Научная статья на тему 'Проблема коррупции в уголовно-исполнительной системе ФСИН России (социально-психологические аспекты)'

Проблема коррупции в уголовно-исполнительной системе ФСИН России (социально-психологические аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2544
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ СРЕДИ СОТРУДНИКОВ УИС / ВРЕД / НАНОСИМЫЙ КОРРУПЦИЕЙ / МЕРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПРИЧИН КОРРУПЦИИ / CAUSES OF CORRUPTION AMONG PRISON STAFF / THE HARM CAUSED BY CORRUPTION / MEASURES TO CREATE CONDITIONS AND ELIMINATE THE CAUSES OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ананьев Олег Геннадьевич

в статье рассматриваются вопросы актуальности организации противодействия коррупции среди сотрудников УИС, ее причины, возможные проявления и меры, предлагаемые для профилактики данного негативного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article addresses the relevance of the anti-corruption among prison staff, its causes, and possible manifestations of the measures proposed to prevent this negative phenomenon.

Текст научной работы на тему «Проблема коррупции в уголовно-исполнительной системе ФСИН России (социально-психологические аспекты)»

ПРОБЛЕМА КОРРУПЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФСИН РОССИИ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

О. Г. Ананьев

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы актуальности организации противодействия коррупции среди сотрудников УИС, ее причины, возможные проявления и меры, предлагаемые для профилактики данного негативного явления.

Ключевые слова: причины коррупции среди сотрудников УИС, вред, наносимый коррупцией, меры для создания условий для устранения причин коррупции.

The summary: this article addresses the relevance of the anti-corruption among prison staff, its causes, and possible manifestations of the measures proposed to prevent this negative phenomenon.

Key words: causes of corruption among prison staff, the harm caused by corruption, measures to create conditions and eliminate the causes of corruption.

Информация о фактах коррупции в УИС ФСИН России среди сотрудников, проходящих службу на различных должностях, равно как и в других структурах, цель деятельности которых имеет отношение к правоохранительной и правоисполнительной деятельности, а также инициативы Президента РФ Д.А. Медведева позволяют сделать краткий субъективный анализ этого явления с претензией на приобщение к совместному осмыслению происходящего всеми заинтересованными в этом силами. Возможно, предлагаемая попытка носит несколько конъюнктурный характер, однако одновременно

она не содержит существенных претензий на всемерную объективность. Вместе с тем представленный материал, который явился результатом обобщения имеющейся реальной информации, исходящей из действующих исправительных учреждений, территориальных органов, мнений практических работников УИС,представляет интерес и может привести не только к размышлениям, но возможно и к проведению определенных профилактических мероприятий, направленных для противодействие коррупции в таком важном секторе правоприменительной деятельности, где происходит исполнение уголовных наказаний за совершенные преступления.

Термин коррупция означает (лат. corruption) подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей [1].

Современное понимание коррупции — преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Коррупционные преступления совершаются в основном в государственных структурах и правоохранительных органах. Проявления коррупции в системе государственной службы, судебной системе, вооруженных силах — это темы для других исследований. Мы же рассмотрим особенности проявления коррупции в уголовно-исполнительной системе и ее причины.

Классификация причин коррупции в УИС:

1. Внешние (относящиеся к общим условиям социально-экономического обеспечения, исходящие от государства).

2. Внутрисистемные в УИС.

3. Относящиеся к персоналу УИС.

1. Внешние причины коррупции (относящиеся к общим условиям социально-экономического обеспечения, исходящие от государства):

- отказ государства от формирования и применения в обществе идеологии нравственного поведения как к лицам, проходящим социализацию, так и к находящимся во взрослом состоянии;

- создание в обществе жизнеобеспечивающих условий, при которых население делает выводы о том, что наилучшим образом организовать жизнедеятельность своей семьи, родственников и себя самого может лишь человек, находящийся у власти и имеющий возможность использовать свою должность для решения личных корыстных вопросов;

- низкий уровень организации социально-бытовых условий для населения в большинстве населенных пунктов России;

- безответственное поведение чиновников по отношению к основной части населения, находящейся по их вине на низком уровне организации жизнеобеспечения;

- формирование структур, представляющих власть, по принципу единоначалия, а отсюда вседозволенность для лиц, имеющих ее, в государственных структурах при одновременном отсутствии механизма противодействия-противовеса безнравственным и незаконным волеизъявлениям; такое противодействие могло бы исходить от любых общественных структур (например: демократиче-

ских советов учреждений, фирм, организаций, предприятий, профсоюзов и т. д.), способных на своих обсуждениях, а затем принимаемых решениях (возможно тайным голосованием) противостоять беззаконию, субъективизму, автократизму;

- практически фрагментарное решение вопроса о противодействии коррупции на национальном законодательном, исполнительно-распорядительном и судебном уровнях;

- формирование властных структур не по принципу «мобилизация лучших интеллектуальных сил и профессионалов», а по принципу обустройства на государственные высокооплачиваемые должности «своих» людей и протежированных на основе родственно-семейных связей, проплаченных и других лиц, не «запрограммированных» на развитие и совершенствование деятельности;

- создание в СМИ образцов продукции, по которым населению страны внушается только определенный вывод: об обязательном существовании в государстве бюрократии, коррупции и неэффективности других видов организации власти и ее проявлений;

- пропаганда в СМИ не трудового образа жизни, основанного только на удовлетворении потребностей, получении удовольствий и развлечениях, бизнесменов, чиновников, артистов и членов их семей;

- пропаганда в СМИ физического и психического насилия как нормы повседневного поведения, что влияет на формирование обыденного сознания, а в последующем и новых форм норм поведения части чиновников и населения;

- недостаточное обучение населения знаниям, навыкам, образцам, стан-

дартам, правилам и нормам нравственного и правомерного поведения;

- отсутствие в вузах для будущих управленцев цикла дисциплин по организационной культуре (хотя его наличие необходимо практически во всех вузах на протяжении всего периода обучения); дисциплина «Организационная культура» должна быть включена в стандарт подготовки руководителей всех уровней XXI века;

- отсутствие для основной части российских детей массовых социальных форм организации досуга, позволяющих формировать требуемый в будущем для государства культурный уровень, менталитет, правовой и нравственный стиль повседневного поведения населения;

- низкий культурный уровень оценки со стороны СМИ безответственного поведения чиновников и бизнесменов;

- низкий уровень пропаганды ведения здорового образа жизни в СМИ (в частности, физической культуры и здорового образа жизни);

- отсутствие возможности у граждан РФ обжаловать безнравственные и неправомерные решения властных структур, а также у значительной части населения — надежд на справедливое разбирательство по оспариваемым вопросам;

- недоверие части населения лицам, находящимся у власти, в связи с их коррупционным поведением;

- отсутствие в обществе пропаганды идей о том, что служение населению лицом, находящимся у власти, должно быть честью, привилегией, сопровождаться самопожертвованием и возможностью отдавать людям все то, что только возможно, используя властные полномочия;

- отсутствие механизмов контроля над лицами, пришедшими к власти, и отсутствие простых и надлежащим образом прописанных в законодательстве механизмов отзыва недостойных лиц именно населением. В национальном законодательстве отсутствуют действенные механизмы отзыва назначаемых и избираемых чиновников (депутатов законодательных собраний всех уровней] по инициативе избирателей. Вертикали власти, созданные путем фактического назначения чиновников без участия основной части населения в их избрании, и отсутствие механизма избрания лучших являются тормозом общественного развития. Налицо усечение норм конституционного права граждан об участии населения в управлении государством.

Необходимы законодательные ограничения, которые не позволяли бы новоявленным чиновникам обогащаться за счет возможностей, появляющихся при вхождении во власть; устраивать на «хлебные» должности своих родственников; членам их семей пользоваться выделенным автотранспортом и ГСМ за счет государства или бюджета субъекта РФ; обзаводиться полезными связями для организации своей жизнедеятельности по принципу «ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ»; приобретать недвижимость; распоряжаться выделенными для государственных нужд продуктами, промышленными товарами, медикаментами; пользоваться услугами специалистов-профессионалов, работающих для решения поставленных государством задач в лично-семейных целях.

Каждый поступающий на государственную службу гражданин должен подписать Правила поведения и обяза-

тельства государственного служащего, умышленное нарушение которых повлечет за собой незамедлительное увольнение с этой службы либо отставку.

2. Внутрисистемные причины коррупции в УИС.

- отсутствие мониторинга деятельности руководителей УИС по оценкам сотрудников и осужденных, результаты которого следует представить для ознакомления данным чиновникам в целях их самосовершенствования, а при появлении тревожных информационных фактов — направить в аттестационно-этические комиссии вышестоящих структур для изучения, принятия соответствующих мер и вынесения определенных решений;

- отсутствие нормативного закрепления перечня вопросов, по которым руководители УИС могут давать соответствующие (устные или письменные] распоряжения руководителям и сотрудникам подчиненных подразделений;

- отсутствие определенного законодательством четкого перечня обязанностей, которые должны исполнять первые руководители учреждений, исполняющих наказания;

- существующая внутри УИС субкультура в среде сотрудников, нормы которой не позволяют вмешиваться, жаловаться, препятствовать, информировать соответствующие структуры о совершаемых актах коррупции;

- создание клановой системы взаимоотношений в среде сотрудников- руководителей УИС;

- организация службы в отдельных субъектах, органах и учреждениях УИС по принципу личной преданности не закону, а конкретному чиновнику-руководителю;

- организованная одним из руководителей УИС круговая порука в сложившемся социуме сотрудников, интересы которых объединены и направлены на реализацию лично-корыстных интересов;

- понуждение вышестоящими руководителями нижестоящих сотрудников к решению отдельных вопросов, позволяющих первым реализовывать свои корыстные намерения (то есть понуждение к совершению противоправных действий с обещанием предоставления выгод для вторых, обеспечения неприкосновенности в вопросах возможного привлечения к ответственности и реальное создание им более льготных условий прохождения службы в УИС по сравнению с другими сотрудниками];

- низкий уровень заработной платы сотрудников УИС в денежном выражении, который не позволяет достойно содержать семью (жену, чтобы не работала, и двоих детей обеспечивать невозможно];

- проблемы с организацией обеспечения жильем сотрудников УИС, инициатива в решении которой должна исходить от государства. Имеет место ненадлежащее функционирование системы предоставления ведомственного жилья, доступной ипотеки, которая позволила бы за 15-20 лет службы в УИС надежным способом приобретать или строить собственное жилье любому, нуждающемуся в этом сотруднику;

- существующие факты безнаказанности отдельных сотрудников, совершающих противоправные действия, в обмен на доносительство;

- получение отдельными руководителями УИС финансовых средств от преступных группировок за создание в ИУ

«льготных» условий отбывания наказаний для некоторых осужденных;

- отсутствие нормативного закрепления управленческих функций, которые должны осуществлять руководители территориальных органов ФСИН России. Являясь в соответствии с ведомственными нормативными актами руководителями, находящимися на ранг выше, но без прописанных законами управленческих функций, они могут отдавать устные и письменные распоряжения, которые нижестоящие руководители ИУ, по сути, не имеют права не выполнять. Распоряжения, содержащие корыстный характер, не редкость в УИС;

- отсутствие эффективно функционирующей системы контроля вышестоящих структур за нижестоящими и конкретно за лицами, пребывающими во власти (реагирование на любые виды проявления коррупции со стороны любого чиновника, подвергание критике, указание недостатков, приостановление или отмена принимаемых решений, временное отстранение от исполнения обязанностей, постановка вопроса о снятии с должности, фиксирование совершения преступлений и информирование о них соответствующих правоохранительных структур);

- несовершенная система организации и проведения государственных закупок для нужд УИС, которая содержит возможности получения «откатов» за размещение заказов;

- наличие непрозрачных и бесконтрольных решений о движении товаро-материальных ценностей, финансовых ресурсов, позволяющих создавать необъективно более лучшие условия функционирования одним учреждениям за счет других, отдельным сотрудникам за

счет других, и все это в конечном счете за получение материальной выгоды;

- наличие в УИС практики оказания материальной помощи тем структурам, руководители которых не предпринимают усилий для решения существующих проблем, так как они назначены на должность в счет оплаты за личную преданность, то есть имеет место «избранное» финансирование тех, кто «отбывает» должность в порядке поощрения.

3. Причины коррупции, относящиеся к персоналу УИС:

- наличие в военизированной системе УИС подчинения и выполнения нижестоящими сотрудниками не требований закона, а решений и распоряжений (часто устных) лиц, имеющих большие воинские (специальные) звания и должности;

- реализация стремления к получению власти над другими людьми, что позволяет приобретать различные привилегии, улучшить свое финансово-материальное положение, а также членов своей семьи, родственников;

- отсутствие надлежащего культурного уровня развития у части руководителей УИС, которое влечет за собой нанесение устных оскорблений, унижение человеческого достоинства, нецензурную брань в адрес подчиненных. При этом данные руководители чувствуют свою безнаказанность в силу своего служебного положения;

- дезадаптация части сотрудников УИС, утрата способности соблюдать общепринятые и специально требуемые в этой профессии нравственно-этические нормы;

- отсутствие в системе специальной подготовки личного состава темы, посвященной разъяснению сотрудни-

кам норм, указывающих на то, что они не должны исполнять безнравственные и криминальные распоряжения вышестоящих руководителей; в то же время нагнетаются страсти о последствиях невыполнения приказов вышестоящих начальников при прохождении службы в УИС, при этом абсолютно не говорится о том, каких именно приказов];

- наличие убежденности среди младшего, среднего и старшего начальствующего состава, что пребывание в кланово-коррумпированной структуре в УИС, позволяет вести себя противоправно, безнравственно и чувствовать себя безнаказанно;

- низкий уровень правовых знаний у сотрудников УИС;

- отсутствие психологического барьера у части сотрудников УИС в отношении запрета на вступление в связи с осужденными и рассмотрение этой формы дополнительного заработка в качестве приемлемой в связи с тем, что «государство недоплачивает»;

- предпочтение со стороны сотрудников УИС выполнять требования ведомственных нормативных актов, а не законодательных норм;

- реализация сотрудниками УИС, имеющими властные полномочия распоряжаться финансово-материальными ресурсами, своих корыстолюбивых намерений;

- акцентирование внимания в организации своей жизнедеятельности частью руководителей УИС на удовлетворении потребностей и получении удовольствий;

- отсутствие во всех органах и учреждениях УИС таких структур, как профессионально-этические аттестационные комиссии;

- отсутствие в УИС внутрисистемных условий обжалования неправомерных и безнравственных решений руководителей. Обеспечивать социально-правовую защиту сотрудников во внесудебном порядке можно посредством создания Апелляционных дисциплинарных комиссий на уровне территориального органа ФСИН России, положение о которых необходимо принять в установленном порядке;

- отсутствие возможности у сотрудников обеспечивать свою социально-правовую защиту. Необходимо создать профессиональные союзы персонала УИС, которые могли бы объединить общественные усилия сотрудников УИС по защите своих интересов (в том числе начальствующего состава];

- отсутствие в системе ФСИН России возможности получать на различных уровнях управления объективную информацию о деятельности сотрудника при помощи научно-исследовательских групп; предоставлять ему результаты исследования в цивилизованной форме; при необходимости коррекции его деятельности принимать решение о прохождении индивидуального обучения (переобучения), разрабатывать план профессионально-личностного развития и его реализовывать для устранения недостатков в организации служебной деятельности, работе с сотрудниками и контингентом;

- создание отдельными руководителями УИС в среде коллективов сотрудников традиций и придуманных правил, связанных с культивированием употребления спиртных напитков по самым надуманным поводам (вливание в коллектив, звания, отпуска, дни рождений, прощания с коллективом, отмечание наград

и премий и т. д.). Однако проведение мероприятий указанного характера должно быть другим по форме и преследовать цель приобщения личного состава к ведению безалкогольного образа жизни.

Направления деятельности УИС, в которых наиболее часто отмечаются проявления коррупции:

1. В управленческой деятельности с персоналом УИС или лицами, находящимися под стражей в качестве заключенных или осужденных.

2. В экономической деятельности на предприятиях (центрах трудовой адаптации, учебно-производственных мастерских) УИС, производящих различные виды товаров на договорной основе для внешних и внутренних нужд.

3. В деятельности, связанной с возможностями применения прогрессивной системы отбывания наказания к осужденным и предоставления им послаблений и льгот.

4. В деятельности, связанной с приобщением лиц, отбывающих уголовные наказания в специально созданных для этого учреждениях УИС, к правопослуш-ности, исполнению ограничений и запретов.

5. В возможностях овладения, пользования и распоряжения финансово-материальными ресурсами УИС, доступными для руководителей и замещающих их сотрудников.

6. В использовании полномочий и/ или создании условий (принятие решений) для незаконного (незаслуженного) получения материальных и моральных привилегий в процессе прохождения службы сотрудниками: званий, наград, премий, других преимуществ в УИС лично себе, членам своей семьи и родственникам.

Конкретные виды служебной деятельности в УИС, где чаще всего могут иметь место проявления коррупции (получение личной выгоды и материального вознаграждения):

1. Представление в суды материалов на условно-досрочное освобождение либо замену наказания более мягким с изъятиями из личного дела документов, свидетельствующих о допущенных осужденным в период отбывания наказаний грубых, злостных или мелких нарушений режимных требований, за вознаграждение.

2. Создание для «элитной» части осужденных в ИУ лучших коммунально-бытовых условий, чем у остальных, за вознаграждение.

3. Наличие договоренности с лидерами осужденных в ИУ о том, что сотрудники за вознаграждение не вмешиваются в некоторые их действия в обмен на поддержание ими порядка в зоне.

4.Предоставление неположенных длительных и краткосрочных свиданий с лицами, в том числе женского пола, не являющимися близкими родственниками и не состоящими в родственно-семейных связях за соответствующее вознаграждение.

5. Предоставление возможности на постоянной основе пользоваться мобильной связью в период отбывания лишения свободы за систематическую плату.

6. Создание каналов поставки алкоголя, наркотиков и запрещенных предметов для части осужденных за вознаграждение.

7. Попустительство со стороны сотрудников УИС в отношении осужденных за вознаграждение в части предъявления законных требований о привлече-

нии их к обязательному труду и право-послушности.

8. Невовлечение сотрудниками УИС части осужденных за вознаграждение в систему воздействий, направленных на их исправление и ресоциализацию.

9. Проведение законным способом списаний товароматериальных ценностей и их присвоение сотрудниками УИС.

10. Премирование той части сотрудников, которые доказывают личную преданность либо являются родственниками первых руководителей.

11. Привлечение руководителями подчиненных сотрудников, а также осужденных для выполнения личных просьб, поручений, работ по строительству, ремонту и т. д., и решение их личных вопросов в ответ.

12. Привлечение осужденных к выполнению работ по производству неучтенной продукции либо изделий, выпуск которых в УИС запрещен, либо не прошел по учетной документации, последующая их реализация и получение за это материального вознаграждения.

13. Изготовление и вывоз за пределы охраняемого объекта промышленной продукции по фиктивным товаротран-спортным накладным без надлежащей регистрации с последующим уничтожением всех поддельных документов, и использование этой продукции для приобретения личной выгоды.

14. Ликвидация за вознаграждение документов, составленных на осужденных, о совершении ими различных правонарушений в период отбывания наказания в виде лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Преследование с целью последующего увольнения профессионально компетентных сотрудников, способных

обнаруживать и уличать руководителя, ставящего перед собой преступные замыслы. Назначение на руководящие должности молодых, абсолютно некомпетентных сотрудников, на которых в последствии можно списать просчеты и преступления.

16. Получение сотрудниками УИС взяток в виде денежных средств за создание в ИУ обстановки, способствующей получению лидерами преступной среды незаслуженных послаблений и льгот (отдельных помещений для проживания с телевизором, видеотекой, холодильником, душевой кабиной и т. д.].

17. Оказание содействия сотруднику УИС со стороны спецконтингента в решении лично-семейных вопросов за оказание услуг лидерам осужденных.

18. Получение отдельными сотрудниками УИС в дар автомобилей иностранного производства (с залегенди-рованным оформлением] за оказание услуг лидерам осужденных.

19. Создание условий сомнительным структурам для организации производственной деятельности в центре трудовой адаптации ИУ, что может оцениваться как позитивная деятельность части сотрудников УИС со всеми вытекающими последствиями, но часть из них могут систематически получать от таких партнеров отдельный «премиальный пакет», хотя при этом могут знать о невысоком финансовом результате как для осужденных, так и для УИС.

20. Получение сотрудниками УИС от осужденных за содействие в решении отдельных вопросов товароматериаль-ных ценностей в виде:телевизоров,холодильников, DVD-плееров, средств связи, стерео систем, дорогой сантехники, мебели, стройматериалов и т. д.

21. Создание в системе исполнения наказаний без лишения свободы клановой группировки сотрудников, злоупотребляющей возможностями неправомерного использования и присваивающей себе государственные средства путем оформления через бухгалтерию фиктивных платежных документов.

22. Создание посредством связей осужденных родственникам сотрудников УИС различного рода благоприятных условий для организации или развития их бизнеса, ведущегося помимо служебной деятельности.

23. Улучшение жилищных условий сотруднику-руководителю либо его родственнику за счет ресурсов осужденных.

24. Строительство для сотрудника и его семьи в качестве вознаграждения за выполненные для осужденных услуги отдельного дома со всеми хозяйственными постройками.

25. Получение сотрудниками-руководителями и членами их семьи драгоценностей за счет средств «об-щака», который среди других целей направлен именно на подкуп должностных лиц УИС.

26. Обеспечение отдельными сотрудниками УИС за получаемое вознаграждение лидеров осужденных информацией личного и служебного характера о сотрудниках, препятствующих деятельности их группировок.

27. «Третирование» за полученное вознаграждение отдельными руководителями УИС добросовестного и честного сотрудника в угоду требованиям лидеров осужденных с целью «ударить ему по нервам» либо принудить к увольнению.

28. Преследование за вознаграждение членов семьи честного сотрудника

или организация подобной деятельности лицами, преданными руководителю, организовавшему это деяние.

29. Получение оплаченных туристических путевок за границу коррумпированному сотруднику и членам его семьи за выполненную услугу для лидеров осужденных.

30. Получение валюты за создание постоянного канала передачи «грева» в ИУ от преступных группировок, находящихся «на воле» для тех, кто «терпит от ментов».

31. Принуждение вышестоящими руководителями нижестоящих к совершению хищений и передаче им товаро-материальных ценностей за обещанное продвижение по службе, выплату премиальных вознаграждений, оформление незаслуженных наград и присвоение внеочередных званий.

32. Выдача премий части сотрудникам УИС в несколько большем объеме, чем всем, и проведение сборов части этих средств (в объеме разницы) для передачи лично одному из руководителей УИС, инициировавшему премирование.

33. Навешивание ярлыков, измышление и распространение клеветнической информации о сотрудниках, надлежащим образом владеющих профессией и ответственно исполняющих служебные обязанности.

34. Систематический сбор средств с личного состава в день получения заработной платы по различным надуманным причинам по поручению руководителей УИС, учреждений и их служб.

35. Инициативный сбор средств для поздравления с днем рождения только руководителей УИС, но не всего служащего персонала в порядке очередности.

36. Инициирование награждения государственными наградами сотрудников, строящих свои отношения с руководителями УИС только в соответствии с принципом личной преданности, а также за переданное денежное вознаграждение инициатору. Проведение вручения подобных наград в условиях конфиденциальной обстановки без огласки всему личному составу.

37. Создание одним из родственников руководителя УИС (или надежного знакомого] хозяйственной структуры, через которую проходят поступающие финансовые ресурсы и обналичиваются получаемые денежные средства. Обеспечение неприкосновенности сотруднику УИС, который отвечает за выполнение данной задачи.

Вред от коррупции в УИС:

- девальвируется система исполнения наказаний;

- население ставит под сомнение эффективность деятельности УИС, возможности ее позитивного воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания по приговорам судов;

- страдает имидж сотрудников УИС;

- утрачиваются государственные материально-финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении УИС;

- компрометируются органы государственной власти в лице УИС;

- происходит дифференциация кадрового состава УИС: лучшие интеллектуальные силы покидают систему, худшие, не способные генерировать новые идеи и эффективно работать над совершенствованием деятельности УИС, остаются;

- суживаются возможности УИС в установлении новых хозяйственных пер-

спективных экономических отношений;

- укореняется вера осужденных и сотрудников в необходимость существования коррупции и криминальной субкультуры;

- оказывается негативное влияние на развитие креативности в среде сотрудников УИС;

- дискредитируется в среде сотрудников идея возможности продвижения по службе за достижения в служебной деятельности и культивируется идея оказания личных услуг руководителям, от которых зависят возможные продвижения, вознаграждения и т. д.;

- утрачивается вера сотрудников УИС в действенность норм профессионально-служебной этики и т. п.

Меры по созданию условий и устранению причин, способствующих образованию и проявлению коррупции в УИС ФСИН России.

• Перевести всех руководителей УИС и учреждений в разряд государственных гражданских служащих, установить соответствующие должностные оклады, но при этом:

а] провозгласить законом независимость руководителя ИУ в РФ и четко определить случаи, при наступлении которых возможны отставка либо отстранение от должности;

б] установить четкие способы контроля за деятельностью руководителей ИУ и подчинение их только закону, а не письменным распоряжениям и устным указаниям вышестоящих структур;

в] ввести систему гласного конкурсного комиссионного отбора для назначения на руководящие должности (на должности первых лиц] в исправительные учреждения и территориальные

органы УИС с обязательной сдачей соответствующих тестов и проведением обязательного комиссионного собеседования; субъекты РФ должны иметь возможность выставлять свои кандидатуры.

• Рассмотреть возможность, если не выборов руководителей, то их назначения на определенный срок в результате проводимого гласного конкурсного, комиссионного отбора, то есть обеспечить сменяемость, не позволяющую укорениться злоупотреблениям и формированию «команд» по принципу личной преданности лидеру, круговой поруки, закрытости и реализации корыстных намерений с использованием возможностей государственного учреждения.

• Принять специальный закон России, ограничивающий пребывание чиновника любого уровня на государственной должности в УИС, а также ввести периодическую сдачу экзаменов, подтверждающих профессиональную пригодность, и периодическое проведение исследований деятельности руководителя, осуществляемых специальными исследовательскими группами, которые будут изучать мнения и осужденных, и сотрудников. Плохие результаты не следует ставить в вину проверяемому руководителю, они должны послужить стимулом к повышению эффективности его деятельности.

• Необходимо осуществить частичное сокращение управленческого аппарата территориальных органов и довести численность управленческого состава сотрудников в территориальных органах УИС. Высвободившиеся ресурсы направить на улучшение материального обеспечения оставшейся части сотрудников всей УИС.

• Принять решение на уровне Правительства РФ, чтобы все должности первых руководителей территориальных органов УИС, исправительных учреждений, следственных изоляторов, тюрем, воспитательных центров и лечебных учреждений были укомплектованы лицами из числа гражданского персонала, которые могли бы быть приняты на указанные должности по проводимому гласному открытому конкурсу (отражался в СМИ). Порядок проведения конкурса должен быть определен совместным решением государственно-общественных формирований, но предварительно кандидаты должны сдать комплексный экзамен по профессиональной пригодности (тестовый вариант решения определенного количества вопросов правового, управленческого, педагогического, психологического и социального характера и пройти комиссионное собеседование).

• Ввести законодательным образом в Положение о прохождении службы в УИС специальную норму, запрещающую лицам, находящимся в родственных связях, служить в одной и той же структуре, учреждении, где служба связана с непосредственным и прямым подчинением.

• Принять во ФСИН России специальный порядок разбирательства дел сотрудников по инкриминируемым им деяниям (Положение о деятельности апелляционных дисциплинарных комиссий), когда возможности их рассмотрения на служебном уровне в большей мере исключат судебные разбирательства и применение соответствующих санкций (принуждений) особенно материального характера.

• Организовать на постоянной основе проведение в каждом учреждении, где осуществляется заключение людей под

стражу, ежегодных слушаний по проблемам совершенствования их деятельности, на которые приглашать руководителей органов власти, законодательных структур, органов местного самоуправления, судов, прокуратуры, милиции, родителей лиц, находящихся в местах лишения свободы, а также представителей общественных и религиозных организаций (возможно и самих осужденных].

• Ввести правило, при котором сотрудника, увольняемого из органов УИС в званиях от майора до полковника, вызывать на Главную аттестационную комиссию во ФСИН (УФСИН) России, где проводить реальное разбирательство вопроса причин увольнения со службы. А то получается, что опытный сотрудник, профессионал уходит по вине руководителя, а набор и обучение нового сотрудника осуществляется за счет средств налогоплательщиков. Этот вопрос Минюстом России абсолютно не изучен. Многие сотрудники (настоящие профессионалы] вынуждены увольняться ввиду создаваемых отдельными вышестоящими руководителями невыносимых условий прохождения службы: бесчеловечное отношение, полное игнорирование требований Трудового кодекса РФ о продолжительности рабочего времени, унижение человеческого достоинства, навешивание ярлыков, злоупотребление служебным положением, использование должностного положения для решения своих личных вопросов на виду у всех сотрудников, нерешение для сотрудников вопросов социального характера, подбор своего окружения по принципу личной преданности и вовсе не направленного на улучшение решения служебных и иных задач. На местах могут с легкостью увольнять сотрудников-офицеров,

на подготовку которых потрачены огромные государственные ресурсы, а ответственности за это никто не несет.

• Упразднить практику прихода на службу на руководящие должности в УИС лиц со своими непрофессиональными «командами» (так как это не политическая структура] и беспричинного увольнения тех сотрудников, которые прежде служили на этих должностях, не имея нареканий.

Вместо этого необходимо разработать четкий механизм прохождения службы, ротаций, перемещений по горизонтали и вертикали, основываясь на критериях необходимости подготовки кадров, способных и знающих основные направления деятельности. При этом надо создавать условия для повышения эффективности работы УИС, разработав ее новые показатели.

• Проработать мероприятия по созданию замкнутого цикла «наказание и исправление-ресоциализация осужденных», обеспечив позитивное воздействие на них в местах лишения свободы и постпенитенциарное сопровождение (помощь в ТБУ на свободе] в целях социальной адаптации в течение одного года после отбытия наказания, возложив эту обязанность на специально создаваемые гражданские структуры.

Разрабатывать и реализовывать систематически в каждом ИУ постоянно действующую программу обучения, направленную на противодействие тюремной субкультуре, имеющейся как в среде осужденных, так и в среде персонала.

Обучение персонала в практических подразделениях должно производиться в коллективных и индивидуальных формах, что также будет достаточно просто проверить.

• Выйти с ходатайством перед Правительством РФ о создании специальной программы для УИС и ее принятии «Жилье для сотрудников УИС ФСИН России».

• Предусмотреть приказом ФСИН России привлечение для работы в межрегиональных и региональных учебных центрах на преподавательской работе сотрудников, находящихся в социальном статусе «имеющий опыт работы в ИУ», а также ветеранов уголовно-исполнительной системы, обладающих опытом непосредственной работы с осужденными, а не молодых сотрудников, которые служат там по протекции и практики работы с осужденными в ИУ не имеют.

• Предусмотреть в системе повышения квалификации сотрудников УИС возможность представления каждым сотрудником отчетов об итогах персональной профессиональной деятельности (достижения, недостатки, предполагаемые пути решения проблем), а затем подготовку и реализацию в период повышения квалификации планов личностно-профессионального развития и совершенствования служебной деятельности).

• Предложить внести изменения в нормативно-правовые документы, определяющие, что в учебные заведения УИС могут поступать лица, достигшие 20-летнего возраста, а приниматься на службу в учреждения УИС — лица, достигшие 22-летнего возраста, так как не сформированная внутренняя мотивация для службы в УИС, отсутствие какого-либо жизненного опыта, приход на обучение в образовательные учреждения ФСИН России в УИС сразу после школы не способствуют надлежащей органи-

зации служебной деятельности этими лицами, а также негативно сказываются на результатах деятельности этих учреждений. Кроме того, подобные сотрудники являются «мягким материалом» для обработки опытными преступниками, не могут обеспечить достойный уровень требовательности к осужденным в вопросах соблюдения установленного в местах лишения свободы порядка, а также, как правило, очень быстро подвергаются профессиональной деформации.

• Ввести в УИС на вольнонаемные должности: институт помощников начальника отряда, психолога, мастера, специалиста по социальной работе, инспектора отдела службы. Это необходимо для создания последовательно подготавливаемых кадров для работы в УИС, чтобы молодые сотрудники начинали свою деятельность именно с таких должностей, со стажерских обязанностей, формируя свою профессиональную подготовку.

• Принять приказом на уровне Минюста России (ФСИН России) порядок, при котором все лица, вновь назначаемые на должности руководителей территориальных управлений ФСИН России и их заместителей, а также начальников ИУ и их заместителей, будут обязаны проходить компьютерное тестирование на знание правовых, профессиональных, социальных, воспитательных, психологических и нравственных вопросов, связанных с предстоящей служебной деятельностью. Компьютерная программа должна сама содержать резолюции, по которым определяется уровень профпригодности кандидата. Исключить возможность предварительной подготовки к ответам либо получения помо-

щи в процессе тестирования. Комиссия, присутствующая на тестировании, должна констатировать факт и подписать соответствующий протокол, имеющий пра-вообразующие последствия.

• Принять за правило, что кандидаты на руководящую должность в территориальный УФСИН (начальник, заместители] не могут быть назначены на эти должности, если не прослужили в практических подразделениях (ИУ] менее 5 лет. В настоящее время в территориальных управлениях на руководящих должностях и в высоких званиях служат очень много сотрудников, назначенных по принципу личной преданности, просьбам «сверху», сватовства, кумовства, близких и дальних родственных связей, сбежавшие из Вооруженных Сил РФ из-за войны в Чечне, имеющих низкую профессиональную компетентность, ни одного дня не проработавших в практических подразделениях УИС и не владеющих спецификой работы с осужденными в местах лишения свободы!

• Предусмотреть Положением о прохождении службы в УИС возможность предоставления в исключительном порядке частично оплачиваемого отпуска сотруднику продолжительностью до 6 месяцев без снятия с должности для решения лично-семейных вопросов, связанных с необходимостью получения лично и членам семьи медико-социальной и психологической помощи после полученных ранений, заболеваний либо тяжелых стрессов, случающихся в процессе служебной деятельности. Можно предложить, чтобы в период этого отпуска сотруднику выплачивалось жалование в полном объеме и не прерывался стаж службы. Решение о предоставлении такого отпуска принимать

только коллегиально после подачи соответствующих документов и обсуждения на Большом служебном совете в территориальном органе с участием коллег по службе (общественных структур], то есть сотрудников, проходящих службу совместно на равных должностях. Положение о Большом служебном совете также необходимо разработать.

• Провести анализ состояния кадров ФСИН России в масштабе страны, который должен дать ответы на следующие вопросы:

- какое количество сотрудников ФСИН России различных должностных категорий по годам до 2020 года должны уйти на пенсию?

- могут ли учебные заведения ФСИН России, обучая определенное количество лиц по различным направлениям, обеспечить подготовку кадров для своевременного замещения высвобождаемых кадров?

- какое количество кадров необходимо принять на службу из числа граждан, получивших высшее образование в гражданских вузах страны? И какое количество из их числа необходимо отправить на переобучение с целью обеспечения исполнения ими служебных обязанностей на должном уровне.

• Ввести в практику правило, чтобы комплектованием кадров и направлением на обучение в учебные заведения ФСИН России отвечало конкретное практическое подразделение с учетом потребности ротации (увольнение по выслуге лет] на перспективу (на 8 лет] при согласовании этого вопроса с территориальным УФСИН.

• Учесть, чтобы контракты с лицами, которые будут обучаться, были подписаны до направления на учебу. В них

должны быть оговорены суммы средств, подлежащих выплате обучившимся лицом, если после окончания учебного заведения, он не прибудет к месту службы (то есть в учреждение, где был подписан контракт) и не отработает средства, затраченные на обучение в течение 5 лет.

• С учетом старения населения страны и ухудшающейся ситуацией с привлечением кадров для службы в уголовно-исполнительной системе (особенно по отдельным регионам) надо провести анализ и подготовить по каждому территориальному управлению ФСИН России следующие сведения: какое количество и каких именно должностей могли бы замещать во всех его структурах и практических подразделениях бывшие сотрудники, ушедшие на пенсию, но еще имеющие желание и возможность работать на менее ответственных должностях? Их обучать, по сути, не надо, а на отдельных направлениях они могли бы вполне успешно работать. При дефиците кадров это было бы частичное решение кадрового вопроса, если это необходимо.

• При этом учесть, что состояние здоровья позволяет им выполнять обязанности по должностям, где не требуется огромной ответственности, физической подготовки и проявления большого напряжения сил, необходимого для оказания противодействия противоправным действиям преступников, находящихся в местах лишения свободы. Можно подготовить и объявить Перечень должностей по ФСИН России, на которые разрешено принимать сотрудников, уже имеющих и получающих пенсионное обеспечение, а также других лиц пенсионного возраста в связи с дефицитом кадров в УИС.

• Пересмотреть существующую систему рейтинговой оценки деятельности руководителей территориальных управлений ФСИН России. Ввести показатели результатов выполнения задач ИУ в соответствии с УИК РФ в отношении осужденных лиц и улучшения решения вопросов социальной сферы для персонала УИС, чтобы они были объективными, не зависели от лукавости руководителей, подписывающих отчеты, и могли быть оперативно проверены по критерию достоверности.

• Ввести в практику ежегодные личные отчеты руководителей перед коллективами сотрудников и их общественными формированиями (соответственно территориальных управлений и подразделений) о проделанной работе по двум названным направлениям, указанным в предыдущем пункте. Для этих собраний ввести порядок, при котором подчиненные дают оценку своему руководителю тайным голосованием. При признании работы неудовлетворительной (вариантов оценки может быть только два) вышестоящий орган может рассмотреть решение организационного вопроса.

• Обязать законом (ФЗ), внеся изменения в Положение о прокуратуре РФ, местные прокуратуры не только контролировать, но и содействовать УИИ в деятельности по реинтеграции в общество лиц, освободившихся от отбывания уголовных наказаний без лишения свободы, требуя от местных властных структур и предприятий различных форм собственности решения вопросов трудовой занятости и других (социального характера) в отношении этой категории граждан.

• Ввести за счет имеющихся штатов в прокуратурах субъектов РФ должность:

помощник прокурора по содействию в социальной адаптации лиц, освободившихся от отбывания наказаний. Вменить в обязанность данному прокурору контроль над этим видом деятельности, осуществляемой всеми субъектами, обязанными проводить по закону такую работу.

• Внести изменения в Федеральный закон «О местном самоуправлении» в котором, предусмотреть Регламентом деятельности глав администрации субъектов РФ и местного самоуправления не менее одного раза в год лично посещать каждое исправительное учреждение, находящееся на данной территории, обсуждать вопрос о результатах его деятельности и необходимости оказания ему практической помощи, вносить предложения по кадровому составу руководителей ИУ в случае несоответствия увиденного требованию: «организация деятельности персонала ИУ отвечает нормам законодательства РФ по исправлению осужденных».

• Практически прекратилась или не имеет той силы, что прежде, в системе ФСИН России деятельность общественных формирований сотрудников, что сразу же повлияло на упразднение критики руководителей управлений и практических подразделений порой за их аморальные и даже неправомерные действия, а также повлекло ликвидацию общественного контроля со стороны таких структур за их деятельностью. Руководители в свою очередь полностью перестали считаться с деятельностью общественных формирований и их решениями, используя только силу своей власти — авторитарного руководства, и все коллективные общественные мероприятия стали заменять оперативными

совещаниями. Обязать нормативным документом ФСИН России первых руководителей ИУ систематически (не реже одного раза в квартал или полугодие] проводить общие собрания сотрудников (обязательно с отчетом] с оформлением соответствующих протоколов и принятием решений, выполнение которых брать на контроль вышестоящим структурам и органалитическим службам УИС всех уровней.

• Ввести в правовое русло деятельность сотрудников, проходящих службу в управлениях собственной безопасности территориальных управлений ФСИН России, обязав их законом получать согласие на проведение негласных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, проведение аудиозаписи, видеозаписи сотрудников] только с разрешения суда. Подчинить их деятельность закону, предотвратив использование их возможностей для сведения счетов руководящим составом территориального органа с инакомыслящими сотрудниками. Однако лучшим вариантом такой деятельности было бы их выведение из подчинения руководителей УИС. В УИС есть уже оперативные аппараты (оперотделы], которые решают такие же задачи, дублируя друг друга с УСБ.

• Провести унификацию всех имеющихся во ФСИН России нормативно-правовых актов по направлениям деятельности, особенно таких, которые некоторым образом способствуют проявлению коррупции.

• Упорядочить осуществление контрольных функций и проведение различных проверок деятельности ИУ. Огромное количество организаций, контролирующих ИУ, которые осуществляют

контрольную деятельность каждая по своему графику, и администрация вынуждены большую часть рабочего времени в году тратить на обслуживание проверяющих. Кроме пяти зафиксированных видов контроля за УИС по УИК РФ существует еще более десяти зафиксированных в других законах РФ, а также в деятельности отдельных ведомств, организаций. Необходимо этот вопрос упорядочить, определив период контроля (например, только три месяца в году — январь, февраль, март] и проводить их совместно с представителями территориальных органов УИС. Проверки настолько частые и затяжные, что заниматься вопросами исполнения законодательства об исполнении наказаний и совершенствования служебной деятельности — некогда! Особенно актуально, что в период проверок отвлекаются от исполнения прямых служебных обязанностей руководители и документы первичного учета, а также затрачиваются финансово-материальные ресурсы на обслуживание лиц, проверяющих деятельность.

• Деятельность помощника начальника УФСИН по правам человека — носит карманный характер, многие должностные лица этой категории не знают, чем надо заниматься, и часто выполняют функцию недопущения поступления нежелательной информации от осужденных или сотрудников в СМИ. В то же время имеется необходимость проверки большого количества подготовленной служебной документации на коррупцио-генность и т. д. Необходимо переименовать должность на: помощник начальника УФСИН по обеспечению правового положения лиц, отбывающих наказания, а также сотрудников УИС, так как защи-

та прав человека — это чрезмерно широкое понятие.

• В каждом регионе (области] следует решить вопрос об организации отдыха сотрудников в период отпусков, ибо отдыхают в санаториях в теплый период только крупные руководители, многим сотрудникам путевки не достаются.

• Необходимо иметь круглогодично оплачиваемые места в местных санаториях, если нет своих санаториев.

• В каждом подразделении ФСИН России создать ремонтную службу ПК, если это невозможно, то регулярно выделять ресурсы на проведение соответствующего ремонта, установку антивирусных защит и защиты от несанкционированной передачи информации служебного характера.

• Запретить применять к сотрудникам меру взыскания материального характера либо лишение премий (непремирование] без письменных материалов проверки о нарушении и письменного приказа.

• Сократить в УИС отчетность, которая приобрела угрожающие масштабы. Бумаготворчество и запросы вышестоящих организаций носят просто чудовищный характер!

• Разработать во ФСИН России компьютерную программу рейтинговой оценки деятельности исправительных учреждений и территориальных органов УИС, позволяющую объективно, без субъективизма тех или иных руководителей ФСИН России по итогам деятельности не чаще, чем за полугодие, определять лучшие подразделения и руководителей, претендующих на получение соответствующего материального вознаграждения (выплат из фонда стимулирования для дальнейшего разви-

тия) за достижение лучших показателей в службе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Дать право руководителям ИУ временно отклонять проведение проверок деятельности отдельными структурами за исключением судов, прокуратуры, территориального органа, если оперативная обстановка в данный период не позволяет отвлекать личный состав от решения вопросов, связанных с необходимостью незамедлительного принятия мер по улучшению оперативной обстановки, предотвращению возможного совершения преступлений.

• Предоставить законодательно единоличное право только руководителям ИУ разрешать и отклонять временно прошения о посещении ИУ представителям СМИ, общественным, правозащитным и религиозным организациям в связи с обстановкой в ИУ, имеющей тенденции к осложнению. За достовер-

ность мотивирования отказа по закону ответственность должен нести лично начальник ИУ, принявший решение об отклонении прошения о посещении.

• Ввести в Программу и практику постоянного ежегодного обучения сотрудников УИС в рамках служебной подготовки специальный раздел — «Борьба с коррупцией в УИС», который реализо-вывать в виде кратковременного курса в каждом ИУ.

Предлагаемые варианты решения проблем УИС, связанных с коррупцией, — это одна их субъективных позиций. Обсуждение таких вопросов в настоящее время представляется актуальной задачей.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ОНИКС; Мир и Образование, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.