Научная статья на тему 'К истории понятия «Интуиция» в философии'

К истории понятия «Интуиция» в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4024
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ / ЧУВСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ / СОЗЕРЦАНИЕ / INTELLECTUAL INTUITION / SENSIBLE INTUITION / CONTEMPLATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бешкарева Ирина Юрьевна

Представлены различные трактовки понятия «интуиция» в истории философии. Анализируется философское восприятие интуиции как сложного и многоуровневого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the History of the Concept of Intuition in Philosophy

Various interpretations of the concept of intuition in the history of philosophy are presented. The philosophical perception of intuition as a complex and multilevel phenomenon is analyzed.

Текст научной работы на тему «К истории понятия «Интуиция» в философии»

10. Байниязов Р. С. Мировоззренческие основы общероссийской правовой идеологии // Журнал российского права. 2001. № 11.

11. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Власть. 2007. №9 3.

12. Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Читателям журнала «Благо» // Благо. 2004. № 1.

13. Открытие XIV Всемирного русского народного собора 25 мая 2010 г.// Сообщение пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. иКЬ: http://www.patriarchia.ru/

14. Встреча Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом РФ Д.А. Медведевым. 25 мая 2010 г., Кремль. иКЬ: http://www.pravoslavie.ru/ (дата обращения: 16.06.2010).

I.Yu. Beshkareva

To the History of the Concept

of “Intuition” in Philosophy

Various interpretations of the concept of “intuition” in the history of philosophy are presented. The philosophical perception of intuition as a complex and multilevel phenomenon is analyzed.

Key words and word-combinations: intellectual intuition, sensible intuition, contemplation.

Представлены различные трактовки понятия «интуиция» в истории философии. Анализируется философское восприятие интуиции как сложного и многоуровневого феномена.

Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальная интуиция, чувственная интуиция, созерцание.

УДК 159.956 ББК 87.2

И.Ю. Бешкарева

К ИСТОРИИ ПОНЯТИЯ «ИНТУИЦИЯ»

В ФИЛОСОФИИ

^Вокруг феномена интуиции образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Его интерпретация в своем развитии несколько раз претерпевала качественные изменения. Как явление интуиция подвергалась анализу представителями самых различных областей знания.

В философии рассматриваемый феномен всегда привлекал к себе особое внимание. Без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное представление о ней.

Под интуицией в самом общем смысле слова понимают моментальную способность постижения истины, а все, что касается поиска истинного знания, всегда важно и актуально. Именно поэтому и в современной философии поднимаются вопросы, посвященные проблеме понимания интуиции.

Что есть интуиция и какова ее природа,

решали еще философы древности, когда интуиция как форма знания уже приобрела статус гносеологической проблемы. Но основные учения о феномене интуиции возникли лишь в эпоху рационализма XVII в. Логическим результатом развития философской мысли представляется появление в XX в. самостоятельного философского направления - интуитивизма, что стало очевидным итогом идеализации интуиции.

Проблема интуиции стала единственной темой философии интуитивизма. Претендуя изначально на промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, рационализмом и иррационализмом, между разумом и верой, интуитивизм пытался примирить эти противоположные по сути своей философские направления, стремился устранить почву для спора и показать его бессмысленность.

В рамках анализируемого философского направления интуиция выступала центральной формой познания и тем самым вытесняла рационалистический метод постижения истины. В данном случае она играла роль и жертвы, и орудия борьбы с рационализмом и его идеализацией. Причина, очевидно, заключается в том, что в свое время интуитивизм явился ответной реакцией философии на успехи рационализма и естествознания: тогда необходимо было скомпрометировать или, по крайней мере, принизить идею о неограниченных возможностях человеческого разума и показать, что существуют и альтернативные способы познания.

Проблема интуиции в истории философии не имела самостоятельного значения и рассматривалась чаще в контексте поиска средств и путей достоверного и даже истинного знания. На протяжении многих веков трактовка интуиции в философии часто изменялась как в смысловом, так и содержательном плане: от безотчетного озарения - до особой или даже высшей формы знания.

В античную эпоху появились первые представления об интуиции, но это были лишь зачатки философского понимания феномена интуиции. Античная философия рассматривала интуицию как феномен в двух основных направлениях - сенсуалистическом и рационалистическом. Впоследствии сформировались понятия «чувственная интуиция» («чувственное созерцание») и «интеллектуальная интуиция».

Интуиция как высший разум именовалась «нус» и выполняла функцию мгновенного опознания того или иного явления как уже ранее известного. Низший разум - способность к рациональному анализу - называлась «диа-нойя», ее предназначение - занятие исключительно вторичными функциями подгонки, подчистки, структуризации полученного интуитивным путем знания [1, с. 231]. Интуицию как высший разум относили к «чувственной интуиции», а способность к рациональному анализу соответственно к «интеллектуальной интуиции».

Древние мыслители натурфилософского периода античной философии под интуицией понимали непосредственное (прямое) усмотрение реального положения вещей. Отсутствие сомнений в истинности данного интуитивного познания было основано на доверии к чувственным, в частности к зрительным

восприятиям действительности. Подобного рода знание впоследствии классифицировалось как «чувственная интуиция».

Первыми попытками опровергнуть чувственную природу интуитивного знания предприняли Платон и Аристотель. У них интуиция из чувственного знания была перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания получила статус гносеологической проблемы.

Конечно же, центральной фигурой античности в постановке проблемы интуиции выступает Платон с его теорией припоминания врожденных идей. Он утверждает, что истинное знание мало связано с чувственными данными о внешнем мире и что существует особый идеальный мир, который можно познать только специальным способом - через духовное созерцание «эйдосов». Знания «подлинносуществующего», согласно Платону, открываются человеку сразу, целиком. Поскольку чувства способны обманывать, мнения могут быть ложными, но «знает тот, кто может созерцать истину, а мнением обладает тот, кто любит прекрасные цвета, звуки, образы, но не видит природу самого прекрасного» [2, с. 158-159].

Платон считал, что источником истинного знания служат воспоминания бессмертной человеческой души о том, что душа когда-то знала, поэтому истинное знание требует отказа от ощущений, погружения в глубины собственной души, чтобы она вспомнила то, что когда-то знала. Интуиция и есть эта высшая, надрациональная ступень познания - отрешенность от всякой чувственности, самоуглубление и внезапное, сверхчувственное озарение, требующее тем не менее длительной подготовки ума.

Аристотель понимал интуицию как иррациональный, противопоставленный логическому, вид мышления. Интуиция выступает у него как высший способ познания, только благодаря которому возникает целостное постижение действительности, преодолевающее не только логику, но и чувственность.

Роль интуиции, по Аристотелю, заключатся в том, чтобы «ухватить» начала, основы, посылки логического знания, а затем его логически завершить и таким образом получить новое знание. Аристотель также дополняет, что все высшие понятия могут усматриваться непосредственно благодаря интуиции [3, с. 181-182], то есть знание о первоначалах всего аксиоматично, опирается только на интуицию, а научное или логическое познание их невозможно.

Философский взгляд Платона на проблему интуиции оказал значительное влияние на последующих представителей неоплатонизма, которые считали, что интуиция может выступать и как духовное усмотрение сверхчувственного. Подобным образом она представлена в учении Плотина, который полагал, что интуиция является непосредственной передачей знания от Духа к Душе человека. Знание это Душе может быть понятно, ибо она духовна и разумна одновременно, а разумность ее проявляется в способности к дискурсивному (рассуждающему) мышлению.

Интуитивное познание у Плотина осуществляется в особом, экстатическом состоянии, в котором человек переживает свое единство с мировым разумом, дающее уверенность в истинности знания. Интуиция, следовательно, есть способ познания и собственной души, и Духа. Она предполагает не только экстаз,

но и особую, внутреннюю активность, выражающуюся в устремленности к познанию высших духовных сущностей. Таким образом, в понимании Плотина интуиция - это не особый вид мышления, а непосредственный способ познания мирового разума и собственной души, предполагающий внутреннюю активность и особое состояние - экстаз.

Да, действительно особое состояние, а также внутренняя активность играют важную роль в наступлении момента озарения или интуиции. Об особом состоянии упоминал и Платон, сравнивая его с чувством того, как прорезаются крылья для дальнейшего полета. Это подтверждают и современные исследователи. Но для познания также необходим большой багаж знаний и ощущений, положительных эмоций и впечатлений.

В период средневековья представления об интуиции формировались в тесной связи с вопросами теологическими - веры и Божественного Откровения. Интуиция в этот период понималась не как вид мышления, а как особое, по сути экстатическое, переживание, условие и способ общения с Богом. Открывающееся эмпирически переживание интуиции как непосредственного знания становится обоснованием веры.

Николай Кузанский видел в интуиции инструмент, необходимый для постижения непостигаемой абсолютной истины. Интуиция, облеченная в форму «непостижимого прозрения (тШИи)», выступает у него как «мгновенное восхищение», позволяющее преодолеть, казалось бы, непреодолимое в познании окружающего мира [4, с. 15].

Подчеркнем, что сам феномен интуиции в эпоху средневековья уже понимается как особое переживание, в котором человеку прямо и непосредственно открывается нечто, приходит озарение. В целом средневековые религиознофилософские учения вводят в анализ феномена интуиции новые аспекты и характеристики, которые используются и современными исследователями феномена интуиции. Среди них: интуиция как способность души к самопознанию; интуиция как некая интеллектуальная способность, создающая общие понятия и имеющая в основе божественную природу (данная характеристика повлияла на развитие русского интуитивизма); интуиция как функция сознания, придающая процессу познания определенную направленность; интуиция как способ приобретения внутреннего опыта.

Понимание интуиции резко меняется в XVII в. в связи с укреплением позиций классического рационализма, развитием математики и широким применением ее методов в философии и науке [5]. Феномен интуиции впервые становится предметом специального философского анализа и рассматривается в гносеологическом аспекте в связи с познанием не Бога, а окружающего мира.

Именно в эпоху Нового времени интуиция выступает в статусе интеллектуальной, даже рациональной интуиции и не противопоставляется разуму, как это делалось в предыдущие эпохи. Интуиция как высший вид знания в Новое время отстаивали с теми или иными оговорками Б. Спиноза, Д. Локк и Г. Лейбниц.

Декарт в своем стремлении найти новые точные и прочные основания наук

продолжает в определенном смысле традицию Аристотеля, когда интуиция понимается как вид мышления. В соответствии с воззрениями Р. Декарта сознание есть внутренний мир, открывающийся непосредственному наблюдению самого человека. Приоритет в познании мира отдается не опыту, а разуму, ибо опыт только проверяет то, что получает разум. Интуиция выступает критерием достоверности общих открываемых разумом метафизических истин. Основными признаками интуиции у Декарта являются ясность и отчетливость сознания, они - высшие критерии истинности.

Важна не вера в «шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума». Интуитивное знание «благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция» [6, с. 88-89].

Декарт отрицает возможность использования в науке Божественного Откровения. Интуиция - сила человеческого разума, она рациональна и является исходным моментом логического процесса («путь познания должен начинаться с интуиции и проходить через дедукцию»). Интуиция позволяет выявить базовые, самоочевидные основания науки, а также направляет весь ход развития мысли, заставляет мысль работать, то есть двигаться по определенной траектории (интенциональна).

Декарт считает, что математические аксиомы и ряд наиболее общих понятий имеют непосредственную, априорную - интуитивную данность уму. Предпосылки этой идеи мы обнаруживаем у Аристотеля. Непосредственное интуитивное знание, по Декарту, наиболее достоверно, гарантии его точности и достоверности - в природе человеческого мышления, а высшая, самая достоверная интуиция - самоочевидный и неоспоримый принцип ясной науки. Подобные подходы можно отметить и в современной науке: например, до сих пор в физике присутствуют теории, которым нет доказательства, но они самоочевидны и неоспоримы.

Итак, интуиция у Декарта, основой которой, на наш взгляд, явилось озарение, открывшее Декарту основы его математики, позволяет интеллекту человека «увидеть» истинные исходные принципы. Дедукция же - известный с античности и успешно использовавшийся самим Декартом способ развертывания математических теорий - дает возможность вывести из этих принципов ряд положений, необходимо вытекающих из них, а следовательно, тоже истинных, хотя и не самоочевидных.

В отличие от Декарта, Лейбниц не считал ясность и простоту интуиции гарантией безусловной истинности знания, а Локк ограничивал компетенцию интеллектуальной интуиции констатацией связей и отношений между идеями. Д. Локк считал, что как с точки зрения достоверности, ясности и отчетливости познания, так и с точки зрения его объема или границ его применения непосредственное, или интуитивное, познание должно быть признано самым совершенным из всех возможных видов знания. Б. Спиноза так же, как и Декарт, считал, что дискурсивное определение одного из членов пропорции при условии данности остальных трех не дает адекватной пропорции этих чисел. В первую очередь, по Спинозе, эту пропорциональность

должны видеть «интуитивно, а не в результате какого бы то ни было действия» [7, с. 327].

Таким образом, Спиноза выводит первую черту интуитивного знания -независимость от умозаключения и доказательства. Подобные попытки поиска отличительных черт интуиции были характерны для большинства рационалистов XVII в. Подобно Спинозе, Лейбниц также определял интуитивное познание как наиболее совершенный род знания. «Самое совершенное знание, -утверждал он, - то, которое в одно и то же время и адекватно и интуитивно» [5, с. 19]. Подобного представления о совершенном знании придерживаются и современные ученые.

Обобщая обозначенную линию в развитии представлений об интуиции, необходимо отметить, что с точки зрения рациональной философии, вернее, таких ее представителей, как Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, интуиция есть высшее проявление единства интеллектуального знания, так как в акте интуиции разум одновременно и мыслит, и созерцает. Такое понимание феномена интуиции во многом определило формирование дальнейших взглядов на проблему интуиции в философии XX в.

Итак, можно подвести общий итог, что понятие интуиции и отношение к нему в разных философских течениях было далеко не однозначным. До сих пор вопрос понятия интуиции остается открытым. Интерес к этому феномену и попытки его анализа в работах крупнейших философов свидетельствуют, с одной стороны, о его реальности, важности в жизни и непосредственной данности человеку, а с другой - о сложности и многоуровневости. Мы часто встречаем воспроизводимое в истории как философии, так и психологии понимание интуиции как особой способности к непосредственному постижению реальности, другого объекта, собственной души, связанному с особым экстатическим переживанием или сопереживанием. При этом многие ученые, разделяющие эту точку зрения, считают интуицию иррациональной, а интуитивное знание -истинным.

Несмотря на усилившийся в конце XX в. интерес к проблеме феномена интуиции, в современной философии нет непосредственно единого понимания сути и механизмов интуиции.

Библиографический список

1. Яржембовский С.Ю. Мир в поле зрения «третьего глаза» (В защиту интуитивизма) // Звезда. 2002. № 6. С. 230-234.

2. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; пер. с древнегреч. М., 1999.

3. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. М., 1984. Т. 4.

4. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. / пер. с лат.; общ. ред. В.В. Соколова, З.А. Тажуризиной. М., 1980. Т. 2.

5. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963.

6. Декарт Р. Размышления о методе // Декарт Р. Избранные произведения / пер. с фр. М., 1950.

7. Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума // Избранные произведения / пер. с англ. М., 1957. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.