Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА МАРКЕТИНГА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМА МАРКЕТИНГА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ / РЫНОК / РЕКЛАМА / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MARKETING / DEVELOPMENT / MARKET / ADVERTISING / MARKETING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куряева Г.Ю., Сергеева И.С.

В данной статье рассматриваются наиболее общие проблемы маркетинга в России. Раскрыта сущность маркетинга. Поставлены главные задачи маркетинга в России. Изучены основные проблемы развития маркетинга в России. Найдены предпосылки маркетинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MARKETING IN RUSSIA

This article discusses the most common problems of marketing in Russia. The essence of marketing. Set the main tasks of marketing in Russia. The basic problems of development of marketing in Russia. Found background marketing in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА МАРКЕТИНГА В РОССИИ»

6. Троицкая Н.А. Логистика в перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов. Москва, МАДИ, 2013, 132с.

7. Троицкая Н.А., Шилимов М.В. Транспортно-технологические схемы перевозок отдельных видов грузов: учебное пособие - М.: КНО- РУС, 2010. - 220 с.

8. Приказ Минтранса России от 24.07.2012 N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".

УДК 33

Куряева Г.Ю.,

доцент Сергеева И. С. студент

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» ПРОБЛЕМА МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее общие проблемы маркетинга в России. Раскрыта сущность маркетинга. Поставлены главные задачи маркетинга в России. Изучены основные проблемы развития маркетинга в России. Найдены предпосылки маркетинга в России.

Ключевые слова. Маркетинг проблема развития , рынок, реклама, маркетинговая деятельность.

Kuraev G. Yu.

Candidate of economic Sciences, associate Professor

Of the "Penza state University " Sergeeva I.S. Student

Of the "Penza state University" THE PROBLEM OF MARKETING IN RUSSIA.

Abstract. This article discusses the most common problems of marketing in Russia. The essence of marketing. Set the main tasks of marketing in Russia. The basic problems of development of marketing in Russia. Found background marketing in Russia.

Keywords. Marketing development , market, advertising, marketing activities.

Маркетинг - это широко используемый термин, который требуется для описания способов коммуникации между определенной компанией и потребительской аудиторией. С социальной точки зрения, маркетинг обеспечивает связь между материальными требованиями общества и его

экономических форм реагирования. Следовательно, маркетинг удовлетворяет потребности и желания потребителей через обменный процесс на основе построение долгосрочных отношений. Маркетинг в России является молодой наукой, по сравнению с западными странами, во время изменения политического строя в стране, Россия оказалась в ситуации, когда она могла перенять западные бизнес-модели, но неорганизованный рынок, отсутствие рыночного сознания у населения, несформированная правовая база, нехватка культуры потребителей, наличие несформированных логистических связей приводили к стагнации маркетинга. При этом мнение производителей в стране разделилось: одни считали, что для прибыльной реализации товаров и услуг необходимо вести бизнес, ориентируясь на западные стандарты, а другие считали, что ведение бизнеса основывается по принципу: «если товар пользуется спросом, следовательно, нет необходимости ничего менять». Поэтому, в российской экономике существуют одновременно несколько концепций маркетинга [1]. Есть множество методов, которые используются в маркетинге для продвижения и реализации продукции. Самыми основными методами являются определение целевого рынка, его сегментация и анализ поведения потребителей. В период кризиса и нестабильности мировой экономики множество организаций и предприятий проводят сокращение собственных расходов, в числе таких затрат и затраты на продвижение продукции. Одним из способов уменьшения расходов на маркетинг являются сокращение штаба работников в отделах маркетинга и снижения зарплат оставшимся работникам. Но нельзя недооценивать роль маркетинга и сокращать собственные расходы за его счет. Отсюда вытекает первая проблема маркетинга в России, а именно недооценка его значимости. Как известно маркетинг выступает в роли навигатора на рынке товаров и услуг, то есть он является одним из основных инструментов, позволяющим эффективно конкурировать на рынке. Исходя из этого, очень часто, маркетингу отводят второстепенную роль, хотя он должен занимать один уровень с коммерческими и финансовыми отделами предприятий и организаций

Современное состояние маркетинговой деятельности в России.

Основные проблемы развития российского маркетинга

Потребность в маркетинге у российских фирм усиливается сейчас тем, что для многих из них главным ограничителем роста производства стал недостаток платежеспособного спроса покупателей, а также то, что все больше российских предпринимателей работает теперь на насыщенном рынке. Так, насыщенность потребительского рынка товарами и услугами в середине 2004 года составила свыше 90%.

В разных отраслях и сферах российской экономики приобщение к маркетингу происходит неодинаковыми темпами. Маркетинговые исследования, в основном, заказывают представители большого бизнеса, госучреждения и политические партии. Малый бизнес постепенно начинает

понимать, что маркетинг необходим фирме так же, как бухгалтер и юрист, но, во-первых, он не обладает большими средствами, а во-вторых, работает в том узком сегменте рынка, где он и так все хорошо знает, и рискует, как правило, своими деньгами.

Ранее всего технологию маркетинга начали использовать фирмы, занимающиеся экспортом и импортом. Большое развитие он получил в фирмах, работающих на сегментах высококачественной продукции рынков одежды, бытовой техники, компьютеров, автомобилей, дорогих услуг и др.

Тем не менее, сегодня действуют факторы, ограничивающие возможности развития маркетинга в России и определяющие его качественные отличия от классической модели.

Особая проблема с освоением маркетинга стоит перед наукоемкими предприятиями военно-промышленного комплекса, транспортного машиностроения, электроники и др.

Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, неосуществления последовательной государственной инвестиционной политики.

Но как обстоит ситуация с востребованностью профессионального маркетинга у современных российских фирм? В ходе опроса, проведенного исследовательской группой компании «Вилмарк» выяснилось, что 70% участников опроса проводят маркетинговые исследования своими силами. Из них менее 50% удовлетворены результатами и, тем не менее, к профессиональным маркетологам в ближайшее время обращаться они не собираются. В то же время сбор первичной рыночной информации - эта та часть исследования, которую лучше всего доверить маркетинговым агентствам, чем осуществлять самой организацией, предоставляющей услуги. Прежде всего, потому, что респонденты, скорее всего, дадут честные ответы третьим лицам, чем непосредственно представителям организации, проводящей исследование.

Проблемой остается также и то, что в России до сих пор нельзя рекламные и маркетинговые услуги относить на себестоимость продукции, а их вычитают из прибыли предприятия. Поэтому за эти услуги никто не хочет платить честно.

25% опрошенных вовсе не проводят исследований, и лишь 5% имели опыт работы с опытными консультантами по маркетингу. Это говорит о том, что политика наших отечественных предпринимателей недостаточно ориентирована на применение качественных, разработанных профессионалами, маркетинговых технологий и проведения маркетинговых исследований для повышения возможности достижения успеха в бизнесе.

В контексте вышеизложенного сразу хочется сказать еще об одной очень существенной проблеме, стоящей перед теми, кто решил провести

маркетинговые исследования, независимо от того как - обратившись в маркетинговую кампанию или самостоятельно. Это проблема неточности информации. Никогда нельзя исключать того, что полученная информация может содержать «технические ошибки». Причиной тому является неполная статистика Госкомстата, «перекошенная» статистика Таможенного контроля, необъективность публикаций в СМИ, неточности аналитических статей, наконец, «опечатки» оператора, который набирает соответствующие тексты. Это очень существенный момент, поскольку возможностей проверить это, практически нет никаких. Поэтому задача получения надежной и точной информации должна ставиться очень остро.

На большинстве российских предприятий и фирм используется сетевой подход к маркетингу, выражающийся, в основном, в развитии личных контактов и попытках установления долговременных отношений с клиентами, особенно посредством образования новых организационных подразделений. На многих из них гораздо меньше заботятся о вопросах планирования.

Использованные источники:

1. Об образовании Ф.З.Р.Ф. от 15 мая 2003 г. // Рос. Газ. - 2012 - 15 мая. -С.1-8.

2. Арми-Маркетинг - www.analytics.ru

3. Бутова Т.Г. Маркетинговые исследования культурного досуга // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. -№ 3. - С. 36-44.

4. Годин А.М. Маркетинг / А.М. Годин. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 604 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - 3-е изд.- М.: Издательство «Фин-пресс», 2013.496 с.

6. Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // маркетинг в России и за рубежом. - 2014.- № 4. - С. 110-125.

7. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга / В. И. Дорошев. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285с.

8. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер.- М.: Бизнес - книга, 2012.- 702 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.