Научная статья на тему 'Проблема готовности к деятельности в психологических исследованиях'

Проблема готовности к деятельности в психологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность к деятельности / психологическая готовность / профессионализм / психология труда / профессиональная подготовка / readiness for activity / psychological readiness / professionalism / psychology of labor / professional training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илья Андреевич Саванин

В исследовании проведен теоретический анализ проблемы готовности к деятельности с опорой на актуальные психологические исследования и историю вопроса. Изучение исторического контекста возникновения понятия показало, что выделение готовности к деятельности как самостоятельного понятия в психологии продиктовано прикладными задачами по повышению производительности труда, которые не могли быть решены без учета внутренних факторов профессионально-трудовой активности человека, связанных с самим субъектом труда, его состоянием, настроением и подготовленностью. Сравнительный анализ актуальных подходов позволил определить готовность к деятельности как доминирующее у субъекта деятельности состояние, которое сопровождается установкой на успех, обусловливает результативность деятельности и самосовершенствование субъекта в данном виде деятельности. В соответствии с выделенными сущностными характеристиками готовности к деятельности определены направления дальнейшего изучения в данной проблемной области: выявление факторов достижения и удержания данного состояния «оптимальной готовности к деятельности» в качестве доминирующего; изучение специальных и общих условий обеспечения готовности к деятельности в их взаимообусловленности и взаимосвязи; выделение и конкретизация базовых и частных психологических механизмов формирования готовности к различным видам человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of readiness for activity in psychological research

The study provides a theoretical analysis of the problem of readiness for activity based on current psychological research and the history of the issue. The study of the historical context of the emergence of the concept showed that the allocation of readiness for activity as an independent concept in psychology was dictated by applied tasks to increase labor productivity, which could not be solved without taking into account the internal factors of professional-labor activity of a person related to the subject of labor, his state, mood and preparedness. The comparative analysis of actual approaches allowed us to define readiness for activity as a state dominating in the subject of activity, which is accompanied by an attitude to success, determines the effectiveness of activity and self-improvement of the subject in this type of activity. In accordance with the identified essential characteristics of readiness for activity, the following directions of further study in this problem area have been identified: identification of factors of achieving and maintaining this state of «optimal readiness for activity» as a dominant one; study of special and general conditions for ensuring readiness for activity in their intersubjectivity and interrelation; identification and specification of basic and private psychological mechanisms of readiness formation for different types of human activity.

Текст научной работы на тему «Проблема готовности к деятельности в психологических исследованиях»

Научная статья

УДК 159.9:331; ББК 88.8

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-65-70 EDN: https://elibrary.ru/OBQRAC

NIION: 2018-0077-4/23-386 MOSURED: 77/27-024-2023-04-585

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

Проблема готовности к деятельности в психологических

исследованиях

Илья Андреевич Саванин

Московский педагогический государственныйуниверситет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В исследовании проведен теоретический анализ проблемы готовности к деятельности с опорой на актуальные психологические исследования и историю вопроса. Изучение исторического контекста возникновения понятия показало, что выделение готовности к деятельности как самостоятельного понятия в психологии продиктовано прикладными задачами по повышению производительности труда, которые не могли быть решены без учета внутренних факторов профессионально-трудовой активности человека, связанных с самим субъектом труда, его состоянием, настроением и подготовленностью. Сравнительный анализ актуальных подходов позволил определить готовность к деятельности как доминирующее у субъекта деятельности состояние, которое сопровождается установкой на успех, обусловливает результативность деятельности и самосовершенствование субъекта в данном виде деятельности. В соответствии с выделенными сущностными характеристиками готовности к деятельности определены направления дальнейшего изучения в данной проблемной области: выявление факторов достижения и удержания данного состояния «оптимальной готовности к деятельности» в качестве доминирующего; изучение специальных и общих условий обеспечения готовности к деятельности в их взаимообусловленности и взаимосвязи; выделение и конкретизация базовых и частных психологических механизмов формирования готовности к различным видам человеческой деятельности.

Ключевые слова: готовность к деятельности, психологическая готовность, профессионализм, психология труда, профессиональная подготовка

Для цитирования: Саванин И. А. Проблема готовности к деятельности в психологических исследованиях II Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 65-70. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-65-70. EDN: OBQRAC.

Original article

The problem of readiness for activity in psychological research

Ilya A. Savanin

Moscow pedagogical state university, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The study provides a theoretical analysis of the problem of readiness for activity based on current psychological research and the history of the issue. The study of the historical context of the emergence of the concept showed that the allocation of readiness for activity as an independent concept in psychology was dictated by applied tasks to increase labor productivity, which could not be solved without taking into account the internal factors of professional-labor activity of a person related to the subject of labor, his state, mood and preparedness. The comparative analysis of actual approaches allowed us to define readiness for activity as a state dominating in the subject of activity, which is accompanied by an attitude to success, determines the effectiveness of activity and self-improvement of the subject in this type of activity. In accordance with the identified essential characteristics of readiness for activity, the following directions of further study in this problem area have been identified: identification of factors of achieving and maintaining this state of «optimal readiness for activity» as a dominant one; study of special and general conditions for ensuring readiness for activity in their intersubjectivity and interrelation; identification and specification of basic and private psychological mechanisms of readiness formation for different types of human activity.

Keywords: readiness for activity, psychological readiness, professionalism, psychology of labor, professional training

For citation: Savanin I. A. The problem of readiness for activity in psychological research II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):65-70. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-65-70.EDN: OBQRAC.

© Саванин И. A., 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

65

Введение. Понятие готовности к деятельности выделено в структуре психологического знания сравнительно недавно. В настоящее время оно активно используется в психологической и психолого-педагогической литературе, хотя осмысливается разными авторами с несколько различных позиций и в разном контексте. Под готовностью к деятельности понимаются: некое состояние человека, мотивационный статус, набор способностей и даже компетентность или профессионализм в широком смысле. Создается впечатление о «размытом» характере понятия готовности к деятельности, который не позволяет говорить о терминологическом статусе изучаемого понятия в психологии.

При этом понятие готовности к деятельности имеет важное значение для выявления условий эффективной профессиональной деятельности, которые не могут быть сведены к простой совокупности организационных условий труда. Психологами к настоящему времени определено и доказано, что в одних и тех же условиях разные работники могут демонстрировать различную эффективность труда. Более того, даже один и тот же работник в идентичных организационных условиях может иметь разный уровень эффективности профессиональной деятельности. Понимание этого заставляет психологов обратить внимание на некие более гибкие факторы, которые могли бы оказывать влияние на производительность труда и эффективность профессиональной деятельности. К таким факторам следует отнести и готовность к деятельности.

Таким образом, в настоящее время отмечается противоречие между высокой значимостью изучения готовности к деятельности для понимания причин снижения и факторов повышения эффективности профессиональной деятельности субъектов труда в идентичных (эквивалентных) организационно-трудовых условиях, с одной стороны, и отсутствием терминологической стройности в трактовке понятия «готовность к деятельности», которое в разных психологических исследованиях может включать достаточно широкий спектр психологических явлений.

Соответственно с выше изложенным, целью исследования, следует определить теоретическое осмысление проблемы готовности к деятельности в контексте имеющихся психологических исследований. Результаты наших размышлений представлены в данной статье.

В соответствии с целью мы решали следующие задачи:

1) изучение истории возникновения понятия готовности к деятельности;

2) сравнительный анализ актуальных подходов к трактовке готовности к деятельности в психологии;

3) классификация видов готовности к деятельности;

4) выделение компонентов готовности к деятельности;

5) выделение актуальных психологических задач изучения готовности к деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется глубиной изучения понятия, привлечением широкого круга психологических исследований в изучаемой

проблемной области, разработкой терминологически четкого и однозначного определения понятия «готовность к деятельности» на основе исторического, сравнительного и феноменологического анализа. Также ценными для организации последующих теоретических исследований представляются выделенные актуальные проблемные области, связанные с психологической готовностью к деятельности и ее различными аспектами.

Материалы и методы. В статье проводится теоретический анализ проблемы готовности к деятельности. В контексте теоретического анализа применяются методы исторического анализа, сравнительного анализа, классификации, феноменологического анализа и описания. Материалами для подготовки исследования являются актуальные психологические исследования и публикации авторов в области психологии труда, психологии профессиональной деятельности, акмеологии, а также общей психологии, психологии личности и психологии состояний.

Результаты. История вопроса. По результатам изучения истории возникновения понятия «готовность к деятельности» можно сделать вывод о том, что данное понятие возникло в отечественной психологии и педагогике на базе более общего понятия готовности. Еще в 1930-х гг. физиолог А. А. Ухтомский изучал понятие готовности, считая его пограничным между состоянием покоя и активной деятельностью [19]. В психологии общее понятие готовности было одним из центральных в теории установки, разработанной в исследованиях Д. Н. Узнадзе, который трактовал ее как значимый признак установки [17]. Он определял готовность через понятие установки как «специфического состояния, возникающего у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности» [18]. Такой ракурс позволил в проблеме повышения производительности труда поставить на первый план особенности психической активности субъекта труда - человека [16].

Впоследствии, например, в работах М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, опубликованных в 1970-х гг., установка уже рассматривается как более узкое понятие - как форма готовности [7]. Однако само понятие готовности уже не теряет своей актуальности и становится особенно востребованным в контексте идей научной организации труда, изучения состояний человека в процессе профессионально-трудовой деятельности. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович под психологической готовностью к деятельности понимали психическое состояние субъекта деятельности как его предрасположенность к организации своей деятельности определенным образом. Соответственно, анализ истории возникновения понятия показывает, что необходимость выделения готовности к деятельности как самостоятельного понятия в психологии продиктовано прикладными задачами по повышению производительности труда, которые не могли быть решены без учета внутренних факторов профессионально-трудовой активности человека, связанных с самим субъектом труда, его состоянием, настроением и подготовленностью. Повышается значимость человека, его психологическо-

го состояния и особенностей для достижения успешности деятельности, повышения результативности труда.

Актуальное состояние проблемы. В настоящее время продолжается активное изучение понятия готовности к деятельности в психологических исследованиях. Актуальные подходы к определению готовности к деятельности отражены в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению готовности к деятельности

Автор Определение

Р.Д. Санжаева «сложная, динамическая структура, включающая в себя мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный компоненты является условием саморазвития, самореализации личности» [15]

Н.С. Пряжников «сформированное™ психологических образований и механизмов (самосознание, развитие социальных и познавательных мотивов учения, рефлексия, ценностные ориентации и др.), обеспечивающих в дальнейшем сознательную, активнуютворческую жизнь» [11]

А.П. Вяткин «система свойств, состояний и установок личности, предшествующих самой деятельности и обеспечивающих ее эффективность» [4]

Т.Б. Гершкович «интегративная субъектная характеристика адаптации, включающая индивидуальные свойства личности и особенности построения индивидуальных стратегий адаптации» [5]

Е.Т. Конюхова «наличие установки на достижение ожидаемого результата» [8]

В.Д. Шадриков «особое интегральное предрабочее состояние, обеспечивающее при переходе к работе или при изменении ее условий оптимальный уровень выполнения деятельности» [21]

Сравнительный анализ представленных в таблице определений не позволяет не отметить различий в трактовках, но также позволяет выделить некоторые общие аспекты. В большинстве исследований (Р. Д. Санжаева, А. П. Вяткин, В. Д. Шадриков) готовность к деятельности трактуется как проявление психического состояния, но при этом отмечается его устойчивый характер (как синоним «подготовленности»). Соответственно, можно говорить о ней как о некоем доминирующем психическом состоянии, в которое человек легко приходит и в котором человек находится при решении большинства задач определенного вида деятельности [9].

Подтверждается данный вывод тенденцией к различению долговременной и оперативной (сиюминутной) готовности к деятельности в актуальных подходах психологов. В частности, А. П. Вяткин предлагает выделять, опираясь на соотношение с фазой деятельности [4]:

- «предстартовую» готовность, которая связана с функциональным психическим состоянием субъекта деятельности;

- долговременную готовность, обусловленную индивидуальным опытом и сочетанием личностных свойств, препятствующих выгоранию;

-установку, или личностно-ситуативную готовность, обеспечивающую связь личности с конкретной ситуацией.

Р. Д. Санжаева предлагает выделять два вида готовности на основании соотношения с фазой деятельности [15]. Отдельно выделяется подготовленность человека, как долговременная характеристика. От подготовленности отграничивается оперативная готовность, которая описывает состояние психологической мобилизации к выполнению деятельности.

Другой важной характеристикой готовности является наличие у нее вектора - на эффективную и активную деятельность, на достижение конкретного результата, на адаптацию к условиям, на повышение результативности и на саморазвитие и самореализацию, творчество, т.е. достижение «акме». Целый ряд исследований изучает готовность к деятельности в контексте акмео-логии (А. А. Деркач). Другая группа исследований посвящена проблеме готовности в контексте самоопределения личности (Н. С. Пряжников, И. В. Дубровина, О. В. Чучалова).

А. А. Деркач, изучая готовность к деятельности с позиций акмеологии выделяет следующие условия формирования готовности к творческому труду [22]: 1) самостоятельность и критическое усвоение культуры труда; 2) активное участие в решении общественно-значимых задач; 3) специальное развитие творческого потенциала личности - ее психических процессов. Как видно из выделенных условий, важнейшая роль отдается личности, ее стремлению к творческой самореализации и самоактуализации в любом виде деятельности.

С. В. Духновский и В. А. Мищенко устанавливают тесную взаимосвязь между доминирующим психическим состоянием субъекта трудовой деятельности и восприятием им себя в качестве профессионала [6]. Созерцательное настроение в процессе труда и общая инертность характерны для субъектов с низкой самооценкой профессиональной успешности. Это свидетельствует о значимости вектора саморазвития и самоактуализации в формировании готовности к деятельности на каждом этапе.

В различных исследованиях подчеркивается ин-тегративный (собирательный) характер готовности к деятельности и выделяются разные виды готовности в контексте видов осуществляемой человеком деятельности. А. П. Вяткин полагает, что можно различать общую (неспецифическую) и частную (специфическую) готовность к деятельности. Общая готовность человека к любому виду деятельности предполагает готовность к стрессу и риску, к самоопределению и самообразованию, рефлексивно-деятельностную готовность и готовность к инновациям/изменениям. Специфическая готовность связана с конкретным видом деятельности человека: профессиональной, учебной, педагогической, экономической, военно-инженерной и др.

Р. Д. Санжаева несколько иначе смотрит на соотношение общего и частного в готовности к деятельности. Она полагает, что всякая «деятельность уникальна, по-

ЕСКИЕ НАУКИ 67

этому структура психологическои готовности к каждой конкретной деятельности должна изучаться специально и может быть специфичной не только по содержанию, но и по структуре входящих в нее компонентов» [14]. Однако исследовательница все же выделяет один общий компонент, который входит в структуру готовности к любому виду деятельности - мотивационный, как отсутствие блокировки, психологического барьера к осуществлению выбранного вида деятельности.

С содержательной точки зрения Р. Д. Санжаева предлагает трехкомпонентную структуру исследуемого понятия, которая включает:

1) презентативный, образуемый комплексом представлений о природе психики, ее резервах и возможностях;

2) регулятивный, включающий способы контроля и управления психическими процессами, обусловливающий возможность психического восстановления;

3) формирующий, образуемый ценностными ори-ентациями совершенствования психики, развития психических качеств.

По мнению Н. С. Пряжникова, готовность к деятельности сама по себе входит в качестве одного из компонентов в более общий конструкт субъектности, будучи дополненной готовности к рефлексии над деятельностью [12, с. 5]. Соответственно, субъектность в любой деятельности достигается при сочетании готовности к осуществлению данной деятельности и готовности к рефлексии над деятельностью и ее результатами.

Еще одной проблемной областью в контексте изучения готовности к деятельности становится соотношение субъективного и объективного в данном психологическом феномене.

В зарубежных психологических исследованиях широкое освещение получило понятие мотивации личности, которое во многом связано и с доминирующим психическим состоянием человека как субъекта деятельности, и с его готовностью к активной и продуктивной деятельности (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоулер и др.). Этот аспект проблемы позволяет раскрыть субъективную сторону готовности к деятельности - желание и стремление человека результативно осуществлять деятельность. В отечественных психологических исследованиях результатом исследований в данном направлении стало введение понятия «мотивационная готовность» (В. Г. Асеев, А. С. Мельничук, И. А. Куче-рявенко, Е. М. Кочнева, О. В. Чучалова и др.). В. Г. Асеев уточняет, что мотивационная готовность фиксирует желаемое рабочее состояние в сознании субъекта [1]. О. В. Чучалова характеризует мотивационную установку через «открытую в мир саморазвивающуюся систему» -установку на активное достижение желаемого результата [20]. Т. В. Белашина приходит к выводу о том, что «проявление преобладающей мотивации человека во многом связано с рядом психических процессов и состояний, среди которых существенное значение имеет «доминирующее психическое состояние» [2]. Соответственно, готовность к деятельности неразрывно связана с мотивацией субъекта деятельности, однако не сводится к ней.

О том, что только субъективными характеристиками готовность к деятельности не ограничивается, говорится в актуальных исследованиях понятия. Так, Р. Д. Санжаева рассматривает психологическую готовность к деятельности как метакатегорию - «одну из центральных категорий, объясняющую и описывающую внутреннюю психическую реальность» [13] и связывающую состояние и процесс. Она подчеркивает наличие у данной категории субъективного и объективного содержания. С одной стороны, готовность есть воспринимаемая субъектом способность к осуществлению определенного действия. С другой стороны, субъект может ошибочно оценивать свои возможности и в результате с деятельностью не справиться, что обосновывает необходимость включения некоего объективного компонента - внешних критериев для оценки способности субъекта к осуществлению деятельности.

В актуальных исследованиях уделяется внимание процессу формирования готовности человека к деятельности, выделяются его факторы.

При изучении процесса В. Д. Шадриков выделяет три фазы в самом процессе формирования готовности к деятельности [21]. Первой фазой выступает первичная внешняя интеграция, когда субъект деятельности готов лишь выполнять операции по образцу. Второй фазой выступает дезинтеграция, при которой в структуре готовности уже сформированы собственные подструктуры, которые, однако, пока еще связаны слабыми функциональными связями. Третья фаза вторичной истинной интеграции предполагает полное понимание задач и вида деятельности с сильными функциональными связями между подструктурами готовности.

М. Б. Бондаренко выделяет фазы формирования готовности к деятельности в соответствии с этапами профессионального развития. На первом этапе (профессиональное обучение - оптация) формируется базовая структура готовности, которая включает три компонента: профессиональное самоопределение, регулятивные компоненты (способности к саморегуляции), информационные компоненты (профессиональная осведомленность). В норме базовая структура готовности сформирована к окончанию профессионального обучения. На втором этапе (адаптация) базовая структура готовности дополняется новыми компонентами, отражающими специфику деятельности, а также компонентом самоэффективности (осознанная оценка своих возможностей и прогноз успешности деятельности). Таким образом, сформированная готовность к конкретному виду деятельности формируется в два этапа и включает: 1) компоненты базовой структуры, 2) конкретные умения и психологические особенности, необходимые для осуществления определенного вида деятельности, 3) развитые способности крефлексии.

Р. Д. Санжаева в своем диссертационном исследовании и последующих статьях выделила психологические механизмы формирования готовности к деятельности [14, 15]. В состав этих механизмов входят:

1) базовые механизмы: локус контроля, механизм идентификации, механизм динамического равновесия;

2) частные механизмы: механизм кармической причинно-следственной связи; механизм психокультурной идентификации, механизм «срединного пути».

Базовые и частные механизмы неоднородны, соподчинены и динамически развиваются в онтогенезе. Формируется психологическая готовность к деятельности постепенно и с опорой на выделенные механизмы.

Заключение. Анализ истории изучения понятия «готовность к деятельности» позволил определить, что данное понятие находится на стыке физиологии и психологии. Выделение готовности к деятельности как самостоятельного понятия в психологии обусловлено прикладными задачами по повышению производительности труда, которые не могли быть решены без учета внутренних факторов профессионально-трудовой активности человека, связанных с самим субъектом труда, его состоянием, настроением и подготовленностью. Повышается значимость человека, его психологического состояния и особенностей для достижения успешности деятельности, повышения результативности труда.

Анализ актуальных подходов к осмыслению готовности к деятельности в психологических исследованиях позволил определить, что существуют три тенденции: 1) придание максимально широкого значения понятию (некий комплекс всех условий успешного выполнения деятельности), которое не позволяет выйти на прикладной смысл; 2) сужение понятия до элементарной категории готовности как наличия плана, желания и отсутствия препятствий к конкретному действию; 3) интеграцией понятия с каким-либо из других элементарных понятий, имеющих конкретное прикладное значение (установка, мотивация, настрой, эмоциональное состояние, воля).

Выделение сущностных характеристик понятия при сравнительном анализе подходов позволило определить готовность к деятельности как доминирующее у субъекта деятельности состояние, которое сопровождается установкой на успех, обусловливает результативность деятельности и самосовершенствование субъекта в данном виде деятельности. Изучение готовности к деятельности с позиций психологии психических состояний имеет, на наш взгляд, под собой достаточные основания. Изучению в настоящее время подлежат факторы достижения и удержания данного состояния «оптимальной готовности» в качестве доминирующего. В основе данного весьма устойчивого состояния лежат общие и специальные условия. К общим условиям можно отнести готовность к стрессу и риску, к самоопределению и самообразованию, рефлексивно-деятельност-ную готовность и готовность к инновациям/изменениям. К специальным условиям обеспечения готовности к деятельности относятся психологические характеристики субъекта, обусловленные спецификой конкретного вида деятельности: профессиональной, учебной, педагогической, военной, инженерной и др. Важной задачей является изучение специальных и общих условий обеспечения готовности к деятельности в их взаимообусловленности и взаимосвязи. Готовность к деятельности формируется постепенно, поэтапно под влиянием базовых и частных психологических механизмов. Соответственно, актуаль-

ной задачей для современной психологии является также выделение и конкретизация психологических механизмов формирования готовности к различным видам человеческой деятельности.

Библиографический список

1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г. Асеев. М. : Мысль, 1976. 158 с.

2. Белашина, Т. В. Системные особенности мотивации личности в контексте проявления доминирующего психического состояния / Т. В. Белашина // Системная психология и социология. 2021. № 3 (39). С. 61-71.

3. Бондаренко, М. Б. Психологическая готовность к профессиональной деятельности (на примере военных профессий) : дис. ...на соискание степени канд. психол. наук/М. Б. Бондаренко. Ярославль, 2020. 217 с.

4. Вяткин, А. П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности / А. П. Вяткин // Известия БГУ 2006. № 3. С. 97-100.

5. Гершкович, Т. Б. Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Б. Гершкович. Казань, 2002.

6. Духновский, С. В. Доминирующее психическое состояние и настроение субъектов с разными видами отношения к себе как профессионалу / С. В. Духновский, В. А. Мищенко // Вестник Кемеровского государ-ственногоуниверситета. 2021. Т. 23. № 1. С. 166-173.

7. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кан-дыбович. Минск, 1976. 25 с.

8. онюхова, Е. Т. Фактор готовности в формировании установки на успешность профессиональной деятельности / Е. Т. Конюхова // Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 2002. С. 15-22.

9. Куликов, Л. В. Определение доминирующего и актуального психического состояния. Практикум по психологии состояний / Л. В. Куликов ; под ред. А. О. Прохорова. СПб. : Речь, 2004.

10. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека/Н. Д. Левитов. М. : Просвещение, 1964. 264 с.

11. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н. С. Пряжников. М., 1996.

12. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжнико-ва. 2-е изд., стер. М. : Academia, 2004. 476 с.

13. Санжаева, Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория / Р. Д. Санжаева // Вестник БГУ Образование. Личность. Общество. 2012. №1.С. 127-140.

14. Санжаева, Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы / Р. Д. Санжаева // Вестник БГУ Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 6-16.

15. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности : дис. ... докт. психол. наук / Р. Д. Санжаева. Новосибирск, 1997. 347 с.

16. Ткаченко, Н. И. Теорияустановки Д. Н. Узнадзе как система познания закономерностей психической ак-

ЕСКИЕ НАУКИ 69

8. Konyukhova, E. T. The factor of readiness in the formation of an attitude to the success of professional activity / E. T. Konyukhova // Materials of the scientific and practical conference. Novosibirsk, 2002. P. 15-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kulikov, L. V. Definition of the dominant and actual mental state. Practicum on the psychology of states / L. V Kulikov ; edited by A. O. Prokhorov. St. Petersburg : Speech, 2004.

10. Levitov, N. D. On human mental states / N. D. Le-vitov, M. : Enlightenment, 1964. 264 p.

11. Pryazhnikov, N. S. Professional and personal self-determination/N. S. Pryazhnikov, M., 1996.

12. Pryazhnikov, N. S. Psychology oflabor and human dignity / N. S. Pryazhnikov, E. Y. Pryazhnikova. 2nd ed., ster. M. : Academia, 2004. 476 p.

13. Sanzhaeva, R. D. Psychological readiness of a person for activity as a meta-category / R. D. Sanzhaeva // Bulletin of the BSU. Education. Personality. Society. 2012. No. 1. P. 127-140.

14. Sanzhaeva, R. D. Readiness and its psychological mechanisms / R. D. Sanzhaeva // Bulletin of the BSU. Education. Personality. Society. 2016. No. 2. P. 6-16.

15. Sanzhaeva, R. D. Psychological mechanisms of formation of human readiness for activity : dis.... doct. psychological sciences / R. D. Sanzhaeva. Novosibirsk, 1997. 347 p.

16. Tkachenko, N. I. D. N. Uznadze's Theory of installation as a system of cognition of the patterns of human mental activity, his consciousness and actions / N. I. Tkachenko, P. V. Ivliev // Applied Legal psychology. 2022. No. 2 (59). P. 121-126.

17. Uznadze, D. N. Experimental foundations of the psychology of installation / D. N. Uznadze. Tbilisi : Publishing House of the Academy of Sciences of the Georgian SSR, 1961. 210 p.

18. Uznadze, D. N. General psychology / D. N. Uznadze ; ed. by I. V. Imedadze, M. ; St. Petersburg : Sense ; Peter, 2004. 412 p.

19. Ukhtomsky, A. A. Physiological rest and lability as biological factors / A. A. Ukhtomsky // Scientific notes of the LeningradUniversity. Leningrad, 1937.

20. Chuchalova, О. V Motivational readiness for self-realization of intellectual abilities : abstract ... cand. psychological sciences / О. V. Chuchalova. Tomsk, 2015. 23 p.

21. Shadrikov, V D. Psychology of human activity / V. D. Shadrikov. M. : Publishing house «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences», 2013. 464 p.

22. Derkach, A. A. Acmeology: ways to reach the heights of professionalism/ A. A. Derkach, N. V. Kuznetsov, M., 1996.

Информация об авторе

И. А. Саванин - аспирант кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета.

Information about the author I. A. Savanin - graduate student of the Department ofEducational Psychology at Moscow Pedagogical State University.

тивности человека, его сознания и действий / Н. И. Тка-ченко, П. В. Ивлиев // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2 (59). С. 121-126.

17. Узнадзе, Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси : Изд-во Академии наук Грузинской ССР, 1961.210 с.

18. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе ; отв. ред. И. В. Имедадзе. М. ; СПб. : Смысл ; Питер, 2004. 412 с.

19. Ухтомский, А. А. Физиологический покой и лабильность как биологические факторы / А. А. Ухтомский // Ученые записки Ленинградского университета. Ленинград, 1937.

20. Чучалова, О. В. Мотивационная готовность к самореализации интеллектуальных способностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук/О. В. Чучалова. Томск, 2015. 23 с.

21. Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека / В. Д. Шадриков. М. : Институт психологии РАН, 2013.464 с.

22. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузнецов. М., 1996.

Bibliographic list

1. Aseev, V G. Motivation of behavior and personality formation / V G. Aseev. M. : Mysl, 1976. 158 p.

2. Belashina, Т. V. Systemic features of personality motivation in the context of the manifestation of a dominant mental state / Т. V. Belashina II Systems psychology and sociology. 2021. No. 3 (39). P. 61-71.

3. Bondarenko, M. B. Psychological readiness for professional activity (on the example of military professions): dis. ...for the degree of Candidate of Sciences. Psychological sciences / M. B. Bondarenko. Yaroslavl, 2020. 217 p.

4. \fyatkin, A. P. The problem of psychological readiness for economic activity / A. P. Vyatkin II Izvestiya BSU. 2006. No. 3. P. 97-100.

5. Gershkovich, Т. B. Formation of readiness for pedagogical activity and its connection with individual adaptation strategies : abstract, dis. ... cand. psychological scienc-es/ Т. B. Gershkovich. Kazan, 2002.

6. Dukhnovsky, S. V. The dominant mental state and mood of subjects with different types of attitude towards themselves as a professional / S. V Dukhnovsky, V A. Mishchenko II Bulletin of Kemerovo State University. 2021. Vol. 23. No. 1. P. 166-173.

7. Dyachenko, M. I. Psychological problems of readiness for activity / M. I. Dyachenko, L. A. Kandybovich. Minsk, 1976. 25 p .

Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 20.09.2023; approved after reviewing 12.12.2023; acceptedforpublication25.12.2023. 70 PSYCHOLOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.