11.7. ПРОБЛЕМА ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА
Аскеров Мамед, аспирант. Место учебы: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тверской филиал. Должность: помощник судьи. Место работы: Центральный районный суд г. Твери. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье приведен анализ административного наказания в виде административного ареста. Исследованы субъект и объект административного ареста, а также проблема исполнения административного наказания.
Ключевые слова: административный арест, субъект административного ареста, объект административного ареста.
THE PROBLEM OF EXECUTION OF ADMINISTRATIVE ARREST
Askerov Mamed, postgraduate student. Place of study: Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tver branch. Position: judge assistant. Place of employment: Central court of Tver city. E-mail: [email protected]
Annotation: The author analyzed such administrative punishment as administrative arrest, studied the subject and object of administrative arrest and also the problem of execution of this administrative punishment.
Keywords: administrative arrest, the subject of administrative arrest, the object of administrative arrest.
Административный арест, как вид административного наказания, «заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток»1.
Административный арест устанавливается КоАП РФ и определяется как мера ответственности за совершение административного правонарушения. Как и другие виды административных наказаний, назначение административного ареста выполняет превентивную функцию, которая заключается в том, чтобы воздерживать как самого правонарушителя, так и любое другое лицо от совершения новых административных правонарушений. В частности, для предупреждения совершения правонарушения правонарушителем его содержат в условиях строгой и срочной изоляции от общества.
Административный арест в соответствии со ст. 3.3 п. 1 КоАП РФ применяется только в качестве основного наказания2. Таким образом, КоАП РФ исключает возможность назначения с административным арестом какого-либо иного признаваемого в качестве основного вида административного наказания.
Отношения, возникающие в процессе назначения административного ареста, носят публично-правовой характер. Участниками, указанных отношений, являются органы государства, с одной стороны, и физические лица - с другой3. Таким образом, в данном случае
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ / /Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2 Смотри Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3 Смотри Максимова И.В. Административные наказания. - М.: Норма, 2009. - Стр. 367.
действуют отношения власти и подчинения между государственным органом и правонарушителем. В лице государственного органа выступает суд, поскольку в соответствии со ст. 3.9 п. 1 КоАП РФ только судебный орган имеет право назначать административный арест4.
В свою очередь, субъектом ответственности административного ареста могут выступать только физические лица, но из этого правила существует ряд исключений. Так согласно ст. 3.9 п. 2 КоАП РФ административный арест не назначается «к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной
противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов»5.
Определением Конституционного суда РФ от 13 июня 2006 года № 195-О судам было предоставлено право при решении вопроса о назначении административного наказания в виде административного ареста признавать в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, не указанное в ст. 3.9 п. 2 КоАП РФ основание6. Вышеуказанное определение Конституционного Суда РФ закрепило правоприменительную практику, в соответствии с которой перечень смягчающих обстоятельств, которые учитываются при назначении административного ареста, не исчерпываются п. 2 ст. 3.9 и ст. 4.2 КоАП РФ. Так Пронин К.В. указывает, что «судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающим обстоятельством, например, положительную характеристику по месту работы или учебы, наличие иждивенцев, наличие правительственных наград, орденов и медалей и т.д.»7.
Объектом административного ареста выступает свобода. Административный арест это единственный вид административного наказания, объектом которого выступает такое личное благо человека как свобода.
Следующие статьи КоАП РФ предусматривают назначение административного ареста: 5.35 ч. 3; 6.8 ч. 1; 6.8 ч. 2; 6.9 ч. 1; 6.9 ч. 2; 6.12; 6.13 ч. 2; 7.27; 10.5.1;
11.1 ч. 1; 11.17 ч. 6; 12.7 ч. 2; 12.3 ч. 3; 12.26 ч. 2; 12.27 ч. 2; 17.16 ч. 3; 19.3 ч. 1; 19.3 ч. 3; 19.24 ч. 1; 20.1 ч. 1;
20.1 ч. 2; 20.2 ч. 3; 20.3 ч. 1; 20.5; 20.8 ч. 6; 20.9; 20.25
ч. 1; 20.25 ч.2; 20.27 ч. 3; 20.29. Таким образом, чаще всего административный арест может быть назначен за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность .
4 Смотри Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6 Смотри Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова К.А. положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации». 2006. № 5.
7 Пронин К.В. Административный арест и дисквалификация // СПС «Консультант».
ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА
Аскеров М.
Согласно статистическим данным судов доля лиц, подвергнутых административному аресту, выглядит следующим образом. Так в 2009 году районными судами административному аресту подвергнуто 12,3 тысяч лиц или 5,9 % от общего числа лиц, подвергнутых наказанию; мировыми судьями административному аресту подвергнуто 1 млн. 168,9 тысяч лиц или 26,7 % от общего числа лиц подвергнутых наказанию8. В свою очередь, в 2010 году районными судами административному аресту подвергнуто 10,5 тысяч лиц или 4,9 % от общего числа лиц, подвергнутых наказанию; мировыми судьями административному аресту подвергнуто 1 млн. 61,5 тысяч лиц или 25,3 % от общего числа лиц, подвергнутых наказанию9.
Конституцией РФ установлен ряд гарантий, направленных на защиту права каждого на свободу и личную неприкосновенность. Так, например, в ст. 22 Конституции РФ закреплено, что «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению»10. Поэтому назначение данного вида наказания допускается в исключительных случаях, когда применение иного вида административного наказания будет недостаточным для достижения и реализации целей и задач административной ответственности. На указанные обстоятельства обращает внимание и Пленум Верховного суда РФ. В пункте 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года указано, что административный арест «может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности»11.
Однако, несмотря на исключительность назначения административного ареста, согласно ст. 32.8 п. 1 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после вынесения такого постановления12.
Статья 31.6 пункта 2 КоАП РФ не предусматривает механизма приостановления исполнения постановления о наложении административного наказания в виде административного ареста в связи с подачей жалобы или протеста на вынесенное судьей постановление. Тем не менее, в соответствии со ст. 30 п. 2, ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы, и данная жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.
По мнению Степановой О.А., «немедленное исполнение административного ареста приводит к ограни-
8 Обзор деятельности федер. судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 году (рассмотрение дел об административных правонарушениях) // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 65,
9 Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2010 году // Российская юстиция. 2011. № 7. Стр. 67, 70.
10 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета». 2005. № 80.
12 Смотри Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 196-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
чению конституционного права граждан на судебную защиту, уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении наказания и приводит, по сути, к исполнению постановления, не вступившего в законную силу»13.
В свою очередь, Ламонов Е. полагает, что «недопустимость исполнения постановления об административном аресте до его вступления в законную силу сняла бы необходимость и в установлении законодателем суточного срока рассмотрения жалобы на это постановление с момента ее подачи»14.
Возможно закрепление в КоАП РФ нормы, согласно которой постановление об административном аресте подлежит исполнению с момента вступления такового в законную силу, решила бы проблемы. Однако необходимо упомянуть, что лицо может быть подвергнуто административному аресту на срок менее 10 суток, т.е. когда постановление вступит в законную силу, его исполнение уже не потребуется, поскольку лицо отбыло положенный судом срок.
Кроме того, немедленное исполнение административного ареста продиктована спецификой данного вида административного наказания и направлена на его исполнение, поскольку правонарушитель может
скрыться и тем самым уклониться от наказания.
Полагаем, проблему немедленного исполнения административного ареста решило бы закрепление в КоАП РФ нормы, согласно которой лицо, необоснованно подвергнутое административному аресту, имеет право в дальнейшем требовать от государства возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда в результате назначения административного наказания в виде административного ареста.
Особенность административного ареста проявляется также в процессе его реализации. Лица, подвергнутые административному наказанию в виде административного ареста, содержатся в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники органов внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту15.
Административный арест как вид административного наказания следует отличать от ареста как вида уголовного наказания. Согласно Уголовному кодексу РФ «арест заключается в содержании осужденного в условиях строго изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев»16. Таким образом, административный арест отличается от ареста по качественным и количественным показателям. Также необходимо не забывать о большей суровости ареста, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, по сравнению с административным арестом.
На основании вышесказанного, административный арест это наиболее строгий вид административного наказания, который затрагивает такое, закрепленное Конституцией РФ, благо человека как свобода. Поэтому, нормы административного законодательства о на-
13 Степанова О.А. Административный арест в свете решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. - 2008. -№ 12. - Стр. 119.
14 Ламонов Е. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу // СПС «Консультант».
15 Смотри Постановление Правительства РФ от 02 октября 2002года № 776 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста // Собрание законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.
16 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 25. Ст. 2954.
значении административного ареста должны быть более продуманными, с целью исключения каких-либо вопросов в процессе назначения и исполнения указанного административного наказания. Несмотря на то, что административный арест стоит особняком среди других видов административных наказаний, ему присущи те же признаки, что и другим видам административных наказаний: установлен КоАП РФ; применяется в случае совершения административного правонарушения; предусматривает возложение на нарушителя правоограничения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Постановление Правительства РФ от 02 октября 2002 г. № 776 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 3937.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации». 2006. № 5.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета». 2005. № 80.
7. Максимова И.В. Административные наказания. -М.: Норма, 2009. - Стр. 463.
8. Ламонов Е. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу // СПС «Консультант».
9. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 году (рассмотрение дел об административных правонарушениях) // Российская юстиция. - 2010. - № 6. - Стр. 61-71.
10. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2010 году // Российская юстиция. - 2011. - № 7. - Стр. 61-73.
11. Пронин К.В. Административный арест и дисквалификация // СПС «Консультант».
12. Степанова О.А. Административный арест в свете решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. - 2008. - № 12. - Стр. 116-120.
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by the national vote on December 12, 1993 // The Russian newspaper. 1993. № 237.
2. Code of the Russian Federation of administrative offences of 30 December 2001 № 196-FL // Code of Laws of RF. 2002. № 1 (p. 1). Article 1.
3. Penal code of the Russian Federation of 13 June 1996 № 63-FL // Code of Laws of RF. 1996. № 25. Article 2954.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 02 October 2002 № 776 «About the approval of Regulations on the serving administrative arrest» // Code of Laws of RF. 2002. № 40. Article 3937.
5. Determination of the Constitutional court of the Russian Federation of 13 June 2006 №195-O «About the refusing in acceptance to checking the complaint from the Ombudsman in the Russian Federation about the violations of constitutional rights of Ivukov K.A. provision of part 2 of article 3.9 of the Code of the Russian Federation of administrative offences» // «Bulletin of the Constitutional court of the Russian Federation». 2006. № 5.
6. Resolution of the Supreme court of the Russian Federation of 24 March 2005 № 5 «About some problems arising in the courts in applying the Code of the Russian Federation of administrative offences» // The Russian newspaper. 2005. № 80.
7. Maximov I.V. Administrative penalties. - M.: Norma, 2009. - 463 pages.
8. Lamonov E. The Resolution of the judge about the administrative arrest should be execute after the entry into legal force // Reference and legal system «Consultant».
9. The review of activities of the federal court general jurisdiction and justice of the peace in 2009 (consideration the cases about the administrative offences) // The Russian justice. - 2010. - № 6. - Pages 61-71.
10. The review of activities of the federal court general jurisdiction and justice of the peace in 2010 // The Russian justice. - 2011. - № 7. - Pages 61-73.
11. Pronin K.V. Administrative arrest and disqualification // Reference and legal system «Consultant».
12. Stepanova O.A. Administrative arrest in the light of decisions of the Constitutional court of the Russian Federation // The Russian law magazine. - 2008. - № 12. - Pages 116-120.
Рецензия
Существенное место в системе административных наказаний Российской Федерации занимает одно из самых суровых наказаний - административный арест: лишение в качестве меры наказания для правонарушителя свободы и тем самым временная изоляция его от общества на срок, устанавливаемый судьей. Административный арест является мерой исключительной и применяется только за наиболее тяжкие проступки.
В представленной статье Аскеров М.М. рассматривает проблему немедленного исполнения административного ареста, соотношение сроков административного задержания и административного ареста, прав и обязанностей лиц, подвергнутых административному аресту, урегулированность всех этих вопросов федеральным законодательством.
Реализация подготовленных предложений в законотворческой деятельности позволила бы устранить имеющееся в настоящее время существенное противоречие в нормах КоАП России.
Равно как права и обязанности лица, признанного виновным в совершении административного правонарушения, порядок применения административных взысканий и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении должны в полном объеме устанавливаться законом.
Научный руководитель:
кандидат юридических наук В.Ф. Шмелев