Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА НИЗОВОМ УРОВНЕ В КНР В ЭПОХУ СИ ЦЗИНЬПИНА'

ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА НИЗОВОМ УРОВНЕ В КНР В ЭПОХУ СИ ЦЗИНЬПИНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / НИЗОВОЙ УРОВЕНЬ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / СИ ЦЗИНЬПИН / ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скосырев Владимир Алексеевич

В статье рассматривается вопрос институционализации политических процессов в КНР на уровне китайских волостей и деревень. В качестве объекта исследования выбран низовой уровень системы госуправления. Именно здесь, на периферии партийно-государственной системы, в 2000-е годы проводились эксперименты по созданию механизмов сдержек и противовесов с тем, чтобы чиновники в большей степени прислушивались к интересам населения и не злоупотребляли властными полномочиями. В целом эти институциональные преобразования следует считать безуспешными, так как они не привели к установлению четких границ между партией и обществом.В эпоху Си Цзиньпина ру ководс тво К Н Р сверн уло эксперименты с пол и т и ческ и м и реформам и на н изовом у ровне. В нас тоя щее врем я Коммунистическая партия Китая (КПК) взяла курс на работу с поведением и сознанием кадров. Новые партийные предписания и антикоррупционная кампания призваны сделать из чиновников «хороших коммунистов», которые должны отказаться от личных выгод ради «интересов широких народных масс» и «великого возрождения китайской нации». В отдельных аспектах принимаемые компартией меры дают результаты: коррупции стало меньше, значительно сократилось пространство для неформального общения между чиновниками и предпринимателями. В то же время идеологическое воспитание кадров не решает структурных проблем, которые приводят к конфликтам между местными властями и населением на низовом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES AT THE GRASSROOTS LEVEL IN PRC

The article is focused on the problem of institutionalization of political processes in China at the level of townships and villages. Here, at the periphery of the partystate system, in the 2000s Chinese authorities tried to create a check and balances system. Its goal was to make local o cials accountable before the citizens. For the most part these institutional reforms failed to establish clear boarders between the party and the society. In the era of Xi Jinping PRC leadership has mostly aborted political reforms at the grassroots level. Currently the Communist Party of China has set a course for improving the behavior of cadres and reforming their conciseness instead. New party rules and Xi’s anticorruption campaign are aimed at educating public servants, so that they become “good communists”, who do not pursue personal gains and work in the interest of the people and for “the great rejunivation of the Chinese nation”. In some respects current party policy achieved results in ghting corruption and cutting down opportunities for cadres and entrepreneurs to establish informal relations. Yet, at the same time it doesn’t resolve structural problems which lead to con icts between local authorities and people at the grassroots level.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА НИЗОВОМ УРОВНЕ В КНР В ЭПОХУ СИ ЦЗИНЬПИНА»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021. № 3

В.А. Скосырев

ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА НИЗОВОМ УРОВНЕ В КНР В ЭПОХУ СИ ЦЗИНЬПИНА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В статье рассматривается вопрос институционализации политических процессов в КНР на уровне китайских волостей и деревень. В качестве объекта исследования выбран низовой уровень системы госуправления. Именно здесь, на периферии партийно-государственной системы, в 2000-е годы проводились эксперименты по созданию механизмов сдержек и противовесов с тем, чтобы чиновники в большей степени прислушивались к интересам населения и не злоупотребляли властными полномочиями. В целом эти институциональные преобразования следует считать безуспешными, так как они не привели к установлению четких границ между партией и обществом.

В эпоху Си Цзиньпина руководство КНР свернуло эксперименты с политическими реформами на низовом уровне. В настоящее время Коммунистическая партия Китая (КПК) взяла курс на работу с поведением и сознанием кадров. Новые партийные предписания и антикоррупционная кампания призваны сделать из чиновников «хороших коммунистов», которые должны отказаться от личных выгод ради «интересов широких народных масс» и «великого возрождения китайской нации». В отдельных аспектах принимаемые компартией меры дают результаты: коррупции стало меньше, значительно сократилось пространство для неформального общения между чиновниками и предпринимателями. В то же время идеологическое воспитание кадров не решает структурных проблем, которые приводят к конфликтам между местными властями и населением на низовом уровне.

Ключевые слова: Китай; политические реформы; государственное управление; институциональные реформы; низовой уровень; демократизация; Си Цзиньпин; идеология.

Скосырев Владимир Алексеевич - аспирант кафедры истории Китая ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: mr.skosyrev@gmail.com).

Особенности партийно-государственной системы КНР

В Китае по сей день сохраняются элементы советской политической организации, которую Мао Цзэдун перенес на китайскую почву в 1949 - 1954 гг.1 Некоторые зарубежные и отечественные исследователи называют систему государственного управления КНР партийным государством «ленинского типа»2'3. Для нее характерна подчиненность государственных институтов компартии на всех пяти уровнях административного деления страны. Коммунистическая партия Китая (КПК) по-прежнему определяет кадровые назначения на партийные и государственные посты, контролирует армию, госпредприятия, СМИ, аналитические центры, университеты и религиозные учреждения.

С одной стороны, партийно-государственная система достаточно эффективно решает такие задачи, как контроль рождаемости или сдерживание эпидемий. Благодаря этому КНР справилась со вспышкой SARS в 2003 г. и относительно успешно предотвратила распространение COVID-19 в 2020 г. На данном этапе новым испытанием для китайской модели4 стало экономическое и технологическое противостояние с США. КПК опирается на «ленинскую» модель управления для стимулирования внутреннего потребления, расширение которого должно обезопасить экономику от неблагоприятных внешних воздействий. Китайское партийное государство также вливает большие средства в критически важные исследования в области полупроводников, искусственного интеллекта, квантовой информации, биологических и аэрокосмических технологий5. Подобные инвестиции не всегда эффективны с точки зрения рынка. Так, западные наблюдатели приводят примеры того, как правительственные инвестиции в полупроводниковую промышленность достаются

1 Li Hua-yu. The Political Stalinization of China: The Establishment of One-Party Constitutionalism, 1948-1954 // Journal of Cold War Studies. Vol. 3. Number 2. Spring, 2001. P. 28-47.

2 McGregor R. The Party: The Secret World of China's Communist Rulers. N.Y., 2012. P. 15-17.

3 См.: Карпов М.В. Замкнутый круг «китайского чуда». Рыночные реформы и проблемы реформируемости партийного государства ленинского типа в Китайской Народной Республике. М.; СПб., 2014. С. 9.

4 Сегодня руководство КНР именует ее «китайским решением» (ФЯ^Ш).

5 Cм.: Ломаное А. Циркуляция против изоляции // Россия в глобальной политике. 2021. 1 мая. URL: https://globalaffairs.ru/articles/czirkulyacziya-protiv-izolyaczii/ (дата обращения: 14.05.2021).

неблагонадежным компаниям6. Тем не менее подобные вложения необходимы для поддержания национальной безопасности страны в условиях нарастающей конкуренции с Вашингтоном. В данном аспекте китайские власти не могут полагаться только на рынок.

С другой стороны, для партийно-государственной системы Китая характерно отсутствие сдержек и противовесов. Это создает конфликтный потенциал между чиновниками и населением на низовом уровне. Как правило, центр ставит перед кадрами на местах цели достижения определенных показателей экономического роста. Чиновники сами решают, как выполнять поставленные задачи. Зачастую они идут на злоупотребления: собирают неподъемные налоги, отбирают у крестьян землю или допускают строительство рядом с городами заводов, которые загрязняют окружающую среду. Это вызывает у населения недовольство и приводит к «массовым инцидентам». Если в 1993 г. их было 8700, то в 2010 г. - 180 0007. Решить проблему могла бы институционализация политических процессов на местном уровне, т.е. создание механизмов контроля, которые бы сдерживали поведение чиновников в интересах жителей.

Попытка институционализации общественно-политических процессов в конце 1990-х - 2000-х годов

В конце 1990-х - начале 2000-х годов китайские исследователи писали о том, что чрезмерная централизация власти зачастую приводит к «потере контроля» над общественными процессами. Появилась новая концепция государственного управления. Утверждалось, что КПК превратилась из революционной партии в правящую и должна расширять основу своей власти и решать общественные проблемы. Продвигалась концепция «правления в соответствии с законом» (ШЙ^Й) - идея о том, что КПК следует опираться на институциональные механизмы, которые должны быть выработаны путем анализа «естественных законов государственного управления», а не только освоения марксистских истин8. Необходимость модернизации партийно-государственной системы зачастую обосновывалась

6 Chen E. Semiconductor Scandal A Concerning Backdrop to Xi's Pursuit of "Core Technologies". China Brief. 2021. March 26. URL: https://jamestown.org/program/ semiconductor-scandal-a-concerning-backdrop-to-xis-pursuit-of-core-technologies/ (дата обращения: 14.05.2021).

7 Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. N.Y., 2013. P. 7.

8 Heath Timothy S. China's new governing party paradigm: political renewal and the pursuit of national rejuvenation. Farnham, 2014. P. 21-23.

советским опытом. Отмечалось, что КПК может распасться как КПСС, если она не будет адаптироваться к меняющимся условиям.

Одним из наиболее ярких китайских теоретиков политической модернизация в тот период был Юй Кэпин (й^^), занимавший пост заместителя директора Бюро переводов ЦК КПК. В своих работах он выступал за постепенную и контролируемую демократизацию ( ^йй^) внутри партии и на низовом уровне9. Подобные реформы должны были укрепить политическую стабильность. Юй Кэпин различал два вида стабильности: статическую и дина-

мическую (^^ШЙ). Первая предполагает «блокирование [любых изменений] в качестве основы [политики]» (Й^^^), а последняя -«открытие пути [переменам] в качестве основы [политики]» (ЙЙ^ ^)10. Так, если граждане недовольны определенными чиновниками, можно подавить их протест. С другой стороны, можно разрешить гражданам выражать недовольство, определить и решить их проблемы11. Чтобы «открыть путь переменам» Юй Кэпин инициировал Китайскую программу премий за инновации в местном управлении (ФШ ШЙШШШШШ.). В рамках нее награждались правительства на местах, которые предлагали наиболее эффективные нововведения в госуправлении.

Внутри китайского руководства реформы продвигал первый секретарь Секретариата ЦК КПК и заместитель председателя КНР Цзэн Цинхун ). Его заслугой стало принятие в 2004 г. на чет-

вертом пленуме ЦК КПК 16 созыва «Решения об укреплении строительства управленческих способностей партии». Перед компартией была поставлена задача реформирования партийного аппарата на местах, борьбы с коррупцией, строительства внутрипартийной демократии и продвижения внепартийных консультаций12.

Власти сконцентрировали усилия на преобразованиях на уровне волостей и деревень, т.е. на периферии партийно-государственной системы. На низовом уровне реформы легко сворачивались, если они выходили из-под контроля или не приводили к нужному результату. Их суть состояла в том, чтобы сделать деревенские комитеты

9 Юй Кэпин. Сысян цзефан юй чжэнчжи цзиньбу ЙЙЖЙ^Й^пЙ^ (Раскрепощение сознания и политический прогресс). Пекин, 2008. С. 159-162.

10 Юй Кэпин. Миньчжу ши гэ хао дунси: Юй Кэпин фантаньлу

(Демократия - это хорошая вещь: запись бесед с Юй Кэпином). Пекин, 2006. С. 320-321.

11 Юй Кэпин. Цзэнлян миньчжу юй шаньчжи ¿ЙМЙ^^^^п (Демократия по нарастающей и благое правление). Пекин, 2003. С. 208-210.

12 Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. California, 2008. P. 124-127.

противовесом партийным ячейкам. Еще в начале 1980-х годов деревенские комитеты пришли на смену производственным бригадам и народным коммунам. В то время они боролись с воровством и азартными играми, поддерживали ирригационные сооружения, прокладывали дороги, чинили мосты, разрешали конфликты и собирали деньги на общественные проекты. Затем в конце 1980-1990-х годов. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) приняло законы, разрешившие выборы в деревенские комитеты и сделавшие их «самоуправляемыми» органами13. Теперь реформаторы планировали расширить полномочия деревенских комитетов, чтобы они могли оспаривать решения местных партийных ячеек14.

Однако процесс институционализации столкнулся с сопротивлением партийной иерархии. Попытки заменить старую систему отбора кадров не увенчалась успехом. Как показывает американский китаевед Джозеф Фьюсмит15, даже на первый взгляд удачные управленческие инновации, в конечном счете, сворачивались. Как правило, их запуск и дальнейшее развитие зависели от личностного фактора. На местном уровне достаточно способных чиновников, которые готовы экспериментировать и решать проблемы местных жителей. Нередко инновации успешно продвигались, пока такие управленцы находились на своем посту. Однако после их ухода новые институты быстро исчезали.

В строгом смысле слова эти экспериментальные проекты нельзя назвать «институтами». Они не были устойчивыми и не заимствовались в других регионах страны. Такие инновации вернее рассматривать как «паллиативные» решения, временно функционировавшие в рамках партийно-государственной системы. Демократические эксперименты лишь немного усиливали конкуренцию чиновников при продвижении внутри партийной иерархии и не создавали системы сдержек и противовесов не местном уровне.

Более того, китайские исследователи выдавали за инновации проекты, которые таковыми де-факто не являлись. Так, сотрудник Центральной партийной школы (ЦПШ) Сяо Лихуэй (^^ff ) приводит следующий кейс в качестве примера успешного институционального нововведения. В г. Уань (Й^Ш) провинции Хэбэй после очередных выборов в некоторых деревнях проявилось «отсутствие

13 O'Brien Kevin J., LianjiangLi. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in China // The China Quarterly. No. 162. Spécial Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000). P. 466-478.

14 Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. N.Y., 2013.

15 Ibidem.

координации» между секретарями парткомов и старостами деревни. Каждые считали себя «главными хозяевами». В результате был выработан новый механизм координации: парткомы стали руководить собраниями партийных и деревенских комитетов; деревенские комитеты в назначенный срок должны были предоставить парткому доклад о проделанной работе; партком должен был своевременно получать информацию о важных делах16. Иными словами, когда деревенские комитеты попытались взять на себя полномочия парткомов, последние восстановили свою власть.

Таким образом, в эпоху Ху Цзиньтао властям в целом не удалось создать механизмов сдержек и противовесов в китайских волостях и деревнях.

«Этическая революция» Си Цзиньпина

После прихода Си Цзиньпина к власти в 2012 г. эксперименты с реформами на низовом уровне были постепенно свернуты. Их основные вдохновители ушли в отставку. Так, Цзэн Цинхун в 2008 г. уволился по возрастным ограничениям. Юй Кэпин в 2015 г. из Бюро переводов ЦК КПК переместился на пост директора Института государственного управления в Пекинском университете. Вместе с его уходом перестала существовать Китайская программа премий за инновации в местном управлении.

В 2019 г. на сайте Пекинского университета была опубликована статья Юй Кэпина, в которой подводились итоги экспериментов с правительственными инновациями на низовом уровне. В ней исследовалась устойчивость 103 реформ местных правительств, получивших между 2000 и 2016 гг. премию за нововведения в управлении. Автор пришел к выводу, что 94% инноваций продолжили существовать, 2% нововведений были отменены в изначальном месте, но были заимствованы в другом регионе, и лишь 3% проектов окончательно остановились17. Нам представляется, что цель публикации данного исследования - возобновить дискуссии о политических реформах и, вероятно, восстановить программу поощрения наиболее удачных управленческих инноваций. В этом отношении статья Юй Кэпина свидетельствует об отсутствии на данном этапе экспериментов с институциональными реформами на низовом уровне.

16 Сяо Лихуэй. Чжунго цзицэн миньчжу чуансинь яньцзю ФИЙМЙ^'&Ж'Й % (Исследование демократических инноваций на низовом уровне). Пекин, 2009. С. 81-83.

17 Юй Кэпин. Чжунго дифан чжэнфу чуансинь дэ кэчисю син ФИЙ^ЙЖйУЙЙ

2000-2015) (Устойчивости инноваций китайских местных правительств 2000-2015). Пекинский, 2019.

Однако вопросы, которые они должны были решить, остались. При Си Цзиньпине сохраняется прежняя система управления землей и взимания налогов, а, следовательно, и конфликтный потенциал между властью и жителями китайских волостей и деревень. В настоящее время руководство страны не пытается решать споры на местном уровне путем создания новых институтов, которые могли бы сдерживать поведение чиновников. Вместо этого местные власти прибегают к «традиционным» механизмам разрешения конфликтов: подавлению протестов или откупу, когда жителям деревень после экспроприации земли предлагается денежная компенсация18.

Симптоматичен пример китайской деревни Укань в провинции Гуандун. В 2011 г. ее жители выступили против продажи местными чиновниками общественной земли для коммерческого пользования и организовали протестное движение. В рамках установки на поддержание стабильности и продвижение реформ руководство провинции допустило здесь демократический эксперимент. В марте 2012 г. жители избрали нового старосту деревни и его заместителя. Конфликт на некоторые время был «заморожен». Однако уканьская демократия не решила земельных споров, а избранный староста находился под постоянным давлением властей. В 2016 г. он был арестован по подозрению в коррупцию, и жители деревни организовали новый протест. На этот раз демонстрации были жестко подавлены, и в Укане появился лояльный компартии состав партийного и деревенского комитетов.

Вместе с тем было бы ошибочным полагать, что меры Си Цзинь-пина по поддержанию стабильности на низовом уровне сводятся лишь к подавлению демонстраций или откупу от недовольных жителей китайских деревень. Нынешний лидер проводит всеобъемлющую политику по борьбе с коррупцией и пытается перевоспитать чиновников идеологически. В силу этого некоторые исследователи называют эпоху правления Си Цзиньпина «этической революцией»19.

Цель этой революции - поддержание легитимности и морального авторитета партии в глазах народа. Для этого требуется улучшить систему государственного управления, которая, как отмечают китайские исследователи, на современном этапе перестала эффективно реагировать на перемены обществе и сдерживает дальнейшее развитие производительных сил. При этом характерно, что ее модернизация

18 Chih-Jou Jay Chen. Peasant protests over land seizures in rural China // The Journal of Peasant Studies. 2020. № 47. Issue 6.

19 Zhang Shaoying, McGhee D. China's Ethical Revolution and Regaining Legitimacy. L., 2017.

при Си Цзиньпине затрагивает не столько сферу «материальной цивилизации», сколько «духовной» 20. Иными словами, китайское руководство взяло курс не на создание новых институтов, а на работу с поведением и сознанием кадров, чтобы те стали этичными слугами народа. Как отмечается в партийном журнале «Цюши», «требуется, чтобы каждый сотрудник партийных и государственных органов всегда помнил, что его полномочия и занимаемое положение даны ему партией и народом и существуют ради дел партии и народа. Их

можно использовать только ради счастья народа и для того, чтобы

21

удовлетворять чаяния народа в достижении прекрасной жизни»21.

Эти установки находят практическое воплощение в борьбе с коррупцией, введении новых правил поведения чиновников и кампаниях против «нежелательных стилей работы»: формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительства. По замыслу китайского руководства, подобные меры должны обновить и «очистить» партийно-государственный аппарат. Отмечается, что утрата связи с народными массами будет подобна разрыву кровообращения, здоровое функционирования которого необходимо для сохранения «большой жизненной силы»22. Органы партийной пропаганды часто прибегают к таким биологическим метафорам. Утверждается, например, что, чем меньше чиновники развлекаются по ночам, тем лучше их поведение; чем лучше поведение, тем здоровее организм; чем здоровее организм, тем чище психика23. Подобные метафоры делают акцент не на законности или незаконности тех или иных действий чиновников, а на их моральности или аморальности.

Характерно также, что для поддержания «политической экологии» в первую очередь применяются партийные предписания, а не государственные законы. Так, под коррупцией понимаются не только преступления, зафиксированные в уголовном кодексе, но и

20 «Ди у гэ сяндайхуа». Си Цзиньпин дэ сяндайхуа: гайбянь дицэн шэцзи, дапо лии гэцзю («Пятая модернизация». Модернизация Си Цзиньпина: изменить планирование на высшем уровне, перекроить соотношение интересов). - hk01.com, 18.09.2017. URL: https://

ÄfOÄ^^ (дата обращения: 08.05.2021).

21 Шэнь Чжуанхай. Жэньминь дэ лилунь - сюэси «Си Цзиньпин тань чжиго

личжэн» АЙЙЯ^-^^«^ЙТШпЯЯЙ» (Теория о народе - учить «идеи

Си Цзиньпина об управлении государством»). Цюши, 28.12.2020. URL: http://www. qstheory.cn/dukan/hqwg/2020-12/28/c_1126916791.htm (дата обращения: 08.05.2021).

22 Там же.

23 Zhang Shaoying, McGhee D. China's Ethical Revolution and Regaining Legitimacy. L., 2017. P. 68.

нарушение «общественных норм», к которым, например, относятся дарения подарков, развлечения чиновников на бюджетные средства или создание ими неформальных групп, которые функционируют по собственным неписаным правилам24.

Партия регламентирует поведение кадров в нерабочее время. Так, если меры по искоренению формализма и бюрократизма направлены на повышение эффективности работы партийно-государственного аппарата, то кампания против гедонизма и расточительства должна повлиять на повседневный образ жизни чиновников. Членам партии запрещается покупать предметы роскоши или посещать дорогие рестораны, даже если они тратят на это личные средства. Не поощряется также посещение клубов, где кадры могут установить неформальные связи друг с другом25.

Вскоре после прихода к власти Си Цзиньпин начал кампанию по «изучению курса на массы». В частности, он потребовал, чтобы члены партии вспомнили о «двух необходимых аспектах», которые Мао Цзэдун выдвинул в преддверии победы китайской революции: «Необходимо, чтобы товарищи продолжали поддерживать скромный, осторожный и несуетливый стиль работы; необходимо, чтобы товарищи продолжали поддерживать стиль работы тяжелой борьбы». Си Цзиньпин отметил, что Мао хотел предотвратить появление «самодовольства, жадной тяги к комфорту и отрыва от масс» после захвата власти компартией, и подчеркнул: «Нам следует усвоить глубокие идеи и стратегический замысел Мао Цзэдуна при выдвижении им "двух необходимых аспектов"». В рамках реализации этой установки партия начала организовывать «учебные сессии», в ходе которых кадры должны «посмотреть на себя в зеркало» (выявить недостатки), «вымыться» (избавиться от недостатков) и «вылечиться» (выступить с критикой и самокритикой) 26.

Перечисленные меры ознаменовали отход руководства КНР от прежних усилий по проведению институциональных реформ к идеологическому воспитанию кадров. Компартия намерена укрепить связь с массами и легитимность своего правления не путем создания механизмов сдержек и противовесов, а за счет «выправления» поведения членов партии и искоренения «нежелательных стилей работы».

24 Ibid. P. 65-108.

25 Ibid. P. 135-209.

26 Чунвэнь «лянгэ уби» - сюэси «лунь Чжунго Гунчандан лиши»

-^^(("^ФИЛ^^М^)) (Вспомнить «два необходмых аспекта» - изучение

работы «Об истории партии»). Цюйши, 26.03.2021. URL: http://www.qstheory.cn/ zhuanqu/2021-03/26/c_1127258858.htm (дата обращения: 08.05.2021).

Заключение

Насколько результативна «этическая революция» Си Цзиньпина? С одной стороны, как показывают опросы китайских чиновников на низовом уровне, в отдельных аспектах госаппарат стал работать эффективнее. У руководителей среднего звена появилось значительно больше ограничений на расход бюджетных средств. Выступления на рабочих совещаниях стали короче и конкретнее. Уменьшилось число неофициальных контактов между госслужащими и предпри-

27

нимателями.

С другой стороны, неясно, как «этическая революция» должна решить структурные проблемы, из-за которых возникают конфликты между населением и чиновниками на низовом уровне. В КНР сохраняются прежние вопросы земельной собственности, сбора налогов и партийно-государственной иерархии, при которой чиновники в ходе выполнения поставленных центром задач не всегда прислушиваются к настроениям местных жителей. Кроме того, отсутствие четкого определения коррупции и понятных критериев работы в «интересах народа» зачастую приводит к бездействию кадров, которые отвечают формализмом на борьбу с формализмом и проводят «учебные сессии» как ритуальное мероприятие, на котором произносятся «правильные» фразы28.

В целом взятый нынешним китайским руководством вектор развития, на наш взгляд, подтверждает вывод американского китаеведа Лусиана Пая о том, что в Китае «мораль и государство смешаны, цели и средства неразличимы, а этическое поведение не только направляет государство, но и государство всегда существовало, чтобы

29

совершенствовать этическое поведение своих подданных»29.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпов М.В. Замкнутый круг «китайского чуда». Рыночные реформы и проблемы реформируемости партийного государства ленинского типа в Китайской Народной Республике. М.; СПб., 2014.

2. Ломанов А. Циркуляция против изоляции // Россия в глобальной политике. 01.05.2021. URL: https://globalaffairs.ru/articles/czirkulyacziya-protiv-izolyaczii/ (дата обращения: 14.05.2021).

3. Chen E. Semiconductor Scandal A Concerning Backdrop to Xi's Pursuit of "Core Technologies" // China Brief, March 26, 2021. URL: https://jamestown.org/program/

27 Zhang Shaoying, McGhee D. China's Ethical Revolution and Regaining Legitimacy. L., 2017. P. 144, 157, 175.

28 Ibid. P. 144, 201.

29 Pye Lucian W. Asian Power and Politics. L., 1985. P. 63-64.

semiconductor-scandal-a-concerning-backdrop-to-xis-pursuit-of-core-technologies/ (дата обращения: 14.05.2021).

4. Chih-Jou Jay Chen. Peasant protests over land seizures in rural China // The Journal of Peasant Studies, 2020.

5. Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. N.Y., 2013.

6. Heath Timothy S. China's new governing party paradigm: political renewal and the pursuit of national rejuvenation. Farnham, 2014.

7. Li Hua-yu. The Political Stalinization of China: The Establishment of One-Party Constitutionalism, 1948-1954 // Journal of Cold War Studies. Vol. 3. Number 2. Spring, 2001.

8. McGregorR. The Party: The Secret World of China's Communist Rulers. N.Y., 2012.

9. O'Brien Kevin J., Lianjiang Li. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in ОД^ю - The China Quarterly. No. 162. Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000).

10. Pye Lucian W. Asian Power and Politics. - London: Harvard University Press, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. - University of California Press, 2008.

12. Zhang Shaoying, McGhee D. China's Ethical Revolution and Regaining Legitimacy. -London: Palgrave Macmillan, 2017.

13. «Ди у гэ сяндайхуа». Си Цзиньпин дэ сяндайхуа: гайбянь дицэн шэцзи, дапо лии гэцзю ШШШЛ] ШШШШ ЙШШШ («Пятая модернизация». Модернизация Си Цзиньпина: изменить планирование на высшем уровне, перекроить соотношение интересов). - hk01.com, 18.09.2017. // URL: https://www.hk01.com/^e+A^/120119/®Efflffiftft-Sffi¥^ffiftft-ft ЙЛ^^-ИвЖШ (дата обращения: 08.05.2021).

14. Сяо Лихуэй. Чжунго цзицэн миньчжу чуансинь яньцзю ФИЙМЙ^'&.Ш'Й % (Исследование демократических инноваций на низовом уровне). - Пекин, Женьминь чубаньшэ, 2009.

15. Чунвэнь «лянгэ уби» - сюэси «лунь Чжунго Гунчандан лиши»

--^Л) (("^ФЯЛ^^Й^}) (Вспомнить «два необходмых аспекта» - изучение работы «Об истории партии»). Цюйши, 26.03.2021. URL: http://www. qstheory.cn/zhuanqu/2021-03/26/c_1127258858.htm (дата обращения: 08.05.2021).

16. Шэнь Чжуанхай. Жэньминь дэ лилунь - сюэси «Си Цзиньпин тань чжиго

личжэн» ЛЙЙЯ^--^Л) «^ЙТШдЯЯЙ» (Теория о народе - учить

«идеи Си Цзиньпина об управлении государством»). Цюши, 28.12.2020. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/hqwg/2020-12/28/c_1126916791.htm (дата обращения: 08.05.2021).

17. Юй Кэпин. Миньчжу ши гэ хао дунси: Юй Кэпин фантаньлу ^^ТШШЙ (Демократия - это хорошая вещь: запись бесед с Юй Кэпином). Пекин, 2006.

18. Юй Кэпин. Сысян цзефан юй чжэнчжи цзиньбу ШШЙ-^ШпЙ^ (Идеологическое освобождение и политический прогресс). Пекин, 2008.

19. Юй Кэпин. Цзэнлян миньчжу юй шаньчжи ¿ЙМЙ^-^^^Д (Демократия по нарастающей и благое правление). Пекин, 2003.

20. Юй Кэпин. Чжунго дифан чжэнфу чуансинь дэ кэчисю син ФИЙ^ЙЖ'б'.Ш Efi^t^^tt (2000-2015) (Устойчивость инноваций китайских местных правительств 2000-2015). Пекин, 2019. URL: https://www.rccp.pku.edu.cn/mzyt/94751. htm (дата обращения: 08.05.2021).

Vladimir A. Skosyrev

ON INSTITUTIONALIZATION OF SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES AT THE GRASSROOTS LEVEL IN PRC

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

The article is focused on the problem of institutionalization of political processes in China at the level of townships and villages. Here, at the periphery of the partystate system, in the 2000s Chinese authorities tried to create a check and balances system. Its goal was to make local officials accountable before the citizens. For the most part these institutional reforms failed to establish clear boarders between the party and the society. In the era of Xi Jinping PRC leadership has mostly aborted political reforms at the grassroots level. Currently the Communist Party of China has set a course for improving the behavior of cadres and reforming their conciseness instead. New party rules and Xi's anticorruption campaign are aimed at educating public servants, so that they become "good communists", who do not pursue personal gains and work in the interest of the people and for "the great rejunivation of the Chinese nation". In some respects current party policy achieved results in fighting corruption and cutting down opportunities for cadres and entrepreneurs to establish informal relations. Yet, at the same time it doesn't resolve structural problems which lead to conflicts between local authorities and people at the grassroots level.

Key words: China; political reforms; governance; institutional reforms; grassroots level; democratization; Xi Jinping; ideology.

About the author: Vladimir A.Skosyrev — Postgraduate student of the Department of Chinese History of the ISAA of Lomonosov Moscow State University (e-mail: mr.skosyrev@gmail.com).

REFERENCES

1. Karpov M.V. Zamknutyiy krug "kitayskogo chuda". Ryinochnyie reformyi i proble-myi reformiruemostipartiynogo gosudarstva leninskogo tipa vKitayskoy Narodnoy Respublike [Vicious circle of "Chinese miracle". Market reforms and the problem of reforming Leninist party states in PRC]. M.; SPb., 2014. (In Russ.)

2. Lomanov A. Tsirkulyatsiyaprotiv izolyatsii [Circulation against isolation]. Rossiya v globalnoypolitike [Russia in Global Politics], 01.05.2021. URL: https://globalaffairs. ru/articles/czirkulyacziya-protiv-izolyaczii/ (mode of access: 14.05.2021). (In Russ.)

3. Chen E. Semiconductor Scandal A Concerning Backdrop to Xi's Pursuit of "Core Technologies". China Brief, March 26, 2021. URL: https://jamestown.org/program/ semiconductor-scandal-a-concerning-backdrop-to-xis-pursuit-of-core-technologies/ (mode of access: 14.05.2021).

4. Chih-Jou Jay Chen. Peasant protests over land seizures in rural China. The Journal of Peasant Studies, 2020.

5. Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. N.Y., 2013.

6. Heath Timothy S. China's new governing party paradigm: political renewal and the pursuit of national rejuvenation. Farnham, 2014.

7. Li Hua-yu. The Political Stalinization of China: The Establishment of One-Party Constitutionalism, 1948-1954. Journal of Cold War Studies. Vol. 3. Number 2. Spring, 2001.

8. McGregor R. The Party: The Secret World of China's Communist Rulers. N.Y., 2012.

9. O'Brien Kevin J., Lianjiang Li. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in Chinaro. The China Quarterly. No. 162. Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000).

10. Pye Lucian W. Asian Power and Politics. L., 1985.

11. Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. California, 2008.

12. Zhang Shaoying, McGhee D. China's Ethical Revolution and Regaining Legitimacy. L., 2017.

13. "Di wu ge xiandaihua" Xi Jinping de xiandaihua: gaibian diceng sheji, dapo liyi geju [Fifth modernization. Modernization of Xi Jinping: changing the top-level design and breaking the pattern of interests] (in Chin.). hk01.com, 18.09.2017. URL: https://

tTftfOM^ (mode of access: 08.05.2021).

14. Xiao Lihui. Zhongguo jiceng minzhu changxin yanjiu [Study of democratic innovations at the grassroots level] (in Chin.). Beijing, 2009.

15. Chongwen "liangge wubi" - xuexi "Lun Zhongguo Gongchandang Lishi" [Revive the "Two Musts" - Study "On the History of the Chinese Communist Party"] (in Chin.). Qiushi, 26.03.2021. URL: http://www.qstheory.cn/zhuanqu/2021-03/26/c_1127258858.htm (mode of access: 08.05.2021).

16. Shen Zhuanghai. Renmin de lilun - xuexi "Xi Jinping tan zhiguo lizheng" [The Theory of the People - Study "Xi Jinping on State Governance"] (in Chin.). Qiushi, 28.12.2020. URL: http://www.qstheory.cn/dukan/hqwg/2020-12/28/c_1126916791. htm (mode of access: 08.05.2021).

17. Yu Keping. Minzhu shi ge hao dongxi [Democracy is a good thing] (in Chin.). Beijing, 2006.

18. Yu Keping. Sixiang jiefang yu zhengzhi jinbu [Ideological emancipation and political

Beijing, 2008.

19. Yu Keping. Zengliang Minzhu yu shanzhi [Incremental democracy and good governance] (in Chin.). Beijing, 2003.

20. Yu Keping. Zhongguo deifang zhengfu chuangxin de kechixuxing [Sustainability of China's Local Government Innovation] (in Chin.). Beijing, 08.04.2019. URL: https:// www.rccp.pku.edu.cn/mzyt/94751.htm (mode of access: 08.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.