штука: для вас восьмидесятый год - это Клеточников, Третье отделение, бомбы, охота на царя, а для меня - Островский, "Невольницы" в Малом, Ермолова в роли Евлалии, Садовский, Музиль...». История страны для него - «многожильный провод», правда во времени - «это слитность, все вместе: Клеточников, Музиль». С азартом и, вместе с тем, с досадой Сергей Леонидович восклицает: «Ах, если бы изобразить на сцене это течение времени, несущее всех, всё!». Ирина Латынникова средствами литературного театра пытается выразить эту слитность и полноту жизни в психологически тонком и очень пронзительном спектакле «Долгое прощание».
С эстетических позиций диалог рассматривается как инструмент интерпре-
тирования прозы. При переносе на сцену прозаический текст, превращаясь в диалог, теряет свою «литературность» и приобретает «драматизм», то есть подчиняется законам драматургии. Любое, самое сложное психологическое движение души переводится в действие, так как направлено на партнера, на изменение ситуации. Так решается проблема сценичности (театральной состоятельности) эпического текста. В целом диалогизм, рассматриваемый в эстетической плоскости, ведет к расширению палитры постановочных приемов, раздвигает границы режиссерской активности, а сам театр обретает новые возможности для развития сценических форм, создания методологических основ для интерпретирования и сценического переложения художественных текстов.
Литература
1. Киселева В. А. Ценностные ориентации Литературного театра «Слово» // Миры театральной культуры: коллективная монография / отв. ред. Л. Т. Зауэрвайн. - Кемерово: Примула, 2010. - С. 272.
2. Павис П. Словарь театра / под ред. Л. Баженовой. - М.: Изд-во «ГИТИС», 2003. - С. 103.
3. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. -С. 313.
4. Здесь и далее текст повести Трифонова Ю. В. цитируется по: Библиотека Либрусек. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/56641/read.
УДК 7
А. В. Ткаченко
МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КУЗБАССКОГО СКУЛЬПТОРА А. П. ХМЕЛЕВСКОГО В 70-80-х ГОДАХ ХХ ВЕКА
В работе рассматривается одна из граней творческого наследия выдающегося кузбасского скульптора А. П. Хмелевского - монументальное искусство. Тематика, сюжеты произведений отличаются большим разнообразием: памятные даты Российского государства, памятники выдающимся деятелям науки, культуры, искусства, тема взаимоотношений мужчины и женщины. Скульптор развивал традиции реализма и сумел сказать свое слово в отечественном монументальном искусстве.
Ключевые слова: монументальное искусство, скульптура, пластика, реализм, маньеризм, мону-ментализация, «интимизация» городской скульптуры
A. V Tkachenko
MONUMENTAL ART IN CREATIVE WORK OF KUZBASS SCULPTOR A. P. KHMELEVSKY IN THE 70-80s XXth
In this paper is shown monumental art as one of the facets of the creative heritage of outstanding Kuzbass sculptor A. P. Khmelevsky. Subjects, topics of works are a great variety: anniversaries of the Russian state, monuments of prominent figures of science, culture, art, the theme of relations between man and woman. Sculptor developed the tradition of realism and managed to have his say in the national monumental art.
Keywords: monumental art, sculpture, plastic, Realism, Mannerism, monumentalization, «intimacy» of the city sculpture
Алексей Павлович Хмелевской - один из наиболее ярких, талантливых и известных скульпторов Кемеровской области. Однако его творческое наследие до сих пор не получило должного осмысления и художественной оценки.
Творчество Алексея Хмелевского одинаково плодотворно развивалось по нескольким направлениям. Он проявил себя как талантливый медальер, а также как создатель произведений станковой скульптуры и скульптуры малых форм, которые в наибольшей степени способны отразить внутренний мир художника, его эстетические, нравственные и духовные предпочтения. Однако наиболее известны монументальные произведения А. Хмелевского, которые украшают улицы и площади города Кемерово. Большинство из них было создано в 70-80-е годы ХХ века. Художник прошел путь от камерной скульптуры малых форм, представленной медалями и плакетами, станковой скульптуры до высот монументальных скульптурных памятников. Со 2-й половины 70-х годов всё большее место в творчестве А. П. Хмелевского начинает занимать объемная монументальная скульптура.
А. Хмелевской начал заниматься этим видом искусства в то время, когда тематический диапазон российской скульптуры
стал значительно шире, усложнилась его образная драматургия, обогатились пластико-композиционные приемы.
В 1970-е годы ведущее значение в формировании городской среды уделяется монументальной пластике: памятники и монументы становятся такой же необходимой составляющей города, как архитектурные ансамбли, скверы, бульвары. Характерно не только увеличение количества памятников в населенных пунктах, но и применение различных композиционно-пластических решений при их создании. На смену тиражным скульптурам приходят авторские произведения.
Изменения в монументальном искусстве 1960-1980-х годов Н. В. Воронов рассматривает как «сложение новой концепции монументальной пластики»: памятники и монументы приобрели менее официальный характер, усилилась их роль в окружающей среде, в процессе градообразования, в достижении синтеза с архитектурой. Вопрос о герое монументальной пропаганды ставится по-новому, более широко, что привело к увеличению круга лиц, которым устанавливались памятники, к распространению памятников-символов, посвященных явлениям или событиям, к «демократизации» и «символизации» монументальной скульп-
туры. Эти явления определили, с одной стороны, процесс монументализации городской скульптуры, а с другой - ее интимиза-цию. Монументализация проявляется как комплекс композиционно-художественных приемов, ведущих к большей величавости, строгости, содержательности отдельных памятников, и как значительное увеличение числа мемориалов, монументов, памятников-символов, микроансамблей, посвященных обобщенным понятиям, событиям, большим коллективам людей. Интимизация же проявляется в уменьшении размеров памятников, в приближении их к человеку, в использовании приемов и средств станкового искусства [1, с. 56].
В творчестве А. П. Хмелевского первой такой работой стал монумент «Дружба народов» (1980), посвященный трудящимся Кузбасса и Венгерской Народной Республики, расположенный на улице Весенней в г. Кемерово. Работу над ним скульптор закончил в 1980 году, и в конце года, 5 ноября, монумент был торжественно открыт. У областного центра Кузбасса в Республике Венгрия есть город-побратим Шалготарьян, шахтёрский центр этой страны. Ко времени создания памятника движение городов-побратимов по всему миру уже организационно оформилось и насчитывало историю в несколько десятилетий. В 1957 году создана Всемирная федерация породнённых городов, а в 1964 подобная организационная структура возникла и в СССР. Для Кузбасса установка такого монумента имела особое значение. Созданию монументального памятника способствовало глубокое проникновение скульптора в суть исторических явлений. Известные события в Венгрии 1956 года и последовавшее через десять лет восстание шахтёров Шалготарья-на придавали этому событию некий политический подтекст [4]. В таких случаях искус-
ство всегда призвано обслуживать интересы власти. Здесь молодой и успешный художник, имеющий к тому же хорошее столичное образование, смог себя реализовать в полной мере. Выполнение такого заказа сделало его в некоторой степени официальным скульптором, за что позднее его называли даже кузбасским Церетели.
Памятник относительно небольшого размера, так как он находится на замыкании перспективы неширокой, «камерной», с обильной зеленью по обеим сторонам улицы Весенней. Площадка, на которой он расположен, небольшая, замкнутая с двух сторон зданиями, поэтому и весь строй пластического, композиционного решения располагает к близкому, неторопливому общению. Силуэт памятника вытянут вверх и напоминает стилизованный цветок, вырастающий из земли. Основа памятника выполнена из бетона. С одной стороны художник помещает две женские фигуры, олицетворяющие дружбу народов, с другой стороны изображен юноша-шахтер, символизирующий профессиональную общность двух областей. Скульптуры выполнены из меди.
Монумент исполнен с высокой степенью профессионализма, скульптор хорошо прочувствовал и нашел масштабные соотношения памятника и пространства, общего целого и частного отдельных деталей (орнаменты, ветвь в руке шахтера). В ритмической мягкости и плавности форм, в изяществе и строгости деталей есть необходимая камерность звучания, продиктованная местом расположения.
Особенно плодотворным для скульптора оказался 1985 год. В Кемерово 20 июня 1985 года открылась VI зональная выставка «Сибирь социалистическая». Такой смотр сибирского изобразительного искусства имел огромное значение для культурной и художественной жизни Кузбасса. Монументаль-
ное произведение А. П. Хмелевского «Земля Кузнецкая» стало эмблемой проходящей выставки. Сначала оно было установлено у входа в Манеж, где проходила выставка, а после ее закрытия скульптура была перенесена на улицу Весеннюю к гостинице «Кузбасс». Руководство области готовилось к важному региональному торжеству - выставке «Сибирь социалистическая». К этому событию в городе было установлено несколько памятников, большее число их было спроектировано и исполнено А. Хмелевским.
В своём произведении «Земля Кузнецкая» скульптор изображает фигуру молодой женщины, окруженную как бы раскрывающимися лепестками - кристаллами горной породы. Хмелевской создает символический образ хозяйки земных недр, подземных богатств. Художник находит такое положение фигуры, соотношение масс и объемов в произведении, чтобы ничто не напоминало банальный литературный образ «хозяйки медной горы». Героиня «выходит» из кристаллов земной коры, которые расходятся в разные стороны от прикосновения ее стройных, крепких ног. Статный торс женщины с развитыми бедрами венчает голова с развевающимися волосами, которая держится на высокой крупной шее. Руки женщины застыли в свободном жесте, правая рука опущена, немного отступает от тела, левая согнута в локте и ее ладонь сложена в приглашающем жесте. Скульптура решена в традициях реалистического искусства, что соответствовало методу социалистического реализма, но в ней уже заложены признаки маньеризма, свойственные творчеству художника (удлиненные пропорции тела женщины, излишне мощная шея, маленькая голова, длинные руки и ноги) [2]. Фигура движется на зрителя. Это движение подчеркнуто положением тела, стремящегося вперед, выдвинутой в шаге правой ногой.
Движение усиливается впечатлением дуновения ветра, овевающего фигуру женщины и играющего ее волосами, рукавами платья, которые облегают руки впереди и волнами уходят назад; то же движение повторяют складки длинного платья, облегающего стройную фигуру и ноги. Произведение «Земля Кузнецкая» можно отнести не к скульптуре, а к пластике по лепке форм и объемов.
Произведения семидесятых годов А. П. Хмелевского были выполнены на достаточно хорошем, профессиональном уровне, но все же в них проявились, скорее, умения, знания, полученные за годы учебы, освоенные скульптором художественные открытия других мастеров. Второй период творчества Алексея Павловича (начало 1980 - середина 1990-х годов) ознаменован формированием собственного творческого метода, индивидуальной манеры художника. Скульптор испытал влияние искусства и культуры эпохи Позднего Возрождения [Там же], а также средневекового искусства России. Это проявилось в использовании характерных стилевых черт, присущих маньеризму и русскому иконописному искусству.
В 1980-х годах у скульптора возникают интересные пластические решения в таких заказных композициях, как «Шахтёр» (1980), «Проходчикам Кузбасса» (1981). В большой трехметровой композиции «Проходчикам Кузбасса» художник изображает фигуру молодого шахтера, окруженного кристаллами горной породы. Образ поднимающегося из шахты горняка обретает символическое звучание как образ покорителя земных недр, хозяина подземных богатств. В нем почти эмблематичная выразительность силуэта сочетается с изяществом пластической проработки формы. В композиции, сделанной без ложной патетики, утверждается сила дерзаний современного человека [3].
В начале 1980 - середине 1990-х годов А. П. Хмелевской также создаёт следующие монументальные произведения: памятник С. Орджоникидзе, «Знамя Победы», «Архитектура» (не установлена), «Двое в пространстве» (1985), «Пласты земли» (1989), «Аврора», «Мужчина и женщина» (триптих, рельеф), «Ника - богиня победы» (1990), «Экология» (1995).
Скульптура «Двое в пространстве», которую в народе прозвали «Скрипачка», является собственностью скульптора, так как у администрации города и области не нашлось денег на ее установку. Скульптуру помогли установить спонсоры. Фактически монументальное произведение было подарено городу [5]. Еще одна дарованная жителям Кемерова скульптура А. П. Хмелевско-го - «Экология». Она расположена на улице Красная.
Наиболее значительные, самобытные произведения монументального искусства работы А. П. Хмелевского будут созданы позднее, на стыке ХХ и ХХ1 веков. Более десяти памятников, выполненных по его проекту, было установлено в городе Кемерово.
Таким образом, можно определить, что в период 70-80-х годов творческой жизни скульптора сюжеты его произведений отличаются большим разнообразием. Они посвящены памятным датам Российского государства, выдающимся деятелям науки, культуры, искусства, трудовому подвигу кузбассовцев. Скульптор разрабатывал тему взаимоотношений мужчины и женщины, предназначения человека, его духовности.
А. П. Хмелевской, являясь выдающимся скульптором Кузбасса (можно говорить о мировом значении его творчества), развивал традиции реализма и сумел сказать свое слово в монументальном искусстве Кузбасса.
Литература
1. Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура 1960-1980-х. - М.: Искусство, 1984. - 311 с.
2. Грачёва С. Реализм или маньеризм?! Творческие искания скульптора Алексея Хмелевского // Куз-
басские ведомости. - 1996. - № 6-7. - С. 16-18.
3. Откидач В. Сила дерзаний // Художник. - 1986. - № 10. - С. 28-31.
4. Чертогова М. Ю. Алексей Хмелевской: каталог. - Кемерово: Б. и., 1992.
5. Юдин Ю. Гений места // Культура. - 2006. - 16 марта. - С. 5.
УДК 725.94
Н. С. Попова
СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ОМСКА В 1920-1930-е ГОДЫ
В работе описан процесс стилеобразования в архитектуре Омска в 1920-1930-е годы, выявлены региональные особенности конструктивизма и неоклассицизма, сделан стилистический анализ нескольких памятников архитектуры того времени.
Ключевые слова: конструктивизм, классицизм, культурный ген города, Омский Худпром, ВХУТЕМАС