Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

ПРОБЛЕМА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / закупочная деятельность / участники закупок / мошенники / штраф / ответственность / legal regulation / procurement activities / procurement participants / fraudsters / fine / liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сороченкова К. А.

В данной статье рассматриваются проблемы мошенничества в области правового регулирование закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не всегда работает так, как задумывалось законодателем. Проблема в диспозитивности закона 223-ФЗ, в нем нет четких указаний, что делать и куда жаловаться в случае нарушений. К закупкам по данному закону меньше требований, что дает мошенникам больше возможностей влезть в систему и обмануть поставщика. В статье рассматриваются некоторые виды мошенничества, а также способы, как вовремя распознать мошенников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FRAUD IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF PROCUREMENT OF GOODS,WORKS, SERVICES SEPARATE TYPES OF LEGAL ENTITIES

This article discusses the problems of fraud in the field of legal regulation of the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities. Federal Law No. 223FZ “On the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities” does not always work as intended by the legislator. The problem is that Law 223-FZ is optional; it does not contain clear instructions on what to do and where to complain in case of violations. There are fewer requirements for procurement under this law, which gives fraudsters more opportunities to break into the system and deceive the supplier. The article discusses some types of fraud, as well as ways to recognize scammers in time.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

УДК 34

Сороченкова К.А.

студент магистратуры Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орёл, Россия)

ПРОБЛЕМА МОШЕННИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы мошенничества в области правового регулирование закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не всегда работает так, как задумывалось законодателем. Проблема в диспозитивности закона 223-ФЗ, в нем нет четких указаний, что делать и куда жаловаться в случае нарушений. К закупкам по данному закону меньше требований, что дает мошенникам больше возможностей влезть в систему и обмануть поставщика. В статье рассматриваются некоторые виды мошенничества, а также способы, как вовремя распознать мошенников.

Ключевые слова: правовое регулирование, закупочная деятельность, участники закупок, мошенники, штраф, ответственность.

Закупочная деятельность - это такой инструмент экономики, при котором минимизируются расходы средств федерального, муниципального бюджетов, а также средства предприятий, которые осуществляют за счет собственных средств закупку товаров, работ и услуг [9, с. 37].

В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, которая определяет, что в Российской Федерации функционирует единое экономическое пространство, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Реализация и функционирование данных задач было бы затруднительно без проведения

закупочных процедур, которые направлены на рациональное распределение денежных средств и развитию добросовестной конкуренции [11, с. 34-35].

18 июля 2011 г. законодатель принимает Федеральный закон №2 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Это один из важных законов, регулирующих процесс государственных закупок в России. Хотя закон был принят для того, чтобы обеспечить прозрачность и эффективность процесса государственных закупок, он не всегда работает так, как задумывалось.

Закон № 223-ФЗ не регламентирует некоторые процессы. Хоть законодатель и попытался закрыть пробелы в законе, который регулирует закупку ТРУ (товаров, работ, услуг) отдельными видами юридических лиц, к сожалению, ввиду некоторых обстоятельств Закон 223-ФЗ и другие нормативные правовые акты между собой работают неслажено, из-за чего у заказчика возникают трудности при проведении корпоративных закупок. Проблема в диспозитивности закона 223-ФЗ в нем нет четких указаний, что делать и куда жаловаться в случае нарушений [14, с. 2].

В 223-ФЗ есть лишь общие правила закупок:

- основные принципы закупок,

- требования к правовым положениям,

- указание чётких сроков,

- ведение отчётности,

- требования к содержанию документации о закупке и другое.

В этом законе отсутствует информация о том, как работать с нарушениями со стороны заказчика. Но из-за достаточно большого количества жалоб на действия заказчика появляется и много судебной и административной практики для выявления нарушений.

Правовую составляющую закупок товаров, работ, услуг, согласно 223 ФЗ, определяет:

1. Конституция РФ, которая обладает высшей юридической силой, являясь «фундаментом» законодательства в сфере государственных закупок.

2. Гражданский кодекс РФ, который определяет системообразующее, центральное место в структуре гражданского законодательства.

3. Федеральный закон 223-ФЗ, который принято считать специальным при проведении закупок.

4. Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Как указано в п.3 ст. 3 Гражданского кодекса РФ отношения, сопряженные с гражданским законодательством, имеют возможность регулироваться Указами Президента РФ.

Когда идет речь о закупках по 223-ФЗ, то здесь излишняя внимательность не повредит. К таким закупкам меньше требований и это даёт мошенникам больше возможностей влезть в систему и обмануть поставщика.

Нарушения и мошенничество по 223-ФЗ не редкое явление. Каждый год на госзакупки тратится от 20-30 трлн рублей, поэтому появляются заказчики, желающие пойти на хитрость.

Основные проблемы, связанные с процедурой проведения торгов и закупок:

1. Коррупционные нарушения. Должностное лицо получает часть денег с госконтракта, чтобы отдать победу нужному участнику.

2. Вымогательство. Нарушение, при котором может пострадать заказчики или поставщики. Например, когда заинтересованное лицо грозит сорвать закупку по системе обжалования.

3. Несогласованные траты средств. Когда заказчик расходует деньги не по ТЗ, а по своим личным нуждам. К этому можно отнести: приобретение имущества для перепродажи, покрытие расходов, не связанных с конкретными проектами.

4. Фальсификация документов. Это нарушение происходит со стороны поставщиков. Они предоставляют ложные лицензии или документы, которые помогают участвовать в торгах.

За этими нарушениями следует административная и уголовная ответственность. Нарушителем может стать: должностные или уполномоченные

лица, закупочная комиссия, члены приемной комиссии и эксперты, лица, которые отвечают за договор и проведение торгов, представители банка при выдаче банковской гарантии.

Штрафы за различные нарушения зависят от характера нарушения и контролируются ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Виды мошеннических схем.

Например, злоумышленники могут выдать себя за представителя электронной площадки или коммерческого заказчика. Мошенники оформляют фирму-однодневку на подставного директора, а затем регистрируют её в ЕГРЮЛ и в ЕИС.

Фиктивный тендер. Это одна из самых популярных мошеннических схем. От имени реального заказчика злоумышленники проводят фиктивную закупку. Чаще всего мошенники рассылают поставщикам приглашения на участие в конкурсе от имени известной компании, запрашивают перечень документов и предлагают оплатить участие в закупке или внести комиссию за заключение договора. Бывает, что мошенники предлагают за отдельную плату устранить ошибки в тендерной заявке. А когда поставщик попался на крючок и уже перечислил деньги, мошенники пропадают и выясняется, что и тендер был фейковый. Бывает, что злоумышленники и правда приглашают принять участие в существующей закупке, которая опубликована в ЕИС. Но дело в том, что реальные заказчики не делают рассылку поставщикам. Компании не зазывают участников на тендер звонками или почтовыми рассылками. Поэтому подобные письма и звонки должны сразу же насторожить.

Помощники заказчика. Если предлагают победу в тендере за «вознаграждение», то тут явно что-то не так. Мошенники могут представляться сотрудниками заказчика или посредниками и предложить победу за денежное вознаграждение. Такие неформальные связи, как правило, не приносят победы. Крупные компании даже размещают предупреждения на сайтах, о том, что не нужно вестись на подобные уловки, чтобы предостеречь поставщиков.

Ненужные документы. Ещё одна уловка, к которой прибегают мошенники — вымышленные документы. Чаще всего злоумышленники сначала приглашают к участию в тендере, потом сообщают о победе в конкурсе, а дальше предлагают оформить документы.

Это может быть выдуманный документ, например, сертификат о внесении в реестр рейтинга по 223-ФЗ. Часто просят оформить документы, которые необязательно оформлять, а получить их поставщик может добровольно. За оформление документов мошенники просят деньги, а выдав фиктивные бумажки, исчезают. Так, у поставщика не остаётся ни тендера, ни денег.

Проблема в том, что реальные заказчики действительно иногда запрашивают различные сертификаты в составе заявки. Но главное, что заказчик не оформляет поставщику сертификат и свидетельства, которые нужны для участия в тендере. А документы, которые подтверждают соответствие поставщика требованиям заказчика, нужно предоставлять на этапе подачи заявки, а не после победы в тендере.

Мошенничество на электронных площадках. Часто встречается мошенничество на электронных торговых площадках (ЭТП). Это может проявляться, когда участник закупок не может:

- пройти аккредитацию и подать предложение о цене контракта,

- зайти в закрытую часть площадки,

- подать заявку на участие, опубликовать документы и отправить запрос на разъяснение положений этих документов.

Это вызывает подозрение, так как для регистрации, например, нужен стандартный набор документов: выписка, устав, свидетельство о регистрации в ИФНС и т.д. Если участник не может зарегистрироваться по этим данных, то возникают вопросы. Обычно так действуют мошенники, у которых этих документов нет. Но они могут получить доступ к реальной компании путем хищения ее электронной подписи.

Причина мошенничества на ЭТП — слабая проверка со стороны площадки. В отличие от банка, электронные площадки не проводят такую

глубокую аналитику. По этой причине мошенники получают доступ к сайту закупок и создают процедуру торгов. Как итог — обманутые люди переводят деньги, а «компания» перестает выходить на связь.

Мошеннических схем много. Обманывают и фиктивные фирмы, и заказчики-однодневки. Чтобы не столкнуться с мошенниками необходимо внимательно изучать документы, тщательно проверять заказчика и не верить сомнительным помощникам, которые обещают победу в тендере за вознаграждение.

Способы вычислить мошенников. Чтобы избежать обмана, нужно проверять компании и поставщиков по основным признакам. К ним относятся:

1. Проверка документации. Сначала необходимо проверить порядок отправки заявок. Обычно нарушители простят отправлять сканы положений и документов на посту. Такой формат отправки не запрещен, но по ЭТП его не практикуют.

2. Изучение «Положение о проведении закупок заказчика». Если заказчик пытается принимать заявки дистанционно, то это считается нарушением, если в положении указано иное.

3. Просмотр условий для проведения торгов. В некоторых договорах и положениях могут встречаться фактические ошибки, хотя это важный аспект в проведении госзакупок. Ошибки могут быть даже в НМКЦ, например, — в положении указана одна сумма, а в итоге минимальная цена значительно выше.

4. Изучение коммерческой истории заказчика. Прежде чем работать с конкретным заказчиком и отправлять заявку, нужно убедиться, что до этого у него был хотя бы 1 благополучно завершенный контракт. Если информации по компании нет — лучше не рисковать.

Нарушения и мошенничество при закупках по 223-ФЗ — серьезная проблема для бизнеса и государства. Это ведет к снижению эффективности использования бюджетных средств, а также негативно влияет на развитие конкуренции и экономическую стабильность.

Для того, чтобы бороться с мошенническими схемами необходимо на уровне законодательства и контроля принимать меры со стороны государственных органов. Так же компании должны проявлять высокую ответственность и этику при участии в торгах и закупках, а также использовать современные технологии для повышения прозрачности и контроля над процессом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 г.: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: Ьйр://^фгауо.§оу.ги(дата обращения: 12.12.2022);

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №2 51-ФЗ (посл.ред.) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №2 32. - Ст. 3301;

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (посл. ред.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). - Ст. 1;

4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (посл. ред.): Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). - Ст. 4571;

5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (посл. ред.): Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. № 14. - Ст. 1652;

6. Об электронной подписи (посл. ред.): Федеральный закон от 06.04.2011 № бЗ-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 11.04.2011. № 15. - Ст. 2036;

7. О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении

электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров (ред. от 31.10.2022): Постановление Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 // Собрание законодательства РФ. 21.05.2018. № 21. - Ст. 3016;

8. О проведении закупок отдельными видами юридических лиц в электронной форме: письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1086 (документ опубликован не был) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://w.consultant.ru/ (дата обращения: 27.12.2022);

9. Абдуллина Г. С. Теоретические аспекты правового регулирования закупок, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в Российской Федерации // Журнал «Общество и государство». 2023. № 1 (41). С.37-46;

10. Беляева О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: научно-практическое пособие. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. - 311 с;

11. Зорькин, В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции РФ / В.Д. Зорькин. -М.: Норма, Инфра-М, 2011. - 327 с;

12. Кадырова Г.М., Еремин С.Г., Галкин А.И. Управление государственной и муниципальной закупочной деятельностью: учебник для вузов / под ред. С.Е. Прокофьева / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 392 с;

13. Климова О.В. Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения// Законность. 2021. № 6. - С. 30-33;

14. Питиримов Д.А. Проблемы правового регулирования закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в РФ// Журнал «Актуальные исследования» #19 (201) май24

Sorochenkova K.A.

Orel State University named after I.S. Turgenev (Orel, Russia)

THE PROBLEM OF FRAUD IN THE FIELD OF LEGAL REGULATION OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES SEPARATE TYPES OF LEGAL ENTITIES

Abstract: this article discusses the problems of fraud in the field of legal regulation of the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities. Federal Law No. 223-FZ "On the procurement of goods, works, and services by certain types of legal entities " does not always work as intended by the legislator. The problem is that Law 223-FZ is optional; it does not contain clear instructions on what to do and where to complain in case of violations. There are fewer requirements for procurement under this law, which gives fraudsters more opportunities to break into the system and deceive the supplier. The article discusses some types of fraud, as well as ways to recognize scammers in time.

Keywords: legal regulation, procurement activities, procurement participants, fraudsters, fine, liability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.