УДК 82
Gadzhimuradova T.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
TazhudinovO.A., student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF A PERSONALITY AND PEOPLE IN THE NOVEL "THE WAR IN THEBES" BY NAGUIB MAHFOUZ. The article examines the historical novel by Naguib Mahfouz "The War in Thebes", which belongs to the "Pharaoh" series, which reflects three more works about the pharaohs of Ancient Egypt. The author relies on true facts. A short excursion into history makes it possible to understand that only in the fight against the Hyksos was it possible to defend their national identity. The main protagonists of the novel are historical personalities, whose fate, their worldview, relationships with the people allow us to consider the problem of personality and people, which is worthy of expression on the example of three generations of the rulers of Thebes - Sekenenra, Kamos and Ahmose. The main motive for Mahfouz becomes the motive of the change of generations, who donate their blood and life on earth in the name of the people, their salvation from the invaders. The researchers conclude that the study of history by artistic means undertaken by Naguib Mahfouz in the novel "The War in Thebes" allows to compare distant eras, to reflect on the common issues of civilization, the nature of man, the problem of personality and people, to investigate not only fait accompli, but also potentially possible ways of developing events of the past.
Key words: Arabic historical novel, "Pharaoh" series, historical personality, problematic, plot building, imagery, fiction.
Т.Э. Гаджимурадоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
О.А. Тажудинов, студент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И НАРОДА В РОМАНЕ НАГИБА МАХФУЗА «ВОЙНА В ФИВАХ»
В статье рассматривается исторический роман Нагиба Махфуза «Война в Фивах», относящийся к «фараоновской» серии, в которой нашли отражение еще три произведения о фараонах Древнего Египта. Автор опирается на подлинные факты. Небольшой экскурс в историю даёт возможность понять, что только в борьбе с гиксосами можно было отстоять свою национальную самобытность. Главные действующие лица романа - исторические личности, судьба которых, их мировоззрение, взаимоотношения с народом позволяют рассмотреть проблему личности и народа, которая получает достойное выражение на примере трёх поколений правителей Фив - Секененры, Камоса и Яхмоса. Ведущим для Махфуза становится мотив смены поколений, отдающих свою кровь и жизнь на земле во имя народа, его спасения от захватчиков. Авторы делают вывод о том, что исследование истории художественными средствами, предпринятое Нагибом Махфузом в романе «Война в Фивах», позволило сопоставить далёкие друг от друга эпохи, размышлять над общими вопросами развития цивилизации, природой человека, проблемой личности и народа, исследовать не только свершившиеся факты, но и потенциально возможные пути развития событий прошлого.
Ключевые слова: арабский исторический роман, «фараоновская» серия, историческая личность, проблематика, сюжетостроение, образность, художественный вымысел.
Нагиб Махфуз был писателем, прекрасно знающим историю Древнего Египта, верно ориентирующимся в сложнейших перипетиях как давнего, так и недавнего прошлого. С особой заинтересованностью и сосредоточенностью он освещал глубинные процессы народной жизни и быта, истории и культуры, общественно-политического и социального развития в исторических романах «фараоновской» серии - «Мудрость Хеопса» (1935 - 1936 гг), «Радопис» (1936 -1937 гг), «Война в Фивах» (1937 - 1938 гг) и в коротких рассказах, действие в которых происходит во времена фараонов. Роман «Война в Фивах» вышел в свет в 1944 году [1 - 5]. За каждой исторической эпохой, датой стоят великие переломы, бури, трагические явления, которые представляют очень интересный материал для размышлений, художественно-эстетических обобщений. Обращение Н. Махфуза к далёкому прошлому продиктовано прежде всего желанием разобраться в дне сегодняшнем. Герои его исторических романов борются за свободу и счастье своего народа. Подобное мировоззрение преследует цель мобилизации национальных сил, объединения народа в решении жизненно важных проблем. Известно, что писателю больше всего удаются произведения, которые он внутренне выносил, пережил. Сопричастность к судьбе народа, пусть отдалённая, размытая временем, сообщает психологическую достоверность и персонажам, и событиям, происходящим в романе «Война в Фивах» [1].
Египтяне свою национальную самобытность отстаивали в борьбе с многочисленными врагами. С целью возрождения национального духа Махфуз вернул к жизни великолепнейшие образы героев старины, воспел их самоотверженность во имя родины, отвагу, мужество. Он попытался философски осмыслить пройденный народом путь, зигзаги и крутые виражи сложного и интересного периода в истории Египта - времени правления гиксосов (пастухов).
В романе особого внимания заслуживает тема личности, которая получает своё достойное выражение на примере трёх поколений правителей Фив - Секе-ненры, Камоса и Яхмоса. Ведущим для Махфуза становится мотив смены поколений, отдающих свою кровь и жизнь на земле во имя народа, его спасения от зла. Арабская народная пословица гласит: «Достойней всех тот, кто честно нёс свою ношу». Правители Фив исполнены осознания честно выполненного человеческого долга.
Исторические источники сообщают, что гиксосы - народы, завоевавшие часть Древнего Египта в XVIII - XVI вв. до н.э. Их владения простирались до Асьюта. Южная часть Египта продолжала оставаться в руках «теневых» правителей Фив. Политический раскол (1650 - 1549 гг до н.э.) в Египте лёг в основу сюжетной коллизии.
Гиксосы перенесли столицу из Мемфиса в Аварис. Продвинувшись вглубь египетских территорий, они тем не менее не смогли покорить Верхний Египет. Пастухи не только захватили часть страны, но и основали собственную династию. Это был первый известный случай правления страной захватчиками [2]. Правившая в это время XVII династия, собравшись с силами, начала войну против па-
стухов. Даже в период своего наивысшего расцвета гиксосы побаивались своего могущественного вассала - царя Фив Секененра, трагически погибшего в битве за свободу. Сохранившаяся мумия несёт на себе следы увечий [3]. Считается, что именно она подтолкнула Махфуза написать этот роман.
Сын Секененры, Камос (последний царь XVII династии), собрал войско, дошёл до Авариса, столицы гиксосов, не смог её захватить. Первый фараон XVIII династии, Яхмос, одержал над гиксосами окончательную победу. Их резиденция - Аварис - была разграблена, а сами гиксосы изгнаны. В романе военная кампания завершилась захватом Авариса. Летописные источники свидетельствуют, что борьба за освобождение Египта имела затяжной характер, египтяне преследовали гиксосов до Палестины. Известно, что один из правителей гиксосов, царь Нехси, ввёл в Нижнем Египте культ Сета - главного бога пастухов. Таков событийный стержень, сюжетная основа «Войны в Фивах». Писатель стремится максимально приблизить нас к эпохе, времени и атмосфере жизни своих героев, ничего по возможности не упустив. Знание быта разных слоёв общества, удивительно правдоподобные описания городов Древнего Египта, особенно Фив и Ава-риса, осведомлённость в области военного дела, точное воссоздание панорам сражений и мн. др. сообщают произведению художественную и историческую достоверность, придают своеобразный колорит.
Показательно, что начинается описание с Нила - жизненно важной артерии Египта. «Река, движущаяся, меняющаяся и в то же время неподвижная, как бы остающаяся на месте, - удивительно точный, ёмкий образ именно пути-дороги, совмещающий в себе значения и «дороги» (некоторого типа художественного пространства), и «пути» (т. е. движения персонажа в этом пространстве)» [4, с. 142]. В романе «Война в Фивах» Нил реализует идею связи пространственных координат, являясь связующим звеном между северными (завоеванными) и южными (свободными) территориями. В то же время Нил - «самодвижущаяся дорога» [3, с. 142]. И в этом контексте несет идею странствия и скитальчества одновременно. Царственная семья оказалась в Нубии в изгнании на десять лет, но прилагала все усилия, чтобы вернуться на родину. Оказавшись скитальцами (т.е. потеряв, пусть на время, свой дом), они одновременно пришли к странничеству, особенному состоянию души, сохранив чистоту помыслов, силу воли, стремление к победе. Идея дороги смыкается с идеей нравственного роста идущих по ней. И, конечно, исполнение желания - возвращение на родину победителями -возможно только в конце пути. События, начавшиеся на реке, на ней же получают логическое и эмоциональное завершение. К концу пути герои приходят возмужавшими, мудрыми, закалёнными в страдании, изменившимися [5, с. 112]. Завязка любовного сюжета начинается с момента знакомства принца Яхмоса с принцессой пастухов Аменридис. Судьбоносная встреча тоже произошла на реке.
Начало романа характеризуется предпроцессуальностью. Есть указание на время происходящих событий, имена и действующие лица, большая часть которых - исторические личности. Место действия формирует общее представление
о возможных будущих событиях. На палубе корабля разместились трое, один из которых, гофмейстер пастухов, предположил, что совсем скоро на южных землях «прервётся тягостная тишина», и «в безмятежное небо» взлетит «ястреб войны» [2, с. 4]. Из их разговора становится ясно, что египтяне правят только южными землями, а точнее, городом - Фивами, правитель которого «дерзко венчает свою голову царской короной, возводит дворцы, словно фараон, и безмятежно разгуливает по Фивам, точно в мире не осталось никаких забот» [2, с. 4]. Говорящие обсуждают ситуацию, сложившуюся в Египте, в котором даже жители покорённого Мемфиса, столицы царства, внешне проявляют покорность, в действительности же живут ненавистью и жаждой мщения. Тогда что говорить о Фивах, для жителей которого остаются только «кнут и секира» [2, с. 4]. За двухсотлетнее господство гиксосов на египетской земле Южный Египет не растерял своей самобытности, остался независимым, не допустив в свои пределы ни одного гиксоса.
Тема нерастраченного величия царей Египта продолжается в описании встречи Секененры с посланником царя гиксосов Апофиса. Обычно раз в год они являлись с Севера, чтобы получить камни и зерно. «Цари пастухов считали это данью, а цари Фив - взяткой, при помощи которой можно избавить себя от посягательств захватчиков» [2, с. 7]. Но не тут-то было. Посланник передал три просьбы от царя пастухов. «В последнее время царь, мой повелитель, жалуется на страшные боли, лишающие его покоя ночью, и на ужасный шум, режущий его благородный слух. Царь стал жертвой бессонницы и недомогания. <...> Совсем отчаявшись, мой повелитель обратился к прорицателю храма Сета, и этот мудрец тут же догадался о природе его недомогания. Прорицатель сказал: «Источником всех ваших страданий является рев обитающих на Юге гиппопотамов, который проникает в самое сердце повелителя». Прорицатель заверил, что нет иного пути к исцелению, как истребить этих животных» [2, с. 7]. Просьба была предлогом - вряд ли гиппопотамы, водящиеся в озере Фив, могли мешать сну повелителя. Эти священные для Фив животные пользовались всеобщей заботой и неприкосновенностью.
Вторая просьба-приказ касалась необходимости построить на Юге храм Сету, в котором бы упоминалось имя Царя пастухов. Третье условие касалось белой короны [2, с. 8], которую Секененра осмелился надеть, в то время как «в этой долине есть всего один царь, который имеет право на это» [2, с. 8]. Все ждали решения царя. И он не заставил его ждать. Голосом, полным решимости и силы, сказал: «<...> Я отвергну эти унизительные требования Апофиса и дождусь его ответа, каким бы они ни был. Если он предпочтёт мир, пусть будет мир, а если решит начать войну, пусть будет война!» [2, с. 11].
Философы всех времён грезили о всеобщей справедливости на земле. И свои надежды связывали с моральными качествами государственных деятелей. Махфуз изобразил идеальных правителей - Секененра, Камоса и Яхмоса, которые щедро были награждены такими достоинствами, как доброта, мудрость, храбрость, сила духа. И наоборот, правители пастухов проводили политику попрания самобытной культуры египтян и насаждения своих нравов и обычаев, проявляли коварство и высокомерие, лицемерие и корысть. И эта психологическая несовместимость «соседей» становится ещё более явной в период военных столкновений. Велики были жертвы египтян, но не напрасны. Во все времена были правители, которые заботились только о личном благополучии, совершенно игнорируя общенациональные интересы. Махфуз изображает царей Египта, для которых сначала «мы» и только потом «я». И именно поэтому народ выстоял, сумел пройти через тяжелейшие испытания и сохранить себя. Махфуз уже с высоты ХХ века утверждает, что только возрождение общенационального сознания способно спасти от полного уничтожения народ, стоящий на краю «страшной пропасти». Созданный Махфузом семейный портрет царей Египта, воспоминания о благородных предках, не желавших подчиняться гиксосам, помогают понять, как эти люди, их деятельность сыграли огромную роль в формировании общенациональных идеалов. Для этой цели они призвали на помощь предков, воскресили своих исторических героев, стряхнули пыль с обликов забытых патриотов и поставили их в пример своим современникам.
Секененра, его мать, дети, предки - это благородные люди, привыкшие за всё отвечать сполна, честные и бескомпромиссные. Писатель показывает, как часто в прошлом судьба страны, народа зависела от нравственной стойкости человека, облечённого большой властью. Секененра, Камос, Яхмос владели качествами, одобряемыми в народе: умом, мужеством, справедливостью, щедростью, вниманием к тем, кто нуждался в помощи, полководческим талантом.
Библиографический список
Они сумели вернуть государство, где народу жилось в достатке, в справедливости, продемонстрировав незаурядные организаторские способности. Весьма выразительны сцены (а их в романе много!), связанные с проявлением истинного героизма египтян. Египтяне проявляли чудеса храбрости и героизма, но их было слишком мало. И силы были неравные. Но это не мешало им рваться в неравный бой. Каждый мечтал уйти из жизни достойно, так, как это сделал их повелитель Секененра.
Вторая часть повествования начинается после длительного десятилетнего перерыва. В Южный город направляется внук Секененры, Яхмос, который убеждается, что народ живёт надеждами на избавление, не хочет мириться со своим униженными положением, задаётся вопросом: «Неужели этой ночи не наступит конец?» Ночь - время, наступившее после трагической гибели Секененры. За десять лет одних судьба обрекла на унижения, а других заставила вкусить горечь изгнания. Но теперь все они - отвергающие неравенство и жаждущие борьбы -готовы выступить единым фронтом против своего самого главного врага - гик-сосов. Царская семья все десять лет в изгнании жила надеждами и верой. Но жизнь её не проходила в бездействии, наоборот, полным ходом шла подготовка к грядущим битвам. Ремесленники со всех городов Нубии были наняты делать оружие, шлемы и другое военное снаряжение, строить боевые колесницы, корабли. Напата стал городом-заводом, в котором, ни на минуту не прекращаясь, продолжалась работа. Все вместе - и люди знатного происхождения, и простой люд - занимались подготовкой войска. «... эти люди, движимые волнением, любовью и ненавистью, казалось, превратились в хищных зверей» [2, с. 68], потому что каждый из них готов сразиться «с десятью пастухами с грязными бородами и белой кожей» и обратить их в бегство. Двести лет правя Египтом, гиксосы потеряли былую хватку. Жизнь в роскоши и достатке стала причиной деградации когда-то сильных и отважных воинов. Египтяне, находясь в состоянии грядущих перемен, искренне в них веря, держали своё тело и дух в полной боевой готовности. Девизом каждого воина стали слова: «Живи как Аменхотеп, умри как Се-кененра!» [2, с. 70].
Грозная армия, вселяющая благоговейный страх в сердца и умы, шла, полная решимости освободить народ. Друг за другом пали под натиском египтян захваченные гиксосами города. Народ, жаждущий перемен, исстрадавшийся от унижений и оскорблений за последние десять лет, поднял восстание. Ряды армии пополнялись за счет добровольцев. Колесницы и лошади были захвачены в качестве военных трофеев.
Правитель должен быть частью своего благородного народа, его славным и лучшим представителем. «Его надежды - мои надежды, его боль причиняет мне не меньшие страдания, его цвет кожи такой же, как у меня!» [2, с. 90], - говорит Яхмос, воплотивший в себе лучшие свойства личности - величавую силу, чувство собственного достоинства, внушительную уверенность и удивительное спокойствие в принятии жизненно важных решений. В то же время писатель тонко даёт почувствовать лирико-интимный характер образа Яхмоса через само состояние влюблённого героя, временами как бы отрешённого от внешнего мира и погружённого в созерцание мира внутреннего. Важно, что определенная героизация характера временами уступает место более острому восприятию действительности или её поэтизации. Но писатель в любом случае остаётся верным жизненной правде. Чуждый нагнетанию драматизма, он ищет в своих героях ту внутреннюю значительность, которая раскрывается в государственных делах, в повседневных житейских событиях.
Борьба со злом - акт свободной воли отдельного человека, его победы над собой. Не могут оставить равнодушными человеческий подвиг Секененры, его сына Камоса, их трагическая гибель на поле брани, страстное стремление к свободе для народа, стойкость в сопротивлении злу, красота нравственного самопожертвования. Проигранные сражения, разрушенные города и крепости, опустошение и разорение дают немало оснований для скорби, которая, лишь будучи осмысленной, может превратиться в энергию созидания. Народ не растерялся, а, испытывая страдания, думал о грядущих победах, надеялся, что когда-нибудь сможет вернуть себе родину. Исследование истории художественными средствами, предпринятое Нагибом Махфузом в романе «Война в Фивах», позволило сопоставить далёкие друг от друга эпохи, размышлять над общими вопросами развития цивилизации, природой человека, проблемой личности и народа, исследовать не только свершившиеся факты, но и потенциально возможные пути развития событий прошлого.
1. Махфуз Н. Война в Фивах: Роман. Available at: https://royallib.eom/read/mahfuz_nagib/voyna_v_fivah.html#20480
2. Гиксосы: материал из Википедии. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Марков Г. Смерть была невероятно жестокой: как убили фараона Секененру. Available at: https://www.gazeta.ru/seienee/2021/02/18_a_13483196
4. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1986.
5. Дехтярь А.А. Проблемы поэтики дастанов урду. Москва, 1979.
References
1. Mahfuz N. Vojna v Fivah: Roman. Available at: https://royallib.eom/read/mahfuz_nagib/voyna_v_fivah.html#20480
2. Giksosy: material iz Vikipedii. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Markov G. Smert' byla neveroyatno zhestokoj: kak ubili faraona Sekenenru. Available at: https://www.gazeta.ru/seienee/2021/02/18_a_13483196
4. Neelov E.M. Volshebno-skazochnyekorninauchnoj fantastiki. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1986.
5. Dehtyar' A.A. Problemy po'etiki dastanov urdu. Moskva, 1979.
Статья поступила в редакцию 06.06.21