Научная статья на тему 'НИЗОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В КИТАЕ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ'

НИЗОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В КИТАЕ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ДЕМОКРАТИ Я НА НИЗОВОМ У РОВНЕ / ДЕРЕВЕНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ВЫБОРЫ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / PRC / GRASS-ROOTS DEMOCRACY / VILLAGE DEMOCRACY / ELECTIONS / POLITICAL LIBERALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скосырев Владимир Алексеевич

С конца 1990-х годов сотни миллионов граждан КНР участвуют в выборах на низовом уровне. Первые эксперименты с демократией в китайских деревнях начались в 1980-е годы. В то время в руководстве КНР велись споры о том, стоит ли утвердить низовую демократию в масштабах всей страны. Прореформаторское крыло КПК одержало верх в данном вопросе. В конце1990-х годов был утвержден закон об организации деревенских комитетов. Жители китайской деревни получили право избирать своих старост. Перед исследователями встал вопрос о целях и особенностях функционирования деревенской демократии. В данной статье автор освещает основные подходы к этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESMENTS OF CHINESE GRASSROOTS DEMOCRACY

Since the end of 1990-s, hundreds of millions of Chinese citizens have been taking part in village elections on the grassroots level. Elections into village committees attract much attention of the observers. First experiments with village elections in China have started back in 1980-s. At that time there was a split in the Chinese leadership about the necessity of village elections in China. In this case, the CPC’s reformists had it their way. At the end of 1990-s Organic Law of Village Committees was fully adopted by the NPC. Chinese villagers gained the right to elect leaders of village committees. With the establishment of village democracy in China both Chinese and foreign observers started to look into the essence and goals of grassroots democracy in China. In this article we examine the assessments of grassroots democracy in China.

Текст научной работы на тему «НИЗОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В КИТАЕ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2020. № 3

В.А. Скосырев

НИЗОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В КИТАЕ:

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

С конца 1990-х годов сотни миллионов граждан КНР участвуют в выборах на низовом уровне. Первые эксперименты с демократией в китайских деревнях начались в 1980-е годы. В то время в руководстве КНР велись споры о том, стоит ли утвердить низовую демократию в масштабах всей страны. Прореформаторское крыло КПК одержало верх в данном вопросе. В конце 1990-х годов был утвержден закон об организации деревенских комитетов. Жители китайской деревни получили право избирать своих старост. Перед исследователями встал вопрос о целях и особенностях функционирования деревенской демократии. В данной статье автор освещает основные подходы к этой проблеме.

Ключевые слова: КНР; демократия на низовом уровне; деревенская демократия; выборы; политическая либерализация.

Реформа началась с голосований в нескольких деревнях в провинции Гуанси в 1980-1981 гг. Подобно экономическим преобразованиям, она возникла по инициативе снизу. Через два десятилетия временная мера компартии по заполнению политического вакуума на местах была закреплена на законодательном уровне. Сегодня голосования проводятся каждые три года во всех китайских деревнях1.

Органический закон об организации деревенских комитетов был окончательно утвержден в 1998 г.2 В нем деревенские комитеты определяются как «низовые автономные организации самоуправления, самообразования и самообслуживания народа. Они формируются

Скосырев Владимир Алексеевич - аспирант кафедры истории Китая ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова (e-mail: Mr.Skosyrev@gmail.com).

1 O'Brien Kevin J., LianjiangLi. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in China // The China Quarterly. No. 162. Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000). P. 465.

2 Organic Law of the Villagers Committees of the People's Republic of China. China. org.cn. URL: http://www.china.org.cn/english/government/207279.htm

посредством демократических выборов и для демократического принятия решений, демократического управления и демократического надзора».

Закон 1998 г. вводил ряд новых избирательных процедур. Перед выборами список голосующих предавался гласности, а в местах проведения голосования устанавливались кабинки, гарантирующие тайное голосование. Обеспечивались гласный подсчет голосов и немедленное объявление результатов голосования3.

О значении низовой демократии высказывался бывший китайский лидер Ху Цзиньтао: «Демократия на низовом уровне способствует поддержанию и укреплению руководящего положения народа в политике; отражению и осуществлению народных намерений и чаяний; укреплению связей между партией, правительством и народом; подчеркиванию всех положительных факторов, обеспечивающих осуществление политики реформ и открытости, а также строительство социалистической модернизации; осуществлению, защите и развитию коренных интересов широких народных масс; продвижению социальной гармонии; осуществлению длительного и спокойного управления»4.

Сотрудник Центральной партийной школы Сяо Лихуэй выделяет три фактора, развитию которых благоприятствует низовая демократия: (1) повышение уровня политического участия широких народных масс; (2) социальная гармония, осуществление длительного и спокойного управления; (3) формирование условий для выражения интересов широких масс и защиты их прав5. В этом состоит официальное обоснование создания органов демократии на низовом уровне.

Китайские ученые Хуан Вэйпин и Чэнь Цзяси утверждают, что развитие низовой демократии - стратегический ход для укрепления позиций КПК. В этом контексте о важности развития демократии на низовом уровне говорили Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао6.

Американские исследователи Джон Тейлор и Каролина Калвил-ло считают, что инициативы китайского руководства по созданию системы выборов в деревнях и продвижению внутрипартийной

3 HeBaogang. Rural Democracy in China. The Role of Village Elections. N.Y., 2007. P. 25-26.

4 Сяо Лихуэй. Zhongguo jiceng minzhu chuangxin yanjiu ФИЙМЙ^'ЁУЙ'ЙЙ (Исследование демократических инноваций на низовом уровне). Пекин, 2009. С. 1-3.

5 Там же.

6 Huang Weiping, Chen Jiaxi. China's Grassroots Democracy: Development and Assessment // International Journal of China Studies. Vol. 2. 2011. No. 2. August/ September. P. 201-202.

демократии - ответ на западные призывы к либеральной демокра-тии7. Китайское руководство заявляет о демократизации и проводит выборы на низовом уровне, чтобы отвести от Китая критику о его недемократичности.

Американский социолог и китаист Сальваторе Бабонес склонен считать, что деревенские выборы - инструмент контроля Компартии над местными функционерами. Выборы на низовом уровне в Китае не имеют большого значения для демократизации в масштабах страны. Вместе с тем они все же имеют практическое значение. Жители китайской деревни начинают понимать, что лидеры избираются на выборах и могут быть отстранены от своих должностей в случае всеобщего недовольства. Как утверждает Бабонес, «не следует пренебрегать важностью этих уроков. Вероятно, лучше всего они усваиваются в такой среде, как китайские деревенские выборы, где предложение ограничено, и ставки достаточно низки»8.

Схожую точку зрения высказывает американский исследователь Джон Джеймс Кеннеди. Компартия не ставит перед собой цели демократизации страны. Однако демократия на низовом уровне может стать предтечей масштабного процесса политической либерализации. «Политические реформы на низовом уровне могут внести вклад в развитие демократических институтов перед тем, как политические реформы будут развернуты в масштабах страны»9.

Эта точка зрения представляется спорной. В другой статье10 мы писали о том, что китайские мыслители XIX в. и современные политологи воспринимают западную концепцию демократии с искажениями, вызванными укоренившимися в китайском сознании аспектами традиционной политической культуры. Следует ли ожидать от китайских крестьян более точного понимания концепции демократии? Вряд ли жители китайской деревни действительно

7 Taylor Jon R., Calvillo Carolina E. Crossing the River by Feeling the Stones: Grassroots Democracy with Chinese Characteristics // Journal of Chinese Political Science/ Association of Chinese Political Studies. 2010.

8 Babones S. Country Lessons. A Rural Incubator for China's Political Reform? // Foreign Affairs. 2015. October 14. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/ china/2015-10-14/country-lessons

9 Kennedy J.J. Supply and Support for Grassroots Political Reform in Rural China // Journal of Chinese Political Science/Association of Chinese Political Studies. 2010. P. 169-190.

10 Скосырев В.А. Восприятие концепции демократии современными китайскими мыслителями // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2017. № 1. С. 94-109.

проникнутся демократическими идеалами, и это приведет к политической либерализации в масштабах всей страны.

В то же время Органический закон о деревенских комитетах может явиться предлогом для начала так называемого правомерного сопротивления. Эта концепция была предложена в 1996 г. Кевином О'Брайеном. Ее смысл в том, что в своем сопротивлении государству угнетенные граждане обосновывают свои требования законами, политикой и идеологией самого государства. Иными словами, протестующие не ставят под вопрос легитимность руководителей страны. Участники «правомерного сопротивления» принимают существующие законы, политику и основные ценности государства и обвиняют власти в том, что они не держат собственных обещаний11. Так, возмущенные жители китайской деревни могут требовать справедливых выборов, бойкотировать фальсифицированные выборы и подавать жалобы на чиновников, нарушающих законы12.

Исследователи обратили внимание на то, что демократические выборы на низовом уровне способствуют повышению экономического благополучия отдельных деревень. Янь Шэнь и Ян Яо отмечают, что это связано с привлечением государственных инвестиций13. Сотрудник Китайского центра экономических исследований в Пекине Сю Ицин объясняет это тем, что жители деревень зачастую избирают старост из крупнейших кланов. Такие старосты обладают достаточно прочным положением, чтобы получить политическую поддержку и привлечь в деревню государственные инвестиции14.

В то же время, как утверждает Хэ Баоган, влияние кланов на сельские выборы снижаются. Это связано с тем, что клановые структуры не являются открытой политической силой и определяющим фактором в поведении избирателей15. Ричард Леви обращает

11 O'Brien Kevin J. Rightful Resistance // World Politics Journal. Vol. 49. 1996. Number 1, October.

12 O'Brien Kevin J., LianjiangLi. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in China // The China Quarterly. No. 162. Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000). P. 482-483.

13 Yan Shen, Yang Yao. Does grassroots democracy reduce income inequality in China? // Journal of Public Economics 92, 2008. P. 2182-2198.

14 Xu Yiqing. Social Networks Enhance Grassroots Democracy: Surname Groups and Public Goods Provision in Rural China // Preliminary draft for discussions. June 4. 2009. URL: http://www.hull.ac.uk/php/ecskrb/GDP2009/Yiqing_GDP2009.pdf

15 He Baogang. Rural Democracy in China. The Role of Village Elections. N.Y., 2007. P. 177-194.

внимание на то, что низовая демократия позволила включиться в политическую борьбу предпринимателям, которые стали противовесом старых элит. В деревенских комитетах более влиятельными становятся индивидуумы, которые преуспевают как в партийной работе, так и в бизнесе (у них две сильные стороны - ЖЗй). Отмечается также, что выборы в китайских деревнях, призванные в том числе искоренить коррупцию, порождают новый вид незаконной деятельности - подкуп избирателей16.

Некоторые исследователи склонны рассматривать деревенскую демократию в Китае как негативное явление. Бывший низовой кадровый работник, китайский политэмигрант Лю Сумэй отмечает: «Видимо, в поисках новых рычагов политического влияния примерно с начала 80-х годов КПК стала вводить в деревне систему выборов в местные органы власти. В последние же год-два руководители КНР высказываются в том смысле, что проведение таких выборов якобы открывает новые перспективы для развития в Китае демократии. Насколько мне известно, за пределами моей родины также господствует точка зрения, согласно которой выборы в китайской деревне - это надежда для всего Китая, это важнейшая демократическая процедура, полномасштабное применение которой может изменить судьбу страны»17. Автор показывает, что на деле функционирование низовой демократии приводит к восстановлению клановой системы и ведет к дискриминации представителей малочисленных кланов.

Исходя из личного опыта организации деревенских выборов, Лю Сумэй утверждает, что крестьян интересует сельское политическое участие только в той степени, в какой оно затрагивает клановые интересы. Во-первых, выборы жестко контролируются компартией. Во-вторых, достойные представители народа, даже если они будут избраны, не смогут повлиять на повседневную жизнь крестьян, а также экономическую и политическую ситуацию18.

Автор обращает внимание читателя и на механизм подготовки выборов. Кандидаты заранее отбираются на совещаниях в парткоме деревни. Редки случаи, когда крестьяне активно продвигают собственных кандидатов. Это, опять же, связано с тем, что крестьяне не питают большого энтузиазма по отношению к демократическим

16 Grassroots Political Reform in Contemporary China / Ed. by Elizabeth J. Perry and Merle Goldman. Massachusetts; London; Cambridge, 2007. P. 30-37.

17 Лю Сумэй, Румянцев Е.Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999. С. 54.

18 Там же. С. 55-56.

механизмам на низовом уровне. Сильное влияние на выборы могут при необходимости оказывать вышестоящие органы власти19.

Прогноз Лю Сумэя относительно перспектив развития демократической системы выборов в китайской деревне неутешителен: «Участвуя в подготовке и проведении деревенских выборов, я глубоко осознал масштабы происшедшего в китайской деревне в последние 10-15 лет возрождения клановой системы и ее влияния на жизнь многомиллионных масс китайцев. В нынешних условиях проведение в китайской деревне совместных выборов может совершенно неожиданно для их организаторов привести к дальнейшему распространению и законодательному закреплению нравов и обычаев, которые абсолютно не могут быть терпимы в современном обществе. Я имею в виду прежде всего комплекс проблем, связанных с положением и правами женщины, семейно-родственными и брачными

20

отношениями, защиту прав меньшинств и т.д.»20

С этой точки зрения демократизация на низовом уровне может привести к последствиям, которые вызвали бы недоумение и неприязнь у сторонников демократии.

В заключение обратим внимание на три аспекта. Во-первых, с нашей точки зрения, начало демократизации на низовом уровне было в значительной степени спонтанным решением. Китайское руководство приняло его на волне реформаторских настроений начала 1980-х годов. Споры о целях и значении этого проекта в значительной степени последовали уже постфактум после начала его реализации.

Во-вторых, демократия на низовом уровне в КНР не предполагает создания политического плюрализма по западному образцу. Народные массы на низовом уровне имеют право осуществлять демократические права только под руководством КПК.

Наконец, концепция демократии на низовом уровне активно обсуждалась во время пребывания Ху Цзиньтао на посту генерального секретаря ЦК КПК (2002-2012). Отдельные китаеведы рассматривали подобные попытки реформ как адаптацию КПК к меняющимся условиям21. Более обоснованной представляется точка зрения Дж. Фьюсмита22 - реформы на низовом уровне в целом и деревенская демократия в частности были попыткой институци-онализации на периферии системы государственного управления КНР. Эта попытка провалилась. Безрезультатный период правления

19 Там же. С. 57-58.

20 Там же. С. 58-59.

21 Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. California, 2008.

22 Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. Cambridge, 2013.

Ху Цзиньтао в конечном счете побудил китайское руководство к передаче значительных властных полномочий Си Цзиньпину. При нынешнем китайском руководителе дискуссии о низовой демократии затихли. В настоящее время подчеркивается необходимость укрепления руководящей роли Компартии и лояльности генеральному секретарю ЦК КПК, выступающему в качестве «ядра» партии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лю Сумэй, Румянцев Е.Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999.

2. Сяо Лихуэй. Чжунго цзицэн миньчжу чуансинь яньцзю (Исследование демократических инноваций на низовом уровне). Пекин, 2009.

3. Скосырев В.А. Восприятие концепции демократии современными китайскими мыслителями // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2017. № 1. С. 94-109.

4. Babones S. Country Lessons. A Rural Incubator for China's Political Reform? // Foreign Affairs. 2015. October 14. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/ china/2015-10-14/country-lessons

5. Democracy with Chinese Characteristics // Journal of Chinese Political Science/ Association of Chinese Political Studies, 2010.

6. Grassroots Political Reform in Contemporary China / Ed. by Elizabeth J. Perry and Merle Goldman. Massachusetts; London; Cambridge, 2007.

7. Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. Cambridge, 2013.

8. He Baogang. Rural Democracy in China. The Role of Village Elections. N.Y., 2007.

9. Huang Weiping, Chen Jiaxi. China's Grassroots Democracy: Development and Assessment // International Journal of China Studies. Vol. 2. 2011. No. 2. August/ September.

10. Kennedy J.J. Supply and Support for Grassroots Political Reform in Rural China // Journal of Chinese Political Science/Association of Chinese Political Studies. 2010. P. 169-190.

11. O 'Brien Kevin J, Lianjiang Li. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in China // The China Quarterly. No. 162. Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000).

12. O'Brien Kevin J. Rightful Resistance // World Politics Journal. Vol. 49. 1996. Number 1, October.

13. Organic Law of the Villagers Committees of the People's Republic of China. China. org.cn. URL: http://www.china.org.cn/english/government/207279.htm

14. Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. California, 2008.

15. Taylor Jon R., Calvillo Carolina E. Crossing the River by Feeling the Stones: Grassroots Democracy with Chinese Characteristics // Journal of Chinese Political Science/Association of Chinese Political Studies, 2010.

16. WangSh., Yang Yao. Grassroots Democracy and Local Governance: Evidence from Rural China // World Development. Vol. 35. 2007. No. 10. P. 1635-1649.

17. Xu Yiqing. Social Networks Enhance Grassroots Democracy: Surname Groups and Public Goods Provision in Rural China // Preliminary draft for discussions. June 4. 2009. URL: http://www.hull.ac.uk/php/ecskrb/GDP2009/Yiqing_GDP2009.pdf

18. Yan Shen, Yang Yao. Does grassroots democracy reduce income inequality in China? // Journal of Public Economics 92, 2008.

Vladimir A. Skosyrev

ASSESMENTS OF CHINESE GRASSROOTS DEMOCRACY

Lomonosov Moscow State University

1 Leninskie Gory, Moscow, 11999

Since the end of 1990-s, hundreds of millions of Chinese citizens have been taking part in village elections on the grassroots level. Elections into village committees attract much attention of the observers. First experiments with village elections in China have started back in 1980-s. At that time there was a split in the Chinese leadership about the necessity of village elections in China. In this case, the CPC's reformists had it their way. At the end of 1990-s Organic Law of Village Committees was fully adopted by the NPC. Chinese villagers gained the right to elect leaders of village committees. With the establishment of village democracy in China both Chinese and foreign observers started to look into the essence and goals of grassroots democracy in China. In this article we examine the assessments of grassroots democracy in China.

Key words: PRC; grassroots democracy; village democracy; elections; political liberalization.

About the author: Vladimir A. Skosyrev - M.A. student, Department of Chinese History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: Mr.Skosyrev@gmail.com).

REFERNES

1. Babones S. Country Lessons. A Rural Incubator for China's Political Reform? Foreign Affairs, October 14, 2015. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/ china/2015-10-14/country-lessons

2. Democracy with Chinese Characteristics. Journal of Chinese Political Science. Association of Chinese Political Studies, 2010.

3. Grassroots Political Reform in Contemporary China. Edited by Elizabeth J. Perry and Merle Goldman. Massachusetts, London: Harvard University Press Cambridge, 2007.

4. Fewsmith J. The Logic and Limits of Political Reform in China. Cambridge University Press, 2013.

5. He Baogang. Rural Democracy in China. The Role of Village Elections. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007.

6. Huang Weiping, Chen Jiaxi. China's Grassroots Democracy: Development and Assessment. International Journal of China Studies, Vol. 2, No. 2, August-September 2011.

7. Kennedy J.J. Supply and Support for Grassroots Political Reform in Rural China. Journal of Chinese Political Science. Association of Chinese Political Studies, 2010.

8. Liu Sumei, Rumjancev E.N. Kitaj, kakim ja ego znaju. Moscow: JUPAPS, 1999.

9. O'Brien Kevin J., Lianjiang Li. Accommodating "Democracy" in a One-Party State: Introducing Village Elections in China. The China Quarterly, No. 162, Special Issue: Elections and Democracy in Greater China (Jun., 2000).

10. O'Brien Kevin J., Rightful Resistance. World Politics Journal, Vol. 49, Number 1, October 1996.

11. Organic Law of the Villagers Committees of the People's Republic of China. China. org.cn. URL: http://www.china.org.cn/english/government/207279.htm

12. Skosyrev V.A. Vosprijatie koncepcii demokratii sovremennymi kitajskimi myslitel-jami. Moscow: Vestnik Moskovskogo Universiteta, 13. Vostokovedenie. 2017. № 1. C. 94-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Shambaugh D. China's Communist Party. Atrophy and Adaptation. University of California Press, 2008.

14. Taylor Jon R., Calvillo Carolina E. Crossing the River by Feeling the Stones: Grassroots Democracy with Chinese Characteristics. Journal of Chinese Political Science. Association of Chinese Political Studies, 2010.

15. Wang Sh., Yang Yao. Grassroots Democracy and Local Governance: Evidence from Rural China. World Development. Vol. 35, 2007, No. 10, pp. 1635-1649.

16. Xiao Lihui. Zhongguo jiceng minzhu chuanxin yanjiu Hwy^o цзицэн Murnuwy nyaHCUHb ннbцзк> (Looking into innovations in Chinese grassroots democracy). Beijing, Renmin Chubanshe, 2009.

17. Xu Yiqing. Social Networks Enhance Grassroots Democracy: Surname Groups and Public Goods Provision in Rural China. Preliminary draft for discussions, June 4, 2009. URL: http://www.hull.ac.uk/php/ecskrb/GDP2009/Yiqing_GDP2009.pdf

18. Yan Shen, Yang Yao. Does grassroots democracy reduce income inequality in China? Journal of Public Economics 92, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.