Научная статья на тему 'Проблема множественности региональных организаций в одном регионе'

Проблема множественности региональных организаций в одном регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ШОС / REGIONAL ORGANIZATIONS / GLOBALIZATION / SCO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиев Магомед Абдулхалимович

Существование в регионе других организаций затрудняет координацию и сотрудничество в самой ШОС. Избежать этого можно через четко определенные и согласованные сторонами приоритеты деятельности, исключив дублирование функций других организаций, и через взаимный информационный обмен, который позволит консолидировать усилия на совпадающих направлениях и тем самым повысить эффективность работы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF NUMEROUS REGIONAL ORGANIZATIONS IN ONE REGION

The existence of other organizations in the region makes coordination and cooperation within SCO itself difficult. This can be avoided through clearly determined and agreed by parties priorities of activity excluding doubling of functions of other organizations and through mutual information exchange that will allow to consolidate efforts on congruent focus areas and, at the same time, to improve work effectiveness on the whole.

Текст научной работы на тему «Проблема множественности региональных организаций в одном регионе»

АЛИЕВ М.А.

ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОДНОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. Существование в регионе других организаций затрудняет координацию и сотрудничество в самой ШОС. Избежать этого можно через четко определенные и согласованные сторонами приоритеты деятельности, исключив дублирование функций других организаций, и через взаимный информационный обмен, который позволит консолидировать усилия на совпадающих направлениях и тем самым повысить эффективность работы в целом.

Ключевые слова: региональные организации, глобализация, ШОС.

Аи!ЕУ MA.

PROBLEM OF NUMEROUS REGIONAL ORGANIZATIONS IN ONE REGION

Abstract. The existence of other organizations in the region makes coordination and cooperation within SCO itself difficult. This can be avoided through clearly determined and agreed by parties priorities of activity excluding doubling of functions of other organizations and through mutual information exchange that will allow to consolidate efforts on congruent focus areas and, at the same time, to improve work effectiveness on the whole. Keywords: regional organizations, globalization, SCO.

Международный опыт свидетельствует о том, что, несмотря на вышеупомянутые преимущества регионального сотрудничества, далеко не все государства готовы ради него существенно ограничить свой суверенитет. Опыт также показывает, что нелегко выработать взаимное доверие и согласовать интересы стран-участниц, что необходимо для реализации серьезных проектов сотрудничества.

Процесс создания региональных организаций не всегда устраняет все препятствия для взаимной торговли. Поэтому в современной интеграционной практике нередки случаи, когда участники группировки не получают заявленных экономических эффектов от ее деятельности, утрачиваются общие экономические и политические интересы, а возникающие противоречия не находят своего разрешения. Страны ищут другие форматы регионализации, которые бы в большей степени соответствовали национальным интересам. Отсюда такой интересный современный феномен, как участие стран в нескольких региональных объединениях, так называемый «spaghetti bowl» . Следует подчеркнуть, что условия глобальной конкуренции создают для стран такой выбор.

Из года в год в мире возрастает число региональных торговых организаций или региональных торговых соглашений. Если в 1948-1994 гг. в ГАТТ были нотифицированы всего 124 региональных торговых соглашений (РТС), из которых сейчас действуют только 38, то с 1 января 1995-го — уже 206 новых (из которых 142 функционируют). В середине 2005 г. в ВТО были нотифицированы 3301. В 2010 г. в мире действовало около 290 региональных торговых соглашений, нотифицированных ВТО, что заметно превышало число суверенных государств-членов ООН. Это означает, что среднестатистическое государство участвует в 1,5 торговых соглашениях разного типа (табл. 1).

Кроме того, страны участвуют во множестве региональных соглашений неторгового типа. (Например, Россия участвует в Организации черноморского экономического сотрудничества, Совете стран Балтийского моря, Баренц-Арктическом регионе, Арктическом совете, а также ШОС, которые являются организациями неторгового типа.)

В регионе Центральной Азии как раз наблюдается эффект «spaghetti bowl». Здесь одновременно действуют несколько региональных организаций. Их функции отчасти дублируют, а отчасти дополняют друг друга. Все организации можно разделить на действующие в рамках торговых соглашений и нацеленные на решение наиболее важных региональных социальных и экономических проблем (проектные организации) (табл. 2).

1 Смаилова Г. Региональная торговая интеграция: расширение торговли и стимулирование торговли / Казахстанский институт стратегических исследований // АпаШс. 2006. № 3.

Таблица 1

Действующие региональные торговые соглашения в 2012 г.*

Типы соглашений Количество %

О Таможенном союзе 15 5,2

О присоединении к Таможенному союзу 6 2,1

Об экономической интеграции 81 28

О присоединении к экономической интеграции 3 1,0

О свободной торговле 167 57,8

О присоединении к соглашению о свободной торговле 2 0,7

Соглашение о частичных полномочиях 15 5,2

Итого 289 100.0

* Источник: М1р: //Г^. о^/Ш/риЫ^итта^аЫе. aspx.

Таблица 2

Региональные структуры в Центральной Азии и страны-участницы

ШОС СНГ ОДКБ ЕврАзЭС ОЭС ЦАРЭКС

РФ РФ* РФ РФ -

Казахстан Казахстан Казахстан Казахстан Казахстан Казахстан

Таджикистан Таджикистан Таджикистан Таджикистан Таджикистан Таджикистан

Кыргызстан Кыргызстан Кыргызстан Кыргызстан Кыргызстан Кыргызстан

Узбекистан Узбекистан Узбекистан Узбекистан Узбекистан

Китай Белоруссия Белоруссия Белоруссия - Китай

- Армения Армения - Афганистан Афганистан

- Азербайджан Азербайджан Азербайджан

- Украина Иран

- Молдавия - - Пакистан -

- Туркменистан - - Турция -

*Курсивом даны страны-участники договора о ЗСТ, полужирным курсивом — страны участники ТС/ЕЭП.

Содружество независимых государств (СНГ) возникло в результате распада в конце 1991 г. СССР. В него вошли ставшие суверенными бывшие союзные республики: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия (в 2009 г. вышла из состава этой организации), Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан.

Рождение СНГ, как организации, было во многом спонтанным. Сама идея Содружества появилась как способ смягчить реакцию на распад СССР. При создании СНГ в ней не было заложено единой, разделяемой всеми интеграционной идеи. Воссоздания СССР в тот момент не хотелось никому, а о том, что должно быть вместо него в условиях формирования новой государственности и жестокого экономического кризиса никто не имел ясного представления.

Содружество не было задумано как государство или надгосударственное образование — что специально зафиксировано в Алма- Атинской Декларации — для решения общих долгосрочных задач и представляло собой некую переходную структуру, непонятно к чему, в которой каждый участник был волен видеть то, что хотел.

Отсюда — аморфность Содружества. Отсутствие механизма контроля над принимаемыми решениями, а тем более санкций за нарушение договоренностей; неопределенность в вопросе о членстве — так, решения Молдавии и Азербайджана о присоединении к СНГ долгое время не были ратифицированы их парламентами, но это не стало препятствием для участия данных стран в деятельности организации; принцип принятия решений на основе консенсуса и право государств не участвовать в соглашениях, если они заявляют о своей незаинтересованности в том или ином вопросе.

Достаточно быстро в СНГ выделились две группы стран. Одна из них признавала ведущую роль России на постсоветском пространстве и, по крайней мере, на словах, готова была участвовать в предлагаемых ей интеграционных проектах. Другая же группа стран видела свое будущее в иных интеграционных проектах, усматривая в России прямую угрозу своему суверенитету.

Благодаря своей аморфности СНГ до сих пор функционирует.

ЕврАзЭС было образовано на основе созданного в 1995 г. Таможенного союза, в который вошли Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Россия. 10 октября 2000 г. в Астане президенты Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Данная организация создавалась с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в нее государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.

Вплоть до 2010 г. торговля между странами Сообщества велась на основе двусторонних соглашений о свободной торговле. Тем не менее по сравнению с СНГ это была более динамичная группировка в плане выдвижения и реализации интеграционных инициатив. С 2007 г. в рамках этой организации стал реализовываться проект Таможенного союза в составе Белоруссии, Казахстана и России, который был запущен с 1 января 2010 г. Кыргызстан и Таджикистан, а также и другие страны, смогут стать членами ТС по мере готовности их экономик к требованиям союза. Определенную сложность здесь создает членство Кыргызстана в ВТО и транспортная обособленность Таджикистана от остальных стран ТС.

На современном этапе ключевыми направлениями интеграционного взаимодействия в рамках ЕврАзЭС являются окончательное оформление Таможенного союза и запуск проекта Единого экономического пространства.

С 1994 г. велись попытки наладить центрально-азиатскую интеграцию. Для этого имелись соответствующие социальные и экономические предпосылки. Но сложные отношения между властными элитами стран и противоречивые интересы не позволили этого сделать. Самое острое противоречие связано с проблемой использования водных ресурсов.

В апреле 1994 г. Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан подписали договор о создании Единого экономического пространства. В марте 1998 г. к договору присоединился Таджикистан. В июле того же года этими странами было создано Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС).

В феврале 2002 г. ЦАЭС было преобразовано в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС) в целях «дальнейшего продвижения и диверсификации политического диалога, совершенствования форм и механизмов региональной экономической интеграции, углубления взаимопонимания по вопросам единого пространства безопасности, выработки совместных действий по поддержанию мира и стабильности в регионе, активизации многопланового сотрудничества в области политических, торгово-экономических, научно-технических, культурно-гуманитарных отношений»2. За этими высокими словами скрывались глубокие внутренние противоречия между странами региона. Главным было не наращивание экономического сотрудничества, а сохранение стабильности и геополитического равновесия в регионе.

Другая организация проектного типа — Организация экономического сотрудничества (ОЭС) объединяет страны-участницы из Центральной, Южной и Западной Азии (в состав входят Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Турция и Узбекистан). Она была создана в 1985 г., а в 1992 к ней присоединились бывшие республики советской Средней Азии. Целями ее деятельности являются: 1) преодоление барьеров в развитии торговли между странами-участницами; повышение роли региона ОЭС в развитии мировой торговли; постепенная интеграция экономик стран-участниц в мировую экономику; 2) развитие транспортно- коммуникационной инфраструктуры, связывающей страны-участницы друг с другом и с внешним миром; 3) эффективное использование аграрного и индустриального потенциала региона ОЭС; 4) региональное сотрудничество по контролю за наркотиками,

2 Ташкентское заявление глав государств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана от 28.12.2001 г. // Казахстанская правда. 28.02.2002 г.

охране окружающей среды и укреплению традиционных культурных связей между народами региона ОЭС.

Образованная в 2001 г. ШОС изначально создавалась как организация по обеспечению безопасности входящих в нее стран (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Не следует забывать, что любые региональные сообщества безопасности с точки зрения успешности своей деятельности крайне зависимы от позиции ведущих игроков. В данном случае — это Россия и Китай. Насколько устойчивой является нынешняя ситуация отсутствия явных противоречий в долгосрочной перспективе судить крайне сложно. Кроме того, в отличие от многочисленных интеграционных проектов Ближнего и Среднего Востока, ШОС представляет собой первую попытку «интеграции Китая в западном направлении». В условиях современности, когда интеграция охватывает все больше сфер, деятельность ШОС обретает экономическую и социальную направленность.

После нескольких лет организационного становления ШОС намерена приступить к строительству крупнейшей в мире системы регионального сотрудничества нового типа на принципах соразвития3. При этом главными приоритетами в ее деятельности по-прежнему остаются гарантии политической стабильности, укрепление безопасности и расширение экономического сотрудничества в регионе. Крупномасштабные инфраструктурные проекты связывают страны и регионы лучше, чем только межгосударственные соглашения. Предварительные исследования указывают на значительный интеграционный потенциал региона ШОС в таких секторах как электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, туризм, сельское хозяйство .

Таким образом, отражая специфику социально-экономического положения стран региона, противоречивый характер их взаимных отношений и большой интерес к нему соседних мировых и региональных держав, наличие множества организаций сотрудничества в регионе является неизбежным.

Таким образом, в современных реалиях региональные интеграционные процессы сложны и многогранны, имеют множество нюансов. Историческое, культурное единство стран с общей границей приводит к увеличению взаимосвязей и взаимозависимости, к созданию единых рынков и разрушению или, по крайней мере, к снижению торговых барьеров. Это же, в свою очередь, ведет к росту производства за счет снижения издержек.

Тенденция к многообразию региональных интеграционных объединений сочетается с тенденцией к участию стран во все большем числе региональных объединений, что сегодня мы наблюдаем и в Евразии. Активизируя региональное сотрудничество, страны решают многие проблемы, касающиеся экономики, торговли, безопасности и др.

Становятся способными вести дела не только со своими соседями — другими странами-участницами, но и со всем миром. В случае если государства объединяются вокруг сильного и авторитетного мирового игрока, они получают доступ к его ресурсам, которого не имели ранее. Все это является подспорьем для их дальнейшего развития. Вместе с тем в мире возникает большое количество нежизнеспособных, аморфных организаций, ждущих своего часа для включения своего потенциала в процессы мировой глобализации и регионализации.

Литература

1. Алексеев, А. Ю, Восточный вектор российской внешней политики [Интернет- ресурс]. — URL : www.mid.ru.

2. Байков, А. Нестандартная интеграция и стареющие стандарты //Международные процессы. 2010. Май-август.

3. Байков, А. //Международные процессы. 2011. Сентябрь-декабрь.

4. Болятко, A. B., Клименко, А. Ф. Проблемы совершенствования Шанхайской организации сотрудничества : аналитическая записка по итогам «круглого стола» в Институте Дальнего Востока РАН. 2013. Май.

5. Булешова, Н. Ю. Проблемы экономического взаимодействия в рамках ШОС // Сб. материалов международной научно-практической конференции «Проблемы экономического и финансового сотрудничества в рамках ШОС». — Алма-Аты : КИСИ при президенте PK. 2012. 31 мая.

References

I. Journal article of one-two-three authors:

3 Титаренко М. Л. Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития ; сост. А. Ф. Клименко. — М. : Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008. С. 5.

4 Винокуров Евг. // Евразийская экономическая интеграция 2010. .№.3 (8). — (Колонка редактора).

1. Alexeev A.Yu., Assistant Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation. Eastern Vector of Russian Foreign Policy. Internet resource. Retrieved from: www.mid.ru.

2. Baikov A.. Non-standard Integration and the Standards Getting Old. //International Processes.-2010, May-August.

3. Baikov A. .//International Processes. -2011, September-December.

4. Bolyatko A.V., Klimenko A.F. Issues of Improvement of the Shanghai Cooperation Organization //Analytical Note Based on the Results of the "Round Table" in the Institute of Far East ofRAS, May 2013.

5. Buleshova N.Yu. Problems of economic interaction within the framework of SCO // Collection of materials of international scientific-practical conference "Issues of Economic and Financial Cooperation Within the Framework of SCO" - Alma-Aty: KISI under the aegis of the President ofRoK, May 31, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.