Научная статья на тему 'Проблема литературного героя в дагестанской литературе'

Проблема литературного героя в дагестанской литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / ДАГЕСТАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ОБРАЗНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мирзоева Джамиля Мисировна

Статья посвящена проблеме эволюции литературного героя и типов героев в литературе народов Дагестана XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема литературного героя в дагестанской литературе»

®2012 Мирзоева Д.М.

Дагестанский государственный университет

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ В ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья посвящена проблеме эволюции литературного героя и типов героев в литературе народов Дагестана XX века.

The article is devoted to the problem of the evolution of the literature hero and the hero types in the literature ofDagestan literature in the 20th century.

Ключевые слова: литературный герой, дагестанская литература, типы литературных героев, художественный анализ, образная структура.

Keywords: literature hero, Dagestan literature, literature hero types, literature analysis, image structure.

Дагестанской прозе XX века свойственны сложные формулы, которые не сразу поддаются расшифровке. Главная суть этих формул в том, что печать общей идеи произведения, основного замысла писателя лежит на литературном герое и закреплена структурой его образа в целом.

Говоря о том, что автор - участник художественного события, М. М. Бахтин делал акцент на том, что человек есть «организующий формапьно-содержа-тельный центр художественного видения, притом данный человек в его ценностной наличности в мире» [1. С. 162].

Однако отношение писателя к герою недостаточно, необходима «проекция» произведения на историческую действительность. Роль такой «проекции» в понимании сущности и функций литературного героя значима в том отношении, что служит для уточнения цели первоначальной формулы героя, так как подводит под эту формулу еще и социальную основу.

Кроме того, данная «проекция» позволяет выделить определяющий элемент образной структуры героя, поскольку в результате ее выявляется метод писателя и положенные им в основу для создания образа героя художественные принципы. И, наконец, она дает возможность определить место и роль героя в современной жизни, его социальную функцию, что служит своеобразным ориентиром в определении ценностной установки самого писателя.

В ходе исследования довольно обширного литературно-художествен-ного материала нам удалось выявить три основных типа литературных героев в дагестанской прозе XX века:

Первый тип - революционер. (У. Буйнакский, М. Дахадаев, Д. Коркмасов, К. Агасиев в произведениях «Весна, пришедшая с Севера» Ю. Гереева, «Месть» М. Магомедова, «Сулак-свццетепь» М. Хуршилова, «Три солнца» М.-С. Яхьяева, «Сердце, оставленное в горах» К. Меджццова, «Махач» И. Керимова и др.). В дагестанской прозе первой половины XX века сформировался определённый тип литературного героя, который характеризуется наиболее высокой степенью революционной и социальной активности, страстным отношением к жизни, готовностью поставить жизнь на карту во имя защиты человеческого достоинства и справедливости, интересов дела и благополучия

окружающих. Эти характеристики выступают как естественное свойство героя, вынужденного обстоятельствами ломать традиционные нормы жизни и установки, действовать наперекор сложившимся понятиям и представлениям, быть первооткрывателем.

Второй тип - правдолюб (Курман в произведении «Кто убил человека из рая?», Мухарбий в повести «Белый Сайгак», «Исповедь на рассвете» А. Абу-Бакара и др.) «Литературным героем, - пишет Л. Я. Гинзбург, - писатель выражает свое понимание человека, взятого с некоторой точки зрения во взаимодействии подобранных писателем признаков. В этом смысле можно говорить о том, что литературный герой моделирует человека» [2. С. 5].

Герой И. Казиева Курман удачно сочетает в себе романтические и реалистические черты и демонстрирует силу человеческого духа. Он нужен автору для того, чтобы показать достижимость благородных целей, даже если внешние обстоятельства против этого. Это неординарный герой, выросший в недрах современной реальности и призванный обнаружить кризис общества.

Как пишет А. М. Вагидов, «подвергнув художественному анализу начальную стадию возникновения криминального общества, воплотив образ героя, пожелавшего противостоять мафии и уничтоженного ею, автор повести «Кто убил человека из рая?» создал произведение критического реализма» [3. С. 201].

Конечный результат произведения - это идея, уже выраженная писателем, мысль, закрепленная системой образов или структурой художественного образа. Поэтому писатель часто начинает своё произведение с представления читате лю своего героя, с его характеристики, внешней или внутренней. То есть уже первое появление героя в произведении и первая его характеристика заключают в себе ключ к определению его сущностной ценности и к расшифровке идейного замысла автора.

Персонаж может предстать загадкой, может получить временную, ложную характеристику, но он - даже временно - не может быть нулевой величиной. Смысл экспозиции персонажа состоит в том, чтобы сразу создать читательское отношение, установку восприятия, без которой персонаж не в состоянии выполнять свои функции. Поэтому самые первые его появления, первые сообщения о нем, упоминания чрезвычайно действенны, ответственны. Это индекс, направляющий, организующий дальнейшее построение [2. С. 18].

Выше сказанное подтверждает мысль М. М. Бахтина о ценностном отношении писателя к своему герою. Ценностная характеристика героя выступает в соответствующем ей художественном оформлении, закреплена структурой образа, имеет свою формулу.

Образ, с присущей ему системой организации составляющих его элементов, - это не только модель конкретного, живого человека, но и социально-историческая, художественная модель, то есть определенная типологическая категория. По типу образной организации героя, его «формуле» можно угадать, какую идейную нагрузку он несет.

Литературный герой в дагестанской прозе второй половины XX века характеризуется сильным напряжением духовных сил. Как правило, это подлинно народный характер, цельная личность, человек, занятый своим делом и любящий его, думающий о благе людей, о путях и средствах борьбы с существующим злом. В силу особой склонности к правдолюбию и справедливости он не такой, как все. Отсюда его то ли оправданные, то ли надуманные характеристики и оценки: «неудобный» и «одержимый» человек и т. д. Его литературная формула - сильный характер, ярко выраженная индивидуальность, а определяющая социальная функция - борьба за сохранение и утверждение общечеловеческих принципов жизни, моральных и духовных ценностей.

Третий тип - философ. (Лирический герой произведения «Мой Дагестан»

Р. Гамзатова, «Ясновидящий дурак» М.-Р. Расулова, Мурадбек в повести К. Абукова «И Судный день впереди», Патимат в романе Ф. Алиевой «Комок земли ветер не унесет», Убарс в произведении К. Миграбова «Годы без весны» и др.). Литературный герой в дагестанской лирической прозе конца XX века характеризуется высоким напряжением духовных сил. Это не ординарная личность, а своеобразный идеолог, теоретик, философ, смотрящий на мир с высоты общечеловеческих идеалов, романтик. Герой-философ занят поисками действенных механизмов переустройства общества, надежных гарантов мира и благополучия людей, непреходящих человеческих ценностей. Его литературная формула - подчеркнуто беспокойный характер, ищущая, взволнованная душа, человек огромного духовного потенциала.

Каждая эпоха имеет свои особенности, свое содержание и конфетные формы движения своего героя. В конце XX века художественные нормы были тесны для познания и отображения многообразных новых явлений общественной и духовной жизни посгперестроечного времени. Современная литература развивается в сложное и противоречивое время, которое характеризуется борьбой различных идеологических, политических и геополитических сил, происходит расслоение общества по социальному и идеологическому признакам. Именно с этим связана новая тенденция в дагестанской прозе-активные духовные поиски нового героя.

Так в конце XX века в дагестанской прозе появляется новый герой -положительный, и при этом молчаливый соучастник стремительной деградации общества. (В произведениях А. Агаева «Расколотое солнце», А. Вагидова «Крах», К. Абукова «И Судный день впереди»),

В новом герое четко проявились современные социальные тенденции. Писатель и исследователь предложил свою концепцию личности, на которую наложила отпечаток эпоха кризиса советского общества.

В произведении Касумбека Миграбова «Годы без весны» все внимание сосредоточено на прошлом. События охватывают весь период советской власти (строительство нового государства, создание колхозов, Великая Отечественная война, война в Афганистане). Однако история и политика, хотя и представлены в произведении, выступают как своеобразный сюжетно-композиционный фон для показа главного героя. К. Миграбову важно раскрыть внутренний мир своего героя. Его интересуют душа, ум, сердце, страсти, склонности, для достижения которых он использует такой композиционный прием, как дневник Убарса-младшего.

Произведение К. Миграбова «Годы без весны» высвечивает такие глубины общественного бытия, с которыми встречается каждое новое поколение. Своеобразие его творческого метода состоит в передаче единства мироощущения героев и характеров, их поведения в стремлении к широте и подлинности человеческих взаимоотношений. Автор ищет от внутреннего мира человека, его субъективных особенностей. Писатель рисует судьбу маленького аула и горцев (своеобразного камерного мирка) в реальном историческом времени.

Все названные типы героев, отмеченные общим, объединяющим их признаком, неординарны. В сущности, они представляют собой различные вариации характеров романтического плана, начиная от людей-утопистов и мечтателей и заканчивая действительными «буревестниками» свободы, борцами за правду, жертвующими собой во имя торжества гуманистических идеалов.

Общим для всех типов героев является то, что они порождены патологиями нашей общественной жизни, которая постоянно требует перестройки. Злоупотребление человеком власти, моральное разложение захватывает общество на разных витках его развития, закаляет литературного героя. Герои эволюционируют в направлении выражения большей социальной активности, более осознанного и действенного участия в решении наиболее актуальных социально-политических и моральных

проблем действительности. У каждого из этих типов имеется свой социальный и литературный код, свои специфические жизненные причины и особые литературные формулы.

Примечания

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 2. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979. 3. Вагидов А. М. Люди из рая // Поиск продолжается. Махачкала, 2000.

Статья поступила в редакцию 18.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.