Научная статья на тему 'Проблема лидерства в студенческой среде вгму'

Проблема лидерства в студенческой среде вгму Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / СТУДЕНТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / LEADERSHIP / STUDENTS / INNOVATIVE PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая И. В., Горбачёв В. В., Клопов Н. А.

Проведен анализ проблемы лидерства в студенческой среде ВГМУ. Проанкетированы 334 студента лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов. По качествам «Умение управлять собой», «Осознание цели», «Умение решать проблемы», «Наличие творческого подхода», «Влияние на окружающих», «Знание правил организаторской работы», «Организаторские способности», «Умение работать с группой» составлен лидерский профиль студентов и старост групп. Рассмотрены различия лидерских качеств у студентов начальных и выпускных курсов, отслежена и проанализирована изменчивость этих показателей за время обучения в университете, выявлены различия лидерских способностей у старост и остальных студентов. Главное отличие заключается в том, что у старост 1 курса значительно сильнее по сравнению с остальными студентами проявляются качества «Умение работать с группой», «Организаторские способности» и «Влияние на окружающих». Поэтому при назначении на должность старосты можно рекомендовать деканатам обращать особое внимание именно на эти критерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая И. В., Горбачёв В. В., Клопов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the problems of leadership in the students medium of Vitebsk State Medical University was made. 334 students of medical, pharmaceutical and stomatological faculties were questionnaired. Leader’s profile of the academic groups monitors and the students was made up. The following qualities were considered: «the ability to solve problems», «the presence of creativity», «impact on others», «the knowledge of organizational work rules», «organizational skills», «the ability to work with a group». The differences between leader’s qualities in junior and senior students were examined, the variability of these parameters during studying at the university was traced and analyzed, the differences between monitors leader’s skills and those of other students were identified. The main detected difference is that such qualities as «the ability to work with a group», «organizational skills» and «impact on others» in the monitors of the first year academic groups are expressed to a considerably greater extent than the same qualities in other students. Therefore, it may be recommended to dean’s offices to pay particular attention to these criteria while appointing students as monitors of the academic groups.

Текст научной работы на тему «Проблема лидерства в студенческой среде вгму»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВГМУ

ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ГОРБАЧЁВ В.В., КЛОПОВ Н.А.

УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», Республика Беларусь

Резюме.

Проведен анализ проблемы лидерства в студенческой среде ВГМУ. Проанкетированы 334 студента лечебного, фармацевтического и стоматологического факультетов. По качествам «Умение управлять собой», «Осознание цели», «Умение решать проблемы», «Наличие творческого подхода», «Влияние на окружающих», «Знание правил организаторской работы», «Организаторские способности», «Умение работать с группой» составлен лидерский профиль студентов и старост групп. Рассмотрены различия лидерских качеств у студентов начальных и выпускных курсов, отслежена и проанализирована изменчивость этих показателей за время обучения в университете, выявлены различия лидерских способностей у старост и остальных студентов. Главное отличие заключается в том, что у старост 1 курса значительно сильнее по сравнению с остальными студентами проявляются качества «Умение работать с группой», «Организаторские способности» и «Влияние на окружающих». Поэтому при назначении на должность старосты можно рекомендовать деканатам обращать особое внимание именно на эти критерии.Ключевые слова: лидерство, студенты, инновационная педагогика.

Abstract.

The analysis of the problems of leadership in the students medium of Vitebsk State Medical University was made. 334 students of medical, pharmaceutical and stomatological faculties were questionnaired. Leader’s profile of the academic groups monitors and the students was made up. The following qualities were considered: «the ability to solve problems», «the presence of creativity», «impact on others», «the knowledge of organizational work rules», «organizational skills», «the ability to work with a group». The differences between leader’s qualities in junior and senior students were examined, the variability of these parameters during studying at the university was traced and analyzed, the differences between monitors leader’s skills and those of other students were identified. The main detected difference is that such qualities as «the ability to work with a group», «organizational skills» and «impact on others» in the monitors of the first year academic groups are expressed to a considerably greater extent than the same qualities in other students. Therefore, it may be recommended to dean’s offices to pay particular attention to these criteria while appointing students as monitors of the academic groups.

Key words: leadership, students, innovative pedagogics.

Студенческая среда и особенности студенческой группы оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. В студенческой группе происходят динамические процессы структурирования, формирования и изменения межличностных отношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Изучение этих вопросов является одним из важных направлений работы студенческого сектора лаборатории инновационной педагогики ВГМУ [1, 2, 3].

Существуют многие методики, позволяющие установить наличие лидерских способностей [4, 5]. Вместе с тем, при назначении на должность старосты такие способности не учитываются. Мы решили, используя одну из методик установления наличия лидерских качеств [6], провести анализ проблемы лидерства в молодежной среде ВГМУ.

Цель работы - оценить наличие и развитие лидерских способностей у старост групп и студентов ВГМУ, а также проследить динамику развития их лидерских качеств в процессе обучения.

Методы

В работе использован метод анкетирования. Его прошли 334 студента ВГМУ. Лечебный факультет: 1 курс - 26 студентов (из них 8 старост), 2 курс - 33 студента (15 старост), 3 курс - 27 студентов (12 старост), 4 курс - 34 студента (17 старост), 5 курс - 17 студентов (5 старост), 6 курс - 17 студентов (10 старост). Фармацевтический факультет: 1 курс - 12 студентов (4 старосты), 2 курс - 16 студентов (7 старост), 3 курс - 16 студентов (8 старост), 4 курс - 16 студентов (8 старост), 5 курс - 14 студентов (6 старост). Стоматологический факультет: 1 курс - 6 студентов (2 старосты), 2 курс - 7 студентов (3 старосты),

3 курс - 5 студентов (2 старосты), 4 курс - 6 студентов (3 старосты), 5 курс - 6 студентов (3 старосты).

Тест включал 48 вопросов, на каждый из которых нужно было дать однозначный ответ «да» либо «нет». Ответы «да» оценивались в 1 балл, «нет» - 0 баллов.

1. Я не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях

2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели

3. Я знаю, как преодолевать трудности

4. Я люблю искать и пробовать новое

5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело

7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде

10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни

11. Я хорошо планирую свое время и работу

12. Я легко увлекаюсь новым делом

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их

15. Ни один человек не является для меня загадкой

16. Я считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим

18. Для меня важно достижение цели

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи

20. Я готов рисковать, чтобы испытать

новое

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее

22. У меня всегда все получается

23. Я хорошо чувствую настроение своих товарищей

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить

28. Принимая решения, я перебираю различные варианты

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания

32. Я стремлюсь к тому, чтобы меня понимали

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях

40. Я считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу

41. Никто и никогда не испортит мне настроение

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей

43. Решая проблемы, я использую опыт других

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами

46. Я умею контролировать работу моих товарищей

47. Я умею находить общий язык с людьми

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела

Обработка результатов. Для расчета лидерского профиля студента подсчитывается сумма баллов, которая максимально может достигать пяти. Эта сумма определяет развитость следующих лидерских качеств:

- умение управлять собой (положительные ответы на вопросы 1, 9, 17, 25, 33);

- осознание цели (положительные ответы на вопросы 2, 10, 18, 26, 42);

- умение решать проблемы (положительные ответы на вопросы 3, 11, 19, 35, 43);

- наличие творческого подхода (положительные ответы на вопросы 4, 12, 20, 28, 44);

- влияние на окружающих (положительные ответы на вопросы 5, 13, 21, 37, 45);

- знание правил организаторской работы (положительные ответы на вопросы 6, 14,

30, 38, 46);

- организаторские способности (положительные ответы на вопросы 7, 23, 31, 39, 47);

- умение работать с группой (положительные ответы на вопросы 16, 24, 32, 40, 48).

Также рассчитывается величина лживых ответов - по положительным ответам на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если сумма

баллов по этим вопросам 4 и выше, то анкеты не учитываются в общем анализе. В нашем исследовании оказалось 76 недостоверных анкет.

Результаты и обсуждение

Сначала рассмотрим различия лидерских качеств у студентов начальных и выпускных курсов, затем проследим и попытаемся объяснить динамику изменения этих показателей за время всего обучения в университете.

1 курс. Все студенты во время поступления в университет находятся в приблизительно равных условиях, так как все абитуриенты готовятся по одним программам. Поэтому такие качества, как «Осознание цели» (рис. 1) и «Умение решать проблемы» (рис. 2) на первом курсе у старост и студентов приблизительно одинаковы.

Тем не менее, значение таких качеств, как «Умение управлять собой» (рис. 3), «Наличие творческого подхода» (рис. 4), «Влияние на окружающих» (рис. 5), «Умение работать с группой» (рис. 6), «Знание правил организаторской работы» (рис. 7), «Организаторские способности» (рис. 8) превалирует именно у старост.

Это объясняется тем, что в связи со вступлением в новую ответственную должность старосты первого курса имеют большую мотивацию, чем обычные студенты. В последующем значения ряда этих качеств («Наличие творческого подхода», «Умение работать с группой», «Знание правил организаторской

Осознание цели

5 4

01

I 3

01 т

£ 2

го

1

0 1 2 3 4 5 6

♦ старосты 3,86 4,16 4,2 4,18 4,67 4,2

—■- студенты 3,96 3,94 4,28 4,31 4,25 3,56

Курс

Рисунок 1 - Значения качества «Осознание цели».

Умение решать проблемы

5 л - 4 +

01 4

ш 3

X го Л

і 2 3 4 5 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф старосты 3,57 3,68 3,95 4,06 3,78 4,27

—■—студенты 3,58 3,88 3,8 3,93 3,35 3,11

Курс

Рисунок 2 - Значения качества «Умение решать проблемы»

Рисунок 4 - Значения качества «Наличие творческого подхода».

работы», «Организаторские способности») у старост и обычных студентов выравниваются.

После первого курса лидерские способности у старост и студентов меняются в различных направлениях.

К 6 курсу все студенты более осознанно относятся к своей деятельности и проявление

лидерских способностей студентов и старост в целом выравнивается.

Однако некоторые моменты все же следует отметить. Наибольший разброс значений наблюдается по качеству «Умение работать с группой». На наш взгляд, у старост это обусловлено сменой деканатов младших,

Влияние на окружающих

5 1

Ї ч - Г—і—-*>—□ ^ ^

X си 7 I ?

т

і 2 3 4 5 6

♦ старосты 3,79 3,64 3,6 3,41 3,22 3,13

—■—студенты 3,29 3,31 3,56 3,41 3,05 3,44

Курс

Рисунок 5 - Значения качества «Влияние на окружающих».

Умение работать с группой

5

X ф 19

0 1 2 3 4 5 6

♦ старосты 4,5 4,28 4 3,82 4,11 4,4

И студенты 4 4,31 3,92 4,24 3,85 4,44

Курс

Рисунок 6 - Значения качества «Умение работать с группой».

Рисунок 7 - Значения качества «Знание правил организаторской работы».

средних и старших курсов и непосредственно отношением деканатов к проблемам организации работы с группами. Как видно из рисунка 6, наибольшее значение соответствует 1

курсу, что обусловлено тем начальным уровнем лидерского профиля, который заложен у старост при поступлении. Затем эта величина стремительно падает на протяжении трех

Организаторские способности

т 2

1

1 2 3 4 5 6

Ф старосты 4,36 4,04 4,05 4,12 4,11 3,93

и студенты 3,46 3,9 3,92 3,97 3,8 4,11

Курс

Рисунок 8 - Значения качества «Организаторские способности».

лет и имеет наименьшее значение на 4 курсе. Это является одним из более неожиданных результатов проведенного исследования. На наш взгляд, постоянный спад такой характеристики, как умение работать с группой, может объясняться несколько завышенным значением этого качества на первом курсе, а минимальная его величина на 4 курсе - введением цикловой системы обучения. После

4 курса наблюдается быстрый рост умения управлять группой, что, вероятно, объясняется наибольшей лояльностью деканата старших курсов к проблемам организации работы с группами. Что касается обычных студентов, то это качество меняется циклически, «прыжками», соответственно смене деканатов курсов. Разные изменения у старост и студентов объясняются тем, что старостам приходится контактировать с деканатами значительно чаще, чем обычным студентам. Поэтому зависимость изменения этого качества у старост в большой степени можно объяснить указанной причиной.

Неоднозначная ситуация наблюдается по качеству «Умение решать проблемы». Имея на 1-4 курсах примерно равные, незначительно колеблющиеся, значения, на 5-6 курсах наблюдается повышение значения этого качества у старост и его понижение у обычных студентов. Объяснить это можно тем, что к 5-6 курсу обычные студенты решение организаторских проблем, в каком-то роде «обленившись», полностью пускают на самотек и предоставляют возможность их устранения

старостам. Старосты же, наоборот, за 4 года обучения в университете учатся настолько искусно решать проблемы, что к 5-6 курсу они, как правило, не появляются.

По качеству «Знание правил организаторской работы» наблюдается падение его значения к 5 курсу и возврат к среднему значению на 6 курсе. На наш взгляд, это объясняется тем, что на 5 курсе у студентов начинается новый этап - распределение в ординатуру или на практику. В связи с этим им приходится сталкиваться с новыми вопросами, проблемами, которые разрешаются к 6 курсу.

На 5-6 курсах также наблюдаются выраженные изменения по качеству «Осознание цели». Снижение его значения к 6 курсу, вероятно, объясняется, распределением: возможно, многие студенты опасаются, что им придутся не по душе их будущая профессия и место работы. В некотором роде возможность такого разочарования и приводит к падению значения качества «Осознание цели».

Значительная вариабельность значений наблюдается и по качеству «Умение управлять собой», что является довольно сложным для объяснения. На наш взгляд, большой разброс величин можно объяснить тем, что в процессе обучения студенты сталкиваются с огромным количеством проблем, которые не зависят от наличия или отсутствия лидерских качеств: большая учебная нагрузка, отсутствие свободного времени, отработки, проблемы в личной жизни и т.д. Все эти факторы также влияют на психоэмоциональное

состояние студентов. Поэтому это качество зависит не только от наличия одних лишь лидерских качеств, а, вероятнее всего, и от вышеуказанных причин.

Что касается качества «Организаторские способности», то, превалируя у студентов 1 курса, оно на протяжении 5 лет изменяется незначительно (в пределах статистической погрешности) и к 6 курсу примерно уравнивается у старост и обычных студентов. Объясняется это, вероятно, тем, что организаторские способности - это статичное качество, которое закладывается у каждого человека, как и любая другая черта характера, с детства, и в дальнейшем слабо поддаётся изменениям. Как видно из рис.

8, организаторские способности у старост лишь немного выше, чем у обычных студентов.

Изменение значений качества «Наличие творческого подхода» отличаются наибольшей вариабельностью, приобретая большее значение то у старост (1, 4, 5 курсы), то у обычных студентов (3 курс), а то и вовсе выравниваясь (2, 6 курсы). Столь скачкообразное изменение указанной величины, вероятно, отражает не столько наличие лидерских качеств у студентов, сколько их «гибкость» в решении возникающих трудностей. При столкновении с проблемами каждому приходится волей-неволей применять к их решению творческий подход. Поскольку строгая прямая зависимость наличия творческого подхода от лидерских способностей студента выявлена не была, то можно сделать вывод, что данный критерий лишь косвенно указывает на наличие лидерских качеств. Тем не менее, при одинаковом значении всех остальных характеристик расхождение величины качества «Наличие творческого подхода» не следует упускать из виду.

Наконец, критерий «Влияние на окружающих». Оценка величины этой характеристики обязательна при поступлении в университет, так как именно это лидерское качество, по нашему мнению, позволяет на начальном этапе обучения выделить старост как идеологических лидеров групп. В дальнейшем у старост эта величина постепенно уменьшается, а у обычных студентов на этом фоне выявляется увеличение её значения. Медленное падение величины этого призна-

ка у старост объясняется, возможно, обыкновенной «переоценкой» своей значимости на первом курсе. Что касается обычных студентов, то, начиная с 3 курса, влияние на окружающих у них выравнивается с таковым у старост, что вполне поддается логическому объяснению. Но именно на 6 курсе значение этого качества у обычных студентов «прыгает» вверх. Это явление, на первый взгляд, кажется довольно парадоксальным, сложным для объяснения и выделяется из общей картины анализа. Но, на наш взгляд, в какой-то мере это можно объяснить тем, что в среднем у студентов средний балл, как правило, ниже, чем у старост, и во время распределения на выпускном курсе обычным студентам порой приходится «маневрировать», чтобы добиться более подходящего для них места ординатуры и первого места работы.

Заключение

Главный вывод нашей работы состоит в том, что у старост 1 курса значительно сильнее по сравнению с остальными студентами проявляются такие качества, как «Умение работать с группой», «Организаторские способности» и «Влияние на окружающих». Поэтому при назначении на должность старосты можно рекомендовать деканатам обращать особое внимание именно на эти критерии.

Литература

1. Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов / Н.Ю. Коневалова [и др.] // Вестн. ВГМУ. - 2012. -Т. 11, № 3. - С. 116-124.

2. Городецкая, И.В. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» / И.В. Городецкая, Т.М. Яско // Вестн. ВГМУ. - 2013. - Т. 12, № 2. - С. 143-147.

3. Коневалова, Н.Ю. Оценка стрессоустойчиво-сти студентов Витебского государственного медицинского университета / Н.Ю. Коневалова, И.В. Городецкая, О.И. Солодовнико-ва // Вестн. ВГМУ. - 2013. - Т. 12, № 4. - С. 140-145.

4. Методика «Лидер» [Электронный ресурс] // А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи [сайт]. - Режим доступа : http://azps.ru/ tests/2/lider.html. - Дата доступа : 27.04.13.

5. Диагностика психических состояний [Электронный ресурс] // Психолог онлайн [сайт]. -Режим доступа : http://psychologist.nsknet.ru/ audit.html. - Дата доступа : 27.04.13.

6. Лихобабенко, Н. Н. Тест «Я лидер» [Электронный ресурс] / Н. Н. Лихобабенко. - Режим доступа : http://rus-litra.ru/11-test-ya-lider.html. -Дата доступа : 27.04.13.

Поступила 16.09.2013 г. Принята в печать 05.03.2014 г.

Сведения об авторах:

Городецкая И.В. - д.м.н., профессор кафедры нормальной физиологии УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Горбачёв В.В. - студент 2 курса лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Клопов Н.А. - студент 1 курса лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет».

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра нормальной физиологии. Тел.раб.: +375 (212) 37-0754 - Городецкая Ирина Владимировна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.