Научная статья на тему 'Интерпретация учений об интонации Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева в эстрадно-джазовом пении'

Интерпретация учений об интонации Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева в эстрадно-джазовом пении Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
910
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТОНАЦИЯ / ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ / УЧЕНИЯ ОБ ИНТОНАЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Андреев И.А.

В статье рассматриваются трактовки концепций об интонации Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева в контексте эстрадно-джазового пения. Особым компонентом в эстрадно-джазовом пении считается интонация, так как в данной области вокального исполнительства она имеет множество разновидностей и способов интонирования. Исследуются особенности интонирования в эстрадно-джазовом пении. Рассмотрение теорий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, с точки зрения практического применения в эстрадно-джазовом пении, не только положительно сказывается на чистоте интонации и интонирования, но и помогает эстрадно-джазовому исполнителю глубже понять сущность исполняемого музыкального произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерпретация учений об интонации Б. Л. Яворского, Б. В. Асафьева в эстрадно-джазовом пении»

Различные приемы и методы для знакомства обучающихся с культурой других стран, использование иностранного языка в реальной ситуации общения мотивируют обучающихся на успешное изучение предмета. В процессе преподавания в центре внимания стоит необходимость практиковать использование иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.

Список литературы

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. - 624 с.

2. McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communications. -New York: Longman, 1993. -146 p.

3. Макшанцева Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе изучения языка: Учебное пособие. .- Н.Новгород, 2001. - 92 с.

4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М., 1976.- 320 с.

5. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. - М.: Высшая школа, 1978.- 216 с.

6. Meriam Webster Dictionary and Theraurus - URL: http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 22.09.2016).

7. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.

8. Англо-русский фразеологический словарь. / А.В. Кунин. - М.: Рус. яз., 1998. - 512 с.

УДК 78.03

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЙ ОБ ИНТОНАЦИИ Б.Л. ЯВОРСКОГО, Б.В.

АСАФЬЕВА В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕНИИ

Андреев И. А., 2016

Государственный академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка», артист хора, Тамбов

Аннотация: в статье рассматриваются трактовки концепций об интонации Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева в контексте эстрадно-джазового пения. Особым компонентом в эстрадно-джазовом пении считается интонация, так как в данной области вокального исполнительства она имеет множество разновидностей и способов интонирования. Исследуются особенности интонирования в эстрадно-джазовом пении. Рассмотрение теорий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, с точки зрения практического применения в эстрадно-джазовом пении, не только положительно сказывается на чистоте интонации и интонирования, но и помогает эстрадно-джазовому исполнителю глубже понять сущность исполняемого музыкального произведения.

Ключевые слова: интонация, эстрадно-джазовое пение, учения об интонации.

Проблема понимания сущности и значения интонации, её строения и проявления всегда привлекало учёных исследователей, писателей, композиторов, философов творивших в разные исторические эпохи. Значительный вклад в разработку концепций интонации внесли философы и музыковеды эпохи французского просвещения, среди них Ж.Ж. Руссо, который сопоставлял «интонацию мелодии» с «интонацией речи». В XIX века наравне с трудами зарубежных авторов, появляются работы русских учёных: музыковеды, композиторы и критики также внесли большой вклад в развитие теории интонации. Среди ведущих представителей музыковедения XIX века - А.С. Даргомыжский, А.Н. Серов, М.П. Мусоргский, В.В. Стасов, каждый из которых трактовал понятие «интонации» с позиции собственных взглядов и убеждений, нашедших преломление в музыкальном и вокальном искусстве, того времени.

Разработка учений об «интонации» в XX веке связана с деятельностью двух крупных представителей музыкальной педагогики - Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, каждый из

которых предлагал собственные подходы к пониманию «интонации» в области музыкального искусства.

Болеслав Леопольдович Яворский (1877-1942) учёный музыковед, эстет, основатель процесса учения об «интонации». Труды и статьи Б.Л. Яворского связаны с областью изучения музыкальной формы, лада, гармонии, ритма, которые оказали огромное влияние на развитие и становление русской музыкальной культуры первой половины XX века.

Б.Л. Яворский написал труд «Строение музыкальной речи», одной из глав данного учения являются «Системные и ладовые тяготения во времени интонация (оборот)». Интонация выступает как основа выразительности речи, передача смысла и характера мысли, которую Б.Л. Яворский трактует как наименьшую звуковую форму во времени, сравнивая её с двумя различными звуковыми моментами тритоновой системы [5, с. 5].

В своём исследовании «Строение музыкальной речи» Б.Л. Яворский выдвигает множество аспектов понимания термина «интонация», и рассматривает его сущность как:

— «...законченное по форме слово в музыкальной речи, выраженное большим или меньшим числом звуков.. » [4, Л. 1].

— «.как составная неразрывная часть целого произведения, одинаково собой выражает как характер, так и законченность формы, и точную передачу задуманного» [там же, Л. 1].

— «.«единица смыслового членения музыкальной речи» [3, Л. 1].

— «... функция выражения» [там же, Л. 2].

— «.элемент ритмики» [там же, Л. 8].

В основу своей теории Б.Л. Яворский заложил главные константы, которые сопровождали его трактовку: «Слуховое тяготение, «управляющее развертыванием звуковой конструкции во времени», объединяет все уровни формы (от микроструктур до музыкального произведения в целом)» [5, с. 6].

«Слуховое тяготение - как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат - разрешение «вовнутрь» и «вовне»»[5, с. 10].

Б.Л. Яворский выделяет понятие лад, даёт полное обоснование теории существования ладов, рассматривая и предлагая им подробные характеристики. Лад, по мнению Б.Л. Яворского является самостоятельной единицей, взаимодействующей с музыкальным мышлением и речью в процессе слуховой настройки. Ладовая организация процесс взаимосвязи внутреннего и внешнего мира, происходящего из основ бытия. Основа такой системы заключается в создании «симметричной системы».

Обобщённая музыкально-теоретическая концепцию Б.Л. Яворского - своеобразная система, базирующаяся на теории музыкального мышления, в которой автор рассматривал и понимал музыку как определённый вид речи, взаимодействующий с теорией ладового ритма. Большую часть исследования посвящено взаимосвязи лада и ритма, он считал, что ритм неразрывно связан с ладом, выделяя ладо-временные отношения в музыкальном искусстве и интонации.

Наряду с ритмом, Б.Л. Яворский рассматривает процесс интонации, связывая его с множествами компонентов которые положены в его основу (динамический акт, высшая точка извлекаемого звука, темпераментность интонационная метрика, артикуляция, психологический акт, эмоциональность интонируемого звука, волевой посыл).

Особое место в теории отводится процессу интонирования, который автор соединяет с композиторским замыслом и стилем, исторической эпохой и эмоциональным образом произведения.

В настоящее время концепция Б.Л. Яворского вызывает огромный интерес у учёных исследователей, работающих в области музыкального искусства, музыкальной педагогики, помимо этого данный труд привлекает учёных работающих в области естественных наук. Учёные исследователи естественного научного цикла соотносят учение Б.Л. Яворского, который предусматривал «звуковое тяготения» как ориентацию человека в пространстве, с «законом

всемирного тяготения» И. Ньютона. Следовательно, концепцию Б.Л. Яворского можно рассматривать как междисциплинарное исследование.

Последователем учения об интонации Б.Л. Яворского стал Б.В. Асафьев, который обобщение предыдущий опыт и создал собственное учение об интонации, где дал развёрнутую характеристику данного понятия. Среди множества научных исследований Б.В. Асафьева, связанных с областью музыкального искусства, доминирующую роль занимает многолетний плодотворный труд «Музыкальная форма как процесс», написанная автором в 1929 г. Автор рассматривает проблематику интонации и «... интонационное становление музыкальной формы».

Б.В. Асафьев пишет: «.понять форму музыкального произведения - это значит уяснить целесообразность продвижения воспринимаемого слухом потока звучания. »[2, с. 170], таким образом, интонация заключается в движении, который провоцирует процесс становления музыки.

В статьях, опубликованных в 1923 г. «Процесс оформления звучащего вещества», 1925 г. «О современном русском музыкознании и его исторических задачах», «Речевая интонация», «Основы музыкальной интонации», Б.В. Асафьев подходит к обоснованию понятия «интонация» и предлагает две трактовки:

— «.интонация - проявление звучания. Без интонирования и вне интонирования - музыки нет» [2, с. 198].

— «...интонация - первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или нечистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования - музыки нет»[2, с. 211].

Таким образом, интонация, по мнению Б.В. Асафьева может выступать в качестве множественных характеристик: музыкального направления, человеческой коммуникации, опыта переживания эстетического наслаждения, внутреннего мира человека, а также самореализации в творчестве, способа существования произведения, воплощении бытия в произведении искусства. Сущность интонации по Б.В. Асафьеву «Интонация - «родник музыки»» [2, с. 212].

Понятие интонации Б.В. Асафьев сравнивал с «энергией» и характеризовал её рядом качеств: эмоциональностью, напряжённостью, предзаданностью, смысловой нагруженностью, интуитивностью.

Главной характеристикой интонации в труде «Музыкальная форма как процесс», является «Интонирование как проявление мысли», данное положение определяет сущность и эстетическую направленность всей интонационной теории Б.В. Асафьева. [2, с. 211].

Как утверждал Б.В. Асафьев, если человеческая мысль звуковыраженна, то она способна стать интонацией. Таким образом, интонирование в исследовании Б.В. Асафьева представляет собой взаимодействие человеческого интеллекта и формы его мышления [2, с. 213].

Анализируя музыкальное искусство, Б.В. Асафьев приходит к выводу, что оно является «временным», так как раскрывает своё содержание в процессе интонирования и создания художественного образа музыкального произведения.

В работах, посвящённых интонации, Б.В. Асафьев делает акцент на «речевую интонацию», которая связывает всё происходящее в музыке со словесным действием, поэзией, литературой, театральным творчеством. В научном исследовании об интонации Б.В. Асафьев рассматривает «речевую интонацию» как ведущую характеристику на пути к «мелосу», который является основным элементом музыкального и вокального искусства.

Б.В. Асафьев рассматривает музыкальное интонирование, сравнивая его со словесной речью, таким образом, по мнению автора, создаётся непрерывный контакт и духовное общение между композитором, исполнителем и слушателем, при этом в процессе сопровождается необычная богатая по содержанию и выразительным возможностям речь.

Особой областью музыкального искусства является джазовое направление в вокале, которое прошло большой путь становления, в процессе которого видоизменялось и усовершенствовалось. Эстрадно-джазовое пение в настоящее время является популярным, это характеризуется появлением новых специфических стилей, исполнителей, пропагандирующих джаз. Главной характеристикой эстрадно-джазового пения является интонация, которая

представляет собой основу музыкального языка, влияющего на создание художественного и музыкального образа произведения.

Процесс чередования высоких и низких звуков, или последовательное повышение и понижение голоса в эстрадно-джазовом пении называется интонацией. Особенность интонационных характеристик эстрадно-джазового пения предполагает наличие множества компонентов, которые являются основными параметрами эстрадно-джазовой интонации. К основным параметрам эстрадно-джазовой интонации можно отнести, мелодическую основу произведения, фразовое ударение, тембральные характеристики, темповую и ритмическую основу. Эстрадно-джазовая интонация является основой в исполнении джазового репертуара, который так же характеризуется исполнительскими качествами, реализующимися в данной области: значением интонационных особенностей исполняемого произведения и эмоциональной составляющей исполнителя.

В исполнительской практике эстрадно-джазового пения выделяются понятия «заниженной интонации» и «высокой интонации». Заниженная интонация подразумевает процесс занижение интонации джазовым исполнителем, характеризуясь в голосе вокалиста метафорическим вариантом «плача», таким образом, лирико-меланхолическое настроение влияет на извлечение звука, который исполняется чуть ниже, аккомпанирующего инструмента. Высокая интонация используется в национальной музыке, её стилистические черты характерны, для босса новы, использующиеся в исполнении бразильской самбы, преобладающей в местном этническом компоненте.

В отличие от классических образцов вокального искусства, эстрадно-джазовое направление предполагает свои отличительные особенности и способы интонирования. Каждый из способов в эстрадно-джазовом пении имеет свою исполнительскую специфику, которая характерна для исполнения, как национальной вокальной музыки, так и джазовых стандартов, использующихся в педагогической, и исполнительской практике вокалистов, работающих в данном жанре.

В эстрадно-джазовом пении чаще всего джазовые стандарты исполняются на английском языке, таким образом, интонация играет колоссальную роль, придавая предложению смысловую завершенность и эмоциональную окраску в голосе исполнителя. Джазовое направление в вокале представляет собой одно из наиболее ярких проявлений взаимосвязи слова и музыки, многие эстрадно-джазовые композиции предполагают использование декламации, в исполнительской практике приближенной к разговорному жанру.

Эстрадно-джазовое пение базируется на американской технике речевого пения, которая заключается в понятии «как говорю, так и пою», данное обоснование технике пения было предложено американским педагогом вокала Сэтом Риггзом.

Особой характеристикой исполнителя в эстрадно-джазовом пении является саунд, представляющий индивидуальные качества музыканта, его репертуар, интерпретирование темы, в которых главную роль играет интонация. Эстрадно джазовый вокалист должен владеть хорошей точной интонацией, виртуозно управлять своим голосом, владеть вокальной техникой, вокальными приёмами и способами звукоизвлечения, применяющимися как в исполнении импровизаций, так и характерными для национальной музыки.

Процесс становления и развития джаза оказал большое влияние на усовершенствование эстрадно-джазовой интонации и характерных приёмов интонирования.

На сегодняшний день эстрадно-джазовое пение употребляет множество интонационных приёмов употребляющихся в исполнительстве. Среди самых распространённых (хот-интонирование, блюзовые тоны, дёрти-тоны, бэндинг, глиссандо), а также способы звукоизвлечения и способы украшения, которые также являются процессом интонирования, имеющим свои интонационные характеристики.

Проанализировав теории Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева об интонации, и охарактеризовав специфические интонационные свойства и способы интонирования эстрадно-джазового пения, мы можем перейти к рассмотрению эстрадно-джазовой интонации в контексте теорий об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.

Как было сказано выше, процесс чередования высоких и низких звуков, или последовательное повышение и понижение голоса в эстрадно-джазовом пении называется интонацией. Таким образом, в процессе извлечения звука, исполнитель предвидит его внутри себя, как бы настраиваясь на процесс пения, и управляет процессом звукоизвлечения при исполнении, подтягивая или понижая интонацию. Данное определение можно отнести к утверждению Б.Л. Яворского.

Основным компонентом в изучении репертуара в эстрадно-джазовом пении выступает «интонационный анализ», который способствует раскрытию художественного образа, взаимодействие слова и музыки, а также духовной культуры исполнителя. Интонационный анализ является основой в ступенчатом развитии музыкального материала эстрадно-джазового исполнителя, рассмотрении методических приёмов в области интонирования, взаимосвязи специфических выразительных средств, использующихся в эстрадно-джазовом пении, вокальных техник исполнения, драматургических характеристик вокального произведения.

Процесс работы над интонацией и интонированием в классе эстрадно-джазового пения подразумевает применение концепций многих музыковедов, в частности основой в «интонационном анализе» выступают утверждения Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева. Эстрадно-джазовый исполнитель при интерпретации произведений вкладывает в них все положения Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.

Работа над интонацией в области эстрадно-джазового пения предполагает многоуровневый подход, который сопровождается анализом литературного текста, музыкальным замыслом произведения, интонационным посылом звука, его выразительностью и эмоционально-смысловой окраской.

Чтобы глубже понять эстрадно-джазовую интонацию, её проявление в эстрадно-джазовом пении, рассмотрим данное понятие с позиций Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.

Для анализа эстрадно-джазовой интонации логично взять пример из так называемых джазовых стандартов - небольших тем, ставших популярным и в джазовом пении. Одним из таких стандартов выступает «Lullaby Of Birdland» Рис. 15.

Рис. 15

В переводе «Lullaby Of Birdland» - колыбельная птиц, джазовый стандарт сочетает в себе стилистические особенности, присущие колыбельной, постепенное волнообразное

мелодическое движение, характеризующиеся в повышении и угасании мелодии, изображая умиротворение, спокойствие, что подчеркивается автором в интерпретации произведения.

Все приведённые характеристики в интерпретации джазового стандарта пересекаются с утверждением Б.Л. Яворского «Интонация, как составная неразрывная часть целого произведения, одинаково собой выражает как характер, так и законченность формы, и точную передачу задуманного» [4, Л.1].

Исполнительский план произведения наполнен множеством интонационных характеристик и способов джазовой интонации. В начале произведения употребляется джазовое глиссандо к ноте, характеризующееся тяготением вспомогательного звука к основному. Способ интонации тесно связан с теорией об интонации Б.Л. Яворского, в которой он рассматривает «звуковое тяготение». Таким образом, исполнитель на хорошем дыхании извлекает вспомогательный звук и передаёт его основному, как бы тяготея к нему.

Сфера эстрадно-джазового пения использует отличительные тембральные характеристики интонации в голосе исполнителя. Особым компонентом джазовой интонации является джазовое вибрато, которое присутствует в импровизации, в данном произведении джазовое вибрато используется в 19 такте, с которого начинается импровизация. Исполнительскую особенность джазового вибрато можно сопоставить с высказыванием Б.Л. Яворского «Слуховое тяготение - как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат - разрешение «вовнутрь» и «вовне»» [5, с. 10]. Процесс исполнения джазового вибрато заключается в попадании воздушной струи на голосовые связки, при этом раздражаются рецепторы, и происходит вибрация.

В нашем понимании интонирование представляет собой становление и реализацию исполнителем художественного образа произведения его мышления, во временном процессе исполнительской интерпретации. Что является главной характеристикой «Интонирование как проявление мысли» заложенное в интонационную теорию Б.В. Асафьева.

Важной чертой интонирования в эстрадно-джазовом пении является мелодия или (мелос), и её украшение в процессе интерпретации. Мелос, по мнению Б.В. Асафьева - «... основной элемент музыки, сущность которого постигается в интонировании последовательностей тонов, скреплённых друг с другом и движущихся как бы в горизонтальном направлении: от точки отправления до момента замыкания мелодической линии» [1, с. 23].

Интонационная природа эстрадно-джазового пения по большей части связана с речевым пением, тем самым пересекается с понятием о «речевой интонации» Б.В. Асафьева, который сравнивает её со всем происходящим в музыке (литературой, театральным творчеством, поэзией). Речевая интонация является основой на пути к «мелосу», выступает главнейшей константой музыкального искусства. Джазовый стандарт «Колыбельная птиц» основан на этническом компоненте, в котором прослеживаются черты, относящиеся к речевой интонации. Импровизационная вставка в произведении употребляет наличие такого компонента как орнаментика, которая используется в этническом компоненте, описанном ранее Б.В. Асафьевым. Все приведённые параметры в дальнейшем закрепляются концертным выступлением, которое подразумевается нами как театральное творчество, взаимодействие композиторского замысла, исполнительской интерпретации и зрительского анализа, при котором, по мнению Б.В. Асафьева создаётся непрерывный контакт и духовное общение.

Таким образом, теории об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, оказали большое влияние на изучение сущности и специфики эстрадно-джазовой интонации, помогая исполнителям глубже осознать приёмы эстрадно-джазовой интонации. Однако нельзя соглашаться со всеми принципами теорий об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, так как данные учения приспособлены больше к интонационной специфике, которая проявляется в русской национальной музыке, по целому ряду признаков отличающихся от джаза. Каждый из жанров музыкального искусства имеет свои отличительные черты интонаций, способов интонирования и их характеристики проявления в том или ином музыкальном жанре.

Тем самым теории об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева могут послужить основой для разработки модели и программы Развития навыков эстрадно-джазового пения

способствующих профессиональному становлению выпускников направлений подготовки в сфере высшего профессионального образования.

Список литературы

1. Асафьев, Б.В. Речевая интонация.- М.; Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгик, 1963. - 376 с.

3. Яворский Б. Интонация — интонирование. 1935. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хран. 4466. Л. 1,2,8.

4. Яворский Б. Об интонациях. 1911-1913. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. 146. Ед. хран. 4463. Л. 1.

5. Яворский, Б.Л. Строение музыкальной речи. - М.: П. Юргенсон, 1908. Оттиски. - 56 с.

УДК 342.2

СТРУКТУРА ПРАВОВОГО РЕЖИМА

Вагапова Л.Х., Бадамшин С.Х., 2016г.

Студент 3 курса направления «Юриспруденция» юридического факультета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского Государственного университета, г. Сибай

Аннотация: статья посвящена вопросам регулирования правового режима, его структуре, содержанию. Указаны особенности установления правового режима, ее виды, признаки. Показано, что в структуру правового режима входят как такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно - юридических гарантий.

Ключевые слова: правовой режим, особенности правового режима, правовые средства, режимные правила.

Ведение.

Что такое режим? Существует режим дня, режим тренировок, режим питания, то есть это определенные регулярные действия человека, с помощью которого достигаются определенные цели. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, систематические тренировки укрепляют тело и дух человека, также он должен следовать определенному распорядку дня, чтобы преуспеть в делах. Теперь проведем параллель, соотношение между правовым режимом. Правовой режим — это система норм права, которая регулирует отношения между людьми по поводу определенных объектов[1]. Для того чтобы они существовали, их охраняют с помощью юридических средств воздействия: стимулирование, принуждение, надзор, контроль. То есть, правовой режим призван регулировать отношения между людьми при столкновении их интересов с помощью права, законов, а не с помощью антидемократических, варварских (самосуд, кровная месть) или старинных (обычаев и ритуалов). В нашем современном мире, когда мы находимся на пути к правовому государству соблюдать правовой режим крайне важно.

Основная часть:

Правовой режим — разновидность социального режима. Особенность является то, что он создан законодателем, основан на праве, закрепляется и регулируется им. Вне правовой сферы он не может существовать, там действуют другие нормы — неюридические. С.С. Алексеев пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим». То есть, воспринимая смысловые оттенки его высказывания, понимаем, что правовой режим выражает некоторую степень жестокости, наличие ограничений и санкций. Если смотреть иначе, то правовой режим можно рассматривать, как и определенный порядок действия права, то есть нормативно-правовых актов. Посредством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.