Научная статья на тему 'Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности в школе'

Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ukrainian Journal of Ecology
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. Д.

Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности является актуальной и сегодня. Существует ряд причин препятствующих внедрению инноваций в педагогическую деятельность. Основная, на наш взгляд, отсутствие образовательной системы, дающей необходимые знания для внедрения новшеств как начинающим, так и опытным педагогам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности в школе»

УДК 371:351.851

Е.Д. Кузнецова

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ

Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности является актуальной и сегодня. Существует ряд причин препятствующих внедрению инноваций в педагогическую деятельность. Основная, на наш взгляд, отсутствие образовательной системы, дающей необходимые знания для внедрения новшеств как начинающим, так и опытным педагогам.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, готовность к практической деятельности.

Учитель всегда был одной из центральных фигур в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцами новой практики. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы внедрения в образовательную практику инновационных технологий обучения и обеспечения соответствующего уровня готовности учителей к инновационной деятельности.

На базе Алтайской государственной педагогической академии проводилось исследование, имеющее своей целью определение степени информированности учителей об инновационной деятельности. Первой реакцией на предложение пройти собеседование по проблеме инновационной деятельности в школе респонденты отвечали, что ничего не могут сказать о данной проблеме. Только после наводящего вопроса «Что нового произошло в системе образования в последние годы?» учителя понимали предмет беседы и наиболее типичные ответы сводились к перечислению типов инновационных школ и фамилий учителей-новаторов. Среди основных источников получения информации о нововведениях в образовательный процесс назывались курсы повышения квалификации, на данный источник информации сослались 53,5% респондентов. Личные контакты и консультации с преподавателями вузов отметили 31,4% педагогов. 7,5% опрашиваемых сослались на общение с более опытными коллегами и лишь небольшая часть учителей (4,4%) знакомилась с инновациями благодаря научным и литературным публикациям.

Основная масса учителей в ходе беседы оценивала необходимость инновации в сфере образования положительно, отмечая потребность в целенаправленном и систематическом их изучении. Однако мотивы включения ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а

Biological БыНеПп 87

инноваций в собственную деятельность указывались различные. На вопрос «Какую цель преследуют учителя, внедряя новшества?» самым распространенным оказались ответы «разнообразить и улучшить свою работу» - 49%, «повысить результативность работы» - 27%. Число практических работников, указавших в качестве побудительного стимула внедрения инноваций «поиск путей разрешения проблем современной школы» и «возможность реализовать свой творческий потенциал», оказалось значительно ниже, 14% и 9% соответственно. Также указывались мотивы материальной заинтересованности и построения карьеры. При этом отмечалось, что если бы творческая позиция и инициатива хотя бы немного материально стимулировалась, то результат не заставил бы себя долго ждать. Деньги важный фактор, регулирующий отношение к обязанностям и если размер заработной платы не выпускает из нищеты, тяжело думать о проблемах воспитания, все мысли направлены на побочный заработок.

Исходя из опыта общения с учителями, мы выяснили, что подавляющее их большинство осознаёт необходимость применения инновационных технологий. Вместе с тем, анализ существующей образовательной практики даёт основание предположить, что внешнее согласие учителей слабо подкреплено соответствующим уровнем практической готовности. Для проверки данной гипотезы учителям были заданы следующие вопросы: «Считаете ли Вы необходимым введение в процесс преподавания физической культуры инновационных технологий?» и «Считаете ли Вы себя подготовленными к практической инновационной деятельности?». Сравнение ответов на данные вопросы проведено в табл. 1.

Таблица 1. Отношение учителей к необходимости внедрения инноваций в преподавание их предмета, %_

Ответы

Вопросы

да

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

нет

затруд. ответить

Считаете ли Вы необходимым введение в процесс преподавания физической культуры инновационных технологий?

Считаете ли Вы себя подготовленными к практической инновационной деятельности?

63,7

17,9

4,3

8,5

5,6

16,5

29,7

32,4

14,9

6,5

2225-5486 (РпдГ), 2226-9010 (Оп1те). Бiологiчний тсникМДПУ. 2015. №1а

Из представленной таблицы видно, что большинство учителей (63,7%) однозначно считают необходимым введение инновационных технологий в процесс преподавания их дисциплин в школе. При этом значительная часть опрошенных сомневается в достаточности уровня своей подготовленности к внедрению инноваций в целостный педагогический процесс. Таким образом, сопоставление полученных ответов позволяет предположить, что учителя не совсем удовлетворены своей подготовкой к внедрению инноваций.

Для того чтобы проверить вышеуказанное предположение, мы обратились к анализу индекса удовлетворенности уровня подготовленности к практической инновационной деятельности на основе самоанализа, выдвигая гипотезу, что желание внедрять инновационные технологии в собственную практику прямо пропорционально зависит от уровня подготовленности. Для проверки предположения учителям задавался вопрос: «Удовлетворены ли Вы уровнем вузовской подготовки к инновационной деятельности в школе. Результаты вычислений даны в табл. 2.

Таблица 2. Показатели индекса удовлетворенности вузовской подготовкой к инновационной деятельности в школе в зависимости от стажа работы

Стаж работы менее 1 года до 5 лет от 5 до 10 лет более 10 лет M±6*

U 0,36 0,68 0,54 0,72 0,58 ±0,21

*Среднее значение и квадратное отклонение

Расчет индекса удовлетворенности показал наличие тенденции к его возрастанию в зависимости от стажа работы респондентов. Более подробные беседы с каждой группой обследуемых позволяют обозначить причины выявленной закономерности. Самый низкий показатель индекса удовлетворенности выявлен у учителей со стажем работы менее одного года, они это объясняют недостаточной, слабой направленностью вузовской подготовкой на внедрение инновационных технологий и отсутствием собственного опыта педагогической деятельности. У учителей со стажем работы до 5 лет зафиксировано значительное повышение индекса удовлетворенности (до 0,68), что связано с завершением периода профессиональной адаптации выпускников вузов и появлением багажа собственных методических наработок. Далее (стаж от 5 до 10 лет) наблюдается локальный спад показателя индекса удовлетворенности (до 0,54). На наш взгляд это связано с началом плановой аттестации учителей физической культуры, направлением их на курсы повышения квалификации и других мероприятий приводящих к актуализации профессионального уровня педагога. Самое большое значение индекса удовлетворенности (0,72) выявлено у учителей со стажем работы более 10 лет. Это объясняется с одной стороны накопленным методическим опытом и полной адаптированностью к условиям

ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а

Biological Bolletin 89

педагогической деятельности, с другой - отсутствием желания вносить коррективы в устоявшиеся профессиональные стереотипы.

В ходе дальнейшей исследовательской работы, мы попытались выяснить, какие причины препятствуют внедрению инноваций в практическую деятельность педагога. Были высказаны следующие предположения:

• Отсутствие должного финансирования. Регулярные субвенции должны идти на обновление и дополнение, а пока идут на штопанье дыр.

• Недостаточная компетентность (неинформированность, в частности) представителей вышестоящих органов управления образованием района. Нет выездных курсов, которые позволили бы без существенных материальных затрат учителям повысить свой профессиональный уровень, а дистанционные курсы позволяют решить общеметодические задачи, а не "предметно-конкретные".

• Со стороны родителей отсутствует социальный заказ как таковой: учите, чему хотите. В отличие от крупных городов, родители не имеют возможности приобрести необходимую учебную литературу.

• Самый традиционный фактор - педагогический консерватизм.

Решение данной проблемы видится в создании атмосферы открытости,

информированности всех субъектов образовательного процесса, что должно привести, на наш взгляд, к осознанию происходящих изменений извне, требующих существенных изменений внутри отдельно взятого образовательного учреждения.

Таким образом, проведённое исследование даёт основание для вывода о том, что основная масса учителей испытывает необходимость во внедрении инновационных технологий в учебный процесс, но не обладает для этого соответствующим уровнем готовности. Это позволяет предположить, что поиск причин выявленной ситуации следует вести в направлении высших учебных заведений, призванных готовить специалистов, владеющих всем арсеналом современных методических средств.

Как цитировать:

Кузнецова, Е.Д. (2015). Проблема готовности учителей к практической инновационной деятельности в школе. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 86-89.

© Кузнецова, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний eicnuKМДПУ. 2015. №1а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.