УДК 378 (07)
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Е. Серебровская
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса E-mail: [email protected]
В статье обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития спе-циалиста-менеджера в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: культура специалиста, интеграция, образовательная среда, междисциплинарные связи.
Problem of Cultural Development of the Future Experts of Managers in System of the of Professional Higher Education
N. E. Serebrovskaya
In this article the necessity of creating conditions for cultural formation and intelligence of a specialist-manager in one of the institutions of professional higher education is emphasized and substantiated as an urgent task in crisis conditions of daily life. An idea of the problem realization by means of integration of a higher school educational process in this work.
Key words: intelligence of a specialist, integration, educational environment, interdiscipline contacts.
Культура является основой и одновременно результатом любой профессиональной деятельности человека, в том числе и специалиста по управлению, именно поэтому подготовка культурного профессионала должна быть целью вузовского обучения. В этом контексте о процессе культурного становления и развития специалиста, с нашей точки зрения, можно говорить как об одной из самых актуальных и злободневных на сегодняшний день проблем психолого-педагоги-ческих исследований. Высшее образование как формальный результат обучения уже не является той ценностью, которой было еще вчера. Сегодня на первый план выходит качество получаемого «продукта», способность специалиста не только успешно социализироваться, реализоваться в профессии, но и создавать новую профессиональную культуру.
Культуросообразность - один из важнейших и известнейших принципов обучения, определенный еще А. Дистервегом в работе «О природосо-образности и культуросообразности в обучении» (1832). Очень современно звучит его мысль о
том, что «... та ступень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно ей, если только хотим добиться положительных результатов»1. В рамках психолого-педагогической проблематики культурный аспект является тем объединяющим началом, без которого невозможно представить успешное развитие психической деятельности обучающегося субъекта. Безусловно, появление новых целей и ценностей в образовании обусловлено потребностью российского общества в компетентных специалистах, но это же общество нуждается и в культурных специалистах, способных к проявлению позитивной мировоззренческой личностной позиции и конструктивной профессиональной деятельности в непростых реалиях сегодняшнего дня.
Образовательная среда вуза сегодня стала заметно более прагматичной и, к сожалению, менее культурной. Понятие «культура» легко и порой необоснованно заменяется компетентностью, эффективностью, результативностью и т. п. Активно обсуждаются и продвигаются такие задачи вузовского образования, как глобализация, информатизация, экономическая эффективность учебного процесса, успешная социализация и адаптация будущих специалистов и др. Однако вечные ценности высшего образования, такие как культурное и личностное развитие студентов, становятся сегодня, на наш взгляд, не менее актуальными для высшей школы. На смену уходящей в прошлое основной цели высшей школы - транслировать культурный опыт новым поколениям в виде логически завершенной системы знаний - приходит новая задача - культурно развивать личность студента, будущего профессионала, готовить его к преобразованию социума, к реализации конструктивных моделей профессионального взаимодействия.
С нашей точки зрения, праксеологическая сторона культурного развития будущего профессионала по управлению характеризует способ его взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом, степень готовности к осуществлению конкретного вида профессиональной деятельности. В качестве культурных средств развития будущего профессионала в данном случае выступают общие и специальные знания, умения, навыки, усвоенные алгоритмы индивидуальной профессиональной деятельности. Иной является ментальная сторона культурного развития будущего специалиста-менеджера: она представляет
© Серебровская Н. Е., 2012
собой интеграционную характеристику состояния самосознания субъекта управления, проявляя его нравственно-мировоззренческую позицию, систему жизненных целей, принципов построения отношений с окружающими людьми в процессе решения профессиональных задач.
Целостность и взаимодействие праксео-логической и ментальной сторон культурного развития будущего менеджера обеспечивает профессиональное самосознание как вид отражения действительности, в котором аккумулируются все характеристики и особенности индивидуальной профессиональной управленческой деятельности. Способом формирования такого профессионального самосознания является интеграция содержания высшего профессионального образования в вузе. Интегративный тип познания будущего менеджера, с нашей точки зрения, может успешно формироваться и развиваться в учебнопознавательном процессе вузовского обучения специалистов подобного профиля, сочетая в себе непосредственный учебный и профессиональный опыт, системное мышление, творческий подход к конкретной задаче и гуманитарную направленность в социальных взаимодействиях в процессе профессиональной деятельности. Это дает возможность успешно решать задачу становления и развития личностной и профессиональной культуры будущего специалиста менеджера.
Использование интеграционного подхода при разработке содержания высшего образования активно обсуждается в настоящее время педагогами и психологами. Аналитический обзор научных исследований показывает, что проблема междисциплинарного синтеза и интеграции содержания обр2азования в последнее время активно обсуждается2.
Буквально термин «интеграция» означает восстановление, объединение частей в целое (integer - целый), причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие. Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук и является важнейшим средством достижения единства знания в содержательном, структурном, логико-гносеологическом, научном, организационном, методологическом и психологопедагогическом аспектах.
Реализация интеграции образования спе-циалистов-менеджеров через координацию и тщательно разработанную взаимосвязь учебных курсов, согласование учебных программ по родственным общекультурным и специальным дисциплинам позволит, с нашей точки зрения, обеспечить решение такой важной задачи в системе вузовского образования, как становление и развитие культуры менеджера. Именно согласование системы основных изучаемых понятий, явлений, социальных процессов, правильная, выстроенная в логике профессионального и личностного раз-
вития менеджеров последовательность изучения учебных дисциплин в процессе их обучения дает возможность интегрировать получаемые студентами знания.
Примером реализации подобного рода интеграции в вузовском обучении является внедрение в учебный процесс Нижегородского института менеджмента и бизнеса междисциплинарных модульных программ «Управление конфликтами в организации», «Эффективное общение и коммуникации в организации», представляющих собой относительно самостоятельные единицы образовательной программы подготовки специалистов по управлению персоналом и менеджеров организации и направленных на общекультурное и специально-профессиональное развитие студентов. Содержательно модули разделены на несколько составляющих (социально-психологическую, управленческую, общекультурную и др.). При этом каждый модуль включает в себя относительно независимые учебные элементы, организующие его структуру и содержание: аудиторную и самостоятельную работу; сквозной рейтинговый контроль; экзамен в соответствии с учебным планом получаемой студентом специальности; итоговую оценку за данный модуль с переводом в зачетные единицы.
Интеграционные связи в модулях образуются как в пределах одной дисциплины (например конфликтологии), так и между несколькими научными областями (например конфликтологией и управлением персоналом), т. е. как по горизонтали, так и по вертикали. Все компоненты модульных программ находятся в тесной связи друг с другом и ориентированы на приобретение определенного вида знаний и компетенций и, в конечном итоге, на развитие будущего профессионала. Гибкость и технологичность модульной учебной программы позволяет адаптировать содержание обучения к запросам практики и специфики аудитории, реальной учебной ситуации и предыдущему учебному и профессиональному опыту студентов. Эта система динамична и способна изменяться: усвоенные ранее знания, привлекаемые при изучении нового материала, способствуют усвоению новых и детерминируют процесс саморазвития студентов.
Интеграция содержания образования создает то диалектическое единство, в результате которого возникает целостное представление будущего специалиста о мире, создает культурную основу его личности. Ни одна учебная дисциплина, сколь бы значительной она ни была, не может сформировать целостного профессионального мировоззрения специалиста по управлению, обеспечить его культурное развитие, а может лишь участвовать в этом процессе наряду со многими. Т аким образом, основной задачей становится создание интеграционной системы знаний, способной обеспечить высокий уровень культуры специалиста-менеджера. Культура является именно той универсальной ка-
Психология социального развития
49
тегорией, благодаря которой возможна интеграция всех переменных, влияющих на формирование личности в тех или иных социальных условиях профессионального взаимодействия. Сложная и системная по своей структуре, она задает необходимость создания в системе профессионального образования в вузовский период специальной образовательной среды, в которой учебный процесс носил бы междисциплинарный характер, а содержание учебных курсов было интегративным.
Таким образом, именно интеграция содержания высшего профессионального образования является способом разрешения противоречия между объективно нарастающим объемом современных научных знаний и невозможностью их системного усвоения студентами в сегодняшних «классических» условиях организации учебного процесса в вузе, при традиционном дифференцированном структурировании содержания учебных дисциплин и организации их преподавания.
УДК 316.6
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОМЕЖ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
И. В. Зубкова
В сегодняшних непростых условиях кризиса российского образования задача культурного и личностного развития будущего профессионала-менеджера, способного не только транслировать, но и создавать культурные нормы, является крайне актуальной и перспективной. Создание необходимых психолого-педагогических условий в вузе, в том числе и через процесс интеграции содержания образования специалиста в процессе его обучения, позволит успешно решить эту задачу.
Примечания
1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения (руководство для немецких учителей). М., 1996. С. 79.
2 См.: Инновационное обучение : стратегия и практика // Материалы Первого науч.-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. (Сочи, 3-10 октября 2003 г.) / под ред. В. Я. Ляудис. М., 2004. С. 6-7.
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье обсуждаются вопросы формирования системы промежуточного языка в процессе изучения иностранного языка на базе родного. рассматриваются пути формирования навыка речевой деятельности на иностранном языке и стратегии применяемые в данном процессе; роль и функционирование лингвистического внимания на различных стадиях формирования системы промежуточного иностранного языка.
Ключевые слова: промежуточный язык, билингвальная система, имплицитное знание, эксплицитное знание, лингвистическое внимание, коммуникативная задача, знание языка, владение языком, интериоризация знания, стратегии научения.
The Formation of system of Intermediate Language in the Process of Mastering a Foreign Language
I. V. Zubkova
In the article questions of formation of system of interlanguage in the the process of learning a foreign language on the basis of the native are discussed. Ways of formation of skill of speech activity in a foreign language and strategy applied in the given process are considered. Also the role and functioning of linguistic attention at various stages of formation of system of an intermediate foreign language is considered.
Key words: interlanguage, bilingual system, implicit knowledge, explicit knowledge, linguistic attention, communicative problem, language knowledge, language skills, internalization of knowledge, learning strategies.
Многие отечественные и зарубежные исследователи, изучающие процесс овладения иностранным языком, ввели понятие промежуточного языка. Для обозначения этого феномена в англоязычной литературе используются термины approximative system (аппроксимированная система), transitional competence (промежуточные знания), idiosyncratic dialect (идиосинкразический диалект), learner language (язык обучающегося), однако термин промежуточный язык - interlanguage - является наиболее распространенным.
Промежуточный язык стал широко исследоваться как манифестация психических процессов, обеспечивающих овладение иностранным языком. Л. Селинкер считает, что промежуточный язык - это отдельная языковая система, которая является продуктом попытки обучаемого целостно представить изучаемый язык1. Исследователи из Оксфордского университета Дж. Хеймерс и М. Бланк приводят другие определения промежуточного языка, одно из которых увязывает это понятие с варьированием на некотором континууме в соответствии со степенью внимания, которое говорящий уделяет формам речи2.
Отечественные учёные назвали этот феномен «третьей системой». Две принципиально важные характеристики промежуточного языка - динамичность и системность - согласуются с результатами многих отечественных работ на тему. В
© Зубкова И. В., 2012