Научная статья на тему 'Проблема инкорпоративности групп в социальной психологии'

Проблема инкорпоративности групп в социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
422
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКОРПОРАТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / INCORPORATIVITY / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Веселовский Дмитрий Павлович

В статье рассматривается проблема включения нового индивида в группу, дается трактовка понятия «инкорпоративность социальной группы», рассматривается актуальность изучения инкорпоративности социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Groups' Incorporativity in Social Psychology

In the article the problem of inclusion of a new person in a social group is analyzed. The author gives his interpretation of the concept "incorporativity of social group" and considers the timeliness of studies on social groups' incorporativity.

Текст научной работы на тему «Проблема инкорпоративности групп в социальной психологии»

Проблема инкорпоративности групп в социальной психологии

Д. П. Веселовский (Московский гуманитарный университет)*

В статье рассматривается проблема включения нового индивида в группу, дается трактовка понятия «инкорпоративность социальной группы», рассматривается актуальность изучения инкорпоративности социальных групп.

Ключевые слова: инкорпоративность, адаптация.

В настоящее время в России происходят сложные социально-экономические и социально-психологические процессы, связанные с укоренением и широким распространением рыночных экономических ценностей на всех уровнях российского общества, что определяет пути его дальнейшего развития. В рамках этих отношений человек выступает представителем различных социальных групп, занимает в них определенное место, конкурирует с другими участниками за влияние и статус в группе и др. В связи с этим крайне актуальными сейчас являются исследования в области социальной психологии (групповых) корпоративных интересов, изучение личности в группе, явлений перехода людей из одних групп в другие, готовности или неготовности групп включать в свой состав новых членов и т. д.

Процесс включения нового индивида в группу в социально-психологической и социологической литературе традиционно рассматривается в рамках проблемы социально-психологической адаптации личности в группе.

В западной психологии основное внимание уделяется поведенческой адаптации. В отечественной психологии при изучении проблем социальной адаптации на первый план выходят личностные характеристики, обусловливающие успешность или неуспеш-ность адаптации (Посыпанов, 2006: 95).

В рамках эмпирических исследований сегодня активно изучаются критерии адапти-рованности личности, анализируются факторы адаптации, особое внимание уделяется социокультурной адаптации (Гриценко, 2005: 9-28).

А. С. Горбатенко еще 1982 г. в своей работе отмечал: «Абсолютное большинство авторов совершенно справедливо рассматривают процесс адаптации как двусторонне активный в контексте созидательной социально значимой деятельности личности и группы. Однако в своих эмпирических программах они акцентируют внимание на особенностях нового индивида, считая несущественными особенности групп различного типа, включающих новичка. Группа рассматривается обычно как микросреда, задающая цели деятельности включающегося индивида или нормы его поведения, что является недостаточным для адекватного описания процесса включения новичка. Действительно, в этом случае из рассмотрения упускается активная роль группы в процессе адаптации, упускается «адаптирующая способность» группы по отношению к новому индивиду» (Гор-батенко, 1982: 100).

В январе 1994 г. на Вторых Международных научных Ломоносовских чтениях в Москве был впервые предложен термин «инкорпоративность группы». По мнению Б. Ф. Ломова и А. Н. Лебедева, инкорпоратив-ность характеризует «способность социаль-

* Веселовский Дмитрий Павлович — аспирант кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-70-14. Эл. адрес: сИт8сюоп@уап-dex.ru

ной группы включать в свой состав (инкорпорировать) новых участников и предоставлять им равные права с остальными членами группы, вошедшими в нее ранее» (Лебедев, 1994: 128). Если группа имеет низкий уровень инкорпоративности, то новый человек не будет иметь равных прав и возможностей с остальными членами группы, ее «резидентами». Если уровень инкорпоративности высокий, то новый участник группы может получить равные права и даже стать ее лидером или руководителем, если имеет для этого все необходимые объективные основания.

Данная социально-психологическая характеристика изучалась в социальной психологии крайне мало и до недавнего времени не была операционализирована в методическом плане. Однако сегодня психосоциальные процессы, происходящие как в малых, так и в больших группах, требуют глубоких исследований этого феномена. В широком смысле научная проблема состоит в том, чтобы определить, почему одни группы (как малые — учебная группа, взвод, коллектив и другие, так и большие — компания, страна, нация и прочие) имеют высокий уровень ин-корпоративности, а другие низкий. Какие факторы влияют на данный процесс? Что влияет на инкорпоративность как характеристику группы?

В современных социально-психологических и социологических исследованиях хорошо прописан термин «корпоративность», но практически не встречается термин «инкор-поративность».

При классификации малых групп можно встретить такую ее разновидность, как группа-корпорация. «Корпорация — группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки. В этом случае у группы появляется корпоративный дух, который проявляется в противопоставлении группы другим группам, в стремлении осуществлять свои групповые цели» (Журавлев, Соснин, Красников, 2006: 194).

В психологии труда и менеджменте корпоративность базируется на приверженности сотрудников своей организации. Под

корпоративностью понимается «общность, поддержка профессиональным сообществом интересов каждого члена сообщества, работа над повышением профессионального статуса предприятия или группы, деятельность в ее интересах» (Боронова, Прусова, 2008: 160). Корпоративность предполагает наличие норм, ценностей, традиций данной группы людей.

В социологии корпоративность интерпретируется как «чувство принадлежности к единой группе, в которой индивиды имеют общие взгляды и убеждения» (Гидденс, 2005: 260).

По мнению Л. Е. Гринина, «корпоративность — это система объединения людей по каким-то общим им признакам в такие группы, которые могут выступать самостоятельно, иметь собственные интересы и достаточно жестко социализировать своих членов» (Гринин, 2005: 7). Корпоративность была свойственна еще первобытным обществам, «поскольку, оставаясь вне корпорации, человек обычно оказывался как бы и вне общества вообще» (там же).

«Современная корпоративность — форма организации, включающая совокупность рациональных принципов взаимодействия людей, характеризующих их со стороны ролевой взаимодополнительности, приводящих их (людей) к чувству комфорта, защищенности и расширяющихся личных возможностей при условии сохранения совместной деятельности в данной социальной институализации» (Черноскутов, 2001: 57) Корпоративность — это свойство функциональности замкнутого общества, где четко прописаны функции любого человека. Члены этого общества имеют общие или взаимно дополняющие друг друга интересы, в соответствии с которыми они определяют «людей своего круга», отличая их от «чужих» (там же: 56-61).

Обратимся к термину «инкорпоративность». В Толковом словаре русского языка Ушакова предлагается такое определение: «инкорпорация — 1) Включение, внедрение в состав чего-н. (науч.); 2) Присоединение

к государству новой территории, представлявшей ранее независимое государство (полит.); 3) Сведение в одно целое отдельных законодательных актов, изданных в разное время (право)» (Ушаков, 2003: 467). Словарь Даля дает следующее определение: «...соединить, слить в одно, вместить, включить, сростить; включенье, приобщенье, слитие в один состав» (Толковый словарь., 2005). Инкорпоративность предполагает отношение к человеку как к «своему». Например,

В. В. Кочетков пишет следующее: «[В Древней Руси] сделать чужака отчасти своим можно было, инкорпорировав его в свой род» (Кочетков, 2002: 121).

В связи со всем вышесказанным можно предположить, что корпоративность связана с инкорпоративностью и что связь эта положительная. Хотя теоретически можно допустить и обратную связь, когда инкорпо-ративность оказывается вынужденной мерой вследствие проблем, которые возникают у корпорации и которые нужно преодолевать, привлекая «свежие силы». Например, группа с малоэффективными социальнопсихологическими характеристиками «открывает двери» всем желающим, чтобы хоть как-то продлить свое существование и др.

На данный момент неизвестно, что определяет инкорпоративность социальных групп, какие факторы наиболее значимы для понимания процессов инкорпорирования. Ранее не проводился детальный сравнительный анализ различных социальных групп с акцентом на их инкорпоративность. Тем не менее этот феномен крайне важен для понимания механизмов групповой динамики. Прежде всего, анализу должны быть подвергнуты социальные представления, установки и стереотипы людей об инкорпоратив-ности своей и других социальных групп, а в перспективе также — населения городов и стран, народов и пр. Поэтому данная проблема является сегодня актуальной для фундаментальной и прикладной социальной психологии, для психологии организации, психологии труда, этнической психологии, психологии культуры и других отрас-

лей психологии. Также решение данной научной проблемы крайне важно для практики, для адаптации работника, развития организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воронова, Г. Х., Прусова, Н. В. (2008) Психология труда : конспект лекций. М. : ЭКСМО.

Гидденс, Э. (2005) Социология. М. : УРСС.

Горбатенко, А. С. (1982) Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу // Вопросы психологии. № 3. С. 99-104.

Гринин, Л. Е. (2005) Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации // Философия и общество. Вып. 4 (41). С. 5-29.

Гриценко, В. В. (2005) Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности/группы в новой социо-и этнокультурной среде // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов : Изд-во СГУ. С. 9-28.

Журавлев, А. Л., Соснин, В. А., Красников, М. А. (2006) Социальная психология : учеб. пособие. М. : Форум ; ИНФРА-М.

Кочетков, В. В. (2002) Психология меж-культурных различий. М. : ПЕР СЭ.

Лебедев, А. Н. (1994) Проблема изучения ин-корпоративных малых социальных групп // Вторые Международные научные Ломоносовские чтения (тезисы докладов). Москва, 26-27 января 1994 г. М. Т. 2.

Посыпанов, О. Г. (2006) Методика измерения социальной адаптивности личности // Материалы научно-практической конференции ИП РАН. М.

Ушаков, Д. Н. (2003) Толковый словарь русского языка. М. : Вече. Т. 1.

Черноскутов, Н. И. (2001) Корпоративность как форма эффективного социального управления // Вестник Челябинского университета. Сер. 8. Экономика, социология, социальная работа. № 1. С. 56-61.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля (2005) [Электр. ресурс] : трехмер. путеводитель. М. : Бука. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

THE PROBLEM OF GROUPS’ INCORPORATIVITY IN SOCIAL PSYCHOLOGY D. P. Veselovskiy (Moscow University for the Humanities)

In the article the problem of inclusion ofa new person in a social group is analyzed. The author gives his interpretation ofthe concept «incorpora-tivity of social group» and considers the timeliness of studies on social groups’ incorporativity.

Keywords: incorporativity, adaptation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Boronova, G. Kh., Prusova, N. V. (2008) Psi-khologiia truda : konspekt lektsii. M. : EKSMO.

Giddens, E. (2005) Sotsiologiia. M. : URSS.

Gorbatenko, A. S. (1982) Sotsial’no-psikho-logicheskie determinanty vkliucheniia novo-go individa v gruppu // Voprosy psikhologii. № 3. S. 99-104.

Grinin, L. E. (2005) Genezis gosudarstva kak sostavnaia chast’ protsessa perekhoda ot per-vobytnosti k tsivilizatsii // Filosofiia i obshchest-vo. Vyp. 4 (41). S. 5-29.

Gritsenko, V. V. (2005) Teoreticheskie osnovy issledovaniia sotsial’no-psikhologicheskoi adap-tatsii lichnosti/gruppy v novoi sotsio- i etnokul’-

turnoi srede // Problemy sotsial’noi psikhologii lichnosti : mezhvuz. sb. nauch. tr. Vyp. 2. Saratov : Izd-vo SGU. S. 9-28.

Zhuravlev, A. L., Sosnin, V. A., Krasnikov, M. A. (2006) Sotsial’naia psikhologiia : ucheb. posobie. M. : Forum ; INFRA-M.

Kochetkov, V. V. (2002) Psikhologiia mezh-kul’turnykh razlichii. M. : PER SE.

Lebedev, A. N. (1994) Problema izucheniia inkorporativnykh malykh sotsial’nykh grupp // Vtorye Mezhdunarodnye nauchnye Lomonosov-skie chteniia (tezisy dokladov). Moskva, 26-27 ian-varia 1994 g. M. T. 2.

Posypanov, O. G. (2006) Metodika izmereniia sotsial’noi adaptivnosti lichnosti // Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii IP RAN. M.

Ushakov, D. N. (2003) Tolkovyi slovar’ russko-go iazyka. M. : Veche. T. 1.

Chernoskutov, N. I. (2001) Korporativnost’ kak forma effektivnogo sotsial’nogo upravleniia // Vestnik Cheliabinskogo universiteta. Ser. 8. Ekono-mika, sotsiologiia, sotsial’naia rabota. № 1. S. 56-61.

Tolkovyi slovar’ zhivogo velikorusskogo iazy-ka Vladimira Dalia (2005) [Elektr. resurs] : trekhmer. putevoditel’. M. : Buka. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).

Научная жизнь

Сотрудники Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ канд. социол. наук С. В. Луков (руководитель проекта), канд. филос. наук Б. Н. Гай-дин, канд. экон. наук В. А. Гневашева, канд. филол. наук К. Н. Кислицын, а также аспирант кафедры философии, культурологии и политологии МосГУ Э. К. Погорский стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2010 г. в номинации «Гуманитарные и общественные науки».

В их монографии «Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России» рассмотрен опыт реализации принципов Болонского процесса в совместных образовательных программах с участием российских вузов, выявлены возможности применения в таких программах диалога организационных культур. Монография может быть полезна для исследователей проблем высшей школы, организаторов совместных образовательных программ, аспирантов, студентов. Проект был выполнен при финансовой поддержке гранта Президента РФ (проект № МК-4525.2009.6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.