А. А. Тараканова
Проблема комплексной диагностики в дошкольном учреждении коррекционной направленности
Поддержка разнообразия в развитии ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития является ключевым принципом федерального государственного стандарта дошкольного образования, который включает в себя требования, в том числе к результатам освоения основных образовательных программ. При этом подчеркивается, что в отличие от других стандартов ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся [4]. Вместе с тем подчеркивается, что «в организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики» [4, с. 19].
Под психолого-педагогической диагностикой понимается «...оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования» [4, с. 33]. Необходимо помнить при этом, что в «основе психолого-педагогической диагностики лежит целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии с окружающей средой» [2, с. 177]. Психолого-педагогическая диагностика осуществляется при помощи специальных диагностических методов (высокоформализованных и низ-коформализованных) и ставит своей главной задачей определение и изучение особенностей и характера процесса развития, проникновение «с помощью мыслительной обработки . внешних данных . во внутреннюю сущность процессов развития» [2, с. 302-303]. Психолого-педагогическая диагностика в образовательном учреждении всегда предполагает в конечном счёте выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, создание тех или иных психологических условий [3].
Для успешного функционирования дошкольного учреждения необходимо создание целостной диагностической системы. При этом немаловажным моментом является правильное распределение исследовательских функций между сотрудниками образовательной организации. Особую значимость создание такой системы приобретает в дошкольных организациях, имеющих коррекционную направленность, в том числе в учреждениях для детей с нарушениями речи.
В дошкольной организации для детей с нарушениями речи, как показывает многолетний практический опыт, система комплексной диагно-
стики должна включать в себя пять основных блоков: медицинский, социально-педагогический, педагогический, логопедический и психологический. Функционирование каждого блока системы предполагает комплексное использование мониторинговых процедур и специальных диагностических методик.
Рассмотрим цели и задачи каждого блока системы мониторинга.
Психологический блок предусматривает решение следующих задач:
• выявление особенностей психического развития;
• установление нарушений психического развития;
• обнаружение личностных особенностей, нарушений поведения;
• определение оптимальных условий обучения, развития социальной адаптации.
Психологическая диагностика направлена на исследование эмоционально-волевой сферы (в том числе эмоционального статуса, волевой сферы, коммуникативных особенностей, познавательного интереса, а также отношения к себе, отношения со взрослыми и психологического климата в группе) и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания). В реализации психологического блока системы мониторинга участвуют педагог-психолог и учитель-дефектолог, которые осуществляют психологическую диагностику, используя специальные диагностические методики, а также воспитатель, который использует мониторинговые процедуры.
В реализации педагогического блока участвуют воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физвоспитанию, которые осуществляют мониторинг детского развития по следующим образовательным областям: - определение уровней овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям; - определение уровней развития интегративных качеств.
Логопедический блок системы мониторинга предусматривает сочетание мониторинговых процедур с использованием специальных логопедических методов диагностики и осуществляется учителем-логопедом с целью определения речевых расстройств, постановки логопедического заключения, а также с целью выбора методик, технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
Медицинский блок реализуется педиатром, неврологом, инструктором ЛФК и решает следующие задачи:
• характеристика состояния здоровья детей сбор анамнеза;
• постановка основного речевого диагноза;
• сбор антропометрических данных;
• определение группы здоровья.
Используются специальные диагностические методы и методики в сочетании с мониторинговым инструментарием.
Социально-педагогический блок реализуется педагогом-психологом, воспитателем и учителем-дефектологом и решает следующие задачи:
• выявление особенностей эмоционального развития;
• определение социального статуса семьи;
• выявление особенностей семейного воспитания.
Анализ результатов комплексной психолого-педагогической диагностики осуществляется на медико-педагогических совещаниях. Данный анализ позволяет оценить эффективность используемых образовательных и коррекционных программ, наметить индивидуальный маршрут коррекции и развития каждого ребенка, сформировать подгруппы детей по уровням развития. Кроме того, на основе проведённого анализа специалистами разрабатываются и согласовываются графики работы, формируется режим дня с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, создание целостной диагностической системы в дошкольной организации, имеющей коррекционную направленность, соответствует современным тенденциям в развитии дошкольного образования, позволяет максимально оптимизировать и индивидуализировать коррекционно-воспитательный процесс.
Список литературы
1. Анализ результатов и рекомендации для органов управления образованием территорий, подвергшихся загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, и органов управления реализацией социальных проектов / под общ. ред. А.Н. Майорова. - М.: Полиграф сервис, 1999.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 5.
3. Практическая психология образования: учеб. / под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Сфера, 1997. - 528 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В. В. Хитрюк
Родительская компетентность как объект внимания педагога инклюзивного образования
Одна из важных характеристик инклюзивного образовательного пространства - множественность субъектов (полисубъектность), которыми являются учащиеся (дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития (ОПФР); дети с типичным развитием), их родители, педагоги, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги социальные и другие специалисты, администрация учреждений образования. Каждый субъект имеет сформированные позиции и интересы, по-своему интерпретирует и
249