Научная статья на тему 'Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке'

Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1315
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ / БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATION SKILLS / STUDENT PERSONAL QUALITIES / PERSONAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Викторовна

В данной статье сделан теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности в психологической литературе. Несмотря на большое количество различных теорий и взглядов ученых на данную проблему, выявлены несоответствия и расхождение мнений на природу возникновения понятия, отсутствует единая универсальная теоретическая модель, а также методики, способные измерить степень выраженности данной компетентности в структуре личностных качеств человека. Процесс развития коммуникативной компетентности не завершается на определенном этапе формирования качеств человека: качества личности, в том числе коммуникативная компетентность, формируются на протяжении всего периода развития человека как личности в процессах жизнедеятельности: в семье, дошкольном образовательном учреждении, школе, вузе, на улице и т.д.; развитие коммуникативной компетентности продолжается в процессе решения профессиональных задач на основе решения задач совершенствования системы отношений в коллективе, из-за стремления к использованию человеческих ресурсов в личностно-профессиональных интересах, при выработке оптимальных и эффективных решений с опорой на «коллективный разум» и т.д.; динамические процессы в обществе, изменения в системе отношений в различных сферах жизнедеятельности человека требуют развития качеств человека, что, в свою очередь, становится позитивным фактором развития системы коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

This article contains a theoretical analysis of the problem of communicative competence in the psychological literature. Despite the large number of different theories and views of scientists on this problem, discrepancies and differences of opinion on the nature of the concept, the unified universal theoretical model, as well as methods that can measure the severity of a given competence in the structure of a person’s personal qualities are missing. The process of development of communicative competence does not end at a certain stage in the formation of human qualities: personal qualities, including communicative competence, are formed throughout the entire period of human development as a person in life processes: in a family, preschool educational institution, school, university, street .d .; The development of communicative competence continues in the process of solving professional tasks on the basis of solving problems of improving the system of relationships in a team, because of the desire to use human resources for personal and professional interests, while developing optimal and effective solutions based on “collective intelligence”, etc. ; dynamic processes in society, changes in the system of relations in various spheres of human life require the development of human qualities, which, in turn, becomes a positive factor in the development of a communication system.

Текст научной работы на тему «Проблема коммуникативной компетентности в психологической науке»

психологические науки

Казакова Ольга Викторовна ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ ...

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0073

ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

© 2019

Казакова Ольга Викторовна, аспирант кафедры общей и социальной психологии

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19, e-mail: ov_kazakova@list.ru)

Аннотация. В данной статье сделан теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности в психологической литературе. Несмотря на большое количество различных теорий и взглядов ученых на данную проблему, выявлены несоответствия и расхождение мнений на природу возникновения понятия, отсутствует единая универсальная теоретическая модель, а также методики, способные измерить степень выраженности данной компетентности в структуре личностных качеств человека. Процесс развития коммуникативной компетентности не завершается на определенном этапе формирования качеств человека: качества личности, в том числе коммуникативная компетентность, формируются на протяжении всего периода развития человека как личности в процессах жизнедеятельности: в семье, дошкольном образовательном учреждении, школе, вузе, на улице и т.д.; развитие коммуникативной компетентности продолжается в процессе решения профессиональных задач на основе решения задач совершенствования системы отношений в коллективе, из-за стремления к использованию человеческих ресурсов в личностно-профессиональных интересах, при выработке оптимальных и эффективных решений с опорой на «коллективный разум» и т.д.; динамические процессы в обществе, изменения в системе отношений в различных сферах жизнедеятельности человека требуют развития качеств человека, что, в свою очередь, становится позитивным фактором развития системы коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения, личностные качества студентов, благополучие личности.

THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PSYCHOLOGICAL SCIENCE

© 2019

Kazakova Olga Viktorovna, post-graduate student of the Department of General and Social Psychology Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (620002, Russia, Ekaterinburg, Mira street, 19, e-mail: ov_kazakova@list.ru)

Abstract. This article contains a theoretical analysis of the problem of communicative competence in the psychological literature. Despite the large number of different theories and views of scientists on this problem, discrepancies and differences of opinion on the nature of the concept, the unified universal theoretical model, as well as methods that can measure the severity of a given competence in the structure of a person's personal qualities are missing. The process of development of communicative competence does not end at a certain stage in the formation of human qualities: personal qualities, including communicative competence, are formed throughout the entire period of human development as a person in life processes: in a family, preschool educational institution, school, university, street .d .; The development of communicative competence continues in the process of solving professional tasks on the basis of solving problems of improving the system of relationships in a team, because of the desire to use human resources for personal and professional interests, while developing optimal and effective solutions based on "collective intelligence", etc. ; dynamic processes in society, changes in the system of relations in various spheres of human life require the development of human qualities, which, in turn, becomes a positive factor in the development of a communication system.

Keywords: communication, communicative competence, communication skills, communication skills, communication skills, student personal qualities, personal well-being.

Ситуация глубокого экономического и социального кризиса в стране неотъемлемо требует пересмотра системы подготовки специалистов во всех сферах деятельности. В частности, необходимо уделить особое внимание стресс формирующим факторам и психологическому благополучию личности в социуме. Одним из важных составляющих элементов психологического благополучия личности на сегодняшний день становиться эффективная коммуникативная компетентность личности. Коммуникация в прямом смысле слова - это передача информации, но т.к. этот процесс двухсторонний и от качества передаваемой информации, способов ее передачи и пр. зависит, будет ли достигнуто взаимопонимание, состоится ли коммуникация, то нередко успехи или неудачи отражаются на психологическом благополучии личности в целом.

Человек сталкивается с процессом взаимодействия, общения с самого рождения, но не у всех этот процесс одинаково сформирован. На его формирование оказывает влияние большое количество как внешних, так и внутренних факторов: среда, уровень культуры и образования близких людей, тип темперамента, способности и многое другое. Перед системой образования стоит задача выпустить специалиста с определенными компе-тентностями, в том числе и коммуникативными. Причем коммуникативная компетентность нужна не только

специалистам гуманитарного, но и технического, экономического, естественного профиля, т.к. достижения в данных областях наиболее значимы для экономического состояния страны.

Термин компетентность рассматривался многими авторами и имеет различные определения. В психологическом словаре «компетентность» — психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. Понятие этимологически тесно связано с понятием «компетенция».

Многими учеными компетенция трактуется как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения дисциплине и как способность к выполнению деятельности на основе знаний, навыков, умений.

Д.И. Ушаков в своем словаре дает следующее определение: «компетентность - осведомлённость, авторитетность, компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [1].

По мнению ДЖона Равена, компетентность — специфическая способность, которая необходима для успешного выполнения какого-либо действия в конкретной предметной области и содержащая узкоспециальные знания, предметные навыки, способы мышления, пони-

Kazakova Olga Viktorovna psychological

THE PROBLEM OF COMMUNICATIVE ... science

мание ответственности за свои действия.

Ученые с разных позиций рассматривали эту проблему и вкладывали неоднозначный смысл в определение понятия компетентность. С.Г. Вершловский и Ю.Н. Кулюткин понимали компетентность как характеристику личности, В.Ю. Кричевский - как реализацию функций, В.А. Сластенин — как совокупность коммуникабельных, конструктивных, организаторских умений личности. Л.И. Панарин считал, что компетентность — это личное качество субъекта, его специализированной деятельности в системе социального и технического разделения, как совокупность умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе [2].

Важно отметить, что некоторые ученые определяли компетентность как способность обладать знаниями и быть готовым решать задачи со знанием дела. Так, например, М.А. Чошанов выделил ряд признаков, которые характеризуют компетентность. Во-первых, мобильность знаний, т.е. возможность обладать оперативными и мобильными знаниями. Во-вторых, гибкость метода, умение применять различные методы, наиболее подходящие в данный момент времени. В-третьих, способность выбирать оптимальное решение среди множества предложенных вариантов, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.

Термин «коммуникативная компетенция» имеет большое количество вариантов определений и трактовок, что усложняет возможность теоретических обобщений и выделения единого, универсального определения данного понятия. Изучением понятия «коммуникативная компетентность» занимались отечественные и зарубежные ученые: Б. Спицберг, К. Данцигер, Дж. Равен, Петровская Л.А., Жуков Ю.М., Емельянов Ю.Н., Петрушин С.В., Куницына В.Н., Сидоренко Е.В., Ру-денский Е.В. и др.

Л.А. Петровская, М.Н. Вятютнев рассматривают коммуникативную компетентность как отдельную характеристику личности [3]; Казарцева Е.Ю. Гениева, Арцишевская Е.В — как часть более широкого понятия [4]; Ю.М. Жуков, Е.А. Климов — как часть других видов компетенций, и как отдельную характеристику личности одновременно [5]; Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалева — как индивидуальное качество и определенное состояние сознания группы людей [6].

Авторы раскрывают разные стороны понятия «коммуникативная компетенция». Каждый из них предлагал свое понимание данного качества личности.

Обобщая трактовки понятия «коммуникативная компетентность», можно констатировать, что это сложное, многокомпонентное психологическое образование, способность человека устанавливать и совершать необходимые контакты с другими людьми.

Изучение проблем коммуникации позволило выделить следующие формулировки понятий «коммуникация» и «коммуникативная компетентность».

Коммуникация рассматривается как процесс целевого обмена сведениями между людьми и группами, а также как система отношений между людьми, преследующая достижение их личностных целей. Коммуникативная компетентность, в свою очередь, понимается как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления обмена сведениями между людьми и группами.

Понятие «коммуникативная компетентность» имеет свою структуру. Основные подходы к структуре коммуникативной компетентности были выделены в процессе изучения научных трудов различных авторов.

Коломенский Я.Л., Петрушин С.В., Зотова И.Н., Галич Г.О., Алифанова Е.М., Метелева Л.А., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., Насиленко Л.А., Ясаревская О.Н. определяя структуру коммуникативной компетентности, выделяют когнитивный (знаниевый), поведенческий и эмоциональный (аффективный) компонент. Коломенский Я.Л., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. 320

Стадников М.Д., Гончарова К.Э. помимо перечисленных включают также мотивационный компонент, Богомаз З.А., Галич Г.О., Павловская Н.Г., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В, Чижкова М.Б., Петрова Е.И. - личностный, ценностно-смысловой, Гончарова К.Э.- индивидуально-личностный, общекультурный [4, 7-19].

Сидоренко Е.В., Зотова И.Н. [20, 4] трактуют структуру коммуникативной компетентности сквозь коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения. Пономарева И.Б. и Трубочкин В.П. [21] в своих трудах дают более широкие названия тем же самым структурным компонентам коммуникативной компетентности. Ими были выделены блоки компонентов коммуникативной компетентности: коммуникативные личностные качества; владение техникой общения — навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий; владение методикой и тактикой общения, умение строить общение в целостных ситуациях деятельности.

Буртовая Н.Б. понимает коммуникативную компетентность как совокупность социально-психологического, индивидуально-психологического и психофизиологического уровней [22]. На каждом из этих уровней происходят свои закономерности развития коммуникативной компетентности.

Изучая коммуникативную компетентность будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки и личностного становления, необходимо рассматривать личностные психические новообразования, характерные юношескому возрасту. По мнению психологов, данному возрасту характерны определенные личностные качества: глубокая рефлексия; осознание собственной индивидуальности; формирование жизненных планов; готовность к самоопределению в профессии; установка на сознательное построение собственной жизни; постепенное «врастание» (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности; развитие самосознания; активное формирование мировоззрения. Рассматривая виды общения в юношеском возрасте, можно выделить преобладание интимно-личностного и профессионального общения, процесс развития которых в данном возрасте еще не завершен и находится на уровне формирования. Общение в целом и коммуникативная компетентность в частности становятся неотъемлемым компонентом взаимодействия с другими людьми. На уровне усвоения профессионально важных качеств в условиях различных видов деятельности становится возможным приобретение навыков делового общения. Благоприятному их формированию, как напрямую, так и косвенно, способствует успешная деловая коммуникация.

Значимость решения проблем развития коммуникативной компетентности обусловлена её недостаточной сформированностью у будущих специалистов. Студенты не сталкиваются с ситуациями делового общения повседневно и имеют малый опыт взаимодействия в профессиональном плане, несмотря на большое количество гуманитарных дисциплин и практик. Создание и применение искусственных деловых ситуаций имеет большое значение для практики общения. Правильно сформированная коммуникативная компетентность — залог грамотной личности, умеющей выразить свое мнение, достигнуть поставленной цели и быть успешной в общении.

Важно развивать основные коммуникативные качества личности, используя ресурсы, способствующие совершенствованию коммуникативных процессов, из различных предметных областей. Таким образом, для развития коммуникативной компетентности у студентов как у будущих специалистов необходимо обеспечить целевой подход к этой работе, осуществлять её на всех стадиях развития студентов как личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

психологические науки

Казакова Ольга Викторовна ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ ...

2. Иванова Д.И., Митрофанов К.Р., Соколова О.В. Компетент-ностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструкции. -М.: АПК и ПРО, 2003. - 101с.

3. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85.

4. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности //Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика» Таганрог: 2006. №13. С.225-227.

5. Королева, М. А. Коммуникативная компетентность студентов педвуза как одно из профессионально значимых качеств личности педагога. 2013. 115 с.

6. Менькина С. М. Коммуникативная компетентность: от теории к практике формирования //Среднее профессиональное образование. 2011. №. 12. С. 12-18.

7. Коломинский Я.Л. Человек: психология. — М., 1986.

8. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек). — М, 2004. — 256 с.

9. Галич Г.О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков. // Известия ПГПУ. 2008 г. №7. С. 124-128.

10. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /Алифанова, Елена Михайловна. —Волгоград, 2001. —164с.

11. Наливайко Т. Е., Шинкорук М. В. Сущность и структура социальной и коммуникативной компетентностей личности//Ученые записки Комсомольского- на-Амуре государственного технического университета. 2010. №. 2. С. 50-54.

12. Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2 (7). С. 45-47.

13. Ясаревская О.Н. Коммуникативная компетенция - основа иноязычной коммуникативной компетенции //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 178-183.

14. Насиленко Л.А. Формирование коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях высшего учебного заведения (из опыта университета современных знаний) // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 31-33.

15. Стадников М.Д. Педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетентности специалистов по технической защите информации //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 150-153.

16. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.

17. Толикина Е.А. Коммуникативная компетентность как базовый компонент компетентностной структуры образовательного результата //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 192-195.

18. Чижкова М.Б., Петрова Е.И. Изучение коммуникативной толерантности как профессионально важного качества будущих медицинских работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 275-277.

19. Богомаз З.А. Взаимосвязь коммуникативных компетентно-стей и профессионально-педагогической позиции преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений среднего профессионального образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 90-94.

20. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с, ил.

21. Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения — М.: Академия МВД РФ, 2006.

22. Буртовая Н.Б. Профессиональная и коммуникативная компетентность педагога ВУЗА. //Вестник ТГПУ. 2012. № 6. С.180-181.

Статья поступила в редакцию 19.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.