5 Старшенбаум Г В. Индивидуальная кризисная терапия // Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 92-95.
6 Baxter D., Appleby L. Саве register study of suicide risk in mental disorders. Br. J. Psychiatry. 1999. No 175. P. 322-326.
7 Старшенбаум Г. В. Программа кризисной терапии // Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 74-80.
8 Линевич В. Л., Костенко А. Л. Превенция самоубийств: социальная и медико-психологическая реабилитация // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2(41). С. 37-40.
9 Jenkins R., Singh В. National suicide prevention strategies. Psychiatr. Fenn. 1999. No 30. P. 9-30 ; Preventing suicide: а resource series. Geneva, 2000.
УДК 159.92
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРАКТИКУЮЩЕГО ЮРИСТА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Н. Е. Серебровская
В статье обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития будущего специалиста по юриспруденции в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: культура специалиста, интеграция, образовательная среда, междисциплинарные связи
Подготовка знающего, умеющего и, прежде всего, культурного профессионала должна быть целью современного вузовского обучения. В этом контексте процесс культурного становления и развития специалиста, с нашей точки зрения, становится одной из самых актуальных и злободневных проблем исследований в сфере высшего образования.
Признание конфликта сложным и заслуживающим серьезного отношения социально-психологическим явлением со стороны научного сообщества определяет актуальность постановки цели нашего исследования -выявления роли конфликтологической культуры представителя юридической профессии как основы его успешного профессионального поведения. Важнейшей задачей в этой связи становится выявление и анализ культурных параметров личности и поведения юриста еще в период обучения в вузе, позволяющих ему конструктивно выстраивать свою будущую профессиональную деятельность в сложных ситуациях социального взаимодействия.
Основной целью теоретического этапа исследования являлось определение содержания понятия «конфликтологическая культура» будущего специалиста. Очевидно, что такая категория характеризует строго определенную сторону человеческой жизнедеятельности, а именно ту, которая обеспечивает сложный, конфликтный контекст социального взаимодействия. Ее можно рассматривать как личностную или профессиональную культуру спе-
циалиста, обеспечивающие его способность осуществлять свою жизнедеятельность, решать актуальные задачи в конфликтогенной социальной среде, в сложной профессиональной ситуации.
В контексте конфликтного взаимодействия личности и ее профессиональной деятельности в конфликтогенной социальной среде культура выступает, с одной стороны, независимой переменной, т. е. непосредственным образом влияет на поведение человека в конфликте, а с другой, является результатом социального конфликтного опыта человека, выступая, таким образом, как зависимая, формируемая в процессе жизнедеятельности субъекта переменная.
Немногочисленные психолого-педагогические исследования по выявлению сущности и структуры конфликтологической культуры студентов в основном затрагивают будущих педагогов и управленцев и не проводились среди студентов юридических специальностей1. Профессиональная деятельность практикующего юриста проходит в сложных социальных и психологических условиях и требует от него высокого уровня профессиональной культуры, в том числе и в конфликтологической ее составляющей.
Юридическая профессия относится к ряду профессий социального типа, она стрессогенна из-за продолжительных эмоциональных нагрузок в процессе общения, достаточно противоречива: юрист должен проявлять гуманность к людям, толерантность к объекту деятельности, руководствуясь при этом строго буквой закона2.
Конфликтологическая культура будущего юриста отражает особенности мышления, поведения, восприятия им себя и окружающих, реагирования в трудных социальных ситуациях и т. д., которые человек демонстрирует в сложных психологических условиях, возникающих в его профессиональной деятельности, а именно в конфликтах.
Очевидно, что этот вид профессиональной культуры в сфере юриспруденции существует не в изоляции, а во взаимосвязи с другими видами культуры, характеризующими профессиональную деятельность современного специалиста. Конфликт как трудная социальная ситуация межличностного взаимодействия характеризует потенциальные возможности и реальный уровень профессионализма юриста с разных сторон: информационной, коммуникативной, психологической, функциональной, ценностной, смысловой и т. д. Именно поэтому конфликтологическая культура расширяет возможности изучения личности будущего юриста-профессионала и заслуживает того, чтобы быть категориально выделенной и изученной.
Мы предполагаем, что конфликтологическая культура не сводится к психологической культуре, хотя тесно с ней связана. Как показал наш теоретический анализ, на сегодняшний день в научном знании сложились определенные предпосылки для рассмотрения психологической сущности понятия «конфликтологическая культура»3. Само это понятие является новым для психологической науки, так как термины «культура» и «конфликт» считались долгое время не вполне совместимыми и изучались специалистами разных областей знаний.
Мы разделяем такой взгляд на категорию культуры, который представляет ее как феномен, определяющийся «собственно личностными, деятельностными и интегративными характеристиками личности»4. Исходя из этого мы считаем, что конфликтологическая культура представляет собой системную характеристику будущего специалиста с точки зрения личностного содержания (черт, свойств, качеств), ценностно-смысловой сферы и его профессиональной деятельности по управлению конфликтами.
Основной целью эмпирического этапа исследования, проведенного среди студентов Нижегородского института менеджмента и бизнеса, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Психология» на очной форме обучения, было выявление основных тенденций и факторов, определяющих уровень развития конфликтологической культуры студентов в зависимости от года обучения в вузе и содержания обучающих программ. Всего в эксперименте принимали участие 316 студентов разных курсов от 18 до 22 лет.
Была обнаружена следующая тенденция: у первокурсников обеих специальностей возрастание степени развития внутриличностных и межличностных конфликтов сопровождается либо выбором паллиативных и в большинстве случаев неконструктивных копинг-стратегий, либо подключением психологической защиты личности.
Максимальные уровни межличностной и внутрилич-ностной конфликтности, а также наибольший уровень частоты применения копинг-стратегий выявлены как у сту-дентов-юристов (62%), так и будущих психологов (59%) третьего курса. Усиление межличностных и внутрилично-стных проблем в этот период обучения сопровождается усилением действия различных механизмов защиты и применением паллиативных и, также как у студентов-перво-курсников, неконструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями взаимодействия. Это обусловлено объективным повышением внутриличностных и межличностных проблем и субъективной неготовностью к их самостоятельному разрешению в данный период обучения.
При переходе на старшие курсы количественный показатель внутриличностных и межличностных конфликтов у студентов специальности «Психология» (35%) снижается в гораздо большей степени, чем у будущих юристов (51%). Эта разница в полученных результатах обусловлена, с нашей точки зрения, в первую очередь, разницей в учебных планах, характером подготовки и обучения студентов на старших курсах.
С третьего по пятый курс конфликтологическая подготовка будущих психологов как на теоретическом, так и на практическом уровне обеспечивает, с нашей точки зрения, существенное развитие конфликтологической культуры студентов: несмотря на умеренные связи уровня межличностной конфликтности и частоты подключения механизмов психологической защиты, пополняется арсенал копинг-стратегий, среди которых возрастает число адаптивных конструктивных методов преодоления межличностных и внутриличностных конфликтов, повышается конфликтоустойчивость, формируется конструк-
тивное отношение к социальному взаимодействию в процессе профессиональной деятельности.
У будущих юристов выявлены тенденции к значительному преобладанию уровня межличностной конфликтности и частоты применения стратегии «избегание» и «противоборство» по сравнению с будущими психологами. Это демонстрирует невысокий уровень готовности к конструктивному разрешению конфликтов и в целом сравнительно низкий уровень конфликтологической культуры студентов.
Полученные результаты выявили актуальную проблему: с одной стороны, насущную необходимость развития конфликтологической культуры будущих специалистов в области юриспруденции, с другой, отсутствие полноценной конфликтологической подготовки студентов по этой специальности в процессе вузовского обучения.
С нашей точки зрения, в систему мероприятий по развитию конфликтологической культуры студентов должны входить этапы по формированию образовательными средствами адекватного восприятия конфликта, способности управлять и прогнозировать конфликтное взаимодействие, эффективно строить межличностное взаимодействие в конфликтных ситуациях в процессе обучения будущих специалистов-юристов в вузе.
Современные условия деятельности практикующих юристов, характеризующиеся высоким уровнем конфликтогенности социальной среды, делают необходимым изучение основных факторов развития конфликтологической культуры представителей этой профессии, процессов ее становления и развития в системе вузовской и послевузовской юридической подготовки.
В Нижегородском институте менеджмента и бизнеса лишь одна дисциплина «Юридическая психология»», затрагивающая содержательно конфликтологический материал, изучается студентами-юристами на пятом курсе, что не может обеспечить должный уровень развития конфликтологической культуры личности будущего специалиста. Конфликтологическая подготовка студента должна проходить, начиная с первого курса, целенаправленно, в ходе обучения по личностно-развивающим программам, с использованием специальных практических заданий и упражнений, формирующих базовые личностные качества и свойства, необходимые для эффективного профессионального поведения в конфликте как в индивидуальном, так и групповом и тренинговом режиме.
Подобное обучение, с нашей точки зрения, целесообразно вести в условиях контекстного и интегративного обучения будущих юристов. Взаимосвязь содержания образования, расширения психологической подготовки студентов за счет курсов по выбору и факультативных занятий, взаимодополнение учебных дисциплин из разных областей знаний, единый принцип построения курсов, взаимодействие кафедр в ходе учебного процесса и подготовки специалистов на практике позволят сформировать психолого-педагогические условия, способствующие становлению конфликтологической культуры будущих юристов в вузовский период.
Необходимо отметить, что процесс становления и дальнейшего развития конфликтологической культуры будущего юриста должен осуществляться в практико-ориенти-рованном образовательном контексте, цель которого состоит не столько в усвоении общей теоретической информации о конфликте, сколько в том, чтобы на практике сформировать системные, интегративные умения и навыки управления межличностным конфликтом, самостоятельного прогнозирования конфликтных ситуаций, психологическую готовность к усвоению и применению знаний о конфликте в своей профессиональной практике, приобретению способности диагностировать реальный конфликт и конструктивно его разрешать и т. д.
Современный практикующий юрист должен быть готов не только грамотно и эффективно реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной среды, но и преобразовывать ее с целью предупреждения деструктивных конфликтов в своей практике. Все это наряду с умением эффективно преодолевать собственные личностные кризисы служит показателями его высокой конфликтологической культуры.
Высокий уровень такой культуры проявляется прежде всего в способности профессионала в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. Она определяет диапазон возможных стратегий поведения человека и его умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия конфликтующих сторон в конкретной ситуации.
Изучение процессов становления конфликтологической культуры как сложного социально-психологического феномена, ее содержания, структуры, функций в системе вузовского образования и создания психолого-пе-дагогических условий для ее развития в процессе вузовского и послевузовского обучения в рамках специальной профессиональной конфликтологической подготовки практикующих юристов, освоения интегративных учебных курсов и адресных конфликтологических программ для профессионалов становятся актуальными задачами образования.
1 Ремболович Ж. В. Концептуальные основания формирования конфликтологической готовности студентов экономических специальностей // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. XVI междунар. науч.-методической конф. Пенза, 2008. С. 81-83 ; Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 124-126.
2 Совкова И. Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1(19). С. 73-81.
3 Серебровская Н. Е. Психолого-педагогический аспект становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста по управлению : монография. Н. Новгород, 2010. 140 с.
4 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авторская версия). М., 2004. С. 24.