Научная статья на тему 'Развитие маркетинга в России'

Развитие маркетинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ / РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / MARKETING / MARKETING DEVELOPMENT / MARKETING ACTIVITY / MARKETING TOOLS / INTERNET MARKETING / COMMODITY MARKET AND SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алябьев Роман Олегович, Гвоздилина Анна Юрьевна

Статья отражает проблемы и перспективы развития маркетинга в России. Рассматриваются основные проблемы развития маркетинга, которые определяют важность эффективного функционирования любого предприятия в условиях постоянно меняющейся деловой, социальной и экономической ситуации на рынке товаров и услуг. Обоснована необходимость увеличения затрат на маркетинговую деятельность для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алябьев Роман Олегович, Гвоздилина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MARKETING IN RUSSIA

The article reflects the problems and prospects of development of marketing in Russia. The basic problems of marketing, which determine the importance of the effective functioning of any business in a constantly changing business, social and economic situation in the market of goods and services. The necessity to increase the cost of marketing activities for the company's competitiveness.

Текст научной работы на тему «Развитие маркетинга в России»

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

^ СибДК

________________________________www.sibac.info

СЕКЦИЯ 7.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В РОССИИ

Алябьев Роман Олегович

студент ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,

РФ, г. Курск E-mail: roman-alyabeiv@mail. ru

Гвоздилина Анна Юрьевна

ассистент ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»,

РФ, г. Курск E-mail: an. gvozdilina@vandex. ru

DEVELOPMENT OF MARKETING IN RUSSIA

Roman А1уиЫеу

student of the Kursk State University, Russia, Kursk

Anna Gvozdilina

assistant of the Kursk State University, Russia, Kursk

АННОТАЦИЯ

Статья отражает проблемы и перспективы развития маркетинга в России. Рассматриваются основные проблемы развития маркетинга, которые определяют важность эффективного функционирования любого предприятия в условиях постоянно меняющейся деловой, социальной и экономической ситуации на рынке товаров и услуг. Обоснована необходимость увеличения затрат на маркетинговую деятельность для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

43

Инновации в науке № 12 (49 2015 г

^СибАК

www.sibac.mfo

ABSTRACT

The article reflects the problems and prospects of development of marketing in Russia. The basic problems of marketing, which determine the importance of the effective functioning of any business in a constantly changing business, social and economic situation in the market of goods and services. The necessity to increase the cost of marketing activities for the company's competitiveness.

Ключевые слова: маркетинг; развитие маркетинга;

маркетинговая деятельность; маркетинговые инструменты; интернетмаркетинг; рынок товаров и услуг.

Keywords: marketing; marketing development; marketing activity; marketing tools; internet marketing; commodity market and services.

В настоящее время трудно встретить человека, который совсем бы не слышал о маркетинге. Маркетинг - это сложное и многоаспектное явление, которое невозможно сформировать одним определением. «Маркетинг - это особый вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» Филипп Котлер. «Маркетинг - система мероприятий по формированию спроса, стимулированию сбыта, изучению, анализу и прогнозированию рынка, направленная на максимальное удовлетворение потребностей потенциальных клиентов» Елизар Дорнау.

Маркетинг, как вид деятельности является сравнительно новым способом ведения бизнеса для нашей страны. А насколько эта деятельность развита в России, и существуют ли какие-нибудь проблемы, препятствующие этому развитию?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть точки зрения российских ученых, занимающихся изучением маркетинга в России. Ряд ученых считают маркетинг в России не развитым. Например, академик Голубков Е.П. в своем учебнике «Основы маркетинга» пишет: «Представляется, что в нашей стране в настоящее время применение маркетинга как цельной концепции рыночного управления скорее исключение, нежели правило» [1, c. 21]. С мнением Голубкова нельзя не согласиться, маркетинг в России находится в «догоняющем» положении и российский рынок не во всех сферах воспринимает его, как необходимый вид деятельности на предприятии.

Существует и другая точка зрения: ученый Панкрухин А.П. пишет следующее: «В последние годы произошел ряд серьезных изменений в маркетинговом образовании населения и подготовке

44

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г

^ СибДК

www.sibac.info

профессионалов, оформилось правовое поле маркетинга. Существенно продвинулась практическая реализация таких важнейших

маркетинговых функций, как товарная и ценовая политика, маркетинговые коммуникации, сбыт и организация продаж» [3, с. 55].

Действительно, маркетинг в России развивается, но данный уровень далек от европейских понятий. На данный момент, в нашей стране, уровень развития маркетинга важен только на крупных предприятиях, которые занимаются производством товаров широкого потребления. В современных условиях на рынке товаров и услуг, следует ориентироваться на желания покупателей и возможности конкурентов. В первую очередь необходимым является планирование и рациональное проектирование дальнейшей деятельности

в организации, что невозможно без грамотного использования маркетинговых инструментов.

Стоит отметить, что становлению российского маркетинга, препятствуют многочисленные проблемы:

• нестабильность российского рынка в целом;

• недостаток квалифицированных маркетинговых кадров;

• непонимание значимости и роли маркетинга;

• психологические барьеры и отсутствие рыночной

мотивации, как у потребителей, так и у руководителей предприятий;

• монополизированность и олигополизированность многих рыночных сфер;

• крупный теневой сектор экономики;

• несовершенство нормативной базы в области маркетинговой деятельности.

От решения этих проблем будет зависеть дальнейшее развитие эффективного функционирования любого предприятия, а также быстрой и бесперебойной реализации производимой продукции и услуг.

В последнее время в России, как и в мире, набирает популярность интернет-маркетинг, который обладает следующими преимуществами перед обычными технологиями маркетинга:

• интернет-маркетинг предоставляет потребителю возможность получить информацию о товарах, и любой потенциальный потребитель может, используя интернет, получить полную характеристику о товаре, а также купить его или сравнить с конкурентной продукцией;

• применение методов интернет-маркетинга нацелено на экономию средств (на заработной плате сотрудников отделов продаж и на рекламе);

• интернет-маркетинг направлен на расширение деятельности компаний (переход с локального рынка на национальный и международный рынок).

45

Инновации в науке № 12 (49 2015 г

^СибАК

www.sibac.mfo

Несмотря на то, что интернет-маркетинг завоевывает популярность не только у бизнеса, но и у обычных потребителей, затраты на интернет-маркетинг в российских компаниях составляют около 3 % от общих затрат на рекламу. Это свидетельствует о том, что российские организации предпочитают классические медийные виды маркетинга: телевидение, радио, печать и т. д. Изучив данные

многочисленных опросов российских предпринимателей по изменению затрат на маркетинг, их можно представить в виде рисунка 1:

Рисунок 1. Результаты опроса российских предпринимателей на тему изменения размеров затрат на маркетинг (%)

По данным рисунка 1, можно отметить, что большинство предпринимателей в России (71 %) планируют увеличение затрат на развитие маркетинга, при этом 22 % опрошенных не планируют увеличение бюджета на маркетинг, а 7 % респондентов вообще прогнозируют уменьшение аналогичных затрат. В целом данная динамика является положительной, однако, этого недостаточно для полноценного развития маркетинга.

Из этого следует, что ответить на вопрос о развитии российского маркетинга пока что однозначно не получится. Маркетинг в нашей стране развит, но по-своему, с присущими ему особенностями и проблемами. А если отечественный маркетинг сравнивать с европейскими моделями развития, то можно отметить его «примитивность».

Сознание многих российских предпринимателей еще не совсем отвыкло от административно-командной экономики прошлого века и не соответствует настоящему положению на рынке товаров и услуга. Без маркетинговых приемов и уловок, невозможно добиться максимального удовлетворения потребностей покупателей.

Таким образом, вложение средств в развитие маркетинга приведет, увеличению объемов реализации произведенной продукции

46

Инновации в науке № 12 (49). 2015 г.

^ СибДК

www.sibac.info

или услуг, улучшению финансовых результатов, а соответственно,

к большей эффективности деятельности предприятия.

Список литературы:

1. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2012, - 497 с.

2. Гончаренко О.Н. Маркетинг в России: современное состояние

и перспективы развития / О.Н. Гончаренко, Е.В. Титовская // Science Time. - 2014. - № 8. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru свободный.

3. Ладейщикова А.А. Особенности интернет-маркетинга в России / А.А. Ладейщикова // Science Time. - 2014. - № 5. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru свободный.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для бакалавров / А.П. Панкрухин. -М.: Омега - Л, 2013. - 656 с.

ПРИОРИТЕТНАЯ РОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В КАЗАХСТАНЕ

Каренов Рашит Саттарович

д-р экон. наук, профессор Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Романько Екатерина Болеславовна

канд. экон. наук, доц. Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Иманбекова Айнагуль Максутовна

старший преподаватель, магистр экономических наук, Карагандинского государственного университета

имени Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Ахметова Асель Сейтказыевна

старший преподаватель, магистр экономических наук, Карагандинского государственного университета

имени Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда E-mail: asssol-11 @mail. ru

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.