Научная статья на тему 'Проблема информационного взаимодействия «Власть - гражданин»: российские исторические традиции и современность'

Проблема информационного взаимодействия «Власть - гражданин»: российские исторические традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЛАСТЬ / ГРАЖДАНИН / ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INTERACTION / AUTHORITY / CITIZEN / HISTORICAL TRADITIONS / STATE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овчинникова Г. Н.

В статье рассматриваются актуальные подходы к реализации принципов доступности и прозрачности власти для граждан на примере работы с обращениями граждан в ретроспективе и в современных условиях говорится о проблемах, требующих своего решения в условиях перехода к электронному государственному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION INTERACTION «STATE VS. CITIZEN»: RUSSIAN PAST EXPERIENCE AND MODERN DEVELOPMENT

The article examines modern approaches to the realization of principles of state accessibility and transparency for its citizens. The survey is illustrated by handling of citizen complaints now and in retrospect. The author identifies problems which must be solved in order to implement electronic state governance.

Текст научной работы на тему «Проблема информационного взаимодействия «Власть - гражданин»: российские исторические традиции и современность»

УДК 323(470) Г.Н. Овчинникова

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВЛАСТЬ - ГРАЖДАНИН»: РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются актуальные подходы к реализации принципов доступности и прозрачности власти для граждан на примере работы с обращениями граждан в ретроспективе и в современных условиях говорится о проблемах, требующих своего решения в условиях перехода к электронному государственному управлению.

Ключевые слова: взаимодействие, власть, гражданин, исторические традиции, государственное управление.

G.N. Ovchinnikova

INFORMATION INTERACTION «STATE VS. CITIZEN»: RUSSIAN PAST EXPERIENCE AND MODERN DEVELOPMENT

The article examines modern approaches to the realization of principles of state accessibility and transparency for its citizens. The survey is illustrated by handling of citizen complaints now and in retrospect. The author identifies problems which must be solved in order to implement electronic state governance.

The key words: interaction, authority, citizen, historical traditions, state administration.

В истории и организации отечественного делопроизводства по обращениям граждан условно можно выделить три периода: дореволюционный, включающий приказное, коллежское и министерское делопроизводство, советский и современный. На всех этих этапах был различным уровень государственной регламентации этой деятельности путем издания законодательных и иных нормативных актов, государственных стандартов, регулировавших работу с обращениями граждан и организацию делопроизводства по этой категории документов в разные периоды истории, изменялись и формы написания обращений.

В период приказного делопроизводства частные лица направляли в государственные учреждения челобитные, в которых излагали свои просьбы и жалобы, главным образом о защите собственности, восстановлении имущественных прав и т.п. Текст челобитных имел определенную структуру сложившуюся на основании традиций и обычаев этого периода. В 1550 г в России был создан Челобитный приказ для приема и рассмотрения челобитных. Судебник 1550 г содержит ст. 64, в которой закреплено право бояр и детей боярских обращаться к суду непосредственно царя [3].

Для приказного делопроизводства характерно по -явление «площадных подьячих», которые за определенную плату составляли челобитную в государственные учреждения в соответствии с существующими правилами. Деятельность площадных подьячих регулировалась Соборным уложением 1649 г, устанавливавшим ряд норм, касающихся применения крепостной формы письменного составления актов, право участвовать в их составлении площадных подьячих. В это время за обращением прочно закрепилось наименование «прошение» [3].

Значительным изменениям подверглась форма написания челобитных в 1723 г с изданием Петром I Указа «О форме суда» [2].

В период министерского делопроизводства письменные обращения частных лиц в государственные учреждения получили название «просительные дела и бумаги». В «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», утвержденном в 1911 г, для ускорения исполнения документов предписывалось все жалобы направлять тем лицам, от которых зависело решение вопроса [2].

Первым правовым документом, определившим работу с обращениями граждан после октября 1917 г., стало Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г «О точном исполнении законов» [5].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы организации работы с обращениями граждан в СССР, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (№ 2534-УП в ред. от 4 марта 1980 г., с изм. и доп. от 2 февраля 1988 г.), который подвел итог более чем 30-летнему опыту работы с обращениями граждан в нашей стране [4]. До вступления в силу данного Указа законодательная база была направлена на то, чтобы узаконить взаимоотношения между органами государственной власти и отдельным гражданином (постановление Президиума ВЦИК от 13 апреля 1933 г. «О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер», постановление ВЦИК от 1 июля 1934 г. «Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб», постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся», постановление комиссии советского Контроля при СНК СССР от 30 мая 1936 г «О рассмотрении жалоб трудящихся») [6].

Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятый в 2006 г., регулирует правоотношения, связанные с

реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан. Развивая и конкретизируя положения Конституции РФ, данный закон осуществляет регулирование порядка рассмотрения обращений граждан - важного средства осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти, органов местного самоуправления с населением; существенного источника информации, необходимого для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства и общества.

Новым содержанием наполнилось понятие информационного взаимодействия «власть - гражданин» в нынешних условиях вхождения России в информационное общество. Так, в ряде законодательных и нормативно-правовых актов, принятых за последнее время, появились новые, ранее не заявлявшие о себе формы ин -формационного взаимодействия органов власти и граждан. В Федеральном законе от 9 февраля 2009 г №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» появилось новое понятие в данной сфере -«запрос», согласно которому гражданин в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, обращается в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа. Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г №152-ФЗ в п. 2 ст. 14 также вводит понятие «запрос», который будучи оформлен в письменном или устном виде позволяет субъекту персональных данных получить определенную информацию о своих персо -нальных данных и их обработке оператором.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» (утв. Правительством РФ 27 сентября 2004 г № 1244-р (с изм. от 29 июля 2005 г, 21 ноября 2006 г.) предусматривает, что органы государственной власти на основе создания и развития современных информационных технологий создают принципиально новые условия и возможности для работы с обращениями граждан через пункты общественного доступа, центры телефонного обслуживания, обеспечивающие возможность бесплатного обращения граждан и организаций в соответствующие федеральные органы государственной власти и получения открытой информации. Создаются системы учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан, в том числе для анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, повышения эффективности выполнения контрольных и надзорных функций, обеспечивающие размещение в сети Интернет информации о деятельности федераль -ных органов государственной власти, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций и т.п.

Основным недостатком существующей в настоящее время системы государственного управления является ее неэффективность, проистекающая в первую очередь

из несовершенства самой концепции управления, ее несоответствия экономическим реалиям [1, с. 159]. Ныне реформирование государственной деятельности идет по пути повышения эффективности государственного управ -ления всеми сферами общественной жизни в контексте выработки четкой и адекватной концепции внутренней политики и оптимизации работы самого государственного аппарата, имеющей целью устранение внутренней неэффективности, активное привлечение граждан к делам управления государством [1, с. 162].

Вместе с тем в истории развития государственности в России не всегда отношения между гражданами и государством были демократическими и цивилизованными. Многие вопросы в этом плане ныне решены в действующем российском законодательстве, в соответствии с которым граждане имеют право обращаться к любым органам государственной власти не только в случаях ущемления их законных прав и интересов, но и по иным вопросам.

Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы. Так, ежегодно в Правительство РФ поступает около 100 тыс. письменных обращений граждан, четвертая часть которых касается вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан, более 2 тыс. обращений относится к вопросам деятельности органов государственной власти. Совершенствование нормативного регулирования и существующей практики отношений граждан и государственных органов, конкретных форм и методов участия граждан в управлении делами государства, а также гарантий и системы контроля этого участия, вне сомнений, способствуют дальнейшему успешному продвижению демократических реформ в обществе.

Обращения граждан - это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, поскольку они служат существенным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. О важности для власти данного феномена свидетельствует то, что правовые инструменты регулирования данной сферы достаточно обширны, насчитывая более 50 различных нормативно-правовых актов. К основным относятся Конституция РФ, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обращениях граждан» и аналогичные законы, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в конкретных отраслевых системах. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принятый Государственной Думой 21 января 2009 г, достаточно четко регламентирующий данную сферу.

Действующее законодательство под обращениями граждан понимает изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан. Обращения граждан могут иметь как письмен-

ную, так и устную форму, поступать во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефон доверия», «горячую линию», во время «прямого эфира» на радио и телевидении, а также по каналам электронной почты.

Согласно закону, в обязанность органов власти и долж-ностных лиц в порядке подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. За исполнением законодательства об обращениях граждан и осуществлением необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан призваны осуществлять надзор органы прокуратуры. Все это свидетельствует о наличии в наши дни таких механизмов правового регулирования взаимоотношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, которые позволяют реализовывать конституционную норму об участии граждан в управлении делами государства в форме обращений, сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, вызывающими необходимость выполнения обязанностей органов и должностных лиц, и наряду с этим являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муни-

ципальными структурами и их должностными лицами.

Таким образом, органы государственной власти на всех исторических этапах развития страны уделяли большое внимание обеспечению своей деятельности информацией, в том числе используя для этого работу с обращениями граждан, поскольку эти документы не только свидетельствовали о той или иной потребности гражданина, но в своей совокупности представляли огромное информационное поле для принятия управленческих решений. Вполне естественно, что такие документы представляли собой особую ценность в период резкого обострения ситуации в стране. К сожалению, опыт информационного обеспечения органов власти путем выстраивания информационной системы «власть - граждане» в сложнейший период Великой Отечественной войны пока не нашел своего отражения в отечественной историографии и ждет своего исследователя.

1. Административная реформа в России: цели, задачи и приоритетные направления: сб. статей. М., 2004.

2. Быкова Т.А., Вялова Л.М., Санкина Л .В. Делопроизводство: учебник / под ред. Т.В. Кузнецовой. М., 2006.

3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М., 2002.

4. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В., Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан: учеб.-методич. пособие. М., 1992.

5. О точном исполнении законов: постановление IV Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. // Сборник нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.

6. Сборник нормативных правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.

УДК 94(470.345) А.М. ПыКОв

ПРОЗВОДСТВО ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В МОРДОВСКОЙ АССР: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (1937 - 1959 годы)

В статье автор рассматривает историю, становление и развитие пищевой промышленности Мордовской АССР Ключевые слова: пищевая промышленность, Наркомат пищевой промышленности, модернизация.

A.M. Pykov

FOOD INDUSTRY IN MORDOVIA: MAIN TENDENCIES AND DEVELOPMENT PROBLEMS (1937 - 1959)

The author considers history, formation and development of food industry in Mordovia. The key words: food industry, department of food industry, modernization.

Становление пищевой промышленности в Мордовской АССР как целой отрасли началось в 1937 г. с введением должности Уполномоченного Наркомата пищевой промышленности РСФСР по Мордовской АССР. Спустя два года Постановлением Совета Народных

Комиссаров Мордовской АССР от 11 апреля 1939 г. был создан Народный Комиссариат пищевой промышленности МАССР На это ведомство возлагалось руководство предприятиями табачно-махорочной, хлебопекарной, спиртоводочной, крахмалопаточной, мукомольной,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.