Научная статья на тему 'Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке'

Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4751
742
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ / СЕРЕДИНА ЖИЗНИ / КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА / CRISIS / AVERAGE AGE / MIDLIFE CRISIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шмагина Юлия Дмитриевна

На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы в статье излагаются взгляды исследователей на кризис среднего возраста. В работе рассматриваются причины, создающие возможность возникновения данного феномена, в качестве которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, мотивационная и профессиональная сферы и эмоциональное выгорание. Определяются хронологические рамки среднего возраста отечественными и зарубежными учёными. Даётся отчётливое определение кризиса. В статье затрагиваются гендерные особенности переживания кризиса в период среднего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of crisis of middle age in Russian and foreign science

In article we present the views of researchers on crisis of middle age, their peculiarities and reasons on the basis of theoretical analysis of Russian and foreign scientific literature. The paper discusses the reasons that create the possibility of this phenomenon, which serve the purpose of life orientation, values, motivation and professional spheres and emotional burnout. We determined chronological framework of middle age according to Russian and foreign scientists. We give a clear definition of the crisis. The article faces gender-specific experiences of the crisis during the middle age.

Текст научной работы на тему «Проблема кризиса среднего возраста в отечественной и зарубежной науке»

ственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 4. - С. 10-15.

17. Яковлева С.В. Биография как педагогический феномен // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 286-289.

18. Deardorff D.K. The Identification and Assessment of Intercultural Competence as a Student Outcome of Internationalization at Institutions of Higher Education in the United States // Journal of Studies in International Education. - 2006. - № 10. - P. 241-266.

19. Pless N., Maak T. Buildind an Inclusive Diversity Culture: Principles, Processes and Business Ethics. - 2004. - October. - Pp. 130-131.

УДК 159.923

Шмагина Юлия Дмитриевна

Московский педагогический государственный университет

yshmagina@mail.ru

ПРОБЛЕМА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

На основе теоретического анализа отечественной и зарубежной научной литературы в статье излагаются взгляды исследователей на кризис среднего возраста. В работе рассматриваются причины, создающие возможность возникновения данного феномена, в качестве которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, мотивационная и профессиональная сферы и эмоциональное выгорание. Определяются хронологические рамки среднего возраста отечественными и зарубежными учёными. Даётся отчётливое определение кризиса. В статье затрагиваются гендерные особенности переживания кризиса в период среднего возраста.

Ключевые слова: кризис, средний возраст, середина жизни, кризис среднего возраста.

к на проб

елью исследования являлось изучение проблемы кризиса среднего возраста. .Анализ соответствующих взглядов учёных на проблему кризиса, раскрывает следующие вопросы: что исследователи понимают под данным термином; каковы причины возникновения кризиса среднего возраста; в чём особенности кризиса в период среднего возраста.

Термин характерен тем, что личность на определённом этапе развития и жизнедеятельности попадает в затруднительное положение. Кризис - это внутренний конфликт, психологическая перестройка личности, переосмысление ценностей. Каждый человек переживает кризис, но по-разному. На основе ранее изученной научной литературы, нами было исследовано явление кризиса и сформулировано определение: «Кризис - это переходное состояние при нарушении эмоционального баланса личности, наступающего под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами, которое сопровождается депрессивным эмоциональным состоянием, стрессом, дискомфортом» [3, с. 46].

Каждый кризис, переживаемый человеком в среднем возрасте, является нормативным, то есть привязанный к возрасту. Первым из таких кризисов выступает кризис тридцати лет, когда подводятся первые жизненные итоги: наличие семьи и профессиональной деятельности.

Психологи и педагоги относят к среднему возрасту период от 35 до 50-55 лет. Средний возраст отождествляется со зрелостью, взрослостью индивида. Это самый длительный этап жизни, который характеризуется обретением определенного социального статуса и материального положения, формированием адекватной самооценки и субъ-

ективного мнения, уверенностью, продуктивностью и т.п.

Тем не менее, специальных исследований о «среднем возрасте», как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе немного. Из зарубежных учёных, исследовавших личность в среднем возрасте, её развитие и возможные кризисные ситуации, были К.Г. Юнг, Э. Эриксон, Дж. Левинсон, Э. Джакс и др., среди отечественных психологов, кто изучал кризисы, в том числе и те, что возникают в среднем возрасте, - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон и др.

«Середина жизни» - это определённый период онтогенеза человека. По обновлённым данным статистики на 13.06.2016 г. в Российской Федерации «продолжительность жизни (ожидаемая) составляет 70,9 лет», в США на 2012 г. - 79,8 лет, в Японии на 2012 г. - 84,6 лет, это самый продолжительный возраст во всём мире. На примере этих стран серединой жизни будут выступать возраста 35,45 /39,9/ 42,3 лет соответственно.

Явление «кризис среднего возраста» весьма распространённое, но недостаточно изученное в науке. Первым, кто упомянул о возникновении кризиса в среднем возрасте, был К.Г. Юнг [6], занимавшийся психотерапевтической практикой. Наблюдая за пациентами, ученый сделал вывод, что ближе к середине жизненного пути личность переживает кризис. В основном, как заметил исследователь, причинами страданий было осознание отсутствия целей и смысла в жизни. Сам К. Юнг выдвигал суждения о том, что вторая половина жизни имеет свой особый смысл и цели, поэтому необходима глубокая внутренняя перестройка, подразумевающая духовное развитие, для приоб-

© Шмагина Ю.Д., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 2

97

ПСИХОЛОГИЯ

ретения своей Самости. Только так можно достичь мудрости.

Американский психолог Э. Эриксон [5] считал закономерностью развития то, что личность проходит через кризис. В жизненном пути человека он выделил восемь возрастов, в которых возникают кризисы развития идентичности. Центральным, по мнению профессора, является подростковый кризис, но нас интересует седьмой этап развития идентичности, а конкретно возрастной диапазон от 30 до 60 лет. По его мнению, индивид, достигнув отмеченного возраста, переживает кризис, препятствующий личностной самореализации. Указанный кризис заключается в полном отсутствии у индивида семейных отношений и/или работы, или в отсутствии удовлетворения в указанных сферах. Личность встает перед выбором: двигаться и развиваться дальше или погрузится в прошлое, переживая, не двигаясь дальше. На период 3545 лет, как считал психолог, происходит «кризис середины жизни». От его протекания и завершения будет зависеть дальнейшая жизнедеятельность человека. Средний возраст Э. Эриксон рассматривает в совокупности с понятием «взрослость». Самым сильным качеством взрослого человека он считает производительность, проявляющуюся в продуктивности, творчестве и заботе. Кризис среднего возраста, по мнению исследователя, связан с утратой продуктивности.

Похожая идея была у коллеги Э. Эриксона психолога Д. Левинсона. В результате своих исследований, он разделил человеческую жизнь на четыре отрезка: предвзрослость (до окончания школы); ранняя взрослость (примерно от 22 до 40 лет); средняя взрослость (примерно от 45 до 60 лет); поздняя взрослость (от 65 лет и старше). Психолог определял кризис как переход, отмечал, что кризис появляется непременно «на стадии перехода в среднюю взрослость», которая наступает примерно в 30-40 лет. Он полагал, что в России большая часть населения проходит через кризис среднего возраста именно в данный жизненный период, так как продолжительность жизни в данной стране меньше, чем в Европе. В современной науке принято считать, что через данную стадию проходят и мужчины, и женщины в возрасте от 25 до 50 лет. Основным содержанием перехода является то, что он связан с утратой молодости и сопровождающими ее физиологическими изменениями, а также их внешними проявлениями. Происходит изменение целостной жизненной структуры (совокупности профессиональных и семейных ролей, способов проведения досуга, социальных связей и форм общественной активности).

Термин «кризис среднего возраста» впервые употребил канадский психоаналитик Эллиот Джакс [7] в 1965 году в своей работе «Смерть и кризис среднего возраста». Психолог предпо-

лагал, что данный кризис возникает около 35 лет. В качестве критической стадии этот период автор стал выделять после того, как заметил тенденцию к кризису в творчестве великих людей, перешедших тридцатилетний рубеж и приближающихся к сорока годам. Учёный исследовал творческих людей (художников, композиторов, поэтов, писателей и скульпторов) и заметил, что именно в возрасте 35-40 лет в их жизни происходит переломный момент, за которым следует колоссальный карьерный рост или окончание деятельности.

В отечественной научной литературе встречается множество исследований о кризисе, но недостаточное количество касательно феномена «кризис среднего возраста».

Советским психологом Л.С. Выготским было введено понятие «возрастной кризис», под которым он понимал целостное изменение личности человека, систематично возникающее при смене стабильных периодов. Возрастной кризис - это переход от одной социальной ситуации развития к другой, возникновение новообразований. Отметим то, что Л.С. Выготский также определял критический период или кризис как время качественных позитивных изменений, а результатом является переход личности на новую ступень развития. При проявлении кризиса можно наблюдать у индивида повышенную конфликтность, раздражительность, нарушения в развитии.

Известнейший отечественный психолог А.Н. Леонтьев [2] разделяет понятие «кризис» на две части: как негативное проявление и как критический период. Для А.Н. Леонтьева критический период означает неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую. Если разумно управлять процессом развития извне, кризисов можно избежать. Новая деятельность возникает благодаря новому мотиву, побуждающему двигаться к цели. По мнению учёного кризис не является необходимым симптомом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой.

И.С. Кон [1] не употребляет ни одного из представленных нами понятий, промежуток жизни 40-50 лет он называет «трудным возрастом». Этот возраст, по его мнению, связан не столько с изменением физического самочувствия, сколько с прохождением к 45 годам пика профессиональной карьеры, рутинизацией трудовых навыков и семейных отношений и сужением временной перспективы, ведущей к апатии, скуке и боязни новых начинаний.

Исследователи В.В. Солодников и И.В. Солод-никова пишут о том, что «...ни в зарубежной, ни в отечественной научной литературе не существует статистически обоснованных данных о распространенности такого явления, как «кризис среднего возраста» [4, с. 178]. На сегодня среди учёных

98

Вестник КГУ ^ 2017

нет единого понимания терминов, указанных нами в начале статьи, не ясна их природа, детерминанты, нет чётких единых хронологических рамок. Понятия «кризис среднего возраста» и «кризис середины жизни» не разграничены, под каждым могут понимать зрелость, взрослость, «.нет особенности протекания, несмотря на то, что само это понятие присутствует в научном дискурсе» [4, с. 178].

Ряд исследователей полагает, что кризис среднего возраста имеет гендерный аспект. В том числе Л.С. Выготский, К.Г. Юнг и Д. Левинсон отмечали, что кризис, возникающий в среднем возрасте, -мужская прерогатива. Однако современная наука стирает гендерный стереотип. Эмансипация женщин достигла полного расцвета. Считалось, что преимущественно мужчины оценивают уровень успешности через профессиональные достижения, но в настоящее время данная характеристика свойственная и женщинам. Оба пола соотносят собственные успехи с достижениями сверстников, но особенности переживания кризиса у мужчин и женщин разные. В отличие от мужчин, женщины параллельно с карьерным ростом оценивают успех в личной жизни (супружество, дети), и это переживается как чувство раздвоенности, которое связано с конкретными обстоятельствами, например, такими как, необходимость оставить карьеру ради детей.

Причины возникновения любого кризиса могут быть абсолютно разными. С одной стороны, их определяют индивидуальные психические, физические и биологические особенности личности, с другой стороны - социальные факторы и ситу-ативность. Кризис среднего возраста может быть связан:

- со смысложизненными ориентациями (В.Э. Чудновский) - потеря смысла приводит к застою личностного развития, очень важно найти смысл жизни, чтобы развиваться, самореализовываться в будущем;

- с ценностными ориентациями (А. Маслоу) -в период среднего возраста наступает переломный момент, начинается переоценка жизненных ценностей, индивид пересматривает прожитый отрезок жизни (правильно ли он жил?), от выбора ценностных ориентаций зависит смысловая сфера жизнедеятельности;

- с мотивационной сферой (С.Л. Рубинштейн) -возникает ситуация либо отсутствия мотивов, либо их борьба;

- с трудностью в самореализации (Э. Эрик-сон) - отсутствие продуктивности, инертность приводит к поглощённости собой;

- с профессиональной составляющей (И.С. Кон) - попадание в рутину работы, значительное сокращение перспектив;

- с эмоциональным (профессиональным) выгоранием (В.В. Бойко) и т.д.

Самыми обобщёнными симптомами проявления кризиса являются апатия, раздражительность, конфликтность, замкнутость, пассивность и т.д.

По мнению Э. Джакса [7], этот кризис может выражаться трояко: творческая карьера может просто завершаться, либо из-за угасания творчества, либо из-за смерти; творческие способности могут начать проявляться и выражаться впервые; или же могут происходить радикальные перемены в характере и содержании творчества.

Состоянию кризиса подвержены люди, эмоционально неустойчивые, испытавшие психологическую или психическую травму, попавшие в экстремальные условия, подверженные тяжелым заболеваниям, потерпевшие неудачу в профессиональной деятельности и/или в личной жизни и т.д. Кризисные состояния могут повлечь за собой развитие невротических и соматические расстройств.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что кризис является одной из ключевых проблем исследователей, изучающих личность. Без представлений об нормативных и ненормативных кризисах нет возможности комплексного изучения индивида. Гендерные различия не являются определяющими, так как, и мужчины, и женщины проходят через кризис среднего возраста.

На основе теоретического анализа проблемы кризиса среднего возраста было выявлено, что нет однозначного понимания данного термина ни в отечественной, ни в зарубежной научной литературе. Все исследователи имеют схожесть научных идей и отмечают, что данный кризис - это переход от одной стадии развития к другой, оставляя позади прожитый жизненный отрезок.

Библиографический список

1. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 345 с.

3. Серякова С.Б., Шмагина Ю.Д. Факторы кризиса середины жизни у педагогов дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 46-49.

4. Солодников В.В., Солодникова И.В. «Кризис среднего возраста»: теоретическая интерпретация переживаемого опыта // Мониторинг. - 2009. -4 (92) - С. 178-202. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/krizis-srednego-vozrasta-teoreticheskaya-interpretatsiya-perezhivaemogo-opyta (дата обращения: 15.02.2017).

5. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - 592 с.

6. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. -М., 1994. - 336 с.

7. Jaques E. Death and the Mid-Life Crisis // International Journal of Psychoanalysis. - 1965. -46. - P. 502-514.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.