Научная статья на тему 'Нравственно-этический характер кумыкской прозы'

Нравственно-этический характер кумыкской прозы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМА НРАВСТВЕННОСТИ / ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЯ КРАЯ / СОЦИАЛЬНО-АКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЖЕРТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдурахманова Марьям Салавутдиновна

Статья посвящена анализу нравственно-этического характера кумыкской прозы конца XX века. Проза рассматриваемого периода обращена к современной действительности, где отмечается обостренное внимание писателей к нравственной теме. К концу XX века современные социально-экономические условия жизни диктуют появление нового героя и новой темы. В начале 80-х годов актуализация роли социально-активной личности явление симптоматичное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственно-этический характер кумыкской прозы»

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

КУМЫКСКОЙ ПРОЗЫ

© 2009 Абдурахманова М.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена анализу нравственно-этического характера кумыкской прозы конца XX века. Проза рассматриваемого периода обращена к современной действительности, где отмечается обостренное внимание писателей к нравственной теме. К концу XX века современные социальноэкономические условия жизни диктуют появление нового героя и новой темы. В начале 80-х годов актуализация роли социально-активной личности -явление симптоматичное.

The article is dedicated to the analysis of moral-ethical nature of Kumyk prose at the end of the 20th century. The prose of the considered period addresses the modern reality, where writers’ sharpened attention to the moral subject is noted. By the end of the 20th century, the modern social-economic life conditions dictate the appearance of a new hero and a new subject. Therefore, at the early 80s the actualization of the role of the socially active person was a symptomatic phenomenon.

Ключевые слова: тема нравственности, проблемы современности, экология края, социально-активная личность, охрана природы, жертвенная личность.

Keywords: moral subject, problems of today, regional ecology, socially active person, nature protection, sacrificial personality.

В годы, когда коллективизм был приоритетным, а личное было на втором плане, авторы, в том числе и дагестанские, не имея возможности выносить на суд события современности и открыто говорить о проблемах времени, уходили в себя и стремились больше познать себя. Но как ни парадоксально, властвовавшая идеология и общественная ситуация открывали путь к внутренней свободе авторов, для которых стремление создать свой «микромир» диктовалось неприятием тоталитарной системы. К концу XX века уже каждый за себя, каждый индивидуальность, но как ее проявить в современных социальноэкономических условиях жизни, пока еще неясно. В литературе в это время

идут поиски нового героя и новой темы.

Так, в начале 80-х годов

актуализация роли социально активной личности стало явлением симптоматичным.

Повесть И. Казиева «Кто убил человека из рая?», опубликованная в 1972 году на кумыкском языке, а в 1992 году на русском языке, отражает общественные проблемы. В эти годы активная нравственная позиция советских писателей требовала от них внимания к

проблеме катастрофического

отношения людей к природе (Ч. Айтматов «Плаха», В. Астафьев «Царь-рыба», Н. Джусойты

«Возвращение Урызмага», А. Абу-Бакар «Белый сайгак» и др.).

Эмоциональный строй повести «Кто убил человека из рая?» обнаруживает нравственно-

эстетические убеждения автора. Раскрывающийся перед нами мир -это мир писателя, артиста, человека с активным гражданским сознанием. Именно поэтому отличительными признаками этой повести являются необыкновенная экспрессивность характера главного героя Курмана, сложность и драматизм его жизни, спонтанность характеров других героев повести (Амаша, Мадинат и др.).

Основная коллизия повести -противостояние инспектора

рыбоохраны браконьерам, на фоне этого противопостояния развернуто другое - морально-философское.

Главный герой произведения Курман, инспектор природоохраны, противостоит «негодяям-

промысловикам», разрушающим экологию края. На берегах живописной реки раскинулась кизиловая роща, в ней и появился на свет Курман, что весьма символично: «мать-природа способствует

рождению на свет своего защитника». Поэтому мать Курмана, Мадинат, всегда называет своего сына «райское дитя». Повесть несет в себе философскую концепцию человека и мира, так как размышления главного героя обусловливают своеобразие

повести, суть которой в сосуществовании комизма и трагизма, драмы и эпоса в контексте лирических сопереживаний автора. «Поведение главного героя и оценка бытия, стремление самостоятельно осмыслить непростые

драматические моменты и принять необходимое решение сближают его с героем из повести «Белый сайгак» А. Абу-Бакара Мухарбием и с Бостоном Уркунчиевым из романа Ч. Айтматова «Плаха» [1. С. 56]. Это герой драматической судьбы, жертвенная личность. Его имя, Курман, означает следующее:

«жертва», бросившая вызов

обществу, сознательно идущая на самопожертвование.

Как и в повести А. Абу-Бакара «Белый сайгак», так и в повести И. Казиева «Кто убил человека из рая?» проблема взаимоотношений

человека и природы раскрывается через углубление вопроса о нравственном потенциале человека. Отсутствие идеалов,

разрушительная сила алчности привели дагестанцев к тому, что честный, нравственный человек, такой, как Курман, представляется обществу «неудобным», ненужным.

А Курман, противопоставив себя злу, которое простирается во все стороны и не ограничивается пространством, верит, что зло ограничено временем, но общество стало постепенно терять

человеческое лицо. Поэтому уже нет предпосылок для подлинной гармонии личности и общества. Главный герой обречен на гибель. В повести И. Казиева «Кто убил человека из рая?» обращение к проблемам бытия осуществляется через углубление проблемы нравственных возможностей

человека, поиска им вечных ценностей.

Курман, Амаш и Арсен - обычные люди, но они понимают, что разрушение природы губительно для всего человечества. Это делает их более ответственными за будущее. Они видят в бездыханной рыбе, брошенной браконьерами на берегу реки, часть большого мира природы.

Родившись «в раю», он, как ангел или Гэсэр из героического бурятского эпоса, спускается на Землю, чтобы спасти людей от алчности и беспечности, но умирает и снова возвращается в рай. В этом глубокий смысл произведения И. Казиева, в котором автор красноречиво выразил свой взгляд на действительность. Так современная кумыкская проза эмоционально и психологически пытается защитить человека от зла,

алчности, высокомерия и

беспечности.

В кумыкской социально-бытовой повести общественно значимая проблематика освещается в

процессе погружения в

обстоятельства. Пространственновременные отношения на уровне жанрообразования важны в данном случае не столько в плане индивидуального соответствия

пространства герою, сколько с точки зрения адекватности внесубъектных форм выражения авторской позиции. В произведениях данного жанра за житейским временем всегда просматривается историческое время. Структура социально-бытовой повести «Кто убил человека из рая?», обусловленная

«совпадением» художественного времени с реальным,

характеризуется вещественным выражением событийного времени.

Ставка И. Казиева на такого героя, как Курман, определена идейной позицией писателя: автор считает, что настало время, когда обычный человек, чтобы оставаться самим собой, должен переступать через грани бытия. Таких героев было немало в многонациональной литературе СССР 80-х годов XX века, в частности в творчестве Ч. Айтматова, В. Шукшина, А. Абу-Бакара и др. Еще совсем недавно в советской литературе такой герой порождал ортодоксальную

формулировку: гибель героя - его моральная победа. Но в этом произведении автор показывает, что гибель правдоборца никем не замечена и никого не тронула за душу, кроме близких ему людей. Общество «оглохло и ослепло».

Повесть И. Казиева - это не только протест против

бездуховности, занявшей в XXI веке прочное место в сознании россиян, когда в системе складывающихся общественных, социальноэкономических отношений в

обществе сосуществуют и «палачи»,

и «жертвы». Ведь не случайно И. Казиев показывает, что во главе браконьеров оказывается начальник рыбоохраны, за которым стоит все современное общество, общество, в котором абсурдность жизни, кризис экономики, кризис общественных отношений привели к падению нравов, обесцениванию духовых ценностей, что повлекло расслоение общества. Теперь общество делится на правящую элиту, кланы, с одной стороны, и на обкраденные трудящиеся массы, с другой.

Подобные проявления иногда завуалированного, а порой открытого социального протеста, как в повести И. Казиева «Кто убил человека из рая?», можно обнаружить и во многих других произведениях дагестанских авторов конца XX века: у А. Абу-Бакара в «Белом сайгаке», у М.-Р. Расулова в «Ясновидящем дураке», у А. М. Вагидова в «Крахе», у К. Абукова в повести «И Судный день впереди», у Р. Гамзатова в книге «Суд идет» и т.д. В них герои, пришедшие из современной реальности, призваны показать абсурдность современной жизни.

Разрушительное опустошение жизни, отсутствие идеалов,

коррупция привели к тому, что

внутренне честный, нравственный

человек стал «неудобным». Такова социальная предпосылка появления героя нового типа в дагестанской литературе последних трех десятилетий ХХ века.

Такой герой не всегда точно отражает реальный социальный

образ, он представляет собой результат осмысления героя писателем и заключает в себе

некоторую «добавку» к основному содержанию, оценку его личности писателем, выражение точки зрения автора на действительность. В этом смысле появление необычного героя - «жертвы», каковыми являются

Курман в повести И. Казиева «Кто убил человека из рая?» или «ясновидящий дурак» из

«антиповести» М.-Р. Расулова «Ясновидящий дурак», оправдано, потому что высоконравственный человек, чтобы остаться самим собой, должен переступить через мнение общества. Такие герои, как Курман, представляют собой подлинные национальные

характеры, связанные с

национальными традициями,

обычаями, историческим прошлым и настоящим своего народа. В произведении И. Казиева «Кто убил человека из рая?», как и в произведениях Ч. Айтматова

«Плаха», А. Абу-Бакара «Белый сайгак», показана духовная атмосфера времени застоя. Авторы этих произведения борются за душу человека, за самого человека.

В своих произведениях писатели показали, чего всем нам, советским людям, пережившим мрачные годы сталинского геноцида и

авторитарного «хрущевско-

брежневского» правления с беззастенчивыми, циничными

расправами партийно-

государственной власти над инакомыслящими, так не хватало в нашей долгой истории. А не хватало самых естественных, элементарных человеческих чувств: чувства

собственного достоинства, свободы.

Литература вторгается в сферу общественного сознания, берет на себя функции социального,

политического, исторического

осмысления действительности, становится средством борьбы за перестройку общественных

отношений, как это происходило на различных этапах истории русской классической литературы (вспомним, например, Белинского,

Добролюбова, Чернышевского,

Писарев), советской литературы (Платонов, Замятин и др.), в годы застоя (Ч. Айтматов, А. Абу-Бакар), в годы перестройки (Н. Джусойты, И. Казиев), в наше время (М.-Р. Расулов).

Духовное богатство, сохраненное отдельными писателями еще в 2030-е годы XX века, несмотря на преследования и высылку их за границу, стало основой

перестроечного мышления. Именно эта литература в период гласности и демократии вторгалась в политику, идеологию, право, историю,

философию. Так, «художественно

убедительное изложение истории

короткой, но яркой жизни и внезапной и трагической гибели

Курмана - рыбоохранника -состоялось именно потому, что автор извлек из многообразных жизненных явлений главное - отношение людей, в том числе и власть предержащих, к природе» [2. С. 188]. Поэтому не случайно, что романтизация героя и обстоятельств, в которых он действует, стали явлением не только дагестанской литературы второй половины XX века. Это свидетельствует о том, что писатели-дагестанцы пытались предотвратить надвигающуюся экологическую

катастрофу, которая в дальнейшем привела к социально-экономическим кризисам, к разрушению духовности и нравственности общества.

Стремление главного героя самостоятельно осмыслить

непростые драматические моменты и принять необходимое решение сближает его с Мухарбием, героем повести «Белый сайгак» А. Абу-Бакара.

Таким образом, герой И. Казиева Курман из повести «Кто убил человека из рая?» характеризуется наиболее высокой степенью социальной активности, страстным отношением к жизни, готовностью поставить ее на карту во имя защиты своего человеческого достоинства и справедливости, интересов дела и благополучия окружающих. Поэтому совершенно естественно желание героя, ломая традиционные нормы и установки, действовать наперекор сложившимся понятиям и представлениям.

Если рассмотреть повесть И. Казиева с точки зрения стилистики, то за стилистическими и поэтическими особенностями прозы можно увидеть стремление писателя нравственно оправдать мир и человека, в нем живущего, не разделять действительность на мир и антимир, а дать человеку возможность полностью реализовать себя в условиях современного абсурда. В этом мире одинаковое право на самореализацию имеют и плохой человек, и хороший, на оправдание имеют право время и безвременье, изгои и власть имущие.

Нравственное чутье писателя функционирует на интуитивном уровне. Поскольку в окружающей действительности нет ничего стоящего, он пишет «жизнь» с собственной души. Это, прежде всего, пример подсознательного этического выбора, несовместимость разнородных миров писателя в ситуации выбора. Писатель не пытается отыскать компромисс и дать возможность сосуществовать двум мирам под одной крышей.

В нравственно-этическом опыте Курмана проявилось не осуждение мира и человека как несовершенных и негативных сущностей, а непринятие их такими, какие они есть, то есть можно сказать, что И. Казиев реализовал себя в данном произведении как писатель и как человек. Отличительными

Примечания

признаками данной повести являются экспрессивность характера главного героя, необыкновенная сложность и драматизм его жизни. Это выражается в повышенной

экспрессивности повествования, в сосредоточении внимания писателя на острых конфликтных проблемах бытия. В этом плане образ Курмана свидетельствует о том, что

появление в современной прозе России таких героев обусловлено состоянием общества.

В повести И. Казиева выработаны поэтические способы и принципы раскрытия характеров и сюжетнокомпозиционной организации

художественного произведения. Форма данной повести сложна, и порой нелегко обнаружить и

вычленить отдельные элементы сюжета. В повести нет

хронологически последовательного развития сюжета, поэтому и нет

движения в одном направлении. Автор повести использует принцип «монтажа», который широко применяется в современной кинематографии. И это не случайно. Ведь мы имеем дело со сценаристом и режиссером. Действие в повести происходит с утра до вечера, формируя в целом художественное время. А реальное время охватывает прошедшие десятилетия,

приблизительно 60-70-е годы ХХ века.

1. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала, 2002. 2. Вагидов А.М. Люди из рая // Поиск продолжается. Махачкала, 2000. 3. Гусейнов М.А. Кумыкская проза 60-80 годов. Махачкала, 1993. 4. Казиев И.А. Кто убил человека из рая? Махачкала, 1991.

Статья поступила в редакцию 22.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.