Таблица 4
Сравнительный анализ динамики развития профессиональных качеств у испытуемых экспериментальной (п=17) и контрольной (п=17) групп в ходе педагогиче-_____________________________ского эксперимента____________________________
№ п/п Показатели Уровни развития качеств
ЭГ (х ± т) КГ (х ± т)
До После Р До После Р
1. Профессиональная работоспособность, у.е. 18,7±1,2 24,9±1,1 0,05 18,8±1,3 20,1±1,2 -
2. Тест Купера (бег 12 мин), м 28,97±15,3 3157±14,5 0,05 2912±17,1 2934±16,5 -
3. Становая сила, кг 114,7±7,7 141,1±6,5 0,05 115,7±7,5 121,3±7,2 -
4. Кистевая сила, кг 37,2±4,2 53,7±3,7 0,05 37,8±3,9 42,1±3,7 -
5. Жим гири 24 кг, кол-во раз 17,1±2,7 29,3±2,1 0,05 17,5±1,9 21,3±2,1 -
6. Бег на 100 м, с 13,7±0,7 12,8±0,5 - 13,6±0,6 13,4±0,7 -
7. Интегральный показатель тепловой устойчивости 21,3±5,4 41,4±4,9 0,05 21,7±5,5 27,2±6,2 -
8. Техническое мышление 62,3±7,2 75,1±7,1 - 63,1±7,0 70,1±6,8 -
9. Уравновешенность нервных процессов РДО 14,1±3,1 25,7±2,8 0,05 15,1±3,2 18,3±2,7 -
10. Объем слуховой и зрительной памяти 27,2±4,2 29,3±3,9 - 27,8±3,9 29,2±2,9 -
11. Сосредоточенность внимания 15,3±2,7 27,1±2,2 0,05 15,7±2,5 20,1±3,1 -
12. Острота зрения 3,4±0,3 3,5±0,4 - 3,7±0,2 3,6±0,3 -
13. Проба Штанге, с 43,2±3,5 58,7±3,4 0,05 44,1±2,9 48,5±3,1 -
14. Проба Генча, с 32,7±3,6 44,5±3,2 0,05 32,8±3,5 43,7±2,7 0,05
15. ЧСС, уд/мин 72,3±4,1 59,7±3,7 0,05 71,7±3,2 67,2±3,1 -
16. Коэффициент выносливости 17,5±0,5 14,2±0,3 0,05 17,4±0,7 16,1±0,8 -
ЛИТЕРАТУРА
1. Арадахов, Ш.Г. Содержание и методика базовой подготовки в горном туризме : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Арадахов Ш.Г. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб., 2010. - 23 с.
2. Егорин, С.В. История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях / С.В. Егорин, Б.Г. Лунев // Вестник безопасности. - 2009. - № 4. - С. 22-24.
3. Соболев, Г.Г. Горноспасатели / Г.Г. Соболев. - М. : Недра, 1991. - 154 с.
4. Харитонов, В.А. Проведение аварийно-спасательных работ в условиях угольных шахт / В.А. Харитонов, В.А. Шолохов // III Межведомственная науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы обеспечения безопасности в Российской Федерации» (17 апреля 2009 года). - Екатеринбург : УрИ ГПС МЧС России, 2009. - Ч. 2. - С. 108112.
5. Учебник спасателя / С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар : Советская Кубань, 2002. - 528 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РОДОВОЙ ВОСПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, Научно-исследовательский центр интегрально-синергетической психологии и психотерапии (НИЦ ИСПП),
Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам изучения базовых факторов,
формирующих основы жизненного пути личности. Приведены данные исследования, направленного на изучение закономерностей воспреемственности личностных черт между поколениями родовой истории.
Ключевые слова: родовая воспреемственность, семейная история, жизненный путь личности, субъектная активность.
PROBLEM OF THE LIFE JOURNEY RESEARCH IN A CONTEXT OF FAMILY
GENERIC INHERITANCE Anatoliy Viktorovich Osnitskiy, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Research center of integral and synergetic psychology,
Saint Petersburg
Annotation
The article covers some theoretical and practical aspects of basic factors forming a ground of an individual course of life. Some results of a research aiming to examine the regularities of personal features inheriting between generations have also been introduced.
Keywords: generic inheritance, family history, life journey, personal activity.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение закономерностей организации жизненного пути человека является одной из важнейших проблем в психологии личности. В последние годы можно отметить все возрастающий интерес к данной проблематике, опубликовано несколько новых и переизданных монографий [1,2,3,4,7]. Необходимо отметить, что в отечественной психологической традиции вопрос о жизненной истории личности рассматривается преимущественно в общетеоретическом ключе. В то время как зарубежные исследователи, напротив, в большей степени ориентированы на методы практической психокоррекционной работы с индивидуальными случаями. Очевидно, что оба этих направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга, и связующим звеном между ними могут стать только научно-теоретические и научно-практические исследования.
Проблематика исследования жизненного пути личности состоит в многосложности взаимодействия факторов, влияющих на его развитие. К таким предопределяющим факторам следует отнести особенности социально-исторического фона, природных и биологических влияний, психологических особенностей семейных отношений. В индивидуальный узор личной истории вплетаются как уникальные, так и универсальные сюжеты: судьба личности и судьба поколения, индивидуальная активность и социальный контекст, история конкретной семьи (родительской, супружеской) и родовая история предков. Таким образом, оказываются одновременно востребованными и феноменологический, и статистический принципы исследования. При этом немаловажную роль играет и фокус рассмотрения биографического материала. Так, в погоне за индивидуальными нюансами жизненного пути можно упустить из виду общие закономерности, а учитывая преимущественно макросоциальные факторы удалиться от собственно психологического - личностного контекста рассмотрения проблемы. В связи с этим наиболее оптимальным в изучении жизненного пути представляется мик-росоциальный уровень. И ключевым звеном в рамках данного подхода, по нашему мнению, должна стать семья.
Представляется очевидным, что влияние всех социальных и многих биологических факторов на формирование личности осуществляется не напрямую, а опосредованно, преломляясь во внутрисемейном взаимодействии. Так, влияние исторического контекста преломляется через социальный и экономический статус семьи в данном обществе и в данный период времени. Особенности формирования самой семьи, отношения к браку, деторождению, взаимодействию с детьми (безусловно, не сводящегося к вопросу воспитания), их образованию, здоровью - все это и многое другое является отражением общесоциальных норм, специфическим образом трансформируясь в
рамках конкретной семьи.
Кроме того, необходимо отметить, что само появление на свет нового человека, то есть начало его жизненного пути, является в свою очередь значимым событием жизненного пути его родителей. Ребенок становится частью жизненного пути родителей, влияя на него на протяжении многих лет, и, в то же время, находясь под влиянием особенностей их жизни. Таким образом, несомненным представляется тот факт, что начальный этап жизненного пути человека - этап формирования личности разворачивается в ходе развития жизненных путей членов его семьи, личностное формирование которых, в свою очередь, происходило под влиянием жизненного пути их родителей, и так далее вглубь поколений. С данной точки зрения вопрос формирования индивидуальных особенностей личности предстает в свете целостного процесса непрерывного развития целой цепочки жизненных путей многих поколений родовой истории.
Многолетнее исследование особенностей жизненного пути в контексте родовой истории позволило нам выявить ряд закономерностей в рамках данного процесса, как на уровне индивидуальных черт, так и в контексте супружеских и родительско-детских отношений. Полученные статистические данные были освещены в ряде предыдущих публикаций [5,6]. В рамках данной статьи будут рассмотрены результаты качественного анализа родовых историй.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках качественного анализа мы рассматривали наиболее информативные материалы родовых историй, опираясь на такие подходы, как са8е-81^у и теоретическая выборка в рамках метода обоснованной теории. Данные принципы, на наш взгляд, оказались наиболее эффективны для данного исследования, так как позволили непредвзято, без готовых теоретических лекал, подойти к рассмотрению эффекта вос-преемственности между поколениями. Ход изучения родовых анамнезов происходил в постоянной смене дедуктивной и индуктивной стратегий: на основании данных нескольких анамнезов формулировались рабочие гипотезы о закономерностях и механизмах воспреемственноси, которые в дальнейшем рассматривались с точки зрения прогностичности на отдельных случаях, в деталях, и вновь корректировались исходя из наиболее часто встречающихся тенденций.
Для упорядочения и выявления общих закономерностей в ходе качественного анализа использовался метод фокусных генограмм - графических репрезентаций родовой истории, отражающих различные особенности биографии членов рода (личностные черты, характер родительско-детских и супружеских отношений, значимые события жизни и т.п.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследования нас интересовали закономерности преемственности субъектных и личностных особенностей, не сводимых к психофизиологическим параметрам. Так, при анализе содержания и направленности наиболее устойчивых поведенческих тенденций выявляются такие особенности, как: отношение к собственной личности и окружающим микросоциальным группам, коммуникативные качества, стереотипы социального поведения.
В ходе анализа всей совокупности данных по каждому члену родовой истории выделялись наиболее характерные особенности его системы отношений и личностных черт. Далее составлялась фокусная генограмма, несущая информацию о личностных особенностях каждого члена рода, благодаря которой выявлялись воспреемственные черты внутри родовой истории.
В результате проведенного исследования были выявлены следующие закономерности:
1) Воспреемственность личностных особенностей в значительной мере сопряжена с полом: схожие черты наблюдаются у представителей рода одного пола, в том
числе и в случаях отсутствия прямого контакта и кровного родства между членами семьи (например, между свекровью и невесткой, тестем и зятем и т.д.). При этом в родовой истории может встречаться несколько относительно постоянных конфигураций личностных черт.
2) Особенности личности в большей степени взаимосвязаны с родственниками по линии родителя противоположного пола - то есть женщины по линии отца для девочек и мужчины по линии матери для мальчиков.
3) Данные качественного анализа биографических материалов показали, что зачастую воспреемственность личностных особенностей прослеживается при изучении всего жизненного пути личности. Очевидно, мы имеем дело с процессом постепенного разворачивания эффекта восприемственности по мере формирования личности, а также реализации дальнейших жизненных задач. Таким образом, наиболее прогностич-ными в отношении периода зрелости жизненного пути личности оказываются не особенности поведения в детстве, а особенности жизни и черт личности родителей и более далеких предков в аналогичном возрастном периоде.
Помимо исследования воспреемственности индивидуальных, личностных особенностей, мы рассматривали относительно стабильные, воспроизводящиеся в родовой истории, системы семейных отношений. В данном случае анализ осуществлялся не на материале индивидуального жизненного пути, а на совокупных данных о взаимодействии и стереотипах отношений в нуклеарной семье: мать-отец-ребенок (дети).
В результате было выявлено, что в рамках родового анамнеза преобладают один или несколько вариантов построения внутрисемейных - межсупружеских и родительско-детских отношений.
Анализ родовых генограмм в совокупности с общими данными о мотивации обоих супругов при вступлении в брак, рождении детей, а также экономических, социальных и психологических обстоятельствах жизни семьи, позволяет выявить наиболее выраженные в родовой истории стереотипы семейных проблем (экономическое неравенство, созависимость, измена и т.д.) и способы их решения (развод, сохранение семьи при эмоциональной изоляции супругов или продолжающихся конфликтах, конструктивное разрешение ситуации).
Воспроизведение внутри родовой истории семейных стереотипов находится в тесной взаимосвязи с особенностями выбора партнера для построения семьи. Так, на основании совокупных данных о семейной истории и воспреемственности личностных особенностей можно проследить выраженные закономерности, чаще всего не осознаваемые на фоне создания семьи, в выборе партнерами друг друга. Мы предполагаем, что только такой неслучайный принцип выбора супруга и образования семьи может обеспечивать механизм воспреемственности, так как каждая нуклеарная семья в новом поколении фактически образовывается при соединении двух ранее не связанных родовых историй. При отсутствии подобного принципа имела бы место случайная комбинация особенностей личности и внутрисемейных отношений между родителями.
ВЫВОДЫ
Данные качественного анализа фокусных генограмм и биографических материалов, отражающих ход родовой истории, во многом дублируют результаты, полученные нами в ходе статистического корреляционного исследования [5,6], позволяя при этом, рассматривать выявленные закономерности в динамике процесса их разворачивания. Данное преимущество позволяет нам сформулировать ряд теоретических выводов и предположений, объясняющих полученные данные.
С нашей точки зрения механизмы, обуславливающие воспроизведение личностных черт и внутрисемейных отношений, имеют протяженность в пределах первых двадцати лет жизни человека, и представляют собой сложную структуру взаимоотношений и взаимодействия, как отдельных индивидуумов, так и малых социальных групп, представляющих различные поколения. При этом особенности формирования
личности в последнем поколении содержат как компонент воспроизведения паттернов, существовавших в прошлых поколениях, так и проявления дифференцированных особенностей, определяющихся актуальными обстоятельствами жизни и постепенно набирающей вес субъектной активностью самого человека. Данные два процесса - воспроизведения и преобразования личностных особенностей каждого последующего поколения - могут быть рассмотрены как факторы наследственной устойчивости и изменчивости применительно к психосоциальным особенностям личности. Однако, для того чтобы не смешивать сферу нашего исследования с областью психогенетики, мы, вместо понятия «наследственность», предлагаем термин «воспреемственность».
Таким образом, жизненный путь личности может рассматриваться как результат влияния трех базовых факторов: родовой воспреемственности, социально-
исторической среды и субъектной активности человека. При этом исключительно последний фактор - способность личности к сознательной, целенаправленной и относительно свободной активности позволяет преодолевать влияние двух первых факторов и способствовать социально-психологической коррекции жизненного пути человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кро-ник. - М. : Смысл, 2008. - 267 с.
2. Гольжак де, В. История в наследство / В. де Гольжак. - М. : Издательство института психотерапии, 2003. - 232 с.
3. Коржова, Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. - СПб. : Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
4. Кроник, А.А. Каузометрия : методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М. : Смысл, 2003. - 294 с.
5. Осницкий, А.В. Теоретико-методологические основы наследственности психических свойств личности / А.В. Осницкий // Вестник Санкт-Петербургского Университета. - 2008. - Сер. 12, вып. 1. - С. 187-198.
6. Осницкий, А.В. Взаимосвязи личностных черт супругов как отражение паттернов родительско-детских отношений / А.В. Осницкий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 71-75.
7. Шутценбергер, А.А. Синдром предков / А.А. Шутценбергер. - М. : Издательство института психотерапии, 2005. - 256 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ
Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук,
Любовь Анатольевна Рыжкина, соискатель,
Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ),
г. Ульяновск
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке педагогической технологии применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы. Авторами установлена ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность профессиональной деятельности данной категории специалистов и психолого-педагогических условий, необходимых для эффективной реализации разработанной технологии их профессиональной подго-