Научная статья на тему 'Проблема информационного взаимодействия «Власть гражданин»:российские исторические традиции и современность'

Проблема информационного взаимодействия «Власть гражданин»:российские исторические традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
231
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЩЕНИЯГРАЖДАН / ДОКУМЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ / INFORMATION INTERACTION / CITIZENS / DOCUMENTS / STATE ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Похил Константин Федорович

Органы государственной власти на всех исторических этапах развития страны уделяли большое внимание обеспечению своей деятельности информацией, в том числе используя для этого работу с обращениями граждан, поскольку эти документы не только свидетельствуют о той или иной потребности гражданина,но в своей совокупности представляют огромное информационное поле для принятия управленческих решений. Вполне естественно, что такие документы имеют особую ценность в период резкого обострения ситуации в стране. К сожалению, богатейший опыт информационного обеспечения органов власти путем выстраивания информационной системы «власть-граждане» и иных субъектов в сложный период ВеликойОтечественной войны пока не нашел отражения в отечественнойисториографии и ждет своего исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFORMATION INTERACTION «PUBLIC AUTHORITIES CITIZENS»: RUSSIAN HISTORICAL TRADITION AND THE PRESENT

Public authorities at all stages of the historical development of the country are focused on getting information for their activities, including by working with citizens, as these documents not only show a particular need of a citizen, but taken together provide a huge information field for management decisions. It is quite natural that such documents are of particular value in the period of a sharp deterioration of the situation in the country. Unfortunately, the rich experience of providing information for public authorities by building an information system «public authorities citizens» in the difficult period of the Great Patriotic War is not reflected in the national historiography.

Текст научной работы на тему «Проблема информационного взаимодействия «Власть гражданин»:российские исторические традиции и современность»

УДК 94(47)

IJJJJJ Ovchinnicov@ssea.runnet.ru

Константин Федорович Похил,

соискатель кафедры экономической и политической истории России,

СГСЭУ

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ВЛАСТЬ - ГРАЖДАНИН»: РОССИЙСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Органы государственной власти на всех исторических этапах развития страны уделяли большое внимание обеспечению своей деятельности информацией, в том числе используя для этого работу с обращениями граждан, поскольку эти документы не только свидетельствуют о той или иной потребности гражданина, но в своей совокупности представляют огромное информационное поле для принятия управленческих решений. Вполне естественно, что такие документы имеют особую ценность в период резкого обострения ситуации в стране. К сожалению, богатейший опыт информационного обеспечения органов власти путем выстраивания информационной системы « власть

- граждане» и иных субъектов в сложный период Великой Отечественной войны пока не нашел отражения в отечественной историографии и ждет своего исследователя.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, обращения граждан, документы, управление государством.

K.F. Pokhil

THE PROBLEM OF INFORMATION INTERACTION «PUBLIC AUTHORITIES - CITIZENS»: RUSSIAN HISTORICAL TRADITION AND THE PRESENT

Public authorities at all stages of the historical development of the country are focused on getting information for their activities, including by working with citizens, as these documents not only show a particular need of a citizen, but taken together provide a huge information field for management decisions. It is quite natural that such documents are of particular value in the period of a sharp deterioration of the situation in the country. Unfortunately, the rich experience of providing information for public authorities by building an information system «public authorities - citizens» in the difficult period of the Great Patriotic War is not reflected in the national historiography.

Keywords: information interaction, citizens, documents, state administration.

История и организация отечественного делопроизводства по обращениям граждан условно подразделяется на три периода: дореволюционный, включающий приказное, коллежское и министерское делопроизводство, советский и современный. На всех этих этапах уровень государственной регламентации этой деятельности был различным, в зависимости от законов и нормативно-правовых актов, регулировавших работу с обращениями граждан и организацию делопроизводства по этой категории документов.

Кроме того, изменялись и формы написания обращений. Так, в период приказного делопроизводства граждане направляли в государственные учреждения челобитные, в которых излагали свои просьбы и жалобы, главным образом, по защите собственности, восстановлении имущественных прав и т.п. Текст челобитных имел определенную структуру, сложившуюся на основании традиций и обычаев этого периода. В 1550 г. в России был создан Челобитный приказ для приема и рассмотрения таких обращений. Судебник 1550 г. содержит ст. 64, в которой закреплено право бояр и боярских детей обращаться «к суду непосредственно царя» [2].

Для приказного делопроизводства характерно появление «площадных подьячих», которые за определен-

ную плату составляли челобитную в государственные учреждения в соответствии с существующими правилами. Деятельность площадных подьячих регулировалась Соборным уложением 1649 г.: был установлен ряд норм, касающихся применения крепостной формы письменного составления актов, права участвовать в их составлении площадных подьячих. В это время за обращением прочно закрепилось наименование «прошение». Значительным изменениям подверглась форма написания челобитных в 1723 г., после издания Петром I указа «О форме суда» [2].

В период министерского делопроизводства письменные обращения частных лиц в государственные учреждения назывались «просительные дела и бумаги». В «Положении о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве» 1911 г. для ускорения исполнения документов предписывалось все жалобы направлять тем лицам, от которых зависело решение вопроса [2]. Первым правовым документом, определившим работу с обращениями граждан после октября 1917 г., стало Постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. «О точном исполнении законов» [5].

Огромное внимание работе с обращениями граждан уделялось властями в период Великой Отечественной

войны. При этом было множество примеров, когда участие в судьбах людей, обратившихся с заявлениями в высшие инстанции, принимал личное участие Верховный главнокомандующий И.В. Сталин; чрезвычайно суровые директивы по этому поводу поступали на места из Государственного Комитета Обороны, что вполне объяснимо суровыми военными условиями, желанием властей обеспечить стабильность ситуации внутри страны [6, с. 56 - 57].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы организации работы с обращениями граждан в СССР, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [3]. До вступления в силу данного указа, законодательная база была направлена на то, чтобы узаконить взаимоотношения между органами государственной власти и отдельным гражданином [4].

Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятый в 2006 г., регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан. Развивая и конкретизируя положения Конституции РФ, данный закон направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан - важного средства осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти, органов местного самоуправления с населением; существенного источника информации, необходимого для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства и общества.

Новым содержанием наполнилось понятие информационного взаимодействия «власть - гражданин» в нынешних условиях вхождения России в информационное общество. В ряде законодательных и нормативноправовых актов, принятых за последнее время, появились новые формы информационного взаимодействия органов власти и граждан. Так, в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» появилось новое понятие «запрос», с которым гражданин в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, обращается в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации по деятельности этого органа.

Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ в п. 2 ст. 14 также вводит понятие «запрос», который, будучи оформлен письменно или устно, позволяет субъекту получить определенную информацию о своих персональных данных и их обработке оператором.

«Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» (утв. Правительством РФ 27 сентября 2004 г. № 1244-р, с изм. от 29 июля 2005 г., 21 ноября 2006 г.) предусматривает, что органы государственной власти на основе создания и развития современных информационных технологий обеспечивают принципиально новые условия и возможности для рабо-

ты с обращениями граждан через пункты общественного доступа, центры телефонного обслуживания, обеспечивающие возможность бесплатного обращения граждан и организаций в соответствующие федеральные органы государственной власти и получения открытой информации. Создаются системы учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан, в том числе для анализа эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, повышения эффективности выполнения контрольных и надзорных функций. Эти системы обеспечивают размещение в сети Интернет информации о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций и т.п.

Основным недостатком существующей в настоящее время системы государственного управления является ее неэффективность, что обусловлено несовершенством самой концепции управления, ее несоответствием экономическим реалиям [1, с. 159]. Реформирование государственной деятельности идет по пути повышения эффективности государственного управления всеми сферами общественной жизни в контексте выработки четкой и адекватной концепции внутренней политики и оптимизации работы самого государственного аппарата, с целью устранения внутренней неэффективности, активного привлечения граждан к управлению государством [1, с. 162].

Одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы. Так, ежегодно Президенту РФ и в Правительство РФ поступает огромное количество письменных обращений граждан, большая часть которых касается вопросов социального обеспечения и социальной защиты граждан, деятельности органов государственной власти. Интенсивно внедряются такие новые формы работы с обращениями граждан, как «прямые линии» с первыми лицами государства, рассмотрение обращений граждан, размещаемых на инернет-ресурсах В.В. Путина, Д.А. Медведева, интерактивных порталах министерств и ведомств; стремительно развивается направление по оказанию государственных услуг гражданам на основе их обращений с применением сетевых технологий в многофункциональных центрах, центрах общественного доступа, централизованных центрах телефонного обслуживания и т.п.

Обращения граждан - это важное средство реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, поскольку является важным источником информации, необходимой для принятия решений по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. О значимости для власти данного феномена свидетельствует то, что правовые инструменты регулирования данной сферы достаточно обширны: насчитывается более 50 различных нормативно-правовых актов. К основным из них относятся: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закон «Об обращениях граждан» и аналогичные законы, принятые в большинстве субъектов Российской Федерации, а также ведомственные норма-

тивно-правовые акты, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан в конкретных отраслевых системах. С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», достаточно четко регламентирующий данную сферу в новых условиях построения информационного общества.

Действующее законодательство под обращениями граждан понимает изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан. Обращения граждан могут поступать во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефон доверия», «горячую линию», во время «прямого эфира» на радио и телевидении, а также по каналам электронной почты. Согласно закону в обязанность органов власти и должностных лиц в порядке подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. За исполнением законодательства об обращениях граждан осуществляют надзор органы прокуратуры, которые принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов граждан.

Все это свидетельствует о наличии на современном этапе таких механизмов правового регулирования взаимоотношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, которые позволяют:

- реализовывать конституционную норму участия граждан в управлении делами государства в форме обращений;

- сделать обращения граждан юридически значимыми действиями, порождающими определенные обязанности органов власти и должностных лиц;

- выступать в качестве юридических гарантий (условий и средств), обеспечивающих реальную реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственны-

ми и муниципальными структурами, их должностными лицами.

Таким образом, совершенствование нормативного регулирования и существующей практики отношений граждан и государственных органов, конкретных форм и методов участия граждан в управлении делами государства, а также гарантий и системы контроля этого участия, вне сомнений, способствуют дальнейшему успешному продвижению демократических реформ в обществе.

Органы государственной власти на всех исторических этапах развития страны уделяли большое внимание обеспечению своей деятельности информацией, в том числе используя для этого работу с обращениями граждан, поскольку эти документы не только свидетельствуют о той или иной потребности гражданина, но в своей совокупности представляют огромное информационное поле для принятия управленческих решений. Вполне естественно, что такие документы имели особую ценность в различные сложные исторические периоды. К сожалению, богатейший опыт информационного обеспечения органов власти путем выстраивания информационной системы «власть - граждане» и иных субъектов, в частности, в период Великой Отечественной войны пока не нашел отражения в отечественной историографии и ждет своего исследователя.

1. Административная реформа в России: цели, задачи и приоритетные направления: сб. статей. М., 2004.

2. Кузнецова Т.В. Делопроизводство: документационное обеспечение управления. М., 2002.

3. Кузнецова Т.В., Мосягина О.В., Овчинникова Н.В. Организация и документирование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан: учеб.-метод. пособие. М.: РГГУ, 1992.

4. О положении дел с разбором жалоб трудящихся: Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г.; О рассмотрении жалоб трудящихся и принятии по ним необходимых мер: Постановление Президиума ВЦИК от 13 апреля 1933 г.; О рассмотрении жалоб трудящихся: Постановление комиссии советского Контроля при СНК СССР от 30 мая 1936 г.; Об упорядочении дела рассмотрения и разрешения жалоб: Постановление ВЦИК от 1 июля 1934 г. // Сборник нормативно-правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.

5. О точном исполнении законов: Постановление IV Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г. // Сборник нормативно-правовых актов по работе с обращениями граждан. М., 2001.

6. Щит и меч российской государственности. Саратов, 2002.

Людмила Михайловна Спиридонова,

аспирантка кафедры всеобщей истории, историографии и археологии, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

УЧАСТИЕ ПЕНЗЕНСКОГО ОПОЛЧЕНИЯ В ОСАДЕ ГАМБУРГА

Цель данной статьи - рассмотреть участие Пензенского ополчения в заграничных походах русской армии 1813

- 1814 гг. Итоговым событием заграничных походов была осада Гамбурга - хорошо укрепленного города, расположенного на р. Эльбе. На основе воспоминаний К. И. Селунского и журнала боевых действий автор подробно описывает все перемещения батальонов Пензенского ополчения в момент наибольшей активности союзных армий

УДК 94(47)

spiridonova.lm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.