Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЛИЗИНГА ИНОСТРАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМА ЛИЗИНГА ИНОСТРАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лизинг / арендатор / авиакомпаниии / регистрация / страхование / leasing / tenant / airline / registration / insurance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.В. Попов, А.А. Бабаева

Актуальными аспектами воздушного права на настоящий момент являются проблемы лизинга иностранных воздушных судов, находящихся на территории Российской Федерации и выявление способов сохранения парка воздушных судов российских авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEASING FOREIGN AIRCRAFT ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Actual aspects of air law at the moment are the problems of leasing foreign aircraft located on the territory of the Russian Federation and identifying ways to preserve the fleet of aircraft of Russian airlines.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЛИЗИНГА ИНОСТРАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 347.4

ПРОБЛЕМА ЛИЗИНГА ИНОСТРАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Попов Научный руководитель - А. А. Бабаева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ivan636579@gmail.com

Актуальными аспектами воздушного права на настоящий момент являются проблемы лизинга иностранных воздушных судов, находящихся на территории Российской Федерации и выявление способов сохранения парка воздушных судов российских авиакомпаний.

Ключевые слова: лизинг, арендатор, авиакомпаниии, регистрация, страхование.

THE PROBLEM OF LEASING FOREIGN AIRCRAFT ON THE TERRITORY

OF THE RUSSIAN FEDERATION

I. V. Popov Scientific supervisor - A. A. Babaeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ivan636579@gmail.com

Actual aspects of air law at the moment are the problems of leasing foreign aircraft located on the territory of the Russian Federation and identifying ways to preserve the fleet of aircraft of Russian airlines.

Keywords: leasing, tenant, airline, registration, insurance.

В нынешней ситуации, российские авиакомпании сталкиваются с проблемой лизинга воздушных судов. Иностранные производители воздушных судов расторгли контракт на поставку новых самолетов и их запасных частей, а арендодатели воздушных судов, в связи с расторжением контракта, требуют их возврат. Цель данной работы: найти способы сохранения численности парка воздушных судов российских авиаперевозчиков.

В соответствии со ст. 668 ГК РФ, по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков [1]. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

аренды, заключенного на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

После введения санкций со стороны Евросоюза и Соединеных Штатов Америки перед перевозчиками появилась необходимость вернуть воздушные суда арендодателям до 28 марта 2022 года. Согласно заявлению министра транспорта Российской Федерации, лизингодатели уже запросили возврат более 500 бортов, которые на данный момент эксплуатируют российские авиакомпании.

Однако в среду, 23 марта, для решения этого вопроса были опубликованы два постановления правительства от 19 марта 2022 года. Оба документа сформированы в рамках исполнения Федерального закона № 56-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и которые вступили в силу со дня опубликования.

Согласно Постановлению об особенностях регистрации самолетов в реестре Российской Федерации и гос. регистрации прав на воздушные суда, отечественные авиакомпании смогут ускоренным способом зарегистрировать самолеты на территории Российской Федерации и получить сертификат летной годности [2]. При этом для внесения в российский реестр от авиакомпаний не потребуется документы о праве собственности, или какой-либо документ, подтверждающий подтверждающего исключение судна из иностранного реестра. Достаточно только наличия письма авиавластей иностранного государства о прекращении или приостановлении действия сертификата летной годности в связи с санкциями против Российской Федерации.

Согласно Постановлению о вывозе лизинговых самолетов из Российской Федерации при наличии требования о досрочном возврате иностранного судна арендодателю теперь временно невозможен. Порядок регламентируется Указом Президента и одного желания авиакомпании вернуть самолет лизингодателю теперь недостаточно - на это ей нужно специальное разрешение правительства. Таким образом, отводятся от угрозы сами авиакомпании, которые взяли в лизинг самолеты, ответственность за невозврат самолетов будет брать на себя государство.

Российские авиакомпании, согласно постановлениям, будут проводить техническое обслуживание воздушных судов, взятых в лизинг у иностранных арендодателей, на территории Российской Федерации, а страхование их осуществлять также в российских страховых компаниях [3]. Такое решение снимет риски для пассажирских авиаперевозок. Все воздушные суда на данный момент соответствуют нормам летной годности и проходят регулярное техническое обслуживание в установленные программой технического обслуживания сроки.

Сертификат летной годности также остается действительным в соответствии с законами государства о регистрации. При этом, подтверждение летной годности судна определяется регулярными проверками через определенные интервалами времени. Данная проверка включает в себя обязательную оценку летной годности каждого экземпляра воздушного судна специалистом специально-уполномоченного органа. Результат проверки не может быть оформлен общим решением по всем воздушным судам.

При этом фактическая работа по поддержанию лётной годности воздушных судов, арендованных российскими авиакомпаниями, проводилась и будет проводится на территории Российской Федерации организациями и специалистами, имеющими достаточную квалификацию для организации процессов оценки технического состояния

воздушных судов, установленных требованиями авиационного законодательства. Помимо этого, учитывая проводимую авиакомпаниями работу по регистрации эксплуатируемых воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, организации, осуществляющие работы по поддержанию летной годности также будут проверены на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в области поддержания летной годности воздушных судов.

Таким образом российские авиакомпании смогут продолжить эксплуатировать самолеты, которые взяли в лизинг у иностранных компаний только на внутрироссийских рейсах. А зарубежные полеты на этих самолетах (за исключением некоторых не самых распространенных направлений), становятся невозможны. Весь комплекс мер, через которые обеспечивается соответствие воздушного судна, двигателя, воздушного винта и всех всех остальных компонентов действующим требованиям к летной годности и их поддержание в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении эксплуатационного срока службы, осуществляли и продолжат осуществлять российские организации.

Библиографические ссылки

1. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ.Ч. 2 (в ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс].-ЦКЬ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 24.03.2022).

2. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 N 411 "Об особенностях государственной регистрации предназначенных для выполнения полетов гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и особенностей государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".[Электронный ресурс].-ОКЬ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412398/ (дата обращения 10.04.2022).

3. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 N 412 "Об утверждении особенностей исполнения договоров финансовой аренды (лизинга), договоров аренды иностранных воздушных судов, используемых для полетов лицами, указанными в пункте 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, авиационных двигателей в 2022 году". [Электронный ресурс].-ОКЬ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_412399/ (дата обращения 10.04.2022).

© Попов И.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.