Научная статья на тему 'Проблема государственно-политического строя дореформенной Кабарды в трудах Е. Д. Налоевой'

Проблема государственно-политического строя дореформенной Кабарды в трудах Е. Д. Налоевой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАБАРДЫ / HISTORY OF KABARDA / ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ФЕОДАЛИЗМ / FEUDALISM / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ADMINISTRATIVE SYSTEM / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / POLITICAL ORDER / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азикова Юзанна Мартиновна

В статье анализируется видение Е.Д. Налоевой вопроса о государственно-политическом строе дореформенной Кабарды, обладающее, с одной стороны, ярко выраженным новаторским характером, с другой являющееся образчиком историографической традиции изучения политической системы традиционного кабардинского общества сквозь призму концепции феодализма и теории классового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема государственно-политического строя дореформенной Кабарды в трудах Е. Д. Налоевой»

Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1967, 172 p.

11. Davudov O.M. Kul'tura Dagestana epokhi rannego zheleza [Dagestan Culture of the early Iron Age]. Makhachkala, Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1974.

12. Akhmadov Ya. Z. Istoriya Chechni s drevneyshikh vremen do kontsa 18 veka [The History of Chechnya from ancient times to the late 18th century]. Moscow, Mir domu tvoemu, 2001, p. 128.

13. Ataev D.M. Nagornyy Dagestan v rannem srednevekov'e [Mountainous Dagestan in the early Middle Ages]. Makhachkala, Dagknigoizdat 1963, 252 p.

14. Bagaev M.Kh. Drevnyaya i srednevekovaya Chechnya v issledovaniyakh arkheologov-kavkazovedov [Ancient and Medieval Chechnya in the studies of archaeologists and caucasiologists]. Groznyy, Alfa-Press, 2012, 192 p., p. 145.

15. Shikhsaidov A.R., Aytberov T.M., Orazaev G. Dagestanskie istoricheskie sochineniya [Dagestan historical works]. Moscow, Nauka, 1991, 304 p., p. 103.

16. Bakikhanov A.-K.A. Gyulistan - i - Iram [Gulistan - I - IRAM]. Baku, Eli, 1991, p. 67.

17. Khizriev Kh.A. Kavkaztsy protiv Timura [Caucasians against Timur]. Groznyy, Kniga, 1992.

18. Mamaev Kh.M. Iz istorii svyazey rannesrednevekovoy Ichkerii s Dagestanom [History of early medieval relations of Ichkeria from Dagestan]. In: Pyatye Krupnovskie chteniya po arkheologii Kavkaza (tezisy dokladov) [Fifth Krupnovsky readings on archeology of the Caucasus (abstracts). Makhachkala Institute of history, language and literature, Dagestan Branch of the USSR Academy of Science, 1975, 136 p., p. 90.

19. Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII v. [The history of the North Caucasian peoples from ancient times to the late eighteenth century], Moscow, Nauka, 1988, p. 153.

20. Klimov G.A., Khalilov M.Sh. Slovar' kavkazskikh yazykov. Sopostavlenie osnovnoy leksiki [Dictionary of the Caucasian languages. A comparison of basic vocabulary]. Moscow, Oriental literature RAS, 2003.

20. Abaev V.I. Osetinskiy yazyk i fol'klor [Ossetian language and folklore]. Moscow-Leningrad, USSR Academy of Science, 1949, 608 p., p. 89.

21. Markovin V.I. V ushchel'yakh Arguna i Fortangi [In the gorges of the Argun and Fortanga]. Moscow, Nauka, 1965, 126 p., p. 113.

1 февраля 2016 г.

УДК 93/94 (479)

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ ДОРЕФОРМЕННОЙ КАБАРДЫ В ТРУДАХ Е.Д. НАЛОЕВОЙ

Ю.М. Азикова

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-73-78

В 2015 г. вышло в свет издание "Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально-политической истории" [1], приуроченное к 95-летию со дня рождения талантливого ученого-кавказоведа, выдающегося педагога Евгении Джамурзовны Налоевой. В работу вошли опубликованные в разное время статьи, неопубликованные статьи и монография Евгении Джамурзовны. До недавнего времени публикации Е.Д. Налоевой являлись библиографической редкостью, а изучение содержания ее неизданных работ было фак-

Азикова Юзанна Мартиновна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Института истории, филологии и средств массовой информации Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected], т. 8(8662)422462.

тически неосуществимо в силу объективных причин. Между тем потребность обращения к научному наследию ученого, как историков-исследователей, преподавателей, студентов, так и всех тех, кто интересуется историей народов Кавказа, судя по всему, не иссякла. Означенное издание, отвечая существующему интересу к жизни и творчеству Е.Д. Налое-вой, позволило оценить глубину ее изысканий и значимость вклада в отечественное кавказоведение. Книга позволяет проследить эволюцию ее исследовательского подхода и видения отдельных вопросов. Для тех, кто хорошо знаком с научной деятельностью

Yuzanna Azikova - Institute of History, Philology and mass media of the Kabardino-Balkarian State University named by H.M. Berbekov, 173, Chernishevsky Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected], tel. +7(8662)422462.

и творческим наследием Е.Д. Налоевой*, сбор и опубликование ее работ в рамках одного издания значительно оптимизирует изучение актуальных проблем адыговедения с опорой на разработки и достижения Евгении Джа-мурзовны. В особенности это относится к ее исследованиям, в которых ставится и решается проблема государственно-политического строя дореформенной Кабарды ("К вопросу о государственно-политическом строе Кабарды в первой половине XVIII века"; "Кабарда в первой половине XVIII века (неопубликованная монография)" [1, с. 67-81, 215-353]) и анализируются общественно-политические отношения в целом ("К вопросу о социальных отношениях в Кабарде в первой половине XVIII века"; "Об особенностях кабардинского феодализма"; "Загадочный обычай "барамта"; "Генеалогия кабардинских князей как исторический источник"; "Легендарная или историческая личность Инал?", "Размышления о проблемах нашей истории" и др. [1, с. 31-45, 84-100, 139-149, 150-164, 169-177, 180-190]).

Складывание и развитие в последние десятилетия новых подходов исследования проблем политогенеза и ранней государственности в русле анализа глубинных политических процессов и презентации

* Е.Д. Налоева (1920-2007) - советский историк-исследователь, педагог Кабардино-Балкарского государственного университета. В кавказоведении специализировалась на исследовании проблем феодализма, вопросов этногенеза, социального и политического измерения истории адыгов. В университете трудилась в 19692000 гг. Читала лекции по истории России феодального периода, воспитала несколько поколений талантливых ученых и преподавателей Кабардино-Балкарии. Е.Д. Налоева - человек сложной, трагической судьбы. Отца после второго ареста по политической статье расстреляли, а на долю Е.Д. Налоевой и семьи выпали страшные беды и лишения: раскулачивание, бегство от репрессий, болезни, голод, скитания по стране, травля, аресты. Саму Евгению Джамурзовну арестовывали по ложным доносам дважды по политической статье. Провела в местах заключения восемь с лишним лет. Реабилитирована. В перерывах между гонениями и репрессиями получила историко-педагогическое и юридическое образование, старалась трудиться по специальности. Возможность поступить в аспирантуру получила только в 45 лет. Несчастья, выпавшие на долю этой хрупкой женщины, печать бывшей арестантки (даже после реабилитации) помешали ей в полной мере реализовать свой научно-исследовательский потенциал. По нынешним меркам количество работ Е.Д. Налоевой, увидевших свет, крайне незначительно. Тем не менее, она обладала достаточной волей, силой, трудолюбием и пытливостью ума, чтобы обозначить свое ценное и определяющее по отдельным вопросам слово в многоголосии отечественного кавказоведения.

истории власти актуализировало разработку проблемы институционализации власти в традиционном кабардинском обществе (XVI-XVШ вв.) с применением нового методологического инструментария [2]. "Как центральная концепция и основная цель исследования понятие и феномен власти могут анализироваться на материале всех обществ, всех цивилизаций" [3], и традиционного кабардинского общества в том числе. Полноценное изучение сущностно-стадиальных характеристик традиционной системы власти с привлечением надежной эмпирической базы должно базироваться на анализе институциональной структуры власти, определявшей формат существования властных отношений. Работа Е.Д. Налоевой по изучению "системы политического правления" традиционного кабардинского общества - примечательное этапное событие в историографии вопроса. Некоторая механичность наложения признаков государства на исторический материал Кабарды нисколько не умаляет значимость проведенного ею последовательного исследования структурно-функциональных особенностей управленческих институтов. Е.Д. На-лоева обозначила новый вектор в изучении рассматриваемой проблемы. Осуществленное в свое время на более глубоком уровне анализа В.Х. Кажаровым блестящее исследование государственно-политического строя феодальной Кабарды прежде всего учитывало работу Е.Д. Налоевой [4]. Условием любых последующих попыток раскрытия сущности проблемы государственно-политического устройства дореформенной Кабарды является знакомство с тем, что сделано в данной области, Е.Д. Налоевой в том числе.

С момента возникновения советского кабардиноведения в центре внимания исследователей находились вопросы о наличии либо отсутствии феодализма в дореформенной Кабарде, об уровне и особенностях его развития. К 1950-1960 годам в советской историографии утвердилось представление о господстве феодальных отношений в традиционном кабардинском обществе. Вместе с тем проблемы уровня развития феодальных отношений и конкретно-исторических особенностей феодализма оставались дискуссионными. Приоритетная актуальность исследований, связанных с определением уровня и характерных черт социально-экономического развития, ограничивала возможности основательной

разработки проблемы государственно-политического строя Кабарды XVI-XVШ вв. Обсуждая комплекс вопросов социально-экономического и политического развития применительно ко всей Кабарде как особому социально-политическому образованию исследователи неминуемо_замыкались в рамки дихотомии "феодальная раздробленность/централизованное государство" [5]. Исключительная концентрация исследовательских усилий на изучении уровня развития феодализма, с итоговой констатацией феодальной раздробленности и отсутствия централизованного государства, характеризовала сложившуюся историографическую ситуацию и определяла формат и пределы анализа общественно-политического строя Кабарды без фактического решения проблемы институционализации власти либо государственно-политического устройства.

Новый рубеж в исследовании обозначенной проблематики связан с именем и трудами Е.Д. Налоевой. Разделяя точку зрения о доказанности господства достаточно развитых феодальных отношений в дореформенной Кабарде (обнаружение таких составляющих как иерархическая форма землевладения, феодальный способ производства, взаимосвязь экономическое положение/социально-политический статус, феодальная раздробленность [1, с. 31-45]), Е.Д. Налоева сосредоточила свое внимание на изучении публично-правовых основ жизнедеятельности кабардинского общества первой половины XVIII в. Она вывела на качественно новый уровень изучение управленческой системы традиционного кабардинского общества, осуществив специальный анализ ее институциональной структуры.

Базовой методологической установкой в построении ее авторской концепции государственно-политического строя Кабарды стала опора на теорию марксизма-ленинизма. Содержание и основные выводы работ Е.Д. Налоевой по проблеме формулировались в рамках марксистско-ленинской теории классового антагонизма и классового государства и концепции феодализма в духе исторического материализма [1, с. 31-45, 67-81, 225-294], в связи с чем "вопрос о государственно-политическом строе Кабарды мыслился Е.Дж. На-лоевой как неразрывно связанный с вопросом об уровне ее социально-экономического развития" [6, с. 3]. Понимание новаторской для советского кабардиноведения стратегии

исследования обозначенного вопроса Евгенией Джамурзовной связано с осмыслением ее непосредственной опоры на теорию становления государства, разработанную Ф. Энгельсом [7]. Изучение Е.Д. Налоевой истории политического процесса традиционного кабардинского общества с применением модели становления и существования классового государства требовало осуществления глубокого анализа особенностей функционирования системы властных институтов, регулировавших жизнедеятельность изучаемой общности, и оценки потенциала публично-правовых структур к принуждению и эксплуатации "угнетенного класса". Находить "сущность и содержание государства" предполагалось в свете разбора локальных особенностей и своеобразия кабардинской политии [1, с. 290].

В качестве базовой единицы последовательного анализа системы властных институтов традиционного кабардинского общества был избран "удел" и осуществлен разбор структуры удельных княжеств. В первой половине XVIII в. на территории Большой Ка-барды существовало три удела, принадлежавших трем княжеским фамилиям, представители которых называли друг друга "братьями" и общим предком которых был Кази Пшеап-шокин. Княжескую фамилию Е.Д. Налоева рассматривала как "сеньорию или удельное княжество" [1, с. 273]. В качестве самой мелкой административной единицы в уделах выделялась деревня - къуажа, к которой присоединялись отдельные кварталы - хабли мелких вассалов феодала. "Главой, как бы высшей властью, в селе был феодал, имя которого носила деревня". Куажепш (князь села) управлял деревней при помощи своих родственников, мелких вассалов, глав кварталов. В каждой деревне функционировал третейский суд, выбирался сельский глашатай. Было установлено, что территориальный принцип расселения вытеснил родовой принцип. Е.Д. Налоева отмечала, что глава княжеской фамилии, удельный князь, "управлял уделом при помощи подвижного управленческого аппарата". Она обозначила функционирование большого и малого Советов при удельном князе, охарактеризовала порядок проведения Советов. Была выявлена роль дворянского ополчения в поддержании военно-политической потенциала удела. Осуществлен анализ характера взаимоотношений кабардинских удельных княжеств с соседними народами.

В процессе исследования Е.Д. Налоева пришла к заключению, что "удельные княжества Кабарды сложились в типичные феодальные государства" со своей территорией, подвластным населением, управленческим аппаратом, судом и войском. Кроме того, было обозначено, что удельные князья распространили свою власть над соседними народами - ингушами, осетинами, балкарцами, абазинами и др. - в формате вассальных отношений. Удельные князья, согласно выводу Е.Д. Налоевой, "разделяли их на сферы влияния, держали там своих представителей, собирали с них также дань, охраняя их в случае опасности, а при надобности призывая к оружию..." В постоянной борьбе за гегемонию между удельными княжествами (феодальными государствами) Е.Д. Налоева усматривала тенденцию "к объединению всех уделов в одно общекабардинское княжество" [1, с. 269-283].

Вопрос о "системе политического правления" применительно к Кабарде в целом решался с опорой на интерпретацию феодального соперничества как борьбы за гегемонию с претензией на объединение княжеских уделов [6, с. 5], а также анализ функций институтов и органов общекабардинской публичной власти: 1) хасы - совета удельных князей с их уорками, высшего законодательного органа; 2) института олиипш - старшего князя Кабарды, субъекта высшей исполнительной и распорядительной власти в стране; 3) суда хей и судопроизводства по обычному праву; 4) вооруженной силы - ополчения пши-уорк всех уделов [1, с. 73-78, 284-294]. Однако представляется сомнительной правомерность называть хасу "высшим законодательным институтом", а олиипша рассматривать как исключительно субъекта исполнительной и распорядительной власти, т.к. подобная трактовка не учитывает полифункциональность институтов в традиционном обществе, "нерасчлененность надстроечных элементов" [1, с. 144-145], в терминологии самой Е.Д. На-лоевой.

Согласно итоговому заключению Е.Д. Налоевой, кабардинское феодальное государство первой половины XVIII в. "по форме правления было княжеством, по политическому режиму - представительной организацией сословий господствующего класса (феодалов) в лице хасы, а по форме государственного устройства - децентрализованным с тенденцией к объединению" [1, с. 294].

Руководствуясь марксистским учением о стадиальности развития феодализма и форм феодальной государственности, Е.Д. Налоева предположила, что власть олиипша "в XVI -начале XVII в. была сравнительно более централизована: он считался главой государства, исполнительной власти и главнокомандующим вооруженными силами. В вассальной зависимости от него находились остальные князья. Хотя эти права формально за ним сохранились, власть его заметно падает со второй четверти XVII в. в результате экономического и политического усиления вассальных княжеств, а со второй половины XVIII в. она существовала чисто номинально, по традиции" [1, с. 92].

В структуре исследования Е.Д. Налое-вой особенностей развития кабардинской феодальной государственности и управленческих институтов значительная роль была отведена проработке особенностей сеньориально-вассальных связей и феодальной раздробленности как факторов и одновременно механизмов оформления сети властных взаимоотношений на уровне уделов и в рамках всей страны. Осмысление соображений такого рода актуализирует размышления на тему степени равнозначности (или степени соотношения) "феодальной раздробленности", с одной стороны, и разделов власти и имущества в соответствии с corpus fratrum (соучастие братьев в управлении страной по смерти отца, "что выражалось в территориальных разделах между ними ... при сохранении государственного единства как потенции и идеальной нормы" [8, с. 150]), - с другой.

В соответствии с легендой, являвшейся идеологическим обоснованием властного статуса князей и фактором их уравнения в рамках княжеской корпорации, в Кабар-де все владельческие династии возводили свое происхождение к инородным предкам, и княжеская "каста", таким образом, представлялась единым кланом, в рамках которого выделялись ответвления-династии. Общим предком этого клана являлся Инал. Применительно к XVI-XVIII вв., анализ родословных кабардинских князей демонстрирует их фактическое кровное родство [1, с. 150-162; 9, с. 383-387]. "Генеалогический аспект стал одной из основ государственного устройства княжеской державы" [10, с. 46].

В традиционной Кабарде, подобно Франкскому государству и Киевской Руси,

наблюдалось "непременное соучастие всех наличных братьев в управлении" страной (corpus fratrum). Данный феномен может быть связан с изначальным представлением о сакральной природе власти, рассматривавшейся как собственность правящего рода, на которую распространялось общее наследственное право [8, с. 150-151].

Развивая исследовательскую традицию изучения политической системы традиционного кабардинского общества с непременной опорой на концепцию феодализма, Е.Д. На-лоева экстраполирует принцип сеньориально-вассальных отношений на взаимосвязи внутри княжеской корпорации [1, с. 92].

Между тем очевидна первичная идеологическая и ценностная значимость для представителей княжеских фамилий факта их родства и степени старшинства в деле осуществления ими властных функций в стране и упорядочения их взаимоотношений. Считал ли себя удельный князь вассалом старшего князя Кабарды? Считал ли любой слабый земельными и людскими ресурсами князь себя вассалом кого-либо в пределах Кабарды? Или, если коснуться вопроса о характере взаимоотношений кабардинских удельных княжеств с соседними народами, представители знати соседних народов, стремясь стать княжескими аталыками, подразумевали ли установление вассальных по своему характеру отношений с кабардинскими князьями? Разве невозможно было стать вассалом князя минуя аталычество? То, что было позволительно княжескому аталыку во взаимоотношениях с благородным воспитанником, мыслимо ли для человека со статусом вассала? Думается, в описании подобного рода взаимоотношений термин "вассалитет" занижает их значимость, а точнее замещает их сущность содержанием иного порядка.

Е.Д. Налоева относила институт аталы-чества к выражению вассальной зависимости, отмечая, что аталычество являлось "важным регулятором отношений между княжествами и их данниками" [1, с. 280]. Последнее положение также вызывает сомнения, поскольку представляется аналитически недоказанным существование какой бы то ни было определяющей взаимосвязи между установлением, допустим, вассальных отношений с аталыком и возникновением либо поддержанием данни-

ческих обязательств всего общества, представителем которого являлся аталык.

Наличие спорных положений в структуре описания и объяснения Е.Д. Налоевой специфики государственно-политического строя Кабарды в первой половине XVIII в. нисколько не умаляет важность исследовательских факторов, обусловливающих необходимость обращения к ее научному наследию историографов и исследователей проблемы институционального оформления властных отношений и политического строя традиционной Кабарды.

Содержание и основные выводы работ Е.Д. Налоевой формулировались в рамках марксистско-ленинской теории классового государства и концепции феодализма в свете материалистического понимания истории. Вместе с тем обращает на себя внимание новаторский и поворотный характер работы Е.Д. Налоевой. Ею был поставлен вопрос о государстве как определенной системе институтов, а не просто территориально-политической единице.

Значимость работы Е.Д. Налоевой определяется, во-первых, тем, что она впервые осуществила уровневый анализ системы управленческих институтов Кабарды; во-вторых, оценила возможность существования кабардинской государственности для исследуемого периода, соотнеся описанную ею политическую систему правления Кабарды с научно выработанными критериями и атрибутами государственности. По большому счету, она заложила основы исследования структурно-функциональных особенностей системы власти традиционного кабардинского общества, расширяющие сегодня возможности презентации истории власти, сущностно-стадиальной идентификации управленческой структуры и установления формы институци-онализации власти в Кабарде XVI-XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоева Е.Д. Кабарда в первой половине XVIII века: генезис адыгского феодального социума и проблемы социально-политической истории / Сост. А.С. Мирзоев. Нальчик: ООО "Печатный двор", 2015. 368 с.

2. Азикова Ю.М. Основные тенденции и новые перспективы исследования политической организации традиционной Кабарды: краткий историографический анализ // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск. Вып. 6, № 2. 2009. С. 4-9.

3. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории? // Thesis. 1994. Вып. 4. С. 177-192.

4. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты Кабарды и их кризис в конце XVIII -первой половине XIX века. Нальчик: Эль-Фа, 1994. 438 с.

5. История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Ко-киева. Нальчик: Эль-Фа, 2005. 904 с. С. 424; Смирнов Н.А. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях XVI-XVIII вв. Нальчик: Каб. гос. Изд-во, 1948. 120 с. С. 27-28; Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. Нальчик: Каб.-Балк. книжное изд-во, 1959. 172 с. С. 73; Он же. Экономическое и культурное развитие Ка-барды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. 420 с. С. 33; Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М.: Наука, 1967. 332 с. С. 178; Кушева Е.Н.Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е гг. XVII века). М.: Изд-во АН СССР, 1963. 372 с. С. 129; Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1961. 204 с. С. 176.

6. Боров А.Х., Азикова Ю.М. Концепция раннего государства в современной политической антропологии // Исторический вестник. Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2008. Вып. VII. С. 3-41.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Изд-во политической литературы, 1980. 238 с.

8. Назаренко А.В. Родовой сюзеренитет Рюриковичей над Русью (X-XI вв.) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования, 1985 год. М.: Наука, 1986. С. 149-157.

9. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Документы и материалы: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 428 с.

10. Сивер А.В. Державы князей: опыт сравнения княжеской Кабарды и Древней Руси // Исторический Вестник. Нальчик: Эль-Фа, 2007. Вып. VI. С. 39-76.

REFERENCES

1. Naloeva E.D. Kabarda v pervoy polovine 18 veka: genezis adygskogo feodal'nogo sotsiuma i problemy sotsial'no-politicheskoy istorii [Kabarda in the first half of the 18th century: the genesis of the Adyghe feudal society and the problems of social and political history]. Compilier A.S. Mirzoev. Nalchik, OOO "Pechatnyy dvor", 2015, 368 p.

2. Azikova Yu.M. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy, 2009, vol. 6, no. 2, pp. 4-9.

3. Le Goff Zh. Thesis, 1994, vol. 4, pp. 177-192.

4. Kazharov V.Kh. Traditsionnye obshchestvennye instituty Kabardy i ikh krizis v kontse 18 - pervoy

polovine 19 veka [Traditional social institutions of Kabarda and their crisis at the end of 18th - the first half of the 19th century]. Nalchik, El-Fa, 1994, 438 p.

5. Istoriya Kabardino-Balkarii v trudakh G.A. Kokieva. [History of Kabardino-Balkaria in the works of G.A. Kokiev]. Nalchik, El-Fa, 2005. 904 p., p. 424; Smirnov N.A. Kabardinskiy vopros v russko-turetskikh otnosheniyakh 16-18 vv. [Kabardinian issue in Russian-Turkish relations 16th18th centuries]. Nalchik, Kab. State. Publishing House, 1948, 120 p., pp. 27-28; Kumykov T.Kh. Sotsial'no-ekonomicheskie otnosheniya i otmena krepostnogo prava v Kabarde i Balkarii. [Socio-economic relations and the abolition of serfdom in Kabarda and Balkaria]. Nalchik, Kab.-Balk. Book Publishing House, 1959, 172 p., p. 73; Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kul'turnoe razvitie Kabardy i Balkarii v 19 veke. [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century]. Nalchik, Kab.-Balk. Book Publishing House, 1965, 420 p., p. 33; Gardanov V.K. Obshchestvennyy stroy adygskikh narodov (18 - pervaya polovina 19 v.). [The social system of the Adyghe people (18th -first half of 19th century.)]. Moscow, Nauka, 1967, 331 p., p. 178; Kusheva E.N. Narody Severnogo Kavkaza i ikh svyazi s Rossiey (vtoraya polovina 16 - 30-e gg. 17 veka). [The peoples of the North Caucasus and their relations with Russia (the second half of 16th - 30s years of the 17th century)]. Moscow, USSR Academy of Science, 1963, 372 p., p. 129; Tkhamokov N.Kh. Sotsial'no-ekonomicheskiy i politicheskiy stroy kabardintsev v 18 v. [Socioeconomic and political system Kabardians in the 18th century]. Nalchik, Kab.-Balk. Book. Publishing House, 1961, 203 p., p.176.

6. Borov A.Kh., Azikova Yu.M. Istoricheskiy vestnik. 2008, Issue 7, pp. 3-41.

7. Engel's F. Proiskhozhdenie sem'i, chastnoy sobstvennosti i gosudarstva. [The Origin of the Family, Private Property, and the State]. Moscow, The publishing house of political literature, 1980, 238 p.

8. Nazarenko A.V. Rodovoy syuzerenitet Ryurikovichey nad Rus'yu (10-11 vv.) [Generic Rurik suzerainty over Russia (10th-11th centuries)]. In: Drevneyshie gosudarstva na territorii SSSR. Materialy i issledovaniya, 1985 god [The oldest states in the territory of the USSR. Materials and Researches, 1985]. Moscow, Nauka, 1986, pp. 149-157.

9. Kabardino-russkie otnosheniya v 16-18 vv. Dokumenty i materialy [Kabardino-Russian relations in the 16th -18th centuries. Documents and materials: in 2 vol. Vol. 1]. Moscow, USSR Academy of Sciences, 1957, 428 p.

10. Siver A.V. Derzhavy knyazey: opyt sravneniya knyazheskoy Kabardy i Drevney Rusi [The Powers of princes: experience of comparison of princely Kabarda and Ancient Russia]. Nalchik, El-Fa, 2007, Issue 6, pp. 39-76.

10 tyeepana 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.