Научная статья на тему 'Проблема культурной идентичности в условиях глобального коммуникационного пространства'

Проблема культурной идентичности в условиях глобального коммуникационного пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильева Е. Ю.

В статье рассматривается проблема идентичности в современном мире. Автор анализирует, как процессы глобализации влияют на фор­мирование культурной идентичности, выявляет роль культурной иден­тичности в развитии общества, рассматривает такие феномены как кризис идентичности и маргинализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема культурной идентичности в условиях глобального коммуникационного пространства»

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

© Васильева Е.Ю.*

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

В статье рассматривается проблема идентичности в современном мире. Автор анализирует, как процессы глобализации влияют на формирование культурной идентичности, выявляет роль культурной идентичности в развитии общества, рассматривает такие феномены как кризис идентичности и маргинализация.

Развитие современного социума характеризуется стремительной скоростью происходящих в нем изменений, что обуславливает необходимость исследования проблемы формирования культурной идентичности в быстро меняющихся условиях. В настоящее время в мире протекают мощные процессы глобализации, характеризующиеся усилением интегративных тенденций в культуре, сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга, втягиванием культур в единое коммуникационное пространство. По мнению доктора философских наук, В. Миронова, в настоящее время происходит «разрушение системы классических культур и становление единой глобальной суперкультуры, основанной на возможностях, предоставляемых глобальным коммуникационным пространством. Культуры как бы втягиваются в единое коммуникационное пространство, которое становится самостоятельной силой, оказывающей огромное влияние на диалог всех культур между собой» [4, с. 3]. Подобного рода взаимодействие имеет противоречивый и неоднозначный характер. Межкультурный диалог, с одной стороны, способствует взаимообогащению культур, сближению народов, но в то же время угрожает разнообразию национальных культур и традиций, формируя общие стереотипы, общие оценки, общие параметры требуемого поведения.

Всякий человек является «человеком своей культуры» - своей специфической культуры, изменяющейся во времени и в пространстве. В основе существования и развития любой культуры, общества лежат базовые системы ценностей, выступающие связующим ядром культуры, а также связанные с ними традиции, нормы, правила, стандарты поведения, символы и образцы. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми [5, с. 171]. На протяжении всей жизни че-

* Аспирант кафедры Философии. Научный руководитель: A.M. Ерохин, заведующий кафедрой Философии, доктор социологических наук, профессор.

188 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

ловек испытывает влияние культурных кодов, поведенческих установок и традиций окружающего его общества.

В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые зачастую кажутся странными представителям других культурных образований. Человеческие культуры крайне разнообразны. Известный британский социолог Энтони Гидденс, подтверждая данный факт, отмечает: «мы едим устриц, но не едим котят или щенков, которые считаются деликатесом в некоторых странах. Западные люди считают поцелуй естественным проявлением сексуального поведения, но во многих других культурах он либо неизвестен, либо признается отвратительным. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого» [1, с. 50].

В процессе глобализации происходит вытеснение многих традиционных элементов локальных культур, стирание различий не только в одежде или пище, но и, что важнее, в культурных и поведенческих стереотипах, которые нередко навязываются чужеродной культурой. Показательным является высказывание американского социолога Р. Стила: «Мы построили культуру, базирующуюся на массовых развлечениях и массовом самоудовлетворении ... Культурные сигналы передаются через Голливуд и «Мак-доналдс» по всему миру - и они подрывают основы других обществ. в отличие от обычных завоевателей, мы не удовлетворяемся подчинением прочих: мы настаиваем на том, чтобы нас имитировали» [2, с. 40]. Ориентация на инородные образцы изменяет «культурный» облик отдельных социальных групп и общества в целом. Само общество при этом распадается на множество слабо интегрированных групп, отличающихся различными критериями идентичности.

В настоящее время формирование идентичности протекает в рамках преодоления противоречия между стремлением сохранить целостность и множащимся разнообразием во времени и пространстве. Проблема идентичности появляется как необходимость упорядочивания разнообразия. Принято считать, что проблема идентичности была сформулирована к XX веку, а импульс к универсализации проблематики идентичности дал Э. Эриксон в середине XX века, однако человек на протяжении всего своего существования ощущал потребность в определении своего места в социокультурном пространстве.

Понятие «идентичность» определяется как «психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя с теми или иными типологическими категориями: социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п. Культурной идентичностью называется отождествление себя с культурной традицией [3, с. 238]. Каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может

Философские науки

189

получить только в сообществе других людей. Для этого ой должен принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает существованию человека упорядоченный и предсказуемый характер, позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире, делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Культура предстает одним из определяющих факторов, влияющих на процесс формирования идентичности.

Зачастую проблема идентичности не осознается в обыденных ситуациях и становится актуальной лишь в процессе взаимодействия людей и групп с представителями других культур. В результате таких контактов складывается осознание своей идентичности, что происходит в сопоставлении «своего» и «чужого»; и именно «чужое» подчас способствует собственному восприятию, осознанию своей самобытности. При этом, сопоставление «своего» и «чужого» может способствовать как укреплению собственной идентичности, так и привести к ее изменению или разрушению [5, с. 172]. Образ «чужого», «другого» занимает значимое место в структуре национально-культурной иден-тичности. Через восприятие и сопоставление с «другим» общество формирует свои идеалы, ценности, нормы. Для современного российского общества, находящегося в процессе модернизации, поиски национальной идеи и, следовательно, проблема культурной идентификации, становятся крайне актуальными. Очевидно, что без четкого осознания «Кто мы? Куда мы движемся?» невозможно стабильное, уверенное и поступательное развитие общества. Именно в силу этого проблема формирования социокультурной идентичности является одним из важнейших вопросов государственной политики, и предметом осмысления многих ученых.

Понятие «идентичность» отражает определенную проблему в сознании человека, поскольку об идентичности задумываются в том случае, когда нет уверенности в своей принадлежности к определенной группе, в своем месте в социуме. Крайней степенью подобного рода неопределенности является кризис идентичности, феномен, привлекающий все большее внимание исследователей. Это объясняется тем, что ускоряющаяся динамика социальных процессов способствует утрате связи индивида с существующими нормами и ценностями. Сами культурные установки меняются так быстро, что современный человек не успевает приспособиться и воспринять окружающую действительность, что влечет за собой различные формы социального отчуждения и, как следствие, кризис идентичности, возникающий не только на индивидуальном, но и на коллективном уровне. Многие люди сегодня не могут четко идентифицировать себя ни с одной культурной идентичностью, находясь в пограничном состоянии, а процессы маргинализации становятся все более универсальным феноменом.

190 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Глобализация, становление единого коммуникационного пространства размывают границы национальных культур, в результате чего неопределенная, размытая идентичность, маргинальность становятся нормой современного общества. В этих условиях необходима постоянная «расшифровка» прежнего культурного опыта, его переоценка и приспособление к новой ситуации [5, с. 176]. Такая стратегия обеспечит сохранение самобытности локальных культур, культурной идентичности и, в то же время, межкультурный диалог в новых условиях приведет к «взаимному обогащению».

Список литературы:

1. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

2. Ерохин A.M., Поморцева A.M., Сощенко И.Г. Идентичность и образ человека эпохи информационного общества. - Ставрополь, 2008. - 120 с.

3. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. -Том 1. А-Л.

4. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Альма Матер - Вестник высшей школы. - 2006. - № 6. - С. 3-8.

5. Шаров A.B. Взаимодействие культур и проблема идентичности / A.B. Шаров // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27-28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ. ред. И.И. Ивановой. - Бишкек, 2004. -С. 171-176.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

© Петрашова A.C.*

Самарская гуманитарная академия, г. Самара

Проблема соотношения мифологии и религии оказалась очень актуальной, многие всегда отличали мифологию от религии. Желая показать, вернее, доказать превосходство религии над всем формами мировоззрения, и уж тем более над мифом. В данной работе излагается соотношение мифологии и религии, и выявляются мифологические аспекты христианской религии.

Миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых различных аспектах. Миф, как

* Кафедра Философии. Научный руководитель: М.А. Корецкая, доцент кафедры Философии, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.