3. Мосунова Д.Ф. Взаимоотношения человека и воды: монография. Санкт-Петербург: ФГБУ СП6-НиГ4ФК, 2019. - 364 с.
4. Влияние 12-недельных тренировок по плаванию на состав тела у молодых людей. Журнал прикладной физиологии. (2019). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6388213/ (дата обращение: 19.10.24).
5. Карамова А.З., Ибрагимов И.Ф. Занятия плаванием как эффективный способ поддержания и укрепления здоровья студентов // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 97-10 - 55-58 с. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54104620_93766305.pdf (дата обращения: 23.12.23).
6. Захаркина В.А. Аэробика. Фитнес. Шейпинг / В.А. Захаркина, Е. Я. Яных. - М. АСТ, Сталкер, 2007 г.
УДК 796
DOI: 10.24412/^-37273-2024-1-31-34 Бажев Арсен Зурабиевич,
кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Хежев Анзор Адибович,
доцент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ Во «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Бажев Альберт Арсенович,
ассистент Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Международное сотрудничество в системе образования: современные тенденции развития
Аннотация. В условиях современного глобализированного общества крайне значимо уделять первостепенное внимание развитию международного сотрудничества в образовательной сфере. В данной статье анализируются текущие тенденции с целью формирования представления о будущем глобального образовательного сотрудничества. Это акцентирует внимание на необходимости создания партнерских отношений для решения глобальных вызовов и расширения доступа к качественному образованию для всех. В статье также проводится оценка тенденций глобального образовательного сотрудничества и оценивается значимость международных партнерств в рамках отечественных образовательных учреждений и организаций.
Ключевые слова: образование, международное сотрудничество в сфере образования.
Актуальность. В настоящее время глобальное внимание сосредоточено на обучении людей по всему миру, что приводит к интенсивному развитию международного образования. В связи с этим возникает стремление к разработке универсальной стра-
тегии обучения, которая была бы применима к людям независимо от их места проживания и уровня образования. Современные тенденции в глобальном образовании предполагают различные региональные типы, зависящие от взаимодействия и реакции образовательных систем на интеграционные процессы.
Среди стран существует общее понимание необходимости интернационализации образования и приобретения университетским образованием характеристик мультикультурализма. Этот подход способствует развитию способности оценивать явления с различных культурных и социально-экономических точек зрения.
Глобальная тенденция заключается в объединении различных типов высших учебных заведений, таких как университеты, в крупные научные и образовательные центры на различных географических уровнях. Кроме того, университеты активно интегрируются с промышленными комплексами в разных странах, что способствует научным исследованиям и подготовке профильных специалистов для современного бизнеса.
Таким образом, для развития в России эффективной системы высшего образования, соответствующей современным стандартам, необходима интеграция в мировое образовательное пространство. Эта интеграция соответствует возникающим тенденциям, включая создание международных и открытых университетов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет задачи международного сотрудничества в сфере образования, включая расширение доступа к образованию для граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, координацию партнерства с иностранными государствами и международными организациями, а также совершенствование механизмов развития образования на международном и внутреннем уровне.
В 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил постановление правительства о повышении годовой квоты на бесплатное высшее образование для иностранных граждан и лиц без гражданства в российских вузах. Постановление позволило российским вузам принять в 2013 году 15 тысяч иностранных студентов, последний раз увеличение произошло в 2008 году с 7 тысяч до 10 тысяч человек. К 2015 году количество финансируемых мест для иностранных студентов вырастет до 20 тысяч, а Минобрнауки поставило задачу достичь 10-процентного роста к 2018 году [1]. В 750 учебных заведениях России обучаются около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран мира, из них более 40 тысяч финансируются за счет федерального бюджета. Министерство образования и науки стремится привлечь студентов из Европы, СНГ и Азии, при этом российские вузы участвуют в 75 международных проектах и программах.
В статье 105 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что образовательные учреждения, входящие в систему образования, должны участвовать в международном сотрудничестве в области образования. Это осуществляется посредством заключения соглашений по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Конкретные направления международного сотрудничества включают:
1. Разработку и реализацию образовательных и научных программ совместно с международными или иностранными организациями.
2. Направление студентов, педагогических и научных сотрудников российских учебных заведений в зарубежные учебные организации, включая предоставление стипендий для обучения за границей, а также прием иностранных учащихся, преподавателей и исследователей в российские учебные заведения для обучения, повышения квалификации и развития научной и образовательной деятельности через международный обмен.
3. Проведение совместных научных исследований, фундаментальных и прикладных исследований в области образования, а также совместное осуществление инновационной деятельности.
4. Участие в реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия.
5. Участие в деятельности международных организаций и проведение международных образовательных, научно-исследовательских и технических проектов, конференций, симпозиумов и других мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой как на двусторонней, так и на многосторонней основе.
Наиболее популярные направления международного сотрудничества российских университетов включают совместные международные программы и передачу различных технологий, не ограничиваясь только производственными.
Преимущества совместных международных научно-технических и образовательных программ включают:
• Получение дополнительных средств для финансирования научно-исследовательских работ и образовательных проектов.
• Доступ к новым технологиям, оборудованию и информационным ресурсам на возмездной или безвозмездной основе.
• Вовлечение российских преподавателей и ученых в международные научные сети через участие в конференциях, стажировках, обменах опытом и т. д.
• Формирование элементов сетевого общества в России через создание сетей вузов, научных и промышленных организаций в России и странах СНГ.
• Изучение зарубежного опыта в сфере образования и адаптация к изменяющейся экономической, технологической и культурной среде.
• Ознакомление с концепцией "предпринимательского университета" за рубежом, который активно участвует не только в образовательном процессе и научных исследованиях, но и в общественных и социальных инициативах, технологическом трансфере и финансировании.
• Знакомство с деловой и повседневной культурой за рубежом с целью адаптации лучших практик для повышения эффективности международного сотрудничества [2].
Международное сотрудничество в образовании эволюционирует, принимая новые формы и направления, и накапливает потенциал для решения трех основных задач:
- Достижение высшего уровня образования, соответствующего требованиям современного международного общества;
- Выравнивание уровня образовательных систем разных стран;
- Подготовка квалифицированных кадров для международной экономики. В этом контексте значимость и роль международных программ и проектов в сфере образования и науки становятся все более важными.
Интеграционные процессы в России усиливают международные обмены в образовательной сфере, что способствует расширению присутствия российских вузов на мировом рынке знаний. Это приводит к ряду положительных последствий, таких как ускоренное включение российских учебных заведений в мировое образовательное пространство, повышение мобильности как преподавателей, так и студентов, признание российских образовательных документов, обмен образовательными программами, изучение иностранных языков и ознакомление с другими стандартами знаний и квалификации персонала.
Таким образом, в мировом образовании наблюдаются заметные тенденции, особенно очевидные в XXI веке. Во-первых, наблюдается значительный толчок к расширению межгосударственного сотрудничества в образовательной сфере. Прогресс в этом направлении зависит как от возможностей национальных систем образования, так и от равноправного партнерства между государствами и различными заинтересо-
ванными сторонами. Во-вторых, наблюдается значительный рост значимости глобального образования, предлагаемого открытыми, электронными и сетевыми университетами, сектором, который значительно вырос за последнее десятилетие. Наконец, еще одной ключевой тенденцией в мировом образовании является широкое внедрение инноваций при сохранении устоявшихся национальных традиций и самобытности.
Следовательно, образовательная сфера превращается в мультикультурное пространство с социальной ориентацией на целостное развитие человека и общества. Эта эволюция способствует созданию более инклюзивной международной образовательной среды, преодолевающей национальные границы и знакомящей людей с глобальными ценностями.
Ссылки на источники
1. Андреева К.С. Международная академическая мобильность как фактор развития внутренней академической мобильности / К.С. Андреева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - № 4-42. - С. 85-88.
2. Атоян В. Университетские комплексы: международное сотрудничество [Электронный ресурс] / В. Атоян, Н. Казакова // Высшее образование в России. - 2002. №6.-С.3-8. Электронный ресурс URL: http://www.yamedia.info/userfiles/files/2169/Education/cb9a4b12e772a41dc14ce98d9e9b1 66d.pdf (дата обращения: 03.11.24).
3. Бордовская Н. Педагогика: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, Бордовская 2006. - 304 с.
DOI: 10.24412/cl-37273-2024-1-34-37 Балкизова Фатимат Борисовна,
кандидат психологических наук, доцент Института педагогики, психологии и физ-культурно-спортивного образования ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик [email protected]
Проблема готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения
Аннотация. В статье проводится теоретический анализ готовности учителей к работе с детьми девиантного поведения. Рассматривается феноменология готовности педагога. Изучены трудности учителей в процессе воспитания девиа-нтных детей. Представлены результаты проведенного исследования. Ключевые слова: готовность, девиантное поведение, компоненты готовности.
На современном этапе увеличивается число несовершеннолетних с девиантным поведением, что является на сегодняшний день вопросом достаточно актуальным. В настоящее время остро встает вопрос о проблеме воспитания «трудного» ребенка. Соответственно растет и спрос на педагогов, которые умеют организовать работу с такими детьми.
Однако в сложившейся массовой практике нередки случаи, когда в педагогических коллективах не владеют информацией о конкретных ситуациях развития ребенка и их проблемах, об особенностях их ближайшего окружения, об условиях семейного воспитания многих трудных учащихся.
Диагностика и коррекция девиантного поведения у младших школьников - одно из основных направлений в работе учебных заведений. Выбор путей и методов коррекци-онной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, требует выявления причин