Научная статья на тему 'Проблема культурологического подхода к гипотезе «Кризиса музыкальных интонаций» Б. В. Асафьева'

Проблема культурологического подхода к гипотезе «Кризиса музыкальных интонаций» Б. В. Асафьева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема культурологического подхода к гипотезе «Кризиса музыкальных интонаций» Б. В. Асафьева»

последствий болезни. Может ли душевно больной человек сохранить духовное здоровье? Религиозные переживания, связанные с болезнью: могут ли они быть источником положительного религиозного опыта? На этот вопрос православные священники отвечают положительно. Более того, они утверждают, что нормой или основным при-

знаком здоровья человеческой личности является единство психофизиологической и духовной составляющих человеческой природы с преобладанием последней. Так как духовная сфера, прежде всего, влияет на гармоническую структуру всей личности, вопрос веры (либо неверия) является главным.

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ГИПОТЕЗЕ «КРИЗИСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНТОНАЦИЙ» Б.В. АСАФЬЕВА

Е.В. Бочарова

В работах известного русского музыковеда-теоретика начала XX столетия Б.В. Асафьева сделана попытка подойти к рассмотрению музыкальной интонации и музыкальной формы как категорий, способных определить и аккумулировать всеобщие закономерности развития культуры.

Он стремился привести культурологические, социологические, психологические и философские обоснования этого. Постоянной темой его исследований было выявление особенностей и путей развития русской музыки в рамках обще-кулыурного подхода, изучение народных истоков русской музыкальной культуры, ее связей с европейской культурой.

Для Б.В. Асафьева одна культура не просто сменяет другую, а подготавливается в ее недрах, развивается из нее. Поэтому музыкальная культура, поднявшаяся до «самоопределения», обладает, согласно Б.В. Асафьеву, таким фундаментальным качеством, как процессу ал ьность. Другими словами, для Б.В. Асафьева характерна социологическая трактовка культуры.

Он пытается рассматривать культуру извне, делает попытку проследить ее развитие, выявить те фундаментальные культурные закономерности, которые определяют развитие музыкальной ее части. Гипотеза «кризиса музыкальных интонаций» является, по его мнению, законом, позволяющим судить о закономерном развитии музыки. Для Б.В. Асафьева, изучавшего изменение и развитие мелоса, форма музыкального произведения революционна, она периодически переста-

ет выражать старое содержание, способствуя формированию нового. Следовательно, развитие мелоса и формы музыкального произведения тождественны с общекультурным развитием.

Фактически, Б.В. Асафьев сводит два этих процесса к общей для них философской категории - преемственности. Он как бы берет на себя обязательство анализировать формирование, функционирование и развитие музыки в контексте культуры. Он не дает ее теоретического анализа, а лишь перечисляет факторы, обусловливающие изменение музыки (кризисы общественного сознания, появление новых слоев, смена идей, новые формы общения, изменение языка, речи, инструментальной техники и др.). Чтобы связать эти культурологические составляющие с особенностями самой музыки, Асафьев вводит понятие «музыкальной интонации».

В рамках культурологического подхода это понятие ценно своей смыслообразующей функцией. Согласно этому, мы можем рассматривать музыкальную интонацию как текст, наделенный глубоким смыслом и содержащий глубинный ценностный комплекс определенного социума. Другими словами, она обладает культурной отмеченностью, «знаком» конкретной культуры и содержит информацию о ней.

Для Асафьева, интонация есть фундаментальное выражение культуры, а проблема текста в музыке это всегда проблема взаимоотношения: музыка - культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.