Различные приемы и методы для знакомства обучающихся с культурой других стран, использование иностранного языка в реальной ситуации общения мотивируют обучающихся на успешное изучение предмета. В процессе преподавания в центре внимания стоит необходимость практиковать использование иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. - 624 с.
2. McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communications. -New York: Longman, 1993. -146 p.
3. Макшанцева Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе изучения языка: Учебное пособие. .- Н.Новгород, 2001. - 92 с.
4. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М., 1976.- 320 с.
5. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. - М.: Высшая школа, 1978.- 216 с.
6. Meriam Webster Dictionary and Theraurus - URL: http://www.merriam-webster.com/ (дата обращения: 22.09.2016).
7. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 709 с.
8. Англо-русский фразеологический словарь. / А.В. Кунин. - М.: Рус. яз., 1998. - 512 с.
УДК 78.03
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЙ ОБ ИНТОНАЦИИ Б.Л. ЯВОРСКОГО, Б.В.
АСАФЬЕВА В ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМ ПЕНИИ
Андреев И. А., 2016
Государственный академический ансамбль песни и танца Тамбовской области «Ивушка», артист хора, Тамбов
Аннотация: в статье рассматриваются трактовки концепций об интонации Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева в контексте эстрадно-джазового пения. Особым компонентом в эстрадно-джазовом пении считается интонация, так как в данной области вокального исполнительства она имеет множество разновидностей и способов интонирования. Исследуются особенности интонирования в эстрадно-джазовом пении. Рассмотрение теорий Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, с точки зрения практического применения в эстрадно-джазовом пении, не только положительно сказывается на чистоте интонации и интонирования, но и помогает эстрадно-джазовому исполнителю глубже понять сущность исполняемого музыкального произведения.
Ключевые слова: интонация, эстрадно-джазовое пение, учения об интонации.
Проблема понимания сущности и значения интонации, её строения и проявления всегда привлекало учёных исследователей, писателей, композиторов, философов творивших в разные исторические эпохи. Значительный вклад в разработку концепций интонации внесли философы и музыковеды эпохи французского просвещения, среди них Ж.Ж. Руссо, который сопоставлял «интонацию мелодии» с «интонацией речи». В XIX века наравне с трудами зарубежных авторов, появляются работы русских учёных: музыковеды, композиторы и критики также внесли большой вклад в развитие теории интонации. Среди ведущих представителей музыковедения XIX века - А.С. Даргомыжский, А.Н. Серов, М.П. Мусоргский, В.В. Стасов, каждый из которых трактовал понятие «интонации» с позиции собственных взглядов и убеждений, нашедших преломление в музыкальном и вокальном искусстве, того времени.
Разработка учений об «интонации» в XX веке связана с деятельностью двух крупных представителей музыкальной педагогики - Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, каждый из
которых предлагал собственные подходы к пониманию «интонации» в области музыкального искусства.
Болеслав Леопольдович Яворский (1877-1942) учёный музыковед, эстет, основатель процесса учения об «интонации». Труды и статьи Б.Л. Яворского связаны с областью изучения музыкальной формы, лада, гармонии, ритма, которые оказали огромное влияние на развитие и становление русской музыкальной культуры первой половины XX века.
Б.Л. Яворский написал труд «Строение музыкальной речи», одной из глав данного учения являются «Системные и ладовые тяготения во времени интонация (оборот)». Интонация выступает как основа выразительности речи, передача смысла и характера мысли, которую Б.Л. Яворский трактует как наименьшую звуковую форму во времени, сравнивая её с двумя различными звуковыми моментами тритоновой системы [5, с. 5].
В своём исследовании «Строение музыкальной речи» Б.Л. Яворский выдвигает множество аспектов понимания термина «интонация», и рассматривает его сущность как:
— «...законченное по форме слово в музыкальной речи, выраженное большим или меньшим числом звуков.. » [4, Л. 1].
— «.как составная неразрывная часть целого произведения, одинаково собой выражает как характер, так и законченность формы, и точную передачу задуманного» [там же, Л. 1].
— «.«единица смыслового членения музыкальной речи» [3, Л. 1].
— «... функция выражения» [там же, Л. 2].
— «.элемент ритмики» [там же, Л. 8].
В основу своей теории Б.Л. Яворский заложил главные константы, которые сопровождали его трактовку: «Слуховое тяготение, «управляющее развертыванием звуковой конструкции во времени», объединяет все уровни формы (от микроструктур до музыкального произведения в целом)» [5, с. 6].
«Слуховое тяготение - как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат - разрешение «вовнутрь» и «вовне»»[5, с. 10].
Б.Л. Яворский выделяет понятие лад, даёт полное обоснование теории существования ладов, рассматривая и предлагая им подробные характеристики. Лад, по мнению Б.Л. Яворского является самостоятельной единицей, взаимодействующей с музыкальным мышлением и речью в процессе слуховой настройки. Ладовая организация процесс взаимосвязи внутреннего и внешнего мира, происходящего из основ бытия. Основа такой системы заключается в создании «симметричной системы».
Обобщённая музыкально-теоретическая концепцию Б.Л. Яворского - своеобразная система, базирующаяся на теории музыкального мышления, в которой автор рассматривал и понимал музыку как определённый вид речи, взаимодействующий с теорией ладового ритма. Большую часть исследования посвящено взаимосвязи лада и ритма, он считал, что ритм неразрывно связан с ладом, выделяя ладо-временные отношения в музыкальном искусстве и интонации.
Наряду с ритмом, Б.Л. Яворский рассматривает процесс интонации, связывая его с множествами компонентов которые положены в его основу (динамический акт, высшая точка извлекаемого звука, темпераментность интонационная метрика, артикуляция, психологический акт, эмоциональность интонируемого звука, волевой посыл).
Особое место в теории отводится процессу интонирования, который автор соединяет с композиторским замыслом и стилем, исторической эпохой и эмоциональным образом произведения.
В настоящее время концепция Б.Л. Яворского вызывает огромный интерес у учёных исследователей, работающих в области музыкального искусства, музыкальной педагогики, помимо этого данный труд привлекает учёных работающих в области естественных наук. Учёные исследователи естественного научного цикла соотносят учение Б.Л. Яворского, который предусматривал «звуковое тяготения» как ориентацию человека в пространстве, с «законом
всемирного тяготения» И. Ньютона. Следовательно, концепцию Б.Л. Яворского можно рассматривать как междисциплинарное исследование.
Последователем учения об интонации Б.Л. Яворского стал Б.В. Асафьев, который обобщение предыдущий опыт и создал собственное учение об интонации, где дал развёрнутую характеристику данного понятия. Среди множества научных исследований Б.В. Асафьева, связанных с областью музыкального искусства, доминирующую роль занимает многолетний плодотворный труд «Музыкальная форма как процесс», написанная автором в 1929 г. Автор рассматривает проблематику интонации и «... интонационное становление музыкальной формы».
Б.В. Асафьев пишет: «.понять форму музыкального произведения - это значит уяснить целесообразность продвижения воспринимаемого слухом потока звучания. »[2, с. 170], таким образом, интонация заключается в движении, который провоцирует процесс становления музыки.
В статьях, опубликованных в 1923 г. «Процесс оформления звучащего вещества», 1925 г. «О современном русском музыкознании и его исторических задачах», «Речевая интонация», «Основы музыкальной интонации», Б.В. Асафьев подходит к обоснованию понятия «интонация» и предлагает две трактовки:
— «.интонация - проявление звучания. Без интонирования и вне интонирования - музыки нет» [2, с. 198].
— «...интонация - первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или нечистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования - музыки нет»[2, с. 211].
Таким образом, интонация, по мнению Б.В. Асафьева может выступать в качестве множественных характеристик: музыкального направления, человеческой коммуникации, опыта переживания эстетического наслаждения, внутреннего мира человека, а также самореализации в творчестве, способа существования произведения, воплощении бытия в произведении искусства. Сущность интонации по Б.В. Асафьеву «Интонация - «родник музыки»» [2, с. 212].
Понятие интонации Б.В. Асафьев сравнивал с «энергией» и характеризовал её рядом качеств: эмоциональностью, напряжённостью, предзаданностью, смысловой нагруженностью, интуитивностью.
Главной характеристикой интонации в труде «Музыкальная форма как процесс», является «Интонирование как проявление мысли», данное положение определяет сущность и эстетическую направленность всей интонационной теории Б.В. Асафьева. [2, с. 211].
Как утверждал Б.В. Асафьев, если человеческая мысль звуковыраженна, то она способна стать интонацией. Таким образом, интонирование в исследовании Б.В. Асафьева представляет собой взаимодействие человеческого интеллекта и формы его мышления [2, с. 213].
Анализируя музыкальное искусство, Б.В. Асафьев приходит к выводу, что оно является «временным», так как раскрывает своё содержание в процессе интонирования и создания художественного образа музыкального произведения.
В работах, посвящённых интонации, Б.В. Асафьев делает акцент на «речевую интонацию», которая связывает всё происходящее в музыке со словесным действием, поэзией, литературой, театральным творчеством. В научном исследовании об интонации Б.В. Асафьев рассматривает «речевую интонацию» как ведущую характеристику на пути к «мелосу», который является основным элементом музыкального и вокального искусства.
Б.В. Асафьев рассматривает музыкальное интонирование, сравнивая его со словесной речью, таким образом, по мнению автора, создаётся непрерывный контакт и духовное общение между композитором, исполнителем и слушателем, при этом в процессе сопровождается необычная богатая по содержанию и выразительным возможностям речь.
Особой областью музыкального искусства является джазовое направление в вокале, которое прошло большой путь становления, в процессе которого видоизменялось и усовершенствовалось. Эстрадно-джазовое пение в настоящее время является популярным, это характеризуется появлением новых специфических стилей, исполнителей, пропагандирующих джаз. Главной характеристикой эстрадно-джазового пения является интонация, которая
представляет собой основу музыкального языка, влияющего на создание художественного и музыкального образа произведения.
Процесс чередования высоких и низких звуков, или последовательное повышение и понижение голоса в эстрадно-джазовом пении называется интонацией. Особенность интонационных характеристик эстрадно-джазового пения предполагает наличие множества компонентов, которые являются основными параметрами эстрадно-джазовой интонации. К основным параметрам эстрадно-джазовой интонации можно отнести, мелодическую основу произведения, фразовое ударение, тембральные характеристики, темповую и ритмическую основу. Эстрадно-джазовая интонация является основой в исполнении джазового репертуара, который так же характеризуется исполнительскими качествами, реализующимися в данной области: значением интонационных особенностей исполняемого произведения и эмоциональной составляющей исполнителя.
В исполнительской практике эстрадно-джазового пения выделяются понятия «заниженной интонации» и «высокой интонации». Заниженная интонация подразумевает процесс занижение интонации джазовым исполнителем, характеризуясь в голосе вокалиста метафорическим вариантом «плача», таким образом, лирико-меланхолическое настроение влияет на извлечение звука, который исполняется чуть ниже, аккомпанирующего инструмента. Высокая интонация используется в национальной музыке, её стилистические черты характерны, для босса новы, использующиеся в исполнении бразильской самбы, преобладающей в местном этническом компоненте.
В отличие от классических образцов вокального искусства, эстрадно-джазовое направление предполагает свои отличительные особенности и способы интонирования. Каждый из способов в эстрадно-джазовом пении имеет свою исполнительскую специфику, которая характерна для исполнения, как национальной вокальной музыки, так и джазовых стандартов, использующихся в педагогической, и исполнительской практике вокалистов, работающих в данном жанре.
В эстрадно-джазовом пении чаще всего джазовые стандарты исполняются на английском языке, таким образом, интонация играет колоссальную роль, придавая предложению смысловую завершенность и эмоциональную окраску в голосе исполнителя. Джазовое направление в вокале представляет собой одно из наиболее ярких проявлений взаимосвязи слова и музыки, многие эстрадно-джазовые композиции предполагают использование декламации, в исполнительской практике приближенной к разговорному жанру.
Эстрадно-джазовое пение базируется на американской технике речевого пения, которая заключается в понятии «как говорю, так и пою», данное обоснование технике пения было предложено американским педагогом вокала Сэтом Риггзом.
Особой характеристикой исполнителя в эстрадно-джазовом пении является саунд, представляющий индивидуальные качества музыканта, его репертуар, интерпретирование темы, в которых главную роль играет интонация. Эстрадно джазовый вокалист должен владеть хорошей точной интонацией, виртуозно управлять своим голосом, владеть вокальной техникой, вокальными приёмами и способами звукоизвлечения, применяющимися как в исполнении импровизаций, так и характерными для национальной музыки.
Процесс становления и развития джаза оказал большое влияние на усовершенствование эстрадно-джазовой интонации и характерных приёмов интонирования.
На сегодняшний день эстрадно-джазовое пение употребляет множество интонационных приёмов употребляющихся в исполнительстве. Среди самых распространённых (хот-интонирование, блюзовые тоны, дёрти-тоны, бэндинг, глиссандо), а также способы звукоизвлечения и способы украшения, которые также являются процессом интонирования, имеющим свои интонационные характеристики.
Проанализировав теории Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева об интонации, и охарактеризовав специфические интонационные свойства и способы интонирования эстрадно-джазового пения, мы можем перейти к рассмотрению эстрадно-джазовой интонации в контексте теорий об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.
Как было сказано выше, процесс чередования высоких и низких звуков, или последовательное повышение и понижение голоса в эстрадно-джазовом пении называется интонацией. Таким образом, в процессе извлечения звука, исполнитель предвидит его внутри себя, как бы настраиваясь на процесс пения, и управляет процессом звукоизвлечения при исполнении, подтягивая или понижая интонацию. Данное определение можно отнести к утверждению Б.Л. Яворского.
Основным компонентом в изучении репертуара в эстрадно-джазовом пении выступает «интонационный анализ», который способствует раскрытию художественного образа, взаимодействие слова и музыки, а также духовной культуры исполнителя. Интонационный анализ является основой в ступенчатом развитии музыкального материала эстрадно-джазового исполнителя, рассмотрении методических приёмов в области интонирования, взаимосвязи специфических выразительных средств, использующихся в эстрадно-джазовом пении, вокальных техник исполнения, драматургических характеристик вокального произведения.
Процесс работы над интонацией и интонированием в классе эстрадно-джазового пения подразумевает применение концепций многих музыковедов, в частности основой в «интонационном анализе» выступают утверждения Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева. Эстрадно-джазовый исполнитель при интерпретации произведений вкладывает в них все положения Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.
Работа над интонацией в области эстрадно-джазового пения предполагает многоуровневый подход, который сопровождается анализом литературного текста, музыкальным замыслом произведения, интонационным посылом звука, его выразительностью и эмоционально-смысловой окраской.
Чтобы глубже понять эстрадно-джазовую интонацию, её проявление в эстрадно-джазовом пении, рассмотрим данное понятие с позиций Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева.
Для анализа эстрадно-джазовой интонации логично взять пример из так называемых джазовых стандартов - небольших тем, ставших популярным и в джазовом пении. Одним из таких стандартов выступает «Lullaby Of Birdland» Рис. 15.
Рис. 15
В переводе «Lullaby Of Birdland» - колыбельная птиц, джазовый стандарт сочетает в себе стилистические особенности, присущие колыбельной, постепенное волнообразное
мелодическое движение, характеризующиеся в повышении и угасании мелодии, изображая умиротворение, спокойствие, что подчеркивается автором в интерпретации произведения.
Все приведённые характеристики в интерпретации джазового стандарта пересекаются с утверждением Б.Л. Яворского «Интонация, как составная неразрывная часть целого произведения, одинаково собой выражает как характер, так и законченность формы, и точную передачу задуманного» [4, Л.1].
Исполнительский план произведения наполнен множеством интонационных характеристик и способов джазовой интонации. В начале произведения употребляется джазовое глиссандо к ноте, характеризующееся тяготением вспомогательного звука к основному. Способ интонации тесно связан с теорией об интонации Б.Л. Яворского, в которой он рассматривает «звуковое тяготение». Таким образом, исполнитель на хорошем дыхании извлекает вспомогательный звук и передаёт его основному, как бы тяготея к нему.
Сфера эстрадно-джазового пения использует отличительные тембральные характеристики интонации в голосе исполнителя. Особым компонентом джазовой интонации является джазовое вибрато, которое присутствует в импровизации, в данном произведении джазовое вибрато используется в 19 такте, с которого начинается импровизация. Исполнительскую особенность джазового вибрато можно сопоставить с высказыванием Б.Л. Яворского «Слуховое тяготение - как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат - разрешение «вовнутрь» и «вовне»» [5, с. 10]. Процесс исполнения джазового вибрато заключается в попадании воздушной струи на голосовые связки, при этом раздражаются рецепторы, и происходит вибрация.
В нашем понимании интонирование представляет собой становление и реализацию исполнителем художественного образа произведения его мышления, во временном процессе исполнительской интерпретации. Что является главной характеристикой «Интонирование как проявление мысли» заложенное в интонационную теорию Б.В. Асафьева.
Важной чертой интонирования в эстрадно-джазовом пении является мелодия или (мелос), и её украшение в процессе интерпретации. Мелос, по мнению Б.В. Асафьева - «... основной элемент музыки, сущность которого постигается в интонировании последовательностей тонов, скреплённых друг с другом и движущихся как бы в горизонтальном направлении: от точки отправления до момента замыкания мелодической линии» [1, с. 23].
Интонационная природа эстрадно-джазового пения по большей части связана с речевым пением, тем самым пересекается с понятием о «речевой интонации» Б.В. Асафьева, который сравнивает её со всем происходящим в музыке (литературой, театральным творчеством, поэзией). Речевая интонация является основой на пути к «мелосу», выступает главнейшей константой музыкального искусства. Джазовый стандарт «Колыбельная птиц» основан на этническом компоненте, в котором прослеживаются черты, относящиеся к речевой интонации. Импровизационная вставка в произведении употребляет наличие такого компонента как орнаментика, которая используется в этническом компоненте, описанном ранее Б.В. Асафьевым. Все приведённые параметры в дальнейшем закрепляются концертным выступлением, которое подразумевается нами как театральное творчество, взаимодействие композиторского замысла, исполнительской интерпретации и зрительского анализа, при котором, по мнению Б.В. Асафьева создаётся непрерывный контакт и духовное общение.
Таким образом, теории об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, оказали большое влияние на изучение сущности и специфики эстрадно-джазовой интонации, помогая исполнителям глубже осознать приёмы эстрадно-джазовой интонации. Однако нельзя соглашаться со всеми принципами теорий об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева, так как данные учения приспособлены больше к интонационной специфике, которая проявляется в русской национальной музыке, по целому ряду признаков отличающихся от джаза. Каждый из жанров музыкального искусства имеет свои отличительные черты интонаций, способов интонирования и их характеристики проявления в том или ином музыкальном жанре.
Тем самым теории об интонации Б.Л. Яворского и Б.В. Асафьева могут послужить основой для разработки модели и программы Развития навыков эстрадно-джазового пения
способствующих профессиональному становлению выпускников направлений подготовки в сфере высшего профессионального образования.
Список литературы
1. Асафьев, Б.В. Речевая интонация.- М.; Л.: Музыка, 1965. - 136 с.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музгик, 1963. - 376 с.
3. Яворский Б. Интонация — интонирование. 1935. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. Ф. 146. Ед. хран. 4466. Л. 1,2,8.
4. Яворский Б. Об интонациях. 1911-1913. Рук. архив ГЦММК имени М. И. Глинки. 146. Ед. хран. 4463. Л. 1.
5. Яворский, Б.Л. Строение музыкальной речи. - М.: П. Юргенсон, 1908. Оттиски. - 56 с.
УДК 342.2
СТРУКТУРА ПРАВОВОГО РЕЖИМА
Вагапова Л.Х., Бадамшин С.Х., 2016г.
Студент 3 курса направления «Юриспруденция» юридического факультета, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского Государственного университета, г. Сибай
Аннотация: статья посвящена вопросам регулирования правового режима, его структуре, содержанию. Указаны особенности установления правового режима, ее виды, признаки. Показано, что в структуру правового режима входят как такие элементы, как носитель режима, режимные правовые средства, режимные правила, правовые статусы субъектов режимного регулирования, система организационно - юридических гарантий.
Ключевые слова: правовой режим, особенности правового режима, правовые средства, режимные правила.
Ведение.
Что такое режим? Существует режим дня, режим тренировок, режим питания, то есть это определенные регулярные действия человека, с помощью которого достигаются определенные цели. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, систематические тренировки укрепляют тело и дух человека, также он должен следовать определенному распорядку дня, чтобы преуспеть в делах. Теперь проведем параллель, соотношение между правовым режимом. Правовой режим — это система норм права, которая регулирует отношения между людьми по поводу определенных объектов[1]. Для того чтобы они существовали, их охраняют с помощью юридических средств воздействия: стимулирование, принуждение, надзор, контроль. То есть, правовой режим призван регулировать отношения между людьми при столкновении их интересов с помощью права, законов, а не с помощью антидемократических, варварских (самосуд, кровная месть) или старинных (обычаев и ритуалов). В нашем современном мире, когда мы находимся на пути к правовому государству соблюдать правовой режим крайне важно.
Основная часть:
Правовой режим — разновидность социального режима. Особенность является то, что он создан законодателем, основан на праве, закрепляется и регулируется им. Вне правовой сферы он не может существовать, там действуют другие нормы — неюридические. С.С. Алексеев пишет, что «каждый правовой режим есть все же именно режим». То есть, воспринимая смысловые оттенки его высказывания, понимаем, что правовой режим выражает некоторую степень жестокости, наличие ограничений и санкций. Если смотреть иначе, то правовой режим можно рассматривать, как и определенный порядок действия права, то есть нормативно-правовых актов. Посредством