Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ / СОТРУДНИК ОВД / СОТРУДНИКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бибиев Ахмед Шайхиевич

Современное российское общество предъявляет новые повышенные требования к деятельности органов внутренних дел, связанной с защитой законных прав и интересов граждан, выявлением и пресечением преступных проявлений, задержанием правонарушителей и привлечением их к установленной законом ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бибиев Ахмед Шайхиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INDIVIDUALIZATION OF FIRE TRAINING OF EMPLOYEES OF PRACTICAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Modern Russian society places high demands on the activities of internal Affairs bodies related to the protection of the legitimate rights and interests of citizens, detect and prevent crime, apprehend offenders and bring them to the statutory liability.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-298-303 © А.Ш. Бибиев, 2021

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПРАКТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ахмед Шайхиевич Бибиев,

доцент кафедры огневой, физической и тактико-специальной подготовки,

кандидат юридических наук Брянский филиал ВИПК МВД России (241050, Брянск, 2-й Советский пер., д. 2а)

E-mail: bibiev68@mail.ru

Аннотация. Современное российское общество предъявляет новые повышенные требования к деятельности органов внутренних дел, связанной с защитой законных прав и интересов граждан, выявлением и пресечением преступных проявлений, задержанием правонарушителей и привлечением их к установленной законом ответственности.

Ключевые слова: огневая подготовка, огнестрельное оружие, индивидуализация, индивидуальные особенности моторики, сотрудник ОВД, сотрудники практических подразделений полиции, оперативно-служебная деятельность, служебно-боевые задачи.

THE PROBLEM OF INDIVIDUALIZATION OF FIRE TRAINING OF EMPLOYEES OF PRACTICAL DIVISIONS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Ahmed Sh. Bibiev,

Associate Professor of the Department of Fire, Physical and Tactical and Special Training,

Candidate of Legal Sciences Bryansk branch of the All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia (241050, Bryansk, 2nd Sovetsky per., d. 2a)

Abstract. Modern Russian society places high demands on the activities of internal Affairs bodies related to the protection of the legitimate rights and interests of citizens, detect and prevent crime, apprehend offenders and bring them to the statutory liability.

Keywords: fire training, firearms, individualization, individual features of motor skills, police officer, employees of practical police units, operational and service activities, service and combat tasks.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Бибиев А.Ш. Проблема индивидуализации огневой подготовки сотрудников практических подразделений органов внутренних дел: актуальное состояние и перспективы развития. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):298-303.

В настоящее время развитие российской государственности обусловлено сложностью задач, решаемых органами внутренних дел в условиях изменений политической и социально-экономической жизни российского общества и государства. Особую обеспокоенность вызывает тенденция увеличения общего количества совершаемых преступлений, как против граждан, так и в отношении сотрудников органов внутренних дел. Условия, в которых приходится сегодня работать сотрудникам ОВД, неидеальны, зачастую они являются сложными и экстремальными.

Практическая значимость, актуальность темы и методы исследования позволяют сделать выводы, что состоящее сегодня на вооружении для обучения личного состава ОВД стрелковое огнестрельное оружие обладает высокой эффективностью, маневренностью и надежностью работы в самых сложных, необычных, чрезвычайных и экстремальных условиях эксплуатации.

Применение и использование в большинстве случаев стрелкового оружия на фоне психологического и эмоционального возбуждения сотрудниками практических подразделений ОВД должно осу-

ществляться не только правомерно, но и с высоким уровнем огневой подготовки.

Право на применение огнестрельного оружия сотрудникам дает ст. 23 ФЗ РФ «О полиции» [1].

Правоприменение огнестрельного оружия является наиболее важной и составной частью выполнения различных оперативно-служебных задач, сотрудниками практических подразделений ОВД. Сотрудник полиции, применяющий огнестрельное оружие, должен не только защитить жизнь граждан, но и сохранить свою, а это возможно только при грамотном правильном и уверенном обращением огнестрельным оружием [1—2].

Понимание, представление, понятие огневая подготовка весьма широкое и включает в себя историю развития огнестрельного оружия и боеприпасов, изучение основных типов и видов оружия, изучение материальной части, ТТХ, мер личной безопасности, основ стрельбы, непосредственно стрельбу из боевого ручного стрелкового оружия

[3-4].

В системе ведомственных учебных заведений правоохранительных органов к огневой подготовке относятся, как наиболее важному, формирующему и совершенствующему профессиональные навыки обучению личного состава ОВД.

Таким образом, учебная дисциплина «огневая подготовка» является основным предметом служеб-но-боевой подготовки и направлена на обучение личного состава ОВД, огневому мастерству:

а) быстро извлекать оружие из кобуры и вести огонь в быстром темпе и поражать цели с первого выстрела;

б) упреждать преступника в открытии огня;

в) широко применять маневр огнем из оружия;

г) при необходимости добиваться наиболее эффективного тактически грамотного использования огнестрельного оружия в зависимости от обстоятельств и условий для стрельбы сотрудников практических подразделений полиции.

В связи с этим преподаваемая в ведомственных учебных заведениях учебная дисциплина «огневая подготовка», имеет цель обучить сотрудников практических подразделений полиции основам готовности к действиям в различных условиях оперативно-служебной деятельности, основанные на твердых знаниях законов, к индиви-

дуальному анализу и объективному оцениванию ситуаций [5-6].

Поэтому в последние годы при подготовке сотрудников практических подразделений полиции в вузах силовых структур значительно возросла ответственность за качество преподавания учебной дисциплины «огневая подготовка» и повысились требования подготовленности обучающихся курсантов и слушателей.

Общепринято признавать, что для профессиональной подготовленности сотрудников практических подразделений полиции достаточно выучить и освоить определенный арсенал тактико-технических действий, которыми можно воспользоваться в экстремальных ситуациях во время выполнения ими своих служебных обязанностей.

Анализируя инциденты стрелковых контактов сотрудников полиции, следует отметить, что большинство из них происходит при значительном психологическом, эмоциональном возбуждении на определенном дистанции 5-10 метров в положение для стрельбы, стоя или с колена, с одной или двух рук, без возможности прицеливания, в условиях плохой и ограниченной видимости, с целью задержания злоумышленника, правонарушителя или преступника.

Стоить обратить внимание, что по данным статистики в ходе огневого контакта сотрудники практических подразделений полиции в 10% случаев расходовали более 8 патронов, т.е. были вынуждены производить смену магазина.

В этой связи сотрудник практических подразделений полиции должен владеть навыком быстрой смены магазина.

Необходимо заострить внимание на том, что смена магазинов должна производиться «вслепую», т.е. без перевода взгляда на руки, кобуру и оружие, что позволит не допустить даже кратковременной потери контроля за окружающей обстановкой.

Ниже на фото представлены и приведены приемы и способы перезарядки оружия:

1) извлечение магазина под мизинец и помещение магазина в рукоятку пистолета с контролем указательным пальцем.

Порядок действий извлечения пустого магазина из основания рукоятки пистолета приведен на рисунке 1.

Рис. 1. Порядок действий извлечения пустого магазина из основания рукоятки пистолета

а) извлечь пустой магазин из основания рукоятки пистолета

б) поместить пустой магазин под мизинец стреляющей руки

в) взять снаряженный (запасной) магазин таким образом, чтобы указательный палец находился на пуле 1-го патрона

г) вставить магазин в основание рукоятки, направляя его указательным пальцем

а) извлечь пустой магазин из основания рукоятки пистолета

б) извлечь снаряженный магазин из кармана кобуры для запасного магазина вставить снаряженный (запасной) магазин в основание рукоятки пистолета

в) снять затвор с затворной задержки и произвести прицельный выстрел

Рис. 2. Порядок действий извлечения магазина из основания рукоятки пистолета

Особенности. Быстрая смена магазина за счет отсутствия движений, связанных с помещением его в карман кобуры для запасного магазина. При этом магазин, находясь под мизинцем, практически не влияет на точность стрельбы из пистолета;

2) смена магазина, начиная с извлечения пустого магазина.

Порядок действий извлечения магазина из основания рукоятки пистолета представлен на рисунке 2.

К недостаткам этого способа относится то, что свободная рука выполняет противоположные по направлению движения:

а) к пистолету - с целью извлечения пустого магазина;

б) от пистолета к кобуре - с целью извлечения снаряженного магазина из кармана кобуры для запасного магазина и помещения снаряженного магазина в рукоятку пистолета.

3) смена магазина, начиная с извлечения снаряженного магазина.

Порядок действий извлечения снаряженного магазина из кармана кобуры для запасного магазина представлен на рисунке 3.

Особенности. При таком порядке смены магазина свободная рука выполняет перемещение только в одном направлении - от кобуры к пистолету. Меньшее количество движений свободной руки снижает время, затрачиваемое на смену магазина.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

а) извлечь пустой магазин из основания рукоятки пистолета (фото 1, 2) б) вставить снаряженный (запасной) магазин в основание рукоятки пистолета (кисть руки, удерживающую пустой и снаряженный магазины, развернуть (магазины на ладони)) (фото 3) в) снять затвор с затворной задержки и произвести прицельный выстрел

Фото 1 Фото 2 Фото 3

Рис. 3. Порядок действий извлечения снаряженного магазина из кармана кобуры для запасного магазина

а) заправить пистолет за поясной ремень - рукояткой вверх (фото 1)

б) удерживая пистолет за рукоятку указательным пальцем, большим пальцем отжать боевую пружину и вывести магазин из зацепления с ней, зацепив крышку магазина второй фалангой среднего пальца, извлечь магазин (фото 2)

в) извлечь снаряженный магазин из кармана кобуры для запасного магазина и вставить его в основание рукоятки пистолета (фото 3)

Фото 1

Фото 2

Фото 3

г) не снимая затвор с затворной задержки, извлечь из-за пояса пистолет (фото 4) и, направляя пистолет на цель, снять затвор с затворной задержки большим пальцем вооруженной руки (фото 5)

Фото 4

Фото 5

Рис. 4. Порядок действий смены магазина одной рукой — Вестник экономической безопасности —

Недостатки. При наличии в руке двух магазинов (пустого и снаряженного), особенно в случаях замешательства, сотрудник патрульно-постовой службы полиции может их перепутать и вместо снаряженного магазина вставить пустой магазин в основание рукоятки пистолета.

В крайнем случае, для того чтобы быстрее произвести смену магазина, сотрудник полиции после извлечения пустого магазина из основания рукоятки, может бросить его и, тем самым, получить свободу движений руки при извлечении снаряженного магазина из кармана кобуры для запасного магазина и установке его в основание рукоятки пистолета;

4) смена магазина одной рукой с размещением пистолета за поясом брюк.

Порядок действий смены магазина одной рукой представлен на рисунке 4.

5) извлечение магазина одной рукой с использованием окружающих предметов.

Если у сотрудника полиции нет возможности зафиксировать пистолет за поясным ремнем, то вывести магазин из зацепления с боевой пружиной можно посредством фиксирования крышки магазина за какой-либо предмет мебели (рис. 5) или зацеп на одежде, например, карман (рис. 6).

Исследование вышеизложенной проблемы, проведенный анализ специальной литературы и данные, приведенные в ведомственных нормативно правовых документах МВД России, а также обобщение опыта ведущих специалистов и собственной педагогической практики, предоставляет мне возможность прийти к заключению о том, что традиционная организация учебного процесса обучения дисциплины огневая подготовка, к сожалению, преимуществен-

но ориентирована на использование экстенсивных расширительных методов освоения практических навыков владением табельным огнестрельным оружием сотрудниками практических подразделений полиции.

В этой связи целесообразным является внесение изменений в процесс преподавания учебной дисциплины огневая подготовка в направлении применения современных технологий с учетом индивидуальных особенно стей моторики, сотрудников практических подразделений полиции.

Необходимо изменить в учебной дисциплине огневая подготовка структурную модель, индивидуализацию учебного процесса, которая позволит использовать объективные критерии, определяющие его качество:

а) стиль работы преподавателей, дифференцирование учебных групп слушателей;

б) формирования у сотрудников практических подразделений полиции собственного арсенала профессионально ориентированных приемов использования табельного оружия в нестандартных ситуациях;

в) создание в учебных группах профильной базы индивидуального обучения сотрудников полиции;

г) использование соревновательных методов развития двигательных качеств, необходимых для меткой стрельбы и эффективного освоения, индивидуальных стрелковых упражнений.

Совершенствование профессиональных навыков при обучении личного состава ОВД, учебной дисциплины огневая подготовка, необходимо повышать качество путем последовательного

Рис. 5. Рис. 6.

усложнения нагрузок на учебно-практических занятиях.

На основе предлагаемой методологии необходимо ввести нормативные показатели текущего (семестрового) контроля, включающие в себя оценку собственного арсенала индивидуальных приемов обучаемых, моделирование и анализ реальных жизненных ситуаций.

Необходимо внедрить в учебный процесс комплекс индивидуальных стрелковых упражнений, которые по своему составу и содержанию максимально приближены к условиям реальных жизненных ситуаций, требующих со стороны сотрудников полиции применения табельного стрелкового ручного огнестрельного оружия [7-9].

Умелое владение огнестрельным оружием, во время выполнение оперативно-служебных задач, возможно при условии доведения до автоматизма определенных индивидуальных навыков, позволяющих действовать уверенно в сложной реальной обстановке.

Подводя итог вышеизложенному, можно делать вывод, что для укрепления в стране правопорядка и эффективного исполнения возложенных оперативно-служебных задач на ОВД, в совершенствование огневой подготовки сотрудников практических подразделений полиции, необходимо принимать меры по повышению защищенности граждан и общества, при обеспечении контроля над оперативной обстановкой, организовывая дополнительные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия. А также основываясь на личном опыте обучения и подготовки сотрудников практических подразделений полиции, хочется отметить, что только высокая служебная дисциплина, твердые теоретические и практические знания и неукоснительное соблюдение требований мер личной безопасности во время проведении занятий могут обеспечить высокие результаты огневой подготовки.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (с изм. и доп.) // Электронный ресурс - КонсультантПлюс.

2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Электронный ресурс - КонсультантПлюс.

3. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Электронный ресурс -КонсультантПлюс.

4. Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Электронный ресурс - КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Воронков Л.Ю. Тактико-специальная подготовка: учебное пособие. 2-е изд. стер. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016.

6. Дворяк И.А. Огневая (стрелковая) подготовка работников органов внутренних дел: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2015.

7. Огневая подготовка: учебник / под общ. ред. канд. пед. наук В.Л.Кубышко. М.: ДГСК МВД России, 2016.

8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских): учебник в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. Часть 2. М.: ДГСК МВД России, 2015. 320 с.

9. Щипин А.И., Ковшов Н.В., Шестопало-ва Е.В., Дьякова Е.Ю. Огневая подготовка в подразделениях органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.