Научная статья на тему 'Идеи создания прикладного бакалавриата требуют углубленной апробации'

Идеи создания прикладного бакалавриата требуют углубленной апробации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ukrainian Journal of Ecology
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрин А. Н., Баянкин О. В.

Реформирование высшего образования предполагает внедрение прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат внедряется и в педагогических вузах. В статье затрагиваются вопросы о целесообразности данного нововведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Идеи создания прикладного бакалавриата требуют углубленной апробации»

Biological Bulletin 175

St

УДК 378.145

А.Н. Шадрин, О.В. Баянкин

ИДЕИ СОЗДАНИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА ТРЕБУЮТ УГЛУБЛЕННОЙ АПРОБАЦИИ

Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул

Реформирование высшего образования предполагает внедрение прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат внедряется и в педагогических вузах. В статье затрагиваются вопросы о целесообразности данного нововведения.

Ключевые слова: образование, прикладной бакалавриат, практико-ориентированное обучение.

A.N. Shadrin, O.V. Bayankin APPLIED BACHELORS PROGRAM NEEDS ADVANCED APPROBATION

Altai State Pedagogical University

The Reform of higher education calls for the implementation of the applied baccalaureate. The applied baccalaureate is embedded in pedagogical universities. The article raises questions about the appropriateness of this innovation.

Keywords: education, bachelor of applied, practice-oriented training.

В нашей стране срочно требуется устранение проблемы нехватки квалифицированных рабочих. В этой связи к апробации в вузах рекомендуются различные варианты ее решения:

• увеличение объема практики при обучении специальностям;

• широкое внедрение дистанционной формы обучения;

• сокращение сроков обучения до 3-4 лет;

Идея углубленной практико-ориентированной подготовки далеко не нова. В СССР с этой целью при крупных промышленных предприятиях были созданы втузы - учебные центры. Два года назад подобное предложение поступило от Минобрнауки. Теперь оно названо «прикладной бакалавриат». По мнению директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И. Реморенко: «В конечном итоге прикладной бакалавриат приравняет технические либо технологические специальности техникумов и даже ПТУ к высшему образованию». С этим мнением вполне согласен эксперт «Стратегии 2020» в области профессионального образования советник ректора НИУ ВПЭ Г. Андрущак. Имея столь серьезную поддержку, идея развития нашего российского ноу-хау -«прикладного бакалавриата» приобретает реальность.

Идея в полной мере соответствует трендам государственной политики в сфере образования. Требуется наладить подготовку

высококвалифицированных рабочих и усилить прикладной компонент в ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний тсникМДПУ. 2015. №1а

176 Бюлопчний eicHHK

высшем образовании, чтобы работодателям не приходилось доучивать выпускников вузов. К 2018 году не менее 30% студентов-бакалавров должны обучаться по программам прикладного бакалавриата.

Заманчивая возможность сокращения сроков обучения в вузе реализуется и в области подготовки учителей. Результаты эксперимента появятся не скоро. Пока что при школах создаются базовые кафедры, про необходимость которых упорно напоминают чиновники Минобрнауки. Конечно, имеют место многообразные риски:

• смогут ли сохраниться в правовом поле распределение должных средств между вузом и школой? Гипотетически могут иметь место финансовые злоупотребления, махинации, так как к настоящему времени не установлены правовые рамки перераспределения денежных средств;

• удовлетворятся ли правомерные родительские амбиции в получении детьми качественного образования, если вместо высококвалифицированных педагогов преподавать будут студенты-практиканты?;

• получит ли государство практико-ориентированного бакалавра-специалиста именно того уровня, ради которого строится система прикладного бакалавриата?;

• наконец, правомерно опасение о том, что наше российское ноу-хау не получит одобрения и не найдет поддержки у европейских представителей системы менеджмента качества образования в рамках Болонского соглашения. Более того, есть уверенность в том, что это будет именно так.

До вступления в Болонский союз наше образование было достаточно надежным. Об этом в те далекие годы открыто заявляли не только европейские эксперты, но и представители управления образованием США.

Проводимые в отечественной школе реформы общего образования не дали желаемого результата. Знания школьников ухудшились. В ежегодных международных конкурсах для школьников Россия прочно занимает весьма низкие места. Эксперты приравнивают достижения наших школьников в области знаний математики к таким странам как Индонезия, Турция, Бразилия. Правомерно саркастическое утверждение, что мы достигли европейского уровня, ведь в Европе устным счетом практически никто не владеет, все пользуются калькуляторами.

Ситуация с реформой отечественного образования особенно осложнилась в настоящий период в связи с внешнеполитическими событиями. Сегодня очевидно, что кроме введения против России экономических санкций, ведущие европейские страны не прочь использовать и другие способы торможения развития нашей страны. Наивно полагать, что европейские эксперты

ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а

vfe

Biological Bulletin 177

Й

согласятся на получение Россией права выдачи конвертируемых дипломов о высшем образовании. При суммированном давлении на нашу страну можно не сомневаться в том, что прикладной бакалавриат в российском исполнении не найдет поддержки в Европе.

Все понимают, что практико-ориентированное обучение не исключает наличие определенного процента брака. Понятно, что испорченную деталь-заготовку можно заменить на новую. В социальной деятельности педагога, врача, правоведа брак в работе не допустим. Видимо именно это обстоятельство дало основание Минобрнауки рекомендовать введение прикладного бакалавриата преимущественно при подготовке специалистов в технической либо технологической сферах, а значит прикладной бакалавриат в образовании требует тщательной углубленной апробации.

Как цитировать:

Шадрин, А.Н., Баянкин, О.В. (2015). Идеи создания прикладного бакалавриата требуют углубленной адаптации. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 175-177.

© Шадрин, Баянкин, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.

Mn^Hl

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний eicnuKМДПУ. 2015. №1а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.