УДК 371
Медников Андрей Борисович
кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки Краснодарского университета МВД России
ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Mednikov Andrey Borisovich
PhD in Education Science, Head of the Physical Education Subdepartment, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
THE PROBLEM OF COORDINATION TRAINING OF POLICE OFFICERS
Аннотация:
В статье в порядке постановки проблемы дается обоснование целесообразности объединения координационных упражнений в систему самостоятельного раздела координационной подготовки и введения в систему педагогического контроля сотрудников полиции теста на оценку чувства равновесия как одного из признаков координационных способностей.
Ключевые слова:
координационные способности, координационная подготовка, вестибулярная устойчивость.
Summary:
As a problem statement the article substantiates the reasonability of combining the coordination exercises into a system of independent part of coordination training. The author suggests to supplement an educational control system with a test assessing an equilibrium of police officers as a characteristic of the coordination ability.
Keywords:
coordination abilities, coordination training, vestibular stability.
Известно, что координационная подготовка до сих пор остается слабо разработанным разделом теории и методики физического воспитания в связи с многокомпонентно-стью и сложностью этого направления. На роль координационной компоненты в физической подготовке курсантов учебных заведений МВД России начали обращать внимание только в последнее десятилетие [1; 2; 3].
В ограниченных рамках учебного плана профессионально-физической подготовки курсантов полиции становится трудно добиваться результата только за счет увеличения объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
В то же время фиксируется тенденция к росту ежегодного увольнения из ОВД и гибели сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Выполнение сложных двигательных действий в условиях влияния эмоционально-экстремальных факторов приводит к ухудшению координации и точности движений, несоразмерности усилий, потере пространственной ориентации. Поэтому требуется развитие этих качеств до более высокого уровня.
Служебно-оперативной необходимостью в деятельности сотрудников ОВД является владение навыками самообороны, силового пресечения противоправных действий и задержания правонарушителей без ущерба для себя и минимального - для правонарушителя. При этом сотрудник должен уметь: создавать удобные для себя и неудобные для противника положения; предвидеть вероятные ответные действия противника и строить свои действия так, чтобы лишить противника возможности сопротивляться; оперативно принимать решения и быстро их реализовывать; противостоять сбивающим и другим негативным факторам экстремального характера [4; 5].
Ухудшение общего состояния здоровья и физической подготовленности абитуриентов вузов системы МВД привело к неизбежному увеличению часов на общую физическую подготовку, которая фактически начинает поглощать профессионально-прикладную физическую подготовку [б]. Однако даже существующая система физической и профессионально-прикладной физической подготовки в настоящее время мало результативна. Подтверждением могут быть результаты инспекторских проверок работы сотрудников различных подразделений ОВД, постоянно вступающих в силовой контакт с правонарушителями: оперуполномоченных уголовного розыска, инспекторов патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных. Практически каждый третий не выполняет установленные нормативы по физической подготовке. Однако перекладывать всю вину на
- б4 -
обучающую систему вуза нельзя, так как, согласно сказанному экс-министром МВД Р.Г. Нургалиевым на открытом заседании Государственной думы, «других людей у меня нет: я набираю их из нашего общества. Какое общество, такая и милиция», - плохо физически и координационно подготовленные абитуриенты приходят из школы. Тем не менее тот факт, что многие сотрудники не имеют устойчивых навыков силового пресечения противоправных действий и не могут эффективно применять боевые приемы борьбы, требует пересмотра системы профессионально-прикладной физической подготовки в плане выделения в самостоятельный раздел «координационной подготовки».
В спорте такой опыт был проведен перед римской Олимпиадой, когда национальную сборную по легкой атлетике за два месяца до начала Игр вывезли в Подмосковье на обычную базу отдыха (без стадиона) и спортсмены лазали по деревьям, выполняли упражнения по колено в воде на реке, занимались чем угодно, только не легкой атлетикой. «Урожай медалей» с тех Игр до сих пор не превзойден.
Таким образом, требуется объединение координационных упражнений в систему самостоятельного раздела координационной подготовки. Их применение в учебнотренировочном процессе может считаться одним из приоритетных направлений в содержании компонента физической подготовки, способствующего в свою очередь формированию профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России. Исследования В.А. Овчинникова [7] показали высокий уровень развития координационных способностей при целенаправленной координационной тренировке, что обусловило достижение сотрудниками ОВД целей, поставленных перед ними в ходе служебной деятельности.
Координационные способности являются предпосылками достижений для определенного класса двигательных задач, которые требуют техники движений. Иными словами, координационные способности, с одной стороны, обусловлены умениями и навыками, с другой - обусловливают быстроту и прочность овладения ими. Эта взаимозависимость обусловлена общими механизмами приема и переработки информации, накоплением и реализацией двигательного опыта, элементами программирования и коррекции, а также общими исполнительными компонентами процесса координации [8].
Для решения вопроса координационно-двигательного совершенствования при подготовке сотрудника полиции необходимо определить важнейшие из координационных способностей. К ним относится прежде всего высокая степень управления собственным равновесием и благополучное выведение противника из устойчивого равновесия. Это основная задача при проведении приемов рукопашного боя, боевых приемов борьбы и противоборств с правонарушителем. При этом высокий уровень владения устойчивым равновесием самим сотрудником позволяет ему успешно решать различные оперативнослужебные задачи. В спортивных единоборствах, которые составляют основу профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, способность ориентироваться в пространстве и времени в значительной степени зависит от достигнутого уровня равновесия. Однако двигательных тестов и функциональных проб по оценке этого координационного качества в образовательных учреждениях МВД России не проводится.
В то же время система педагогического контроля физической подготовленности школьников включает обязательным компонентом сенсибилизированную пробу Ромберга для оценки вестибулярной устойчивости: поза стоя на одной ноге, другая прижата к ее колену, глаза закрыты, руки на поясе. Фиксируется длительность удержания вертикальной позы до потери равновесия.
Проведенный нами сравнительный анализ координационных способностей 232 мальчиков 7-15 лет выявил, что в период восходящего онтогенеза возраст 11-12 лет оказался сенситивным (максимальные значения) для показателей чувства равновесия, гибкости, координации при челночном беге и межполушарной координации. В старшем школьном возрасте (будущие военнослужащие и абитуриенты силовых вузов) показатель чувства равновесия положительно взаимосвязан с результатами координации движений руками и кистевой силовой выносливостью вне зависимости от пола.
Резюме. Развитие координационных способностей является основой профессионально-прикладной физической подготовки, и именно от наличия этого компонента физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России во многом зависит успешное решение ими оперативно-служебных и служебно-боевых задач. При этом требуют более детального рассмотрения вопросы, связанные с определением важнейших коор-
динационных способностей в практической деятельности и установлением их долевой значимости в общей структуре.
Ссылки:
1. Бойченко С.Д., Руденик В.В., Костюкович В.Е. Особенности обучения двигательным действиям в средних учебных заведениях милиции // Теория и практика физической культуры. 2006. № 3. С. 52-55.
2. Дружинин А.В. Совершенствование координационных способностей курсантов вузов МВД России в процессе профессионально-прикладной физической подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 147 с.
3. Чигоряев Е.А., Анисин В.И. Поэтапное обучение боевым приемам борьбы посредством анализа складывающихся ситуаций : учеб. пособие. Омск, 2005. 117 с.
4. Менщиков В.М. Профессионально-прикладная физическая культура учащейся молодежи как предмет теоретического исследования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 4. С. 2-4.
5. Ческидов Н.В. Средства и методы развития профессиональных качеств сотрудников уголовного розыска в процессе физической подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 25 с.
6. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 7. С. 42-47.
7. Овчинников В.А. Управление профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России : монография. Волгоград, 2010. 304 с.
8. Лях В.И., Садовски Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. С. 40-46.