Научная статья на тему 'Конфликтологическая культура практикующего юриста как основа успешного профессионального поведения'

Конфликтологическая культура практикующего юриста как основа успешного профессионального поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Культура специалиста / ИНТЕГРАЦИЯ / образовательная среда / междисциплинарные связи / a specialist's culture / Integration / Educational environment / interdisciplinary links

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебровская Наталья Андреевна

В статье обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития будущего специалиста по юриспруденции в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author reasons the necessity to create educational conditions for cultural formation and development of a future specialist in jurisprudence in the system of higher professional education as the relevant task in social crisis conditions. The author presents the way of solving this task through integration of educational process at an institution of higher learning.

Текст научной работы на тему «Конфликтологическая культура практикующего юриста как основа успешного профессионального поведения»

5 Старшенбаум Г В. Индивидуальная кризисная терапия // Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 92-95.

6 Baxter D., Appleby L. Саве register study of suicide risk in mental disorders. Br. J. Psychiatry. 1999. No 175. P. 322-326.

7 Старшенбаум Г. В. Программа кризисной терапии // Суицидология и кризисная психотерапия. М., 2005. С. 74-80.

8 Линевич В. Л., Костенко А. Л. Превенция самоубийств: социальная и медико-психологическая реабилитация // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 2(41). С. 37-40.

9 Jenkins R., Singh В. National suicide prevention strategies. Psychiatr. Fenn. 1999. No 30. P. 9-30 ; Preventing suicide: а resource series. Geneva, 2000.

УДК 159.92

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРАКТИКУЮЩЕГО ЮРИСТА КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Н. Е. Серебровская

В статье обосновывается необходимость создания образовательных условий для культурного становления и развития будущего специалиста по юриспруденции в системе высшего профессионального образования как актуальной задачи в кризисных социальных условиях. Представлена идея реализации этой задачи через интеграцию образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: культура специалиста, интеграция, образовательная среда, междисциплинарные связи

Подготовка знающего, умеющего и, прежде всего, культурного профессионала должна быть целью современного вузовского обучения. В этом контексте процесс культурного становления и развития специалиста, с нашей точки зрения, становится одной из самых актуальных и злободневных проблем исследований в сфере высшего образования.

Признание конфликта сложным и заслуживающим серьезного отношения социально-психологическим явлением со стороны научного сообщества определяет актуальность постановки цели нашего исследования -выявления роли конфликтологической культуры представителя юридической профессии как основы его успешного профессионального поведения. Важнейшей задачей в этой связи становится выявление и анализ культурных параметров личности и поведения юриста еще в период обучения в вузе, позволяющих ему конструктивно выстраивать свою будущую профессиональную деятельность в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Основной целью теоретического этапа исследования являлось определение содержания понятия «конфликтологическая культура» будущего специалиста. Очевидно, что такая категория характеризует строго определенную сторону человеческой жизнедеятельности, а именно ту, которая обеспечивает сложный, конфликтный контекст социального взаимодействия. Ее можно рассматривать как личностную или профессиональную культуру спе-

циалиста, обеспечивающие его способность осуществлять свою жизнедеятельность, решать актуальные задачи в конфликтогенной социальной среде, в сложной профессиональной ситуации.

В контексте конфликтного взаимодействия личности и ее профессиональной деятельности в конфликтогенной социальной среде культура выступает, с одной стороны, независимой переменной, т. е. непосредственным образом влияет на поведение человека в конфликте, а с другой, является результатом социального конфликтного опыта человека, выступая, таким образом, как зависимая, формируемая в процессе жизнедеятельности субъекта переменная.

Немногочисленные психолого-педагогические исследования по выявлению сущности и структуры конфликтологической культуры студентов в основном затрагивают будущих педагогов и управленцев и не проводились среди студентов юридических специальностей1. Профессиональная деятельность практикующего юриста проходит в сложных социальных и психологических условиях и требует от него высокого уровня профессиональной культуры, в том числе и в конфликтологической ее составляющей.

Юридическая профессия относится к ряду профессий социального типа, она стрессогенна из-за продолжительных эмоциональных нагрузок в процессе общения, достаточно противоречива: юрист должен проявлять гуманность к людям, толерантность к объекту деятельности, руководствуясь при этом строго буквой закона2.

Конфликтологическая культура будущего юриста отражает особенности мышления, поведения, восприятия им себя и окружающих, реагирования в трудных социальных ситуациях и т. д., которые человек демонстрирует в сложных психологических условиях, возникающих в его профессиональной деятельности, а именно в конфликтах.

Очевидно, что этот вид профессиональной культуры в сфере юриспруденции существует не в изоляции, а во взаимосвязи с другими видами культуры, характеризующими профессиональную деятельность современного специалиста. Конфликт как трудная социальная ситуация межличностного взаимодействия характеризует потенциальные возможности и реальный уровень профессионализма юриста с разных сторон: информационной, коммуникативной, психологической, функциональной, ценностной, смысловой и т. д. Именно поэтому конфликтологическая культура расширяет возможности изучения личности будущего юриста-профессионала и заслуживает того, чтобы быть категориально выделенной и изученной.

Мы предполагаем, что конфликтологическая культура не сводится к психологической культуре, хотя тесно с ней связана. Как показал наш теоретический анализ, на сегодняшний день в научном знании сложились определенные предпосылки для рассмотрения психологической сущности понятия «конфликтологическая культура»3. Само это понятие является новым для психологической науки, так как термины «культура» и «конфликт» считались долгое время не вполне совместимыми и изучались специалистами разных областей знаний.

Мы разделяем такой взгляд на категорию культуры, который представляет ее как феномен, определяющийся «собственно личностными, деятельностными и интегративными характеристиками личности»4. Исходя из этого мы считаем, что конфликтологическая культура представляет собой системную характеристику будущего специалиста с точки зрения личностного содержания (черт, свойств, качеств), ценностно-смысловой сферы и его профессиональной деятельности по управлению конфликтами.

Основной целью эмпирического этапа исследования, проведенного среди студентов Нижегородского института менеджмента и бизнеса, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Психология» на очной форме обучения, было выявление основных тенденций и факторов, определяющих уровень развития конфликтологической культуры студентов в зависимости от года обучения в вузе и содержания обучающих программ. Всего в эксперименте принимали участие 316 студентов разных курсов от 18 до 22 лет.

Была обнаружена следующая тенденция: у первокурсников обеих специальностей возрастание степени развития внутриличностных и межличностных конфликтов сопровождается либо выбором паллиативных и в большинстве случаев неконструктивных копинг-стратегий, либо подключением психологической защиты личности.

Максимальные уровни межличностной и внутрилич-ностной конфликтности, а также наибольший уровень частоты применения копинг-стратегий выявлены как у сту-дентов-юристов (62%), так и будущих психологов (59%) третьего курса. Усиление межличностных и внутрилично-стных проблем в этот период обучения сопровождается усилением действия различных механизмов защиты и применением паллиативных и, также как у студентов-перво-курсников, неконструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями взаимодействия. Это обусловлено объективным повышением внутриличностных и межличностных проблем и субъективной неготовностью к их самостоятельному разрешению в данный период обучения.

При переходе на старшие курсы количественный показатель внутриличностных и межличностных конфликтов у студентов специальности «Психология» (35%) снижается в гораздо большей степени, чем у будущих юристов (51%). Эта разница в полученных результатах обусловлена, с нашей точки зрения, в первую очередь, разницей в учебных планах, характером подготовки и обучения студентов на старших курсах.

С третьего по пятый курс конфликтологическая подготовка будущих психологов как на теоретическом, так и на практическом уровне обеспечивает, с нашей точки зрения, существенное развитие конфликтологической культуры студентов: несмотря на умеренные связи уровня межличностной конфликтности и частоты подключения механизмов психологической защиты, пополняется арсенал копинг-стратегий, среди которых возрастает число адаптивных конструктивных методов преодоления межличностных и внутриличностных конфликтов, повышается конфликтоустойчивость, формируется конструк-

тивное отношение к социальному взаимодействию в процессе профессиональной деятельности.

У будущих юристов выявлены тенденции к значительному преобладанию уровня межличностной конфликтности и частоты применения стратегии «избегание» и «противоборство» по сравнению с будущими психологами. Это демонстрирует невысокий уровень готовности к конструктивному разрешению конфликтов и в целом сравнительно низкий уровень конфликтологической культуры студентов.

Полученные результаты выявили актуальную проблему: с одной стороны, насущную необходимость развития конфликтологической культуры будущих специалистов в области юриспруденции, с другой, отсутствие полноценной конфликтологической подготовки студентов по этой специальности в процессе вузовского обучения.

С нашей точки зрения, в систему мероприятий по развитию конфликтологической культуры студентов должны входить этапы по формированию образовательными средствами адекватного восприятия конфликта, способности управлять и прогнозировать конфликтное взаимодействие, эффективно строить межличностное взаимодействие в конфликтных ситуациях в процессе обучения будущих специалистов-юристов в вузе.

Современные условия деятельности практикующих юристов, характеризующиеся высоким уровнем конфликтогенности социальной среды, делают необходимым изучение основных факторов развития конфликтологической культуры представителей этой профессии, процессов ее становления и развития в системе вузовской и послевузовской юридической подготовки.

В Нижегородском институте менеджмента и бизнеса лишь одна дисциплина «Юридическая психология»», затрагивающая содержательно конфликтологический материал, изучается студентами-юристами на пятом курсе, что не может обеспечить должный уровень развития конфликтологической культуры личности будущего специалиста. Конфликтологическая подготовка студента должна проходить, начиная с первого курса, целенаправленно, в ходе обучения по личностно-развивающим программам, с использованием специальных практических заданий и упражнений, формирующих базовые личностные качества и свойства, необходимые для эффективного профессионального поведения в конфликте как в индивидуальном, так и групповом и тренинговом режиме.

Подобное обучение, с нашей точки зрения, целесообразно вести в условиях контекстного и интегративного обучения будущих юристов. Взаимосвязь содержания образования, расширения психологической подготовки студентов за счет курсов по выбору и факультативных занятий, взаимодополнение учебных дисциплин из разных областей знаний, единый принцип построения курсов, взаимодействие кафедр в ходе учебного процесса и подготовки специалистов на практике позволят сформировать психолого-педагогические условия, способствующие становлению конфликтологической культуры будущих юристов в вузовский период.

Необходимо отметить, что процесс становления и дальнейшего развития конфликтологической культуры будущего юриста должен осуществляться в практико-ориенти-рованном образовательном контексте, цель которого состоит не столько в усвоении общей теоретической информации о конфликте, сколько в том, чтобы на практике сформировать системные, интегративные умения и навыки управления межличностным конфликтом, самостоятельного прогнозирования конфликтных ситуаций, психологическую готовность к усвоению и применению знаний о конфликте в своей профессиональной практике, приобретению способности диагностировать реальный конфликт и конструктивно его разрешать и т. д.

Современный практикующий юрист должен быть готов не только грамотно и эффективно реализовывать профессиональные задачи в условиях конфликтогенной среды, но и преобразовывать ее с целью предупреждения деструктивных конфликтов в своей практике. Все это наряду с умением эффективно преодолевать собственные личностные кризисы служит показателями его высокой конфликтологической культуры.

Высокий уровень такой культуры проявляется прежде всего в способности профессионала в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта. Она определяет диапазон возможных стратегий поведения человека и его умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия конфликтующих сторон в конкретной ситуации.

Изучение процессов становления конфликтологической культуры как сложного социально-психологического феномена, ее содержания, структуры, функций в системе вузовского образования и создания психолого-пе-дагогических условий для ее развития в процессе вузовского и послевузовского обучения в рамках специальной профессиональной конфликтологической подготовки практикующих юристов, освоения интегративных учебных курсов и адресных конфликтологических программ для профессионалов становятся актуальными задачами образования.

1 Ремболович Ж. В. Концептуальные основания формирования конфликтологической готовности студентов экономических специальностей // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. XVI междунар. науч.-методической конф. Пенза, 2008. С. 81-83 ; Самсонова Н. В. Конфликтологическая культура специалиста // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 124-126.

2 Совкова И. Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1(19). С. 73-81.

3 Серебровская Н. Е. Психолого-педагогический аспект становления и развития конфликтологической культуры будущего специалиста по управлению : монография. Н. Новгород, 2010. 140 с.

4 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авторская версия). М., 2004. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.