Научная статья на тему 'Проблема имплементации международно-правовых норм регулирующих право работников на отпуск в российское трудовое право'

Проблема имплементации международно-правовых норм регулирующих право работников на отпуск в российское трудовое право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ОТПУСК / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / КОНВЕНЦИИ МОТ / ГАРАНТИИ ПРАВА НА ОТПУСК / УЧЕБНЫЙ ОТПУСК / ОТПУСК ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамедов Шамси Вахид Оглы

Проведен анализ основных международно-правовых актов в сфере регулирования права на отпуск. Определены общие принципы и модели правового регулирования права на отпуск в Конвенциях Международной организация труда. Рассмотрены возможные направления имплементации международно-правовых норм в сфере регулирования права работников на отпуск в российское трудовое законодательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LABOR LAW IN THE SPHERE OF WORKERS’ VACATION RIGHT REGULATING IN THE RUSSIAN LABOR LAW

The analysis of the main international legal acts in the sphere of regulation of the right for vacation was carried out. The general principles and models of legal adjusting of the right for vacation in Conventions of the ILO were determined. The possible directions of the implementation of international labor law in the sphere of workers’ vacation right regulating in the Russian labor law were considered

Текст научной работы на тему «Проблема имплементации международно-правовых норм регулирующих право работников на отпуск в российское трудовое право»

2.9. ПРОБЛЕМА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ РЕГУЛИРУЮЩИХ ПРАВО РАБОТНИКОВ НА ОТПУСК В РОССИЙСКОЕ ТРУДОВОЕ ПРАВО

Мамедов Шамси Вахид оглы, аспирант,

Место учебы: Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

[email protected]

Аннотация: Проведен анализ основных международно-правовых актов в сфере регулирования права на отпуск. Определены общие принципы и модели правового регулирования права на отпуск в Конвенциях Международной организация труда. Рассмотрены возможные направления имплементации международно-правовых норм в сфере регулирования права работников на отпуск в российское трудовое законодательство

Ключевые слова: право на отпуск, Международная организация труда, Конвенции МОТ, гарантии права на отпуск, учебный отпуск, отпуск по беременности и родам

PROBLEM OF THE IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL LABOR LAW IN THE SPHERE OF WORKERS' VACATION RIGHT REGULATING

IN THE RUSSIAN LABOR LAW

Mammadov Shamsi Vahid oglu, graduate student

Study place: Moscow State University named after M.V. Lomonosov

[email protected]

Abstract: The analysis of the main international legal acts in the sphere of regulation of the right for vacation was carried out. The general principles and models of legal adjusting of the right for vacation in Conventions of the ILO were determined. The possible directions of the implementation of international labor law in the sphere of workers' vacation right regulating in the Russian labor law were considered

Keywords: right for vacation, International Labour Organization, Conventions of the ILO, guarantee of the right for vacation, educational vacation, maternity leave

Актуальность темы. Развитие отечественного трудового права - процесс эволюционный, пребывающий в перманентном состоянии поиска наиболее оптимальных и эффективных механизмов регулирования трудовых отношений. Наука трудового права позволяет с достаточной степенью оперативности реагировать на потребности рынка с тем, чтобы в наибольшей степени приблизить правовое регулирование трудовых отношений к экономическим реалиям и требованиям всех сторон в них задействованных. Поиск баланса между интересами работодателей и работников при посреднической и согласовательной роли государства обуславливает необходимость отражения в законодательстве не только тех общепринятых стандартов, которые являются обязательными для любого демократического государства, но и ряда специфических моделей трудовых отношений обуславливаемых национальными особенностями государства.

В этом контексте имплементация международно-правовых норм в отечественное трудовое право является необходимым условием с точки зрения вступления России в процессы интеграции и глобализации. Более того ратификация и участие в разработке отдельных международно-правовых актов в сфере регулирования трудовых отношений является индикатором уровня демократизации процесса их регулирования в национальном праве.

Степень научной разработанности темы. Проблематика поиска эффективных механизмов правового регулирования трудовых отношений в том числе в контексте имплементации международно-правовых норм в отечественное трудовое законодательство нашла

свое отображение в работах таких ученых как Аниши-на В.И., Аскеров Р., Бережной В.А., Богатыренко З.С., Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф.

Цель статьи. Целью данной статьи является поиск путей оптимизации отечественного трудового права в контексте использования международных норм в сфере регулирования трудовых отношений, путем их имплементации в трудовое законодательство.

Процессы глобализации экономических отношений приводят к появлению необходимости унификации правового регулирования различных сторон межгосударственного сотрудничества. Наличие у каждого государства собственной правовой системы и уникального законодательства очень часто усложняет, замедляет процессы кооперации. В таком случае особе значение приобретает международно-правовое регулирование. Именно посредством создания надгосударствен-ных международных организаций, союзов, альянсов и т.д. могут врабатываться единые модели, принципы регулирования различного рода отношений.

В сфере регулирования трудовых отношений такой организацией является Международная организация труда (далее - МОТ), выступающая в качестве легитимного органа по выработке единой модели правового регулирования труда работников и служащих различных категорий на основании унификации национальных трудовых законодательств стран-участниц. Конвенции и Рекомендации МОТ для внедрения их в национальное законодательство должны пройти соответствующую процедуру ратификации, и только после этого содержащиеся там нормы буду применимы на территории государства. Однако, в контексте осу-

ществления международных трудовых отношении, Конвенции МОТ имеют важнейшее значение, особенно, что касается торгового и промышленного мореходства, сельского хозяйства иных сфер экономической деятельности, которая выходит за рамки одного государства. Можно говорить, что нормы создаваемые мОт являются законодательством корпораций, поскольку глобализация капиталов приводит к тому, что субъекты хозяйствования, выходя за переделы национального рынка, испытывают потребность привлечения иностранных работников на условиях достижения консенсуса в отношении регулирования режима их труда. То же самое относиться и к обеспечению права работников на отпуск, что также имеет огромное значение и для России. Отечественное трудовое право должно отвечать международным стандартам, а, следовательно, существует прямая необходимость постоянного согласования норм российского трудового законодательства с нормами, принимаемыми МОТ, и имплементации наиболее эффективных из них.

Следует отметить, что для имплементации норм международного права в отечественную правовую систему необходимо удостовериться, что метод регулирования, принципы права и методологические возможности регулирования, на прямую влияющие на правоотношения, совпадают или, по крайней мере, корреспондируют - тождественно соотносятся - в обеих правовых системах. В данном случае можно говорить об использовании международного трудового права в качестве переходного звена, поскольку в нем закрепляются основные права трудящихся и многие из его норм обязательны для применения в различных государствах, даже с различными правовыми традициями и правовыми системами. Принципы международного трудового права, являющиеся, по сути, базисом для построения системы трудового права нашего государства, нивелируют все противоречия и позволят в полной мере перенять сущность механизмов правового регулирования, в том числе и такого важного аспекта трудовых отношений как использование отпуска.

В этом контексте Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова отмечают, что механизм взаимодействия международных принципов и норм и конституций в вопросах прав человека (в том числе - в отрасли труда) начинается с признания международных норм о правах в положениях конституционных актов. При этом для обеспечения осуществления прав необходимо применение (принятие) государствами надлежащих, в том числе законодательных, мер. Принципы трудового права -это основные идеи, исходные положения или общие начала, выражающие сущность трудового права, определяющие единство и общую направленность развития отрасли. В соответствии с принципами формируется массив правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения1.

По этому поводу В.А. Бережной в своих исследованиях отмечает, что труд как источник достойного существования лежит в основе любого социального государства. Исторически выработан и признан практически во всём мире целый комплекс основополагающих начал, которые определяют смысл, сущность, направленность в сфере регламентации правоотношений в сфере труда и занятости. На сегодняшний день приня-

1 Трудовое право России/Отв. ред. Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова - М.: Контракт. Инфра-М, 2008, с. 39

то более 380 конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ). Это свидетельствует о том, что труд как основа достойной жизни каждого, представляет собой сложный комплекс самых разнообразных правоотношений, база регулирования которых создавалась многими поколениями2.

Раскрывая данный тезис в дальнейших исследованиях уже в соавторстве с В.И. Анишиной, В.А. Бережной акцентирует внимание на том, что основой любого отраслевого регулирования является конституционное закрепление базовых положений, направления развития в отдельно взятом комплексе тех или иных правоотношений в жизни общества. Международные нормы также составляют различные по степени обобщения и глобальности затрагиваемых проблем механизмы правового регулирования 3.

Таким образом, целесообразность, возможность и допустимость применения в отечественном трудовом праве удачного опыта любого государства в сфере регулирования права на отпуск исходит из того, что само регулирование трудовых отношений в современных государствах ориентируется на международно-правовые и конституционные принципы и основные права, закреплённые в соответствующих актах. Поэтому прежде всего, опираться на такие принципы как:

- принцип свободы труда, включая, право на труд (право на отпуск является сопутствующим праву на труд, и, следовательно, к его регулированию применим тот же объем свободы отношений, что и ко всем трудовым отношениям);

- принцип запрета принудительного труда (право на отпуск является прямым выражением непринудительности, ограничивает влияние работодателя на процесс использования труда);

- принцип равенства возможностей каждого в отношении к труду во всех аспектах трудовых отношений (такой же подход применяется и к регулированию предоставления отпусков);

- принцип недопустимости дискриминации (право на отпуск является прямым выражением недискриминации, позволяющим работнику временно прекратить выполнение трудовых функций с целью удовлетворения личных потребностей);

- принцип общедоступности - равных возможностей в процессе реализации права на отпуск;

- принцип справедливости в обеспечении благоприятных условий труда - отпуск, является неотъемлемым условиям осуществления трудовых функций наемным работником);

- принцип разумного ограничения рабочего времени (ключевой принцип в контексте регулирования права на отпуск).

Все указанные принципы и нормы закреплены во Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), Уставе МОТ и прилагаемой к нему Декларации о целях и задачах МОТ (1944), а также Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998)4.

Что касается иных международно-правовых принципов регулирования трудовых отношений (принципа равной оплаты за равный труд; принципа справедливого и удовлетворительного вознаграждения; принципа недопустимости наихудших форм детского и юношеского труда; принципа свободы создания профес-

2 Бережной В.А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007, с. 3

3 Анишина В.И., Бережной В.А. Международно-правовые и конституционные нормы и принципы в регулировании трудовых отношений в РФ//Трудовое право. 2009. № 9., с. 42

4 Богатыренко З.С. Международная организация труда. Конвенции, документы, материалы. - М.: Дело и Сервис, 2007

сиональных объединений и свободного вступления в них) то, как утверждает Р. Аскеров, при регулировании отношений в сфере предоставления отдыха и отпусков работникам, они в расчет не берутся, так как касаются исключительно иных аспектов трудовых и около трудовых отношений5.

Обращаясь непосредственно к нормотворческой деятельности МОТ, мы приходим к выводу, что на сегодняшний день было принято порядка 189 Конвенций и чуть менее 200 Рекомендаций МОТ относительно регулирования трудовых отношений, часть из них уже закрыта к ратификации, что означает утрату ими юридической силы.

При этом, что касается регулирования отпусков, то в этом аспекте за все время своего существования МОТ приняла 11 Конвенций, среди них:

- Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках № 52 от 24.06.1936 (закрыта для ратификации)6;

- Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам № 54 от 24.10.1936 (закрыта для ратификации)7;

- Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам № 72 от 28.06.1946 (закрыта для ратификации)8;

- Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам № 91от 18.06.1949 (закрыта для ратификации)9;

- Конвенция об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве № 101 от 26.06.1952 (открыта для ратификации, не ратифицирована в РФ)10;

- Конвенция относительно охраны материнства № 103 от 28.06.1952 (ратифицирована в РФ)11;

- Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132 от 24.06.1970 (ратифицирована в РФ)12;

- Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках № 140 от 24.06.1974 (в процессе ратификации в РФ)13;

- Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам № 146 от 13.10.1976 (открыта для ратификации, не ратифицирована в РФ)14;

- Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства № 183 от 15.06.200015;

5 Аскеров Р. Влияние международно-правовых норм и принципов на национальное законодательство в регулировании трудовых отношений (сравнительный анализ конституций России, Азербайджана и Италии) / // Право и жизнь. - №162 (12). - 2011. - 170-179

6 Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках: Конвенция МОТ № 52 от 24.06.1936 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/--normes/documeпts/normativeinstrument/wcms_c052_ru.htm

7Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 54 от 24.10.1936 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.coпsultaпt.ru/coпs/cgi/oпliпe.cgi?req=doc;base=INT;п=4082

8 Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 72 от 28.06.1946 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.coпsultaпt.ru/coпs/cgi/oпliпe.cgi?req=doc;base=INT;п=4255

9 Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 91 от 18.06.1949 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.coпsultaпt.ru/coпs/cgi/oпliпe.cgi?req=doc;base=INT;п=17043

10 Конвенция об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве: Конвенция МОТ № 101 от 26.06.1952 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/— пormes/documeпts/пormativeiпstrumeпt/wcms_c101_ru.htm

11 Конвенция относительно охраны материнства: Конвенция МОТ № 103 от 28.06.1952 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://uristu.com/library/konventsii/konvenciy_193/

12 Конвенция об оплачиваемых отпусках: Конвенция МОТ № 132 от 24.06.1970 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102747/

13 Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках: Конвенция МОТ № 140 от 24.06.1974 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=115296

14 Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 146 от 13.10.1976 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-ed_norm/— normes/documeпts/normativeinstrument/wcms_c146_ru.htm

15 Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об

охране материнства: Конвенция мОт № 183 от 15.06.2000 [Элек-

- Конвенция об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях № 172 от 25.06.1991 (открыта для ратификации, не ратифицирована в РФ)16 - регулирует отдельные аспекты предоставления отпусков работникам гостиниц, ресторанов и аналогичных заведений.

Таким образом, из перечисленных выше конвенций 4 закрыты к ратификации, что фактически означает утрату ими юридической силы. Следует заметить, что в Конвенцию относительно охраны материнства № 103 от 28.06.1952, ратифицированную в РФ, в 2000 году были внесены изменения, Конвенцией № 183. Таким образом, предыдущая конвенция считается закрытой к ратификации, однако ряд государств, в том числе и Россия, все еще не ратифицировали Конвенцию № 183 и пользуются предыдущей Конвенцией относительно охраны материнства № 103.

Разбирая основные аспекты регулирования права работников на отпуск, остановимся в отдельности на ключевых аспектах, содержащихся в перечисленных выше Конвенциях МОТ.

В частности Конвенция об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве № 101 от 26.06.195217 предусматривает, что право на ежегодный оплачиваемый отпуск у работников занятых в сельском хозяйстве наступает после определенного периода непрерывной работы у одного и того же работодателя. При этом в Конвенции № 101 четко определяется, что предоставление оплачиваемых отпусков в сельском хозяйстве может обеспечиваться не только прямым закреплением такого права в национальном законодательстве, но и посредством коллективных договоров или путем возложения задачи их регулирования на специальные органы. Кроме того ст. 8 указанной конвенции закрепляет что всякое соглашение об отказе от права на ежегодный

оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого - 18 отпуска считается недействительным .

Центральное место в системе международно-правовых актов регулирующих право работника на отпуск занимает Конвенция об оплачиваемых отпусках № 132 от 24.06.1970 (ратифицирована в РФ)19. В ст. 3 данной конвенции прямо устанавливается, что каждое лицо имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности. При этом такая продолжительность устанавливается национальным законодательством членов МОТ, но ни в каком случае отпуск не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы20.

Особое внимание при анализе норм Конвенции об оплачиваемых отпусках № 132 следует уделить ст. 4, в которой закрепляется, что работник, продолжительность работы которого в течение любого года меньше продолжительности, необходимой для приобретения

тронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/-ed_norm/--

normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm

16 Конвенция об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях: Конвенция МОТ № 172 от 25.06.1991 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c172_ru.htm

17 Конвенция об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве: Конвенция МОТ № 101 от 26.06.1952 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c101_ru.htm

18 Там же

19 Конвенция об оплачиваемых отпусках: Конвенция МОТ № 132 от 24.06.1970 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102747/

20 Там же

права на полный отпуск, имеет право на оплачиваемый отпуск за такой год, продолжительность которого должна быть пропорциональна продолжительности его работы в течение этого года 21.

Несмотря на ратификацию Конвенции № 132 Россией в отечественном трудовом законодательстве данная норма, так и не нашла должного отображения. Таким образом, следует имплементировать подобную правовую конструкцию в Трудовой кодекс РФ.

Кроме указанного выше Конвенции об оплачиваемых отпусках № 132 устанавливает еще ряд обязательных требований относительно порядка предоставления отпусков и гарантий права работника на отпуск со стороны работодателя или государства, среди них следует отметить такие22:

- возможность, но не обязательность, наличия у работника минимального периода работы для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 5 Конвенции № 132);

- государственные и национальные праздники и нерабочие дни, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 6 Конвенции № 132);

- право работника на получение как минимум обычной или средней заработной платы во время пребывания в отпуске (оплачиваемость отпусков) (ст. 7 Конвенции № 132);

- возможность разделения ежегодного оплачиваемого отпуска на части (ст. 8 Конвенции № 132);

- время предоставления отпуска, если оно не устанавливается нормативными документами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иными способами, соответствующими национальной практике, определяется работодателем после консультации с работником или с его представителями (ст. 8 Конвенции № 132);

- право на получение компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 11 Конвенции № 132);

- запрет заключения соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией в денежной или иной форме (ст. 12 Конвенции № 132).

Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках № 140 от 24.06.197423 устанавливает основные унифицированные правила и порядок предоставления указанной категории отпусков. В частности в ст. 2 данной Конвенции прямо определяется, что каждый член МОТ разрабатывает и осуществляет политику, направленную на содействие, методами, соответствующими национальным условиям и практике и в случае необходимости поэтапно, предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для целей:

- профессиональной подготовки на любом уровне;

- общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы24.

В ст. 9 Конвенции № 140 закрепляются случаи установления особых положений относительно оплачиваемых учебных отпусков:

- когда особым категориям трудящихся, таким как трудящиеся мелких предприятий, сельские или другие трудящиеся, проживающие в отдаленных районах, трудящиеся, работающие по сменам, или трудящиеся с семейными обязанностями, трудно воспользоваться общими положениями;

- когда особым категориям предприятий, таким как мелкие

21 Конвенция об оплачиваемых отпусках: Конвенция МОТ № 132 от 24.06.1970 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102747/

22 Там же

23 Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках: Конвенция МОТ № 140 от 24.06.1974 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=115296

24 Там же

или сезонные предприятия трудно применять общие положения, при условии, что трудящиеся, занятые на таких предприятиях, не лишаются возможности получать оплачиваемые учебные отпуска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом условия предоставления оплачиваемых учебных отпусков могут быть различными в зависимости от того, предоставляется ли оплачиваемый отпуск для: профессиональной подготовки на любом уровне; общего, социального или гражданского образования; профсоюзной учебы 25.

Специфические нормы содержит Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам № 146 от 13.10.197626. Данная Конвенция повторяет общие требования Конвенции № 132 предъявляемые к ежегодным оплачиваемым отпускам, но выдвигает ряд условий относительно того что может не засчитываться как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска. Кроме официальных праздников и времени нетрудоспособности к таким периодам относятся27:

- временный отпуск на берегу, предоставляемый моряку во время действия контракта;

- компенсационный отпуск любого рода, в соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или соответствующим органом в каждой стране.

Подобная норма, отсутствует в отечественном правовом поле, в том объеме, в котором она закреплена в указанной Конвенции. Ежегодный оплачиваемый отпуск сопровождается соответствующими компенсационными выплатами, другие же виды отпусков, как правило, выплатами не сопровождаются, исключения составляют некоторые виды социальных отпусков. Таким образом, при предоставлении компенсационных отпусков, а также временных отпусков на берегу для работодателя будет уменьшаться затратная часть фонда оплаты труда, при этом ни в коем случае не будут ущемляться права работников на получение отпуска. Единственным спорным моментом оплата подобных отпусков или частичная компенсация неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска, но при этом пребывание в отпуске другого типа.

Имплементация данной нормы актуальна в условиях Северного и Тихоокеанского флотов, когда по объективным причинам ежегодный оплачиваемый отпуск морякам может либо затянуться из-за природных условий, либо же сократиться позволит отрегулировать баланс интересов работников и работодателей с тем, чтобы объективно нести затраты на оплату труда, при этом не ущемляя права работников.

Еще одной важнейшей Конвенцией МОТ является Конвенция о пересмотре конвенции 1952 года об охране материнства № 183 от 15.06.200028. Данная Конвенция в полной мере регулирует особенности применения труда женщин, в том числе их права на получение отпуска по беременности и родам. Так, в ст.

25 Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках: Конвенция МОТ № 140 от 24.06.1974 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=115296

26 Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 146 от 13.10.1976 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/--normes/documents/normativeinstrument/wcms_c146_ru.htm

27 Там же

28 Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об

охране материнства: Конвенция мОт № 183 от 15.06.2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm

4 Конвенции устанавливается, что по представлении медицинского свидетельства или после иной надлежащей проверки, удостоверяющих предполагаемый срок родов, женщина имеет право на отпуск по беременности и родам продолжительностью не менее 14 недель. Вместе с тем, ч. 5 данной статьи закрепляет, что часть отпуска по беременности и родам, предшествующая родам, продлевается на время, равное периоду, прошедшему между предполагаемым сроком родов и фактической датой родов, без уменьшения продолжительности какой-либо части обязательного послеродового отпуска.

Подобная норма не свойственна отечественному законодательству, поскольку четкое установление продолжительности отпуска по беременности и родам в днях существенно снижает степень гарантий трудовых прав женщин. Исходя из этого, считается целесообразным дополнить отечественное трудовое законодательство подобной правовой конструкцией.

Кроме всего прочего, Конвенция № 183 закрепляет право женщин на оплатность отпуска по беременности и родам. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 6 денежные пособия устанавливаются на таком уровне, чтобы женщина могла содержать себя и своего ребенка в достойных с санитарно-гигиенической точки зрения условиях и иметь надлежащий уровень жизни. Если в соответствии с национальными законодательством или практикой исчисление денежных пособий осуществляется на основе предыдущих заработков, то размер таких денежных пособий устанавливается на уровне не менее двух третей от предыдущих заработков женщины или тех ее заработков, которые принимаются во внимание при исчислении пособий.

Также Конвенция № 183 предусматривает и гарантии сохранения места работы и недопущение дискриминации женщин. Так, увольнение работодателем женщины в период ее беременности или в период после ее возвращения на работу, устанавливаемый национальным законодательством, является незаконным, за исключением увольнения по причинам, не связанным с беременностью или рождением ребенка и последствиями этого или с кормлением грудного ребенка. По окончании отпуска по беременности и родам женщине гарантируется право вернуться на свое прежнее или эквивалентное место работы с оплатой труда по

29

прежним ставкам .

Анализ Конвенций МОТ дает четкое понимание того, что отечественное трудовое право и законодательство в контексте регулировании права на отпуск и порядка его предоставления содержит в себе основные принципы и модели правового регулирования присущие демократическому обществу. Вместе с тем, как показал анализ, существует ряд Конвенций МОТ не получивших должного уровня легитимизации в нашем государстве.

Выводы. Проанализировав международно-правовые акты, а именно конвенции и рекомендаций Международной организации труда, которые закрепляют право на отпуск для определенной категории работников можно сделать вывод, что ни одна из них не содержит определения понятия «отпуск», «ежегод-

29 Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства: Конвенция мОт № 183 от 15.06.2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/--ed_norm/--normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm

ный отпуск», «ежегодный основной отпуск», «ежегодный дополнительный отпуск». В понимании отпуска в указанных документах употребляется термин «ежегодный оплачиваемый отпуск», для которого характерны следующие признаки: определенный непрерывный промежуток времени работы в течение года; продолжительность ежегодного отпуска не может быть уменьшена в случае болезни работника, несчастного случая или отпуска по беременности и родам; за лицом, воспользовавшимся правом на отпуск, сохраняется средняя заработная плата. Таким образом, из всех конвенций, принятых МОТ в сфере регулирования отпусков, только Конвенция №140 дает определение и то всего лишь одного из видов отпуска - оплачиваемого учебного отпуска. Исходя из положения, закрепленного в ст.1 Конвенции №140, термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск, предоставляемый работнику с целью получения образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующей денежной помощи.

Международно-правовые нормы в сфере регулирования права работника на отпуск и предоставления гарантий его соблюдения являют собой целостные правовые конструкции, эффективность использования которых в процессе регулирования трудовых отношений объективна. Бережной акцентирует внимание на том, что основой любого отраслевого регулирования является конституционное закрепление базовых положений, направления развития в отдельно взятом комплексе тех или иных правоотношений в жизни общества. Международные нормы также составляют различные по степени обобщения и глобальности затрагиваемых проблем механизмы правового регулирования30.

Список литературы:

1. Конвенция об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве: Конвенция МОТ № 101 от 26.06.1952 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c101_ru.htm.

2. Конвенция об оплачиваемых отпусках: Конвенция МОТ № 132 от 24.06.1970 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_102747/.

3. Конвенция об оплачиваемых учебных отпусках: Конвенция МОТ № 140 от 24.06.1974 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online .cgi?req=doc;base=PRJ;n=115296.

4. Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам: Конвенция МОТ № 146 от 13.10.1976 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c146_ru.htm.

5. Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства: Конвенция МОТ № 183 от 15.06.2000 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm.

6. Конвенция об условиях труда в гостиницах, ресторанах и аналогичных заведениях: Конвенция МОТ № 172 от 25.06.1991 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c172_ru.htm.

7. Аскеров Р. Влияние международно-правовых норм и принципов на национальное законодательство в регули-

30 Анишина В.И., Бережной В.А. Международно-правовые и конституционные нормы и принципы в регулировании трудовых отношений в РФ//Трудовое право. 2009. № 9., с. 42

ровании трудовых отношений (сравнительный анализ конституций России, Азербайджана и Италии) / // Право и жизнь. - №162 (12). - 2011. - 170-179.

8. Бережной В.А. Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2007, с. 3.

9. Богатыренко З.С. Международная организация труда. Конвенции, документы, материалы. - М.: Дело и Сервис, 2007.

Reference list:

1. Convention about paid leave in agriculture: Convention #101 as of 26.06.1952 [electronic resource] - Mode of ac-cess:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— norm es/docum ents/norm ativeinstrum ent/wcms_c101 _ru .htm.

2. Convention about paid leave: Convention #132 as of 24.06.1970 [electronic resource] - Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102747/.

3. Convention about paid study leave: Convention #140 as of 24.06.1974 [electronic resource] - Mode of access: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=P RJ; n = 115,296.

4. Convention about annual paid leave for sailors: Convention #146 as of 13.10.1976 [electronic resource] - Mode of access:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c146_ru.htm.

5. Convention on the revision of the Convention (Revised) in 1952 about maternity protection: Convention #183 as of 15.06.2000 [electronic resource] - Mode of ac-cess:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— norm es/docum ents/norm ativeinstrum ent/wcms_c183_ru .htm.

6. Convention about the working conditions in hotels, restaurants and similar establishments: Convention #172 as of 25.06.1991 [electronic resource] - Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— norm es/docum ents/norm ativeinstrum ent/wcms_c172_ru .htm.

7. Askerov R. Influence of international legal norms and principles of national legislation in the regulation of labor relations (comparative analysis of the Constitution of Russia, Azerbaijan and Italy) / // Law and Life. - №162 (12). - 2011 pp 170-179.

8. Berezhnoy V.A. Constitutional principles and rights at work and their protection in the Russian Federation: Author. diss. ... Cand. jurid. Sciences. - M. 2007 pg 3.

9. Bogatyrenko Z.S. International Labour Organization. Conventions, documents, materials. - M .: Business and Service, 2007.

ОТЗЫВ

на статью Мамедова Шамси Вахид оглы, аспиранта Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова на тему: «Проблема имплементации международно-правовых норм регулирующих право работников на отпуск, в

российское трудовое право» Актуальность темы данного исследования является очевидной. Развитие отечественного трудового права - процесс эволюционный, пребывающий в перманентном состоянии поиска наиболее оптимальных и эффективных механизмов регулирования трудовых отношений. Сегодня невозможно рассматривать национальное трудовое право в отрыве от общемировых закономерностей и тенденций в области правового регулирования труда, игнорируя зарубежный опыт защиты трудовых прав и свобод. В этом контексте, импле-ментация международно-правовых норм в отечественное трудовое право является необходимым условием с точки зрения вхождения России в процессы интеграции и глобализации. Именно в этой плоскости необходимо рассматривать актуальность и значение представленной статьи. Автор убедительно показал, что обобщение богатого опыта правового регулирования, сохранения ценностей и стандартов мирового сообщества народов, правового развития стран, регионов, позволяет не только изучить тенденции, но и выявить общие закономерности, предложить оптимальный вариант действий по предупреждению негативных последствий, предотвраще-

нию кризисных явлений и социальных взрывов. Применив метод сравнительно-правового анализа, автор сумел глубоко, логично и последовательно исследовать избранную тему, предложил конкретные позиции, которые было бы предпочтительно внести в трудовое законодательство России.

Научная статья производит в целом положительное впечатление, соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, и рекомендуется к печати.

к. ю н.

Дадашев З. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.