2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
3. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. М.: Городец, 2016. 220 с.
ПРОБЛЕМА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ Марова В.А.
Марова Вера Александровна - студент магистратуры, специализация: психология развития, кафедра общей психологии и истории психологии, факультет психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье представлена попытка установления связи между ценностными ориентациями лиц среднего возраста (35-45лет) и наличием симптомов кризиса среднего возраста. Мы попытается раскрыть следующие важные вопросы: какие общие характеристики присущи зрелым людям, переживающим кризис среднего возраста, и степень выраженности симптомов кризиса.
Ключевые слова: кризис среднего возраста, границы среднего возраста, кризис середины жизни, ценностные ориентации, зрелость.
УДК 159.9+17
Проблема кризиса среднего возраста в настоящее время является предметом исследования множества ученых, как психологов, так и смежных научных дисциплин. Кризис среднего возраста наступает внезапно, и характеризуется длительным периодом протекания. Человек в возрасте 35-45 лет достигает своего индивидуального максимума в профессиональной деятельности, реализует модель семьи, обретает адекватную самооценку, систему внутренней мотивации. Симптомы кризиса, фиксируемые у самих себя людьми среднего возраста сами по себе не являются угрожающими развитию или жизни индивида, но, тем не менее, они существенно ухудшают качество жизни. Часть исследователей полагают, что кризис среднего возраста не является нормативным, то есть в каждом частном случае индивид может столкнуться с этим феноменом, а может перейти на следующий этап жизни без сложностей и внутренних конфликтов.
Целью нашего исследования было установление связи между ценностными ориентациями лиц среднего возраста (35-45лет) и наличием симптомов кризиса среднего возраста. Мы попытается раскрыть следующие важные вопросы: какие общие характеристики присущи зрелым людям, переживающим кризис среднего возраста и степень выраженности симптомов кризиса.
Б. Ливехуд отмечает, что большинство людей живут обычной насыщенной событиями жизнью с уверенностью в себе тридцатилетних людей, знающих чего они хотят и как этого добиться, без всяких симптомов наступления кризиса. Он иллюстрирует наступление кризиса ярким примером появления раздумий о смысле жизни, осознания своей изменившейся диспозиции, появлением чувства конечности индивидуального Бытия: "Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее - одни и те же проблемы, но с другой стороны».
Гейл Шихи [12] пишет: «В тридцать пять лет мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами - это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину.
В «Словаре практического психолога» С. Ю. Головина (Головин, 1998) содержится следующее определение кризиса: «КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ - особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания... Значительно менее изучены кризисы возрастные зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и обычно протекают более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и ре-ориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Определение кризиса среднего возраста приводимое в «Психологическом словаре» Р.С. Немова гласит: «Кризис среднего возраста -возрастной кризис, который наступает у человека примерно в период от 40 до 50 лет. К.с.в. проявляется в осознании того, что он уже не молод, что стал выглядеть менее привлекательным, чем в молодости, что ему приходится отазываться от многого, чем занимается молодежь» [8, стр. 172].
Связующим элементом в различных подходах к проблеме кризиса среднего возраста является признание всеми исследователями наличия противоречий, конфликтов, разлада с собой с которыми сталкивается личность в процессе развития. Кризис среднего возраста - это этап на котором происходит переоценка смыслов, столкновение и преодоление внутриличностного конфликта. С.Б. Серякова и Ю.Д. Шмагина предлагают такое определение кризиса : «Кризис - это переходное состояние при нарушении эмоционального баланса личности, наступающего под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами, которое сопровождается депрессивным эмоциональным состоянием, стрессом, дискомфортом» [9] .
Многие исследования в определении границ возраста и центральных задач развития обращаются к работам Э. Эриксона [13] и его теориям психологических стадий. Для взрослого возраста (в 7 стадии - 25 - 60 лет) он определяет центральное противоречие, которое должно быть разрешено, с целью возникновения ощущение «включенности», нужности - это существующие способности к развитию, приобретенные на предыдущих стадиях и регресс, личностный застой, возникающий в обычной рутинной жизни. Главное отличие данного периода жизни от предыдущих - это независимость от хронологического возраста, Развитие взрослого человека определяется его ценностями, опытом, родом занятий, от включенности в деятельность и организации личной жизни. Д.И. Фельдштейн пишет о том, что жизнь взрослого человека - это изменение, движение, развитие (Фельдштейн, 1999).
Б.С. Братусь, исследуя закономерности развития взрослых людей отмечал, что развитие происходит неравномерно, у человека порой происходят драматические переходы смысловых ориентаций основных видов деятельности [5]. Он отмечет, что эти переходы происходят более сглажено, интереоризованно, чем демонстративный
кризисы ранних периодов развития, тем не менее тенденции к периодическим изменениям личности в зрелом возрасте есть. Так же, как Э. Эриксон, Б.С. Братусь отмечает, что кризис среднего возраста может вызвать регресс, замедление или даже остановку развития. Переоценка смыслов, ценностей является основанием кризиса развития зрелого возраста, от прохождения которых зависит качество дальнейшего развития личности.
С точки зрения акмеологии именно в период от 35 лет человек становится Мастером, достигает вершины профессионального мастерства, высшего уровня профессионального развития, достигнутого на основании опыта и творческого подхода. (Бодалёв, 1998).
Для формирования эмпирической базы основной задачей является определение границ возрастной группы респондентов. Исследователи расходятся в определении границ, так как в отличие от возрастных границ младшего возраста методология более проработанная и имеет четкие теоретические и экспериментальные основания. Б.Г. Ананьев полагает что возраст является конвергентным образованием биологического, исторического и психологического времен [1]. Количество прожитых лет, исторических - это социальный контекст эпохи, определяется просто. Сложности в определении вызывает психологический возраст, который в зависимости от подходов может быть обозначен как субъективно переживаемая степень зрелости -нравственной, интеллектуальной, социальной, психосексуальной , связанные с опытом личности (Слободчиков, 1991) В акмеологическом подходе зрелость - это наиболее значимый период в жизни человека, который характеризуется высшими профессиональными и личностными достижениями, во время этого периода есть и оптимумы и пики и спады [2].
Л. И. Божович полагает, что психологически зрелая личность - это человек, руководствующийся сознательно поставленными целями, это обуславливает его активное поведение. Она отмечает, что мотивирующие системы в этом случае сформированы таким способом, что личность движется к целям без внутренних конфликтов. [ ] (Божович, 1995)
В своем исследовании мы рассматривали возрастную группу людей от 35-45 лет. По данным отчета Министерства Здравоохранения продолжительность жизни по итогам 2017 составила 72,7 года (рост на 0,83 года по сравнению с 2016 годом - 71,87 года). Рост продолжительности жизни коснулся и мужчин, и женщин. Мужчины: 67,51 года (рост на 1,01 года по сравнению с 2016 годом), женщин: 77,64 года (рост на 0,58 года по сравнению с 2016 годом). Соответственно, 35-45 лет - это границы среднего возраста.
Для исследования ценностей респондентов (41 мужчина и 41 женщина в возрасте от 35 до 45 лет) мы использовали Методику "Четыре вопроса" Разработанную и апробирована Н. Я. Большуновой ( Большунова, 2005).
Особенность методики состоит в том, что ее вопросы обращены к разным уровням психики и сознания. Первый вопрос апеллирует к сознанию и самосознанию человека, он требует достаточно хорошо отрефлексированных и вербально обозначенных ответов. Второй и третий обращены к области переживаний, чувств, эмоций. Четвертый вопрос является проективным. Это позволяет осуществить качественный анализ внутренней согласованности ценностей.
Анализ результатов опроса имеет, скорее, качественный, содержательный характер. Ценность методики «Четыре вопроса» для нашего исследования состоит в том, что она позволяет анализировать ответы по категориям.
В ответах на первый вопрос можно группировать указываемые испытуемыми ценности следующим образом: Любовь; Друзья; Семья; Доверие, открытость, взаимопонимание; Жизнь; Добро, доброта; Правда, совесть, искренность; Здоровье;
Деньги, благосостояние; Карьера, успех; Вера в Бога; Саморазвитие; Свобода; Конкретные (бытовые) вещи и явления (мороженное, весну, купаться и пр.).
Ответы на второй вопрос группируются по следующим параметрам: Ложь, обман; Лицемерие, ханжество; Предательство, измену; Зло; Коварство, хитрость, подлость; Грубость, наглость; Высокомерие; Жадность; Равнодушие; Несвободу, ограничения; Конкретные явления (животные, пища и т.д.).
По третьему вопросу можно осуществить следующее группирование ответов: Измены, предательства; Не достичь цели в жизни, разочароваться, не реализовать мечты; Одиночества, быть не понятым; Неопределенности; Потерять близких; Смерти; Болезни, старости; Потерять себя; Лжи; Экзаменов, отчисления; Конкретных событий, явлений (животных, стихийных бедствий и т.д.).
По четвертому вопросу можно делать следующие группировки:
Сделал бы что-либо для всех: Установил мир, уничтожил насилие; Дал счастье, радость, любовь; Бессмертие, здоровье; Добро, уничтожил зло, ложь, обман; Материальное благополучие, деньги; Уничтожил власть денег, рыночные отношения, платное обучение; Решил проблемы экологии; Изменил мир, законы, сделал их справедливыми и достойными в России; Помог всем, бедным, нищим; Уничтожил несвободу; Дал разум; Дал сплоченность.
Для себя лично: Удовлетворил свои желания; Здоровье; Учеба; Удовольствия (музыка, путешествия и др.); Близкие были рядом; Деньги, благосостояние; Изменение себя (разум, уничтожить слабости и.д.).
Для родных и близких: Здоровье, бессмертие; Деньги, благосостояние и благополучие; Исполнил любые желания; Защитил от всех неприятностей; Счастье.
Ничего не стал бы делать (по четвертому вопросу).
Другое.
На первом этапе исследования была проведена дифференциация выборки на две группы по признаку «кризис среднего возраста».
Дифференциация выборки осуществлялась с использованием Теста «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева: ЭГ-1 (N=41) составили респонденты, имеющие низкие показатели по четырем и более параметрам, образованным шкалами используемого опросника, ЭГ-2 (N=41) составили респонденты, имеющие низкие показатели по трем и менее параметрам, образованным шкалами используемого опросника.
На следующем этапе исследования с целью определения центральных тенденции значимых характеристик и признаков, рассчитывались средние значения переменных, образованных шкалами используемых методик, формировались таблицы и строились графики.
Для оценки центральной тенденции исследуемого признака рассчитывались средние значения переменных. Расчеты средних значений показателей шкал Методики «4 вопроса» Н.Я. Большуновой для двух групп представлены в таблице 1.
Таблица 1. Расчеты средних значений показателей по шкалам Методики «4 вопроса» Н.Я. Большуновой для двух групп
№ вопроса ЭГ-1 ЭГ-2
1. Что вы больше всего цените в жизни? Любовь, искренность Семья, любовь
2. Чего вы больше всего боитесь? Предательство, наглость Лицемерие
3. Чего вы больше всего ненавидите? Одиночество, измена Смерть, потеря близких
4. Если бы вы были волшебником, что бы вы сделали в первую очередь? Изменил себя Уничтожил насилие
Из представленных в таблице данных видно, что у испытуемых ЭГ-1 преобладают такие ценности, как любовь и искренность
У испытуемых ЭГ-2 встречались более частые ответы семья и любовь. Данные результаты могут говорить о том, что ЭГ-1 в большей степени ориентирована на удовлетворение своих желаний. Респонденты ЭГ-2 стремятся помочь окружающим. Это можно наблюдать в ответах на вопросы №3, 4.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что интерес и фокус на окружающем мире, смягчают симптоматику кризиса среднего возраста и является одним из факторов успешного проживания кризиса середины жизни.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека. // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1996. С. 275—283.
2. 2.Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 352 с.
4. Большунова Н. Субъектность как социокультурное явление / Н. Большунова. Новосибирск, 2005.
5. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980. № 2. С. 3—11.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск. Харвест, 1998.
7. Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994. 350 с .
8. Немов Р.С. Психологический словарь. М.:Гуманитарные издание центр ВАДОС, 2007. 560 с.:илл. 9. Серякова С.Б., Шмагина Ю.Д. Факторы кризиса середины жизни у педагогов дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник, 2015. № 5. С. 46-49.
9. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 2. С. 37—49.
10. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М.: МПСИ; Флинта, 1999. 529 с.
11. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. «Возрастные кризисы»: Ювента. Санкт-Петербург, 1999, 446 с.
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М: Прогресс, 1996. 344 с.