Научная статья на тему 'Актуальные вопросы нравственного характера в творчестве Р. Багомедова (на материале повести «Ровесники»)'

Актуальные вопросы нравственного характера в творчестве Р. Багомедова (на материале повести «Ровесники») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
125
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Р. БАГОМЕДОВ / ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОВЕСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВНУТРЕННИЙ МИР / R. BAGOMEDOV / DARGIN LITERATURE / NOVEL / MORALITY / LITERARY FEATURES / INTERNAL WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомедова Муьмина Зияудиновна

В статье рассмотрена нравственная проблематика повести «Ровесники» известного даргинского прозаика Р. Багомедова; отмечена важная роль социальной составляющей в жизни героев во время Великой Отечественной войны; высвечены характерные признаки индивидуального стиля писателя: постановка острых проблем современности, апелляция к нормам национальной этики, фольклоризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF ETHICAL NATURE IN THE CREATIVE WORK OF R. BAGOMEDOV (BY THE MATERIAL OF THE NOVEL “PEERS”)

The article considers moral issues of the novel “Peers” of the well-known Dargin writer R. Bagomedov. The important role of the social component in the lives of the characters during the years of the Great Patriotic War is shown. The characteristic features of the individual style of the writer are highlighted: the setting of urgent problems of modernity, the appeal to the norms of national ethics, folklorism.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы нравственного характера в творчестве Р. Багомедова (на материале повести «Ровесники»)»

Магомедова Муьмина Зияудиновна

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Р. БАГОМЕДОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ "РОВЕСНИКИ")

В статье рассмотрена нравственная проблематика повести "Ровесники" известного даргинского прозаика Р. Багомедова; отмечена важная роль социальной составляющей в жизни героев во время Великой Отечественной войны; высвечены характерные признаки индивидуального стиля писателя: постановка острых проблем современности, апелляция к нормам национальной этики, фольклоризм. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИУ/З^/Э.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 2. C. 40-42. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

40

^БЫ 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2

УДК 82; 821.35

В статье рассмотрена нравственная проблематика повести «Ровесники» известного даргинского прозаика Р. Багомедова; отмечена важная роль социальной составляющей в жизни героев во время Великой Отечественной войны; высвечены характерные признаки индивидуального стиля писателя: постановка острых проблем современности, апелляция к нормам национальной этики, фольклоризм.

Ключевые слова и фразы: Р. Багомедов; даргинская литература; повесть; нравственность; художественные особенности; внутренний мир.

Магомедова Муъмина Зияудиновна

Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала mumina.2016@mail. т

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ Р. БАГОМЕДОВА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «РОВЕСНИКИ»)

Известный даргинский писатель Расул Багомедов (дата рождения: 1932), несмотря на преклонный возраст, активно участвует в творческой жизни республики. Он является автором десятков книг прозы и поэзии. Значительное место в его творчестве занимает жанр повести. Широкий читательский интерес привлекли его произведения «Мерило человечности» («Адамдешла умцла») [3], «Жавгар» («Жавгьар») [4], «Ровесники» («Зиланти») [5], «Прерванный путь» («Къяббердибси гьуни») [6], «Поворот» («Ласбулхъ») [7], «Сын» («Урши») [8]. Они выделяются острой постановкой нравственных проблем.

Творчество писателя Р. Багомедова, педагога по образованию, тесно связано с темой воспитания подрастающего поколения в духе добра, справедливости и бережного отношения к окружающему миру, с темой нелегкой жизни простого сельского труженика. Одним из ярких произведений Р. Багомедова, в которых весомое значение имеют вопросы нравственного выбора, является повесть «Ровесники».

Предваряя рассмотрение повести даргинского писателя, следует отметить, что нравственная проблематика стала доминирующей в советской литературе в 1970-1980-е годы. Подтверждением этому служат произведения ведущих писателей тех лет: Ч. Айтматова «Плаха», «И дольше века длится день», В. Быкова «Сотников»,

B. Распутина «Живи и помни» и мн. др. В этой связи показательно суждение дагестанского литературоведа

C. Х. Ахмедова: «Исследуемый период литературы (1970-1980-е гг. -М. М.) отмечен обостренным вниманием дагестанских писателей к социально-нравственной проблематике, и прежде всего конфликтам подрастающего поколения, вопросам осмысления ими жизненного пути» [1, с. 36]. В числе такого рода произведений дагестанских авторов можно назвать Р. Гамзатова «Мой Дагестан», А. Абу-Бакара «Белый Сайгак» и др. При этом нравственные проблемы рассматривались посредством обращения к экологической проблематике, осмысления военного прошлого. Весьма примечательна в этом контексте и повесть Р. Багомедова «Ровесники».

По существу, в ней затронуты вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, война и мир.

Повесть «Ровесники» состоит из двух частей. Первая часть охватывает период с 30-х годов до середины ХХ века. Действие проходит в горном селении Усидей. Во второй части повести действие проходит в 50-е годы в Махачкале.

Повесть «Ровесники» начинается с описания селения Усидей, расположенного у гор Каба. В ее зачине изображается красивый, но суровый горный пейзаж: «Илала къакъла г1елаб, чедиб, Суттала дубура саби, г1ясатин кьап1агъуна бек1ра сабира, суненира лерилра алавчарти шими дярг1ибти шарабли далхуси, дуц1рум зяг1ипсилис рахли гьанбикалли, к1ел бугъаван кадизурти халати шурмауб - къаркъубауб миъра даим биру-си. Удиб х1ябц1алира-сера дерх1ла ахъси, лацван ташси лес...» [5, б. 3]. / «За спиной (селения), сверху, расположилась гора Сутта со своей, напоминающей осетинскую папаху, головой, подающая холодную воду окружающим ее мелким селениям. А между двумя камнями-скалами, походящими на быков, всегда найдется лед, на случай если заболевший вспомнит летом. Ниже - вертикальная скала высотой в тридцатиэтажное здание.» (здесь и далее перевод автора статьи - М. М.). Тем самым автор показывает, что человеку нелегко здесь живётся. Он тяжелым сельским трудом обеспечивает пропитание себе, своей семье. Пейзаж используется в данном случае для конкретизации места и времени сюжетного действия.

Главными героями повести являются Сабур - сын Арслана и Башир - сын Узунгаджи. На протяжении всей повести развивается межличностный конфликт, который раскрывается в противоборстве характеров главных героев, в различном понимании ими одной и той же ситуации. Сабур является четвертым сыном в семье Арслана, а Башир - первый и долгожданный, после трех дочерей. И потому отношение к ним в семьях разное. Если Сабур, хоть и любим, как и все дети в их семье, не получает должного внимания из-за многочисленных забот, то у Башира - четверо нянек. За ним присматривают по очереди мать и сестры, ему прощают все провинности. «Илизи селра бирахъули ах1енри. Кайхьунси ухьа, чердатурли ита-иша игьубти пал-тар рузбани яра нешли ибгутири. Дабрилра сунези чергьахъути ах1енри» [Там же, б. 11]. / «Ему ничего

10.01.00 Литературоведение

41

не давали делать. Матрас, на котором он спит, разбросанную его одежду за ним убирали сестры или мать. Даже обувь не давали самому снимать...». Забота о единственном сыне стала главной задачей этой семьи. Здесь автор с помощью гиперболы подчеркивает неодинаковое отношение к детям Узунгаджи. В этой семье проявляется иерархия по половому признаку: высоко оценивается сын, по сравнению с дочерьми.

Разность мировоззрения, нравственных установок родителей юных героев повести выражается, прежде всего, в вопросах воспитания детей, взаимоотношений в семье. В дальнейшем развитии сюжетных линий нравственный разрыв между ними имеет тенденцию к углублению.

Процесс воспитания Арлан и Узунгаджи понимают по-разному. Арслан учит своих детей добру, помощи, уважению к старшим. Вот какой совет Арслан дает Сабуру, который похвастался отцу, что кроме него и Башира никто в классе еще не умеет читать: «Вег1ла юлдашунани х1ебалусиличи разиирес асух1ебираргу. Вег1ли балуси сек1ал илдазира багьахъес кумекбирули бирар...» [Там же, б. 24]. / «Радоваться тому, чего не знают твои товарищи, нехорошо. Надо стараться их тоже научить тому, что знаешь сам.». Для Узунгаджи главное - нажива, и этому он учит своих детей.

Ровесники Сабур и Башир с детства дружили и тянулись друг к другу. Друзья все время проводили вместе. Если Башира кормили отдельно от сестер и готовили для него еду повкуснее, то Сабур с остальными братьями питался из одной миски. Баширу намного вкуснее была обычная еда, которую ел вместе с другом, чем то, что старательно для него готовили сестры или мать. Дружба ровесников не нравилась отцу Башира. Когда Башир, глядя на Сабура, хотел помогать сестрам, матери, Узунгаджи вовремя вмешивался и показывал сыну, как у них принято в семье. Так, на примере двух отцов, двух семей Р. Багомедов подчеркивает, что от правильного воспитания подрастающего поколения зависит их будущий нравственный облик.

Материальное положение этих семьей неодинаковое: Узунгаджи жил в достатке, Арслан - с трудом прокармливал семью. Но все меняется после установления советской власти.

Жизнь до и после установления советской власти противопоставляется. Если Арслан раньше все время работал, но не мог содержать семью в достатке, то после установления советской власти он с семьей трудился до седьмого пота в колхозе и получал соответствующий доход. А Узунгаджи приноровился к общественным преобразованиям; узнав о коллективизации, успел распродать свои земли и тем самым избежал раскулачивания, добился работы заведующего складом в колхозе. «Заманаличил варх ганзик1ес бален» [Там же, б. 7]. / «Умей шагать в ногу со временем», - говорил Узунгаджи его отец, то есть учил сына приспособленчеству, что в последующем он старается привить и своему сыну Баширу. Узунгажди привык ставить материальные ценности выше других ценностей.

Так автор дает понять, кто в повести положительный, а кто отрицательный герой.

Образ положительного героя Арслана дан в динамике. Если он раньше был обманут Узунгаджи не раз из-за необразованности и думал только о том, как прокормить семью, то, видя, как его сыновья учатся в школе, решил и сам обучиться грамоте, начал читать газеты. Раньше Арслан был молчаливый, легковерный, но всегда почитающий своих соседей, не терпящий несправедливости. Теперь Арслан, читая газеты, узнавая о том, что происходит в мире, стал активным участником дискуссий на годекане, начал все больше проявлять социальную активность.

Вместе с исторически меняющейся действительностью меняются и характер героя, его внутренний мир, материальные и духовные ориентиры. При этом преображается характер связей личности с окружающей средой: они становятся богаче, тоньше.

Постепенно налаживалась жизнь простых тружеников. Но весть о войне разрушила все их планы. Картина природы лета 1941 года помогает раскрытию эмоционального состояния людей: «Х1ебла жагаси т1абиг1ят гъузгъалдибиубсиван гьанарули саби. Я берх1ила к1ант1ити нуранаур кьалтинван някьишдиубти дубурта-чирти арцантала разити макьамти, я лусентазир кадухъунти х1унк1бала вихла т1амри, я ургубазирти дярг1иб шинна урунжунала вич1ъала, я к1ант1иси ц1уэриличил лякьирлизи ахъибти курега-рангдиубти аршила шявхьъала имиулала бехъубси къадаван важбухъунти адамтани иргъули ах1ен» [Там же, б. 30]. / «Красивая летняя природа казалась унылой. Не слышно было ни пения птиц под теплыми лучами солнца в горах, устланных узорчатым ковром, ни журчания ручьев, ни увлеченной беседы людей, суетящихся как разбросанный муравейник на пшеничных полях абрикосового цвета под легким летним ветерком».

Тяготы войны люди пережили именно благодаря патриотизму, объединению их против общего врага и взаимопомощи друг другу. Арслан и два его старших сына добровольцами ушли на фронт. Остальные члены семьи работали в тылу. Но были и такие, кто вел себя недостойно. Одним из таких был Узунгаджи, который тер глаза табаком, чтобы его считали непригодным к службе. Когда раскрылся его обман, его отправили на фронт, но ему удалось сбежать с фронта. Став дезертиром, прячась, он грабил женщин, стариков.

Арслан, потерявший на войне двух сыновей, возвращается с фронта и сразу берется за восстановление колхоза. Однако смерть, которой он избежал на войне, настигает его в родном селе, в мирной жизни: он погибает от руки своего нравственного антипода, дезертира Узунгаджи. Арслан погибает смертью героя, до конца оставаясь верен своему народу, семье, сохраняя честь и достоинство.

Иначе складывается судьба Узунгаджи. Ради наживы он готов убить без колебаний и соседа, с которым полжизни прожил бок о бок. Война раскрыла его худшие стороны. Плачевно заканчивается его жизнь: вскрывается его предательская сущность, и он попадает в итоге в руки правоохранительных органов.

42

ISSN 1997-2911. № 3 (69) 2017. Ч. 2

В дальнейшем в повести изображаются жизненные пути детей: героя и предателя. Волей судьбы пути Сабура и Аминат пересекаются, парень и девушка влюбляются в друг в друга. Автор ставит своих героев перед острым нравственным выбором: Сабур узнает, что его любимая является дочерью убийцы своего отца.

Р. Багомедов психологически точно, убедительно воспроизводит внутренний мир, переживания своего героя. В нем бушуют ненависть к убийце отца и любовь к его дочери. Сабур оказывается в ситуации, когда его решением определяется нравственная глубина его личности, и он делает выбор в пользу своей любви. Духовность, нравственность, мораль составляют, согласно творческой концепции Р. Багомедова, основу человеческой личности. Верное следование принципам народной морали трактуется как базовая характеристика положительного героя.

В этой повести Р. Багомедов показал важность духовно-нравственного воспитания, веру в непреложные нравственные законы. Проблемы чести и долга, верности и предательства, добра и зла, выбора жизненных путей трактуются писателем в традициях народной нравственности: образы, следующие им, обретают в народе почет, добрую память, трактуются как герои в полном смысле этого слова, а его антипод становится символом подлости, предательства.

Известный даргинский прозаик И. Гасанов в своем отклике на данное произведение отмечает, что в повести «Ровесники» поднята проблема дезертирства, разбоя в Дагестане, которые долгое время находились под строгой цензурой. В повести художественно освещается эта проблема: «Повествование здесь мужественное, честное и нелицеприятное. И в конце книги читатель приходит к страшному выводу-обобщению: в реальной жизни грубость, ловкачество, грабеж являются ровесниками добра, справедливости, мужества. И живут-то они бок о бок, соседями. Каждый по-своему. И также растят себе смену...

Повесть Расула Багомедова, как и все его творчество, - это мольба о Справедливости, Человечности, Любви» [9, с. 38].

Таким образом, в повести Р. Багомедова «Ровесники» герои оказываются перед нравственным выбором. От того, как они поведут себя в той или иной ситуации, высвечивается суть этих образов. Либо они демонстрируют свою приверженность нормам традиционной морали, национальным нравственно-этическим установкам, либо готовность легко переступить их во имя корыстных целей. Во втором случае это люди духовно убогие, морально ущербные, считает автор. Повесть «Ровесники» подводит к мысли, что быть нравственным - значит быть порядочным человеком, патриотом своей родины, родного села, семьи.

Список литературы

1. Ахмедов С. Х. Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. 190 с.

2. Ахмедов С. Х. Художественная проза народов Дагестана: история и современность. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996. 280 с.

3. Бях!Гяммодов Р. М. Адамдешла умцла (Мерило человечности) / на дарг. яз. Мях1ячкъала: Дагъ. жуз. изд-во, 1981. 104 б.

4. БяхИяммодов Р. М. Жавгьар (Жавгар). Повесть ва хабурти / на дарг. яз. Мях1ячкъала Дагъбуч1педгиз, 1982. 116 б.

5. БяхИяммодов Р. М. Зиланти (Ровесники). Повесть ва хабурти / на дарг. яз. Мях1ячкъала: Дагъ. изд-во, 1991. 110 б.

6. БяхИяммодов Р. М. Къяббердибси гьуни (Прерванный путь) / на дарг. яз. Мях1ячкъала: Дагъ. жуз. изд-во, 1995. 179 б.

7. БяхИяммодов Р. М. Ласбулхъ (Поворот) // Бях1яммодов Р. М. Чердик1ибти (Избранное). Повестуни, хабурти, очер-куни, пьеса. Мях1ячкъала: Дагъ. жуз. изд-во, 2002. Б. 189-272.

8. БяхИяммодов Р. М. Урши (Сын) / на дарг. яз. Мях1ячкъала: ООО «Дел. мир», 2005. 85 б.

9. Гасанов И. История в лицах. Расул Багомедов // Возрождение. 1998. № 4. С. 37-38.

TOPICAL ISSUES OF ETHICAL NATURE IN THE CREATIVE WORK OF R. BAGOMEDOV (BY THE MATERIAL OF THE NOVEL "PEERS")

Magomedova Mu"mina Ziyaudinovna

Institute of Language, Literature and Art named after G. Tsadasa at the Dagestan Scientific Centre of the RAS, Makhachkala mumina. 2016@mail. ru

The article considers moral issues of the novel "Peers" of the well-known Dargin writer R. Bagomedov. The important role of the social component in the lives of the characters during the years of the Great Patriotic War is shown. The characteristic features of the individual style of the writer are highlighted: the setting of urgent problems of modernity, the appeal to the norms of national ethics, folklorism.

Key words and phrases: R. Bagomedov; Dargin literature; novel; morality; literary features; internal world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.