Таким образом, анализ и систематизация зарубежных подходов к изучению понятия идентичности личности показала, что у каждого подхода свой взгляд на становление и развитие идентичности. Исходя из этого также можно выделить обобщающие тезисы:
1. Идентичность можно рассматривать как структурную систему с точки зрения различных параметров: стадий развития, состояний идентичности, отдельной личности или в групповых взаимодействиях и т.д.
2. Идентичность можно рассматривать как динамичный процесс развития на протяжении всей человеческой жизнедеятельности.
3. На развитие идентичности влияют личностный и социальный аспект.
4. Идентичность для человека - это возможность успешного решения жизненно значимых проблем. Список использованной литературы:
1.Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь, 2012. - 250 с.
2.Breakwell G.M.Coping with threatened identities. L.-N.Y.: Mithuen, 1986
3.Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W.W. Norton Company,1968.
4.Erikson E. H. (1963a). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton.
5.Marcia J.E. Identity in adolescence //Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Wiley, 1980.
6.Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // Austin W.C., Worchel S. (cds.) The social psychology of intergroup relations. Montrey: Brooks/Cole, 1979.
7.Tajfel H.Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge Univ. Press. 1982.
8.Turner J.C. Social categorization and the self-concept: A social cognitive theory of group behavior// Lawler E.J. (ed.) Advances in group process.Theory and research.V. 2.Greenwich:Connect.,1985.
9.Threatened identities /Breakwell G.M. (ed.).Chichester: Wiley, 1983.
© Полякова М.В., Харькова О.А., 2019
УДК 159.9.01
М.В. Степухина
Магистрант Психология здоровья Северный государственный медицинский университет (СГМУ),
г. Архангельск e-mail: mprupes@yandex.ru О.А. Харькова
Кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики СГМУ
e-mail: harkovaolga@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ИНТУИЦИИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Аннотация
Целью работы явилось историко-теоретическое осмысление становления и развития проблемы интуиции в различных направлениях и школах зарубежной философской и психологической мысли. Начиная с VI в. и до середины XIX в. отмечался философский период в развитии знания об интуиции, который характеризовался описательным подходом к ее исследованию. Со второй половины XIX в. и до настоящего времени появляется психологический период, который связан с превращением психологии в
экспериментальную науку, что открыло возможности проведения конкретных исследований интуиции, накопления научной базы и построения на этой основе глубоких теоретических обобщений.
Ключевые слова: Интуиция, философия интуиции, психология интуиции
Актуальность выбранной темы обусловлена значением интуиции, как важной составляющей психической реальности и ее связью с решением ряда ключевых проблем современной психологии; важной ролью интуиции в расширении познавательных возможностей и актуализации внутренних ресурсов психики человека; растущим практическим интересом к проблеме интуиции, как условию формирования профессиональной компетентности специалистов в различных отраслях.
Анализ состояния исследования проблемы интуиции приводит к заключению об актуальности проведения систематизации накопленного в этой области материала.
Целью работы явилось историко-теоретическое осмысление становления и развития проблемы интуиции в различных направлениях и школах зарубежной философской и психологической мысли.
В качестве метода исследования использовался анализ различных направлений подходов и школ в исследовании проблемы интуиции.
Результаты исследования. В ходе решения поставленных задач было установлено многообразие в понимании и противоречивость в трактовке феномена интуиции, а также произведена периодизация истории исследования проблемы интуиции в зарубежной философской и психологической мысли.
Первый период - начиная с VI в. и до середины XIX в. - философский период в развитии знания об интуиции, который характеризуется описательным подходом к ее исследованию. Этот период можно разбить на два этапа.
Первый этап - период античности и средневековья. В этот период знание об интуиции не оформлено в форме специальных научных понятий, выявленные характеристики интуиции являлись неосмысленными их создателями в качестве специальной проблемы. Так, в работах Платона [20] интуиция рассматривается как вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное, сверхчувственное озарение, но требующее длительной подготовки ума. Неоплатонист Плотин [21] внес собственную трактовку интуиции. У него интуиция носит непосредственный характер передачи знания: от Духа к Душе человека. Интуиция выступает в качестве инструмента познания собственной души. Плотин, таким образом, закладывает новый подход к пониманию интуиции - как непосредственного способа познания мирового разума в момент особого состояния души, а также познания собственной души в процессе самонаблюдения. В творчестве Григория Нисского [11] оформлено понимание интуиции, как «непосредственного, экстатического созерцания Бога», и этот факт выявляет схожесть его взглядов с взглядами Плотина. У Аристотеля [2] прослеживается связь интуиции со сферой мышления, которое выраженно в его специфической форме -интуитивной, и обосновывает механизм интуитивного мышления - так называемое, «наведение». В христианской антропологии интуиция рассматривается в контексте веры и проявляется в форме Божественного откровения, «прозрения», она служит для понимания высших духовных сущностей [1].
Таким образом, в философских концепциях античности и средневековья был заложен фундамент понимания интуиции, который явился предпосылкой рационалистического и философско-идеалистического направлений в изучении данного феномена интуиции.
Второй этап -ХУП-серединаXIXвв. - новый этап становления знания об интуиции. На данном этапе феномен интуиции впервые становится предметом специального философско-психологического анализа и выделяется в особую проблемную область. Интуиция в этот период соотносится с умственной и чувственной сферами индивида. Именно рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) дали направление для определения знаний об интуиции в самостоятельную проблемную область, обосновали ее место в психологии, а также определили функции и раскрыли связь интуиции с мышлением. Интуиция на этом этапе стала рассматриваться в структуре сознания как высшая рациональная способность постижения истинного знания, внутренней сущности вещей и явлений (Р. Декарт [8]); как высшая ступень познания
идей (Б.Спиноза [24]); как способ познания «бессознательного» (Г.Лейбниц [16]).
Работы Ф. Бэкона [7] и Р. Декарта доказали необходимость построения естественнонаучного знания, опытной науки, независимой от веры и построенной на разуме.
Анализ работ И. Канта [12] позволяет обозначить его взгляды как предпосылку понимания интуиции в ее связи с чувственной сферой индивида. Его взгляды получат дальнейшее развитие в работе Л. Фейербаха [10], который трактовал интуицию как познание в форме чувственного созерцания («чувственная интуиция»).
Г. Фихте [26] признает бессознательный, интуитивный момент процесса познания, но в противоположность И.Канту отмечает в своих работах не чувственный, а интеллектуальный характер интуиции, рассматривая ее не в качестве пассивного созерцания сущности, а как действенное средство познания диалектически развивающейся жизни.
У Ф. Шеллинга [29] интеллектуальная интуиция проявляется в форме непосредственного бессознательного созерцания. В раннем его учении интуиция трактуется рационалистически, как «бесконечный бессознательный разум», а в более поздних трудах она получает иррационалистическое толкование и выступает, как слепая и темная бессознательная воля.
Таким образом, в результате рассмотрения философских концепций нового времени напрашивается вывод о том, что в этот период был заложен базис естественнонаучной и гуманитарной традиций в изучении интуиции. Предпосылкой для исследования интуиции, связанной с чувственной сферой индивида, явилась точка зрения на природу процесса познания, имеющего не только рациональную, но и чувственную основу.
Второй период - психологический - со второй половины XIX в. до настоящего времени. Период связан превращением психологии в экспериментальную науку, что открыло возможности проведения конкретных исследований интуиции, накопления научной базы и построения на этой основе глубоких теоретических обобщений.
Так, в экспериментах, проводимых Вюрцбургской школой [14], было впервые доказано, что в ходе мыслительного процесса, вместе с сознательными компонентами, присутствуют и неосознаваемые компоненты. Интуиция в рамках этой школы рассматривается как неосознаваемый компонент процесса мышления и выражается в способности предвосхищать результат в начале мыслительной деятельности.
Выводы, сделанные В.Келлером [13] открыли новый аспект в изучении интуиции как мгновенного схватывания сущности рассматриваемой проблемы. Позже К.Бюлер [31] ссылка, который пришел к аналогичному выводу, назвал этот феномен «ага-переживанием», подчеркнув его внезапность и одномоментность.
В русле психологических школ в этот период появляется новая тенденция в исследовательской практике, связанная с расширением проблемного поля исследований психических процессов, и включения в это поле рассмотрения механизмов интуиции в связи с особенностями личности. Этот подход выступил альтернативой рационалистическому, а эта тенденция легла в основу нового понимания интуиции, которая стала рассматриваться как самостоятельная функция психики, выраженная в динамической направленности и реализуемая в деятельности и поведении, и связанная с бессознательной психической сферой (З.Фрейд [27]); как внутренний процесс и психологическая функция в процессе адаптации человека к окружающей среде (К.Г. Юнг [30]); как механизм высвобождения бессознательного материала психики в процессе осознания (К.Роджерс [23], А. Маслоу [17]).
З.Фрейд и К. Юнг рассматривали интуицию как движущую силу бессознательных проявлений в человеке. Э. Фромм [28] утверждал, что высшее в человеческой личности, ее уникальность и автономность, достигается только благодаря действиям, которые согласуются с внутренней природой индивида. Это взаимодействие обуславливает функционирование интуитивного знания.
В современной зарубежной психологии существует точка зрения, которая позволяет рассматривать интуицию в структуре интеллекта в соотнесении с решением практических проблем (Р. Стернберг [25]). Интуиция в данном случае выступает как «неявное знание», лежащее в основе интеллекта, и определяющее специфическое поведение индивида.
Имеется специфика рассмотрения феномена интуиции в философско-идеалистическом направлении (А. Бергсон [4,5,6], Б. Кроче [15]) и в рамках понимающей психологии (В. Дильтей [9]). Этот подход в понимании интуиции противопоставляется естественнонаучному объяснению, лежащему в основе наук о природе и связанному с деятельностью рассудка. Интуиция в данном случае имеет связь с чувственной сферой индивида, и понимается как непосредственная данность (А. Бергсон); с другой стороны, интуиция понимается как непосредственное постижение духовной целостности, «интуитивное проникновение» в жизнь, а также способ понимания внутреннего мира другого человека.
В гуманистической психологии прослеживается связь интуиции с чувственной сферой (А. Маслоу [17]), она определяется как «вершинное переживание», либо как переживание различных сторон «Я», и понимается как вид рационализации, осознание бессознательного в форме интерпретации (К.Роджерс [23]).
Особую ценность на современном этапе приобретают работы американских психологов, которые занимались проблемой «озарения» в творческом процессе (Г. Уоллис, А.Кестлер, Г. Рагг, Дж. Гетцелс, Ф. Джексон [18]). Интуиция в их работах выступает как вид чувственного познания, «творческое просветление», как особый этап - «инкубирование» в творческом процессе, как механизм подсознательного мышления.
Своеобразие в понимании феномена интуиции в разных психологических школах определяется: онтологическим подходом в рассмотрении интуиции, анализом ее места и функций в структуре психики; конкретным контекстом и аспектом исследования интуиции; общеметодологической позицией исследователей, следствием чего является специфика определения данного феномена. Заключение
Начиная с VI в. и до середины XIX в. отмечался философский период в развитии знания об интуиции, который характеризовался описательным подходом к ее исследованию. На ранних этапах развития философской мысли (период античности и средневековья) знание об интуиции не было оформлено в форме специальных научных понятий. На этом историческом этапе выявлены характеристики интуиции, которые были представлены в ряде концепций и подходов, но являлись неосмысленными их создателями в качестве специальной проблемы. На новом этапе становления знания об интуиции (XVII - середина XIX вв.) феномен интуиции впервые становится предметом специального философско-психологического анализа и выделяется в особую проблемную область. Интуиция в этот период отождествляется с умственной и чувственной сферами индивида. Со второй половины XIX в. и до настоящего времени появляется психологический период, который связан с превращением психологии в экспериментальную науку, что открыло возможности проведения конкретных исследований интуиции, накопления научной базы и построения на этой основе глубоких теоретических обобщений. Список использованной литературы:
1. Антология мировой философии. Ф.Аквинский. В 4 т., Т. 1., М., 1969.
2. Аристотель. Сочинения. В 3 т., М., 1975.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд., М., 1976.
4. Бергсон А. Время и свобода воли. М., 1910.
5. Бергсон А. Материя и память. Минск, 1999.
6. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск, 1999.
7. Бэкон Ф. Сочинения в 2 Т., М., 1971-1972.
8. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
9. Дельтей В. Духовно-научная психология. М., 1996.
10. Ильин В.В. История философии. СПб., 2003.
11. История русской философии. М., 2001.
12. Кант И. Сочинения: в 6-и т. Т. 5, 6. М., 1966.
13. Келлер В.Р. Человек разумный. М., 1964.
14. Крогиус А.А. Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и ее значение / Новые идеи в философии // Психология мышления. СПб., 1914.
15. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб., 1999.
16. Лейбниц Г. Сочинения: В 3-х т. Т. 2, М., 1983.
17. МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 1999.
18. Налчаджян А.А. Некоторые особенности перехода из подсознательной сферы в сознание // Сборник научных трудов аспирантов Армянского госпединститута им. X. Абовяна». Вып. 2. Ереван, 1967.
19. Науменко Е.А. Введение в теорию интуиции и интуитивности: монография. Тюмень: Издательство тюменского государственного университета, 2013. 212 с.
20. Платон. Собрание сочинений в 4 Т. М., 1990-1994.
21. Плотин. Эннеады. Киев, 1995.
22. Попова С.А. Интуиция в мировой философской и психологической мысли: основные направления изучения: дис. ...канд. психол. наук: 19.00.01/ Попова С.А. -М., 2005. -174 с.
23. Роджерс К. Становление человека. Взгляд на психотерапию. М., 1998.
24. Спиноза Б. Избранное. Минск, 1990.
25. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., 2002.
26. Фихте И.Г. Сочинения в 2 Т. СПб., 1993.
27. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Психоанализ и культура. СПб., 1997.
28. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
29. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1, 2, М., 1977.
30. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.
31. Buhler K. Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgange; Uber Gedankenzusammenhange; Uber Gedankenerinnerung // Arch.f.d.g. Psychol. 1908, 12.
© Степухина М.В., Харькова О.А., 2019