорционально количеству месяцев, для которых Патент был выдан по той системе. Еще один плюс в системе ПСН, что бухгалтерский учет заменяется бухгалтерской книгой, в которой предприниматель обязан вести учет доходов.
С начала 2018 года на территории Самарской области зафиксирован рост количества индивидуальных предпринимателей, сделавших выбор в пользу применения патентной системы налогообложения. За 6 месяцев 2018 года региональным налоговым ведомством выдано патентов 3130 индивидуальным предпринимателям, что на 35% больше аналогичного периода прошлого года, из них 1076 ведут «патентный» бизнес на территории городского округа Самара. [5]
Подводя итоги, можем сказать, что в целях получения позитивного экономического и социального эффекта от преобразования системы малого предпринимательства в Российской Федерации необходимо выработать соответствующую программу действий. Она должна содержать не только меры по их налоговому стимулированию, снижению налоговой нагрузки на труд, но и меры по кардинальной перестройке всей системы специальных налоговых режимов. Остается надеяться, что все нововведения окажут положительное влияние на развитие малого бизнеса в Самарской области.
Список используемой литературы:
1. Митрофанова И.А., Эрентраут А. А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. № 1. Т. 1. С. 130-135.
2. Пансков В. Г. Налоговый маневр: каким он видится // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. № 6. С. 13-20.
3. .Бутузова А. С., Морозова С. А. Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 97-99.
4. Официальная статистика \ Предприятия и организации [Электронный ресурс].-Режим доступа: http:// samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/ ru/statistics/organizations/.
5. Данные по формам статистической налоговой отчётности | ФНС России Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/taxation/taxes/patent/6953090/