Научная статья на тему 'Проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения'

Проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / девиантное поведение / компоненты готовности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балкизова Фатимат Борисовна

В статье проводится теоретический анализ готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения. Рассматривается феноменология го-товности педагога. Изучены трудности учителей в процессе воспитания девиа-нтных детей. Представлены результаты проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения»

ванными сторонами. Во-вторых, наблюдается значительный рост значимости глобального образования, предлагаемого открытыми, электронными и сетевыми университетами, сектором, который значительно вырос за последнее десятилетие. Наконец, еще одной ключевой тенденцией в мировом образовании является широкое внедрение инноваций при сохранении устоявшихся национальных традиций и самобытности.

Следовательно, образовательная сфера превращается в мультикультурное пространство с социальной ориентацией на целостное развитие человека и общества. Эта эволюция способствует созданию более инклюзивной международной образовательной среды, преодолевающей национальные границы и знакомящей людей с глобальными ценностями.

Ссылки на источники

1. Андреева К.С. Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности / К.С. Андреева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 4-42. - С. 85-88.

2. Атоян В. Университетские комплексы: международное сотрудничество [Электронный ресурс] / В. Атоян, Н. Казакова // Высшее образование в России. - 2002. №6.-С.3-8. Электронный ресурс URL: http://www.yamedia.info/userfiles/files/2169/Education/cb9a4b12e772a41dc14ce98d9e9b1 66d.pdf (дата обращения: 03.11.24).

3. Бордовская Н. Педагогика: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, Бордовская 2006. - 304 с.

DOI: 10.24412^-37273-2024-1-34-37 Балкизова Фатимат Борисовна,

кандидат психологических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]

Проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения

Аннотация. В статье проводится теоретический анализ готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения. Рассматривается феноменология готовности педагога. Изучены трудности учителей в процессе воспитания девиа-нтных детей. Представлены результаты проведенного исследования. Ключевые слова: готовность, девиантное поведение, компоненты готовности.

На современном этапе увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, что является на сегодняшний день вопросом достаточно актуальным. В настоящее время остро встает вопрос о проблеме воспитания «трудного» ребенка. Соответственно растет и спрос на педагогов, которые умеют организовать работу с такими детьми.

Однако в сложившейся массовой практике нередки случаи, когда в педагогических коллективах не владеют информацией о конкретных ситуациях развития ребенка и их проблемах, об особенностях их ближайшего окружения, об условиях семейного воспитания многих трудных учащихся.

Диагностика и коррекция девиантного поведения у младших школьников - одно из основных направлений в работе учебных заведений. Выбор путей и методов коррекци-онной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, требует выявления причин

их возникновения, изучения психологических особенностей детей данной категории. Решение этой проблемы имеет важное теоретическое и практическое значение для разработки основ рационального построения системы образования школьников.

Интерес для нашего исследования имели работы, раскрывающие вопросы выявления, профилактики и коррекции девиантного поведения в различных его аспектах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), связанные с адаптацией ребенка к условиям школы, с организацией педагогического сопровождения, укрепления здоровья учащихся девиантного поведения (С.Д. Арзуманян, О.С. Богданова, Р.В. Овчарова). Несмотря на имеющиеся исследования, проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения не решена полностью.

В отечественной психолого - педагогической литературе под девиантным поведением понимается поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [1, с. 7].

Среди множества определений девиантного поведения наиболее точным, по нашему мнению, является определение, девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм [2, с. 98].

Корме того, в качестве основного критерия девиантного поведения исследователи, с одной стороны, обозначают поведение или совокупность поступков, противоречащих социальным нормам, эталонам, стандартам, а с другой - поведение, не соответствующее социальным ожиданиям [3, с. 91].

Девиантное поведение, с точки зрения В.Д. Менделевича, может разделяться на пять видов: деликвентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, поведение на базе гиперспособностей [4, с. 146].

У младшего школьника девиантное поведение проявляется, главным образом, в эмоциональной неустойчивости (тревожности, агрессии), непослушании, упрямстве, своеволии, грубости, недисциплинированности, непризнании авторитета родителей, систематическом нарушении правил поведения школьников.

Е.Ю. Ибатуллина, проведя теоретический анализ готовности педагога к деятельности, определила, что это устойчивое многомерное, многокомпонентное свойство педагога, включающее в себя мотивационный, эмоциональный, познавательный и де-ятельностный компоненты, которые отвечают требованиям содержания и условиям формирования готовности педагога к деятельности. Мы разделяем позицию Н.В. Кузьминой, определявшей готовность как оптимальное рабочее состояние, которое характеризуется длительным сохранением работоспособности, наиболее быстрым втягиваем и возобновлением сил; адекватной реакцией на внешнее влияние; сложностью в работе всех систем, ритмичностью, синхронностью [5, с.149].

Цель исследования: изучить готовность учителей начальных классов к работе с детьми девиантного поведения. Выборочную совокупность составили учителя в количестве 30 человек. В качестве метода исследования был выбран социологический опрос, подразумевавший анкетирование практикующих учителей. Педагоги оценили свой уровень теоретической и методической подготовленности к работе с детьми девиантного поведения. Уровень знаний и умений оценивался по трехбалльной системе оценок по следующим критериям: оценка «2» (низкий) - качество развито недостаточно; оценка «3» (средний) - качество развито удовлетворительно; оценка «4» (высокий) - качество хорошо проявляется. Анкета включала вопросы, посвященные изучению специфики готовности учителей к взаимодействию с детьми с девиантным поведением различного характера.

Исследование показало, что 25% учителей недостаточно хорошо ориентируются в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не успевают следить за новинками педагогической

и психологической литературы. В то же время 55% респондентов имеют высокие показатели в знании психологической и педагогической литературы по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся. Это педагоги высшей квалификационной категории, стиль работы которых - творческое использование передового педагогического опыта, современных образовательных технологий, постоянный поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса.

В результате проведенной работы было установлено, что педагоги испытывают затруднения и в выборе оптимальных методов и средств по профилактике и коррекции отклонений в поведении младших школьников. Так, 27% учителей отметили, что знакомы с некоторыми методами и средствами, но им сложно разобраться в них, педагоги не уверены в своих успехах. Вместе с тем педагоги указывают на отсутствие специальных программ по предупреждению и преодолению отклонений в поведении учащихся начальных классов. А 19% респондентов воспринимают детей с отклоняющимся поведением как трудно исправимых, не способных к жизни в нормальном социуме, а потому и считают, что с ними должны работать специалисты, выстраивая жесткую программу по исправлению, изменению их поведения.

Педагоги признают, что за последние годы в школах мало внимания уделяется внеклассной работе с учащимися, что свою деятельность учителя ограничивают проведением уроков, организацией отдельных воспитательных мероприятий. Можно констатировать, что увеличившаяся нагрузка учителей (большой объем часов, рост бумажной отчетности, насильственное участие в бесконечных форумах, фестивалях, конкурсах и т. п.) до минимума сократило время для творчества, для подготовки к урокам, внеклассным мероприятиям и работы над собой.

Обращает на себя внимание тот факт, что во многих планах воспитательной работы отсутствует четко поставленная цель, если даже она и есть, то не учитывает возраст и психологические особенности детей и сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию в классе, потенциал классного коллектива. Многие учителя не ставят цель формирования нравственно устойчивой личности учащихся.

Педагоги слабо владеют методами психолого-педагогической диагностики, контроля и коррекции поведения учащихся, организации развивающей деятельности, индивидуального, группового и коллективного взаимодействия (25%). Очень часто, начиная работу с новым коллективом учащихся, не выявляют уровень их развития, что приводит к несоответствию между методами, формами и духовно-интеллектуальными возможностями детей, снижению уровня воспитательных воздействий (27%). Опрошенные педагоги не всегда учитывают в работе растущие духовные запросы, потребности, изменяющиеся интересы ребят.

Исследование показало, что 20% учителей испытывают трудности и в организации психолого-педагогического просвещения родителей, проведении индивидуальных консультаций, совместных вечеров, в работе с семьями педагогически запущенных учащихся.

Таким образом, для подготовки учителей к работе с детьми девиантного поведения требуется не только теоретическая подготовка, но и ее органичное сочетание с формированием практических навыков и компетенций. Педагоги на высоком уровне должны знать содержание методики организации эстетической, туристско-краевой, спортивно-оздоровительной работы. Это именно те виды деятельности, где происходит свободное общение детей, самораскрытие, удовлетворение интересов, в чем закладываются основы по профилактике отклоняющегося поведения.

Ссылки на источники

1. Шумилина Т.О. Теоретические и практические основы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних в образовательной организации. -Владимир, 2021.

2. Летучева Л.А., Юревич С.Н. К вопросу о готовности педагогов к работе с обучающимися, проявившими девиантные формы поведения // Инновационное развитие профессионального образования. - 2023. №1 (37).

3. Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема // Фундаментальные исследования. - 2013. №1-1

4. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. - 2020. №1

5. Книжникова С.В., Фесенко Д.А. Готовность педагогов к профилактике девиантного поведения школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 29.

DOI: 10.24412/^-37273-2024-1-37-41 Башиева Жансурат Дугуевна,

кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик

К проблеме воспитания культуры межнационального общения

у младших школьников

Аннотация. Статья посвящена проблеме подходов к воспитанию культуры межнационального общения учащихся. Выявлены особенности и определены педагогические условия формирования культуры межнационального общения у младших школьников. Разработана программа по формированию культуры межнационального общения у младших школьников, основанная на выявленных педагогических условиях.

Ключевые слова: межнациональное общение, этнопсихология, межкультурное обучение, этнотолерантное общение, этнос, полиэтничность, социокультурная ситуация.

В условиях новых общественных реалий, связанных с усилением геополитических и межэтнических конфликтов во всем мире, проблема межнационального воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной в многонациональной Российской Федерации, в том числе в Кабардино-Балкарии.

Когда на уровне большинства западных государств происходит утрата таких ценностей, как взаимопонимание, позитивное сотрудничество, толерантность, существует необходимость в целенаправленной организации процесса межнационального воспитания обучающихся всех образовательных ступеней. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. определяется важность развития высоконравственной личности с опорой на отечественные традиции [5].

В рамках реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования у младших школьников формируются основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; происходит осознание своей этнической и национальной принадлежности, знакомство с ценностями многонационального российского общества; начинается становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций в урочной и внеурочной деятельности [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.