Научная статья на тему 'Проблема исторической памяти в творчестве Р. И. Мамилова'

Проблема исторической памяти в творчестве Р. И. Мамилова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК-МОНУМЕНТАЛИСТ / ПОРТРЕТ-ОБРАЗ / УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ / ТЕМА ТРАГИЧЕСКОГО / МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ / MURALIST / IMAGE PORTRAIT / MEMORIALIZATION / TRAGIC THEME / MONUMENTAL REALISM / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Акиева Хава Магомедовна

Статья посвящена исследованию темы исторического прошлого в монументальном искусстве советского скульптора Р.И. Мамилова. В деятельности мастера наиболее выпукло отражены художественные тенденции советского времени. В работе проводится анализ профессионального становления художника, поиска стилистических особенностей, основанных на введении в классический бытовой портрет и исторический жанр элементов национальной культуры. Р.И. Мамилов первый из ингушских скульпторов, кто выходит за рамки идейно насыщенной советским реализмом художественно организованной среды. Акцент на национальные типы, использование в качестве образной базы мифологических народных сюжетов в этом видится новаторство Р.И. Мамилова. Автор приходит к выводу, что творческий поиск скульптора в области сохранения национальной идентичности и исторической памяти, элемент национального в его произведениях повлияли на формирование стилистической специфики ингушского монументального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Memory in the Works of R.I. Mamilov

The study discusses the historical past in the monumental art of the Soviet sculptor R.I. Mamilov. The artistic trends of the Soviet era are most clearly reflected in his works. The research analyzes the professional development of the artist, the search for his style based on the introduction of the elements of national culture into the historical genre. R.I. Mamilov is the first Ingush sculptor who goes beyond the ideological Soviet realism. The novelty approach of R.I. Mamilov consists in the emphasis on national types, the use of mythological folk plots as a basis for image. The author concluded that the creative search of the sculptor in the field of the preservation of national identity and historical memory, the national element in his works influenced the special style of the Ingush monumental art.

Текст научной работы на тему «Проблема исторической памяти в творчестве Р. И. Мамилова»

УДК 93/94:72Мамилов Акиева Хава Магомедовна

кандидат философских наук,

доцент кафедры философии Ингушского

государственного университета

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Р.И. МАМИЛОВА

https://doi.org/10.24158/fik.2019.9.21 Akieva Khava Magomedovna

PhD, Associate Professor, Department of Philosophy, Ingush State University

HISTORICAL MEMORY IN THE WORKS OF R.I. MAMILOV

Аннотация:

Статья посвящена исследованию темы исторического прошлого в монументальном искусстве советского скульптора Р.И. Мамилова. В деятельности мастера наиболее выпукло отражены художественные тенденции советского времени. В работе проводится анализ профессионального становления художника, поиска стилистических особенностей, основанных на введении в классический бытовой портрет и исторический жанр элементов национальной культуры. Р.И. Мамилов - пер-вый из ингушских скульпторов, кто выходит за рамки идейно насыщенной советским реализмом художественно организованной среды. Акцент на национальные типы, использование в качестве образной базы мифологических народных сюжетов -в этом видится новаторство Р.И. Мамилова. Автор приходит к выводу, что творческий поиск скульптора в области сохранения национальной идентичности и исторической памяти, элемент национального в его произведениях повлияли на формирование стилистической специфики ингушского монументального искусства.

Summary:

The study discusses the historical past in the monumental art of the Soviet sculptor R.I. Mamilov. The artistic trends of the Soviet era are most clearly reflected in his works. The research analyzes the professional development of the artist, the search for his style based on the introduction of the elements of national culture into the historical genre. R.I. Mamilov is the first Ingush sculptor who goes beyond the ideological Soviet realism. The novelty approach of R.I. Mamilov consists in the emphasis on national types, the use of mythological folk plots as a basis for image. The author concluded that the creative search of the sculptor in the field of the preservation of national identity and historical memory, the national element in his works influenced the special style of the Ingush monumental art.

Ключевые слова:

художник-монументалист, портрет-образ, увековечивание памяти, тема трагического, монументальный реализм, национальная самобытность.

Keywords:

muralist, image portrait, memorialization, tragic theme, monumental realism, national identity.

Искусство в различные исторические эпохи отражало творческий взгляд человека на жизнь, судьбу и основные нравственные ценности. Монументальная пластика обладает наилучшими средствами эмоционального влияния. Усиливая торжественность и величие, она обеспечивает трансляцию эмоционально значимой информации. Искусствовед С.М. Червонная отмечает, что «важнейшим критерием ценности произведений искусства, глубины идейного, эмоционального заряда этих произведений, силы их воздействия на общественное сознание является сравнение художественного образа с самой действительностью, проверка истинности искусства жизнью» [1, а 184].

Тема исторической памяти в советском искусстве - одна из самых востребованных. В монументальной пластике она выступает визуализатором и транслятором самых значимых событий и деятелей отечественной истории.

Монументальное искусство ингушей имеет древнюю историю. Широко известна средневековая ингушская архитектура, богато украшенная каменными барельефами мифологического содержания. Храмовые и башенные сооружения, ритуальные памятники и каменные изваяния сегодня являются достоянием многонациональной культуры России.

В истории монументального искусства ингушей одним из фундаментальных направлений являются надгробия. Богатый археологический материал склепов и ингушских кладбищ иллюстрирует длительный период формирования стилистики, форм и методов нанесения орнамента, знаков и изображений на камень. В советское время «все больше крупных мастеров начинают работать над темой мемориального памятника, как коллективного, что связано с годовщинами многих событий Великой Отечественной войны, так и индивидуального надгробия» [2, а 7].

Монументальное искусство национальных республик развивалось в общем контексте тенденций советской культуры. Однако становление изобразительного искусства Ингушетии, его характер и особенности не получили должного научного внимания. Историография вопроса очень скудна. Можно привести лишь несколько трудов, в которых обзорно представлена информация по затрагиваемой теме [3].

Данная статья посвящена анализу деятельности основоположника советского монументального искусства из числа ингушей Руслана Израиловича Мамилова. Исследование творчества этого первого профессионального скульптора, к сожалению, также не получило соответствующего научного осмысления. Значительная часть литературы включает в себя работы популярного и подчас беллетристического характера [4].

Руслан Израилович - один из ярких, талантливых и самобытных скульпторов, творчество которого многогранно. Он проявил себя как создатель произведений малых форм и станковой скульптуры. Его работы представлены также в жанрах монументальной, парковой и мемориальной скульптур.

Среди многих творений особо примечателен памятник «Пожарным». Именно это произведение принесло его автору широкую славу (рисунок 1). Установленный в ноябре 1968 г. на ул. Индустриальной г. Грозного, памятник стал известен в Чехословакии, Румынии, Венгрии и других странах социалистического лагеря как произведение, посвященное героическому подвигу работников тыла во время Великой Отечественной войны. Памятник, ставший одним из символов города, был сооружен в честь его защитников, отразивших в 1942 г. налеты фашистской авиации и погибших во время тушения пожаров нефтяных промыслов. Ингушский скульптор-монументалист смог передать напряжение сил и накал борьбы сражавшихся с огнем. Основу скульптурной композиции составляет полуобнаженный мужчина, сгибающий в могучих руках железнодорожный рельс. Он нависает над фашистской бомбой, накрывает ее, пытаясь согнуть рельс до конца.

Рисунок 1 - В мастерской скульптора. Работа над памятником «Пожарным»

Используемый автором в качестве материала чугун выглядит воздушно, динамично и выразительно. Мастерство скульптора играет важную роль в создании произведения из необработанных твердых материалов, еще более оно необходимо, когда речь идет о художественном литье. Чугун более хрупкий и менее ковкий, чем сталь. Литье скульптур из чугуна - универсальная работа, требующая владения чеканным искусством, умения формовки и декоративной отделки.

Внутренняя экспрессия композиции рождает ощущение трагизма событий осени 1944 г. Хроника того времени рассказывает о налете немецкой авиации на Грозный, имевшем целью разрушить промышленный район и уничтожить хранилища нефти. Сбросив фугасные бомбы на нефтеперегонные установки, операторные, насосные станции, ТЭЦ и нефтяные резервуары, фашисты разрушили около 150 промышленных объектов. Наиболее страшным оказался пожар в нефтяном амбаре, в котором хранилось около миллиона тонн нефти. Горящая нефть через разрушенное бомбами обвалование (система защитных валов) устремилась в город, плавя трам-

вайные рельсы и столбы, сжигая все на своем пути. Лишь благодаря усилиям пожарных и простых жителей, брошенных на рытье траншей, удалось остановить пожар. «Самоотверженная борьба людей с огнем в воображении скульптора вылилась в символическую картину борьбы добра и зла, словно предстали в борьбе самые противоречивые начала, движущие человеческую историю. Так родился своеобразный замысел: полуобнаженный титан, сражается с огнем фашистской бомбы» [5] (рисунок 2).

Монумент выполнен в традиции социалистического реализма. С высоким профессионализмом Р.И. Мамилову удалось запечатлеть подвиг пожарных. Воссоздавая события того времени, мастер сумел представить монументальный и вместе с тем жизненный образ советского человека. Основное внимание скульптор сосредоточил на раскрытии идейного замысла - выразить силу и энергию защитника родины. Эти качества были воплощены посредством замкнутой в круг линии движения скульптуры, через органическую связь ее форм и линий, а также соотношения масштабов памятника и пространства. Реально-бытовой сюжет автор поместил в пейзажное окружение.

Однако наряду с традиционными моделями, в рамках которых проявлял себя мастер (паттернами героя, обобщенного типа человека, преданного родине), Р.И. Мамилов вводил новации. Реалии процесса десталинизации начала 1950-х гг., повлекшей изменения как в политической жизни общества, так и в культурной, освободили место экспериментам. Период оттепели размыл границы эстетического, культурная регламентация 1930-40-х гг. сменилась эстетическим плюрализмом [6, с. 278-279].

Мастер дополнил традиционный стиль новым содержанием: он создал могучего и грозного титана как символ мифологической победы нового над старым, победы прогресса. Нехарактерные черты - обнаженный торс, высоко поднятые руки, склоненная голова - сближают образ со скульптурными изображениями атлантов-титанов, обращенных в камень. Образная основа памятника приближена к народному культурному герою, эпическому богоборцу Курюко (инг. Куркъа), ценою жизни принесшему благоденствие (огонь и пищу) своему народу. Национальный момент интерпретирован мастером в русле общепонятного и близкого каждому мотива борьбы за лучшую жизнь. Полукруглая сфера задает динамику композиции. Поднятая высоко над головой, она опрокинута на крепкие руки и воплощает небесный свод, поддерживаемый архаическими титанами.

По окончании работы над памятником Р.И. Мамилов был принят в члены Союза художников СССР.

Рисунок 2 - Памятник «Пожарным», 1968 г.

Отметим, что Руслан Израилович получил академическое художественное образование, несмотря на то что в 1944 г. был депортирован вместе с родителями в Казахстан. В 1952 г. благодаря помощи известного танцора М. Эсембаева он познакомился в г. Фрунзе (ныне г. Бишкек) с мастером монументально-декоративной скульптуры Ольгой Максимилиановной Мануйловой. В 24 года Р.И. Мамилов, имея за спиной только занятия в изостудии г. Владикавказа, получил возможность изучать искусство в мастерской известного скульптора О.М. Мануйловой, в то время активно работавшей в Киргизии. Творческие успехи юноши, в частности работа в группе над барельефом фасадной части здания Киргизского государственного театра, были замечены преподавателем Алма-Атинского художественного училища, скульптором Б.Т. Пенкиным. При его содействии в 1954 г. Р.И. Мамилов был зачислен на третий курс скульптурного отделения. Через год он переехал на родину матери Нино Гудашеури, в Грузию, и перевелся в Тбилисское художественное училище им. Н. Николадзе, которое с отличием окончил в 1958 г. В течение семи последующих лет скульптор работал в мастерских и фондах Грузии и Казахстана. В конце 60-х гг. XX в. Р.И. Мамилов вернулся на родину и устроился в мастерские художественного фонда РСФСР Чечено-Ингушского отделения в Грозном.

Авторское творение позволяет выявить индивидуальность и почерк его создателя. Каждый скульптор работает в собственном оригинальном стиле, отдавая предпочтение тому или иному направлению. Конечно, большая часть работ советской эпохи была подчинена идеологическим ориентирам, установленным властью: произведения должны были демонстрировать успехи и подвиги простого человека в сельском хозяйстве, тяжелой промышленности, спорте, науке, искусстве и т. д. В этом смысле произведения Р.И. Мамилова находятся в русле общей художественной тенденции.

В мастерской автора были созданы скульптурные портреты плеяды героев Гражданской войны («Чрезвычайный комиссар», «Портрет казахского героя Гражданской войны Аман-Гельды Иманова»), Героев Социалистического Труда А. Кагерманова, Т. Муслиевой, Л. Барахоевой и др. К середине 1960-х гг. относятся работы, посвященные известным деятелям культуры, науки, спорта и простых советских людей («Портрет скульптора-форматора Д. Джабраилова», «Казашка», «Портрет юноши», «Женщины», «Пробуждение», «Космонавт Комаров», «Писатель Б. Зязиков», «Чемпион Олимпийских игр И. Арсамаков»). Творения Р.И. Мамилова созданы с глубоким художественным проникновением, стремлением максимально точно показать индивидуальность портретируемого. С 1967 г. работы скульптора регулярно представлялись на художественных выставках и неизменно отмечались наградами.

В 1971 г. Р.И. Мамилов был избран председателем Союза художников Чечено-Ингушской АССР. На выставке в Москве в 1972 г. среди представленных произведений республиканских авторов «наиболее ярко удалось воплотить национальные особенности своего народа Р. Мами-лову. Посмотрите на его скульптуру "Горянка". В ней нашли отражение лучшие черты, присущие женщине гор. Она изящна, горда, поэтична и возвышенна. И в то же время в ее характере чувствуются твердость, умение бороться с жизненными невзгодами» [7].

Благодаря поддержке государства в советское время монументальное искусство развивалось посредством постоянного взаимообмена художественным опытом национальных культур. В профессиональном поиске художники союзных республик пытались внести в творчество элемент народных художественных традиций. Так, сюжетно-тематическая структура творчества Р.И. Мамилова менялась. Его приверженность к портретным изображениям с характерными для монументальной скульптуры советского времени высоким идеологическим звучанием, цельностью, правдивостью образа без лишней детализации уступала место национальным типам. Теперь это не страстные натуры, добившиеся признания и заслуг, а, например, собирательный образ ингушской женщины («Горянка») или молодого горца («Портрет юноши»). В последних работах мастера характер натуры вкладывался в цельный кусок формы, монолитные фигуры представали во власти энергии движения, в них ощущалось глубинное дыхание времени.

Произведения 70-х гг. XX в. ознаменованы формированием собственного творческого метода, индивидуальных манеры и стиля (рисунок 3). «Руслан Мамилов был не только талантливым скульптором и художником. Воспитанный в лучших ингушских традициях, он прекрасно знал и воспринимал европейскую культуру. Он был человек благороднейший души, интеллигентный, скромный, широко образованный» [8, с. 4].

Творческий путь Р.И. Мамилова отмечен правительственными наградами: в 1970 г. - медалью «За доблестный труд», в следующем году - «За трудовую доблесть». Произведения скульптора - портреты людей из народа, тружеников, спортсменов, писателей и политических деятелей - воспитывают любовь к родине, формируют чувство патриотизма. Особенностью художественного поиска мастера является обращение как к воинскому героизму отдельной личности,

так и к подвигу рядового советского человека. Ведущей в работах автора стала тема трагического, испытаний, борьбы жизни и смерти.

Рисунок 3 - Скульптор Р.И. Мамилов, г. Грозный, 1970 г.

Таким образом, в творчестве Р.И. Мамилова отразилась одна из самых устойчивых тенденций монументального искусства постсоветских республик - сохранение исторической памяти. При этом скульптор не является простым наблюдателем, он актуализирует историю. В его работах впервые затрагивается тема национальной среды. Последние творения мастера иллюстрируют поиск точек взаимодействия классических жанровых традиций с народным ингушским искусством. В произведениях Р.И. Мамилова национальное выражено не во внешних деталях, а в традиционном мироощущении. Впервые художник вписывает в контекст образной основы памятника героям войны фольклорно-литературные мотивы, черты народного восприятия цикличности времени, что транслирует философскую идею культурного героя.

Ссылки:

1. Червонная С.М. О революции, о войне и мире, о родной земле. Очерки развития советского изобразительного искусства на современном этапе. М., 1985. 191 с.

2. Ермонская В.В. Советская мемориальная скульптура. М., 1979. 214 с.

3. Выставка произведений художников Чечено-Ингушской АССР, посвященная 50-летию ВЛКСМ: живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное искусство, декоративно-прикладное и монументальное искусство : каталог / сост., авт. вступит. ст. А.А. Туладзе. Грозный, 1968. 20 с. ; Ингуши / отв. ред. М.С.-Г. Албогачиева, А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева. М., 2013. 509 с. ; Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (1920 - июнь 1941 г.) : сборник документов и материалов / сост. В.Д. Дериглазова [и др.]. Грозный, 1979. 244 с. ; Мареченков Ю.В. Художник: место в строю. Грозный, 1979. 72 с. ; Очерки истории Чечено-Ингушетии : проспект. В 2 т. Грозный, 1965.

4. Дзарахова З.М.-Т. Он ярко жил и тихо ушел // Ингушетия. 2013. 17 июля ; Лазебный Л. На верность Родине // Грозненский рабочий. 1974. 20 марта ; Мамилов Р.И. Жизнь и творчество: документы, фотографии, статьи / сост. Х.О. То-риева. Назрань, 2000 ; Эсмурзиев З. В камень вдохнувший жизнь. К 70-летию со дня рождения скульптора-монументалиста Р.И. Мамилова // Сердало. 1999. 17 февр.

5. Измайлов А. Человек! Это звучит гордо! // Грозненский рабочий. 1970. 28 февр.

6. Флорковская А.К. Творческие содружества эпохи оттепели: у истоков независимого искусства // Оттепель / отв. ред. Т.Л. Карпова. М., 2017. С. 278-290.

7. Микита И. Все краски солнца. Дни литературы и искусства Чечено-Ингушской АССР // Вечерний Ленинград. 1972. 22 июня.

8. Эсмурзиев З. В камень вдохнувший жизнь // Каталог / сост. Х. Ториева. Магас, 2000.

References:

Albogachieva, MS-G, Martazanov, AM & Solovyov, LT (eds) 2013, The Ingush People, Moscow, 509 p., (in Russian). Chervonnaya, SM 1985, On Revolution, War and Peace, Native Land. Essays on the Soviet Fine Art Development at the Present Stage, Moscow, 191 p., (in Russian).

Deriglazova, VD (et al.) (comps) 1979, Cultural Establishment in the Checheno-Ingush Republic (1920 - June 1941): Collection of Documents and Materials, Grozny, 244 p., (in Russian).

Dzarakhova, ZM-T 2013, 'He Lived Brightly and Left Quietly', Ingushetiya, July 17, (in Russian).

Ermonskaya, VV 1979, Soviet Memorial Sculpture, Moscow 214 p., (in Russian).

Esmurziev, Z 1999, 'He Who Breathed Life into Stone. To the 70th Anniversary of the Birth of the Monumental Sculptor R.I. Mamilov', Serdalo, February 17, (in Russian).

Esmurziev, Z 2000, 'He Who Breathed Life into Stone', in Kh Torieva (comp.), Catalog, Magas, (in Russian). Florkovskaya, AK 2017, 'Creative Communities of the Thaw Era: The Dawn of Independent Arts', in TL Karpova, (ed.), The Thaw Era, Moscow, pp. 278-290, (in Russian).

Izmailov A 1970, 'Man - How Proud It Sounds!', Groznenskyrabochy, February 28, (in Russian).

Lazebny, L 1974, 'Loyalty to the Motherland', Groznensky rabochy, March 20, (in Russian).

Mamilov, RI & Torieva, KhO (comp.) 2000, Life and Work: Documents, Photographs, Articles, Nazran, (in Russian).

Marechenkov, YuV 1979, Artist: Place in the System, Grozny, 72 p., (in Russian).

Mikita, I 1972, 'All the Colors of the Sun. The Days of Literature and Arts of the Checheno-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic', Vecherny Leningrad, June 22, (in Russian).

Tuladze, AA (comp.) 1968, Exhibition of Works by Artists of the Checheno-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic Dedicated to the 50th Anniversary of the Komsomol: Painting, Sculpture, Graphic Arts, Scenography, Applied and Monumental Art: Catalog, Grozny, 20 p., (in Russian).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Перевод: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.