Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH IMPROVEMENT / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENT / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шавырина Светлана Васильевна, Тюрина Ирина Владимировна

Известно, что низкий уровень физической подготовленности, ухудшения состояния здоровья не способствуют высокой работоспособности. Двигательная активность, организованная с помощью оптимальной физической нагрузки, есть мощный фактор в развития способностей к жизнедеятельности .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шавырина Светлана Васильевна, Тюрина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING STUDENTS ' MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE TO THEIR OWN HEALTH

It is known that a low level of physical fitness, deterioration of health do not contribute to high performance. Motor activity, organized with the help of optimal physical activity, is a powerful factor in the development of abilities for life .

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ»

УДК796.011.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ

THE PROBLEM OF FORMING STUDENTS ' MOTIVATIONAL-VALUE ATTITUDE

TO THEIR OWN HEALTH

Шавырина Светлана Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени. И.С. Тургенев

г. Орел, Россия Shavyrina Svetlana Vasilyevna candidate of pedagogical sciences, associate professor

department of physical education Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Тюрина Ирина Владимировна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Орловский государственный университет имени. И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Tyurina Irina Vladimirovna senior lecturer department of physical education Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Известно, что низкий уровень физической подготовленности, ухудшения состояния здоровья не способствуют высокой работоспособности. Двигательная активность, организованная с помощью оптимальной физической нагрузки, есть мощный фактор в развития способностей к жизнедеятельности .

Abstract. It is known that a low level of physical fitness, deterioration of health do not contribute to high performance. Motor activity, organized with the help of optimal physical activity, is a powerful factor in the development of abilities for life .

Ключевые слова: физическое воспитание, оздоровление, здоровый образ жизни, студент, физические качества.

Keywords: physical education, health improvement, healthy lifestyle, student, physical qualities.

Вопрос улучшения физической подготовленности, здоровья населения остается важнейшей государственной проблемой. Нам как преподавателям дисциплины физической культуры и спорт, Орловского государственного университета, хотелось рассмотреть актуальность этой проблемы среди студенческой молодежи.

Польза от физической подготовленности студентов многогранна. Большое количество новой информации необходимой для будущего специалиста, делает учебную деятельность студента трудной. По этой причине повышается значение физической культуры как инструмента оптимизации режима жизни и повышения умственной работы студентов на протяжении всего периода обучения. В наше время в физкультурном образовании физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность.

Сохранение и укрепление здоровья студентов - одна из основных задач^ стоящих перед высшим образованием. Высшее учебное заведение должно стремиться к повышению уровня физического развития студентов, развивать их спортивные навыки и вести пропаганду здорового образа жизни. Мы считаем, что здоровый образ жизни один из первоочередных вопросов физического воспитания.

Придерживаясь выполнения компонентов здорового образа жизни, студент следит за своим здоровьем. Это как часть его общего развития, поведения, необходимость улучшит себя как личность. Наличие здорового образа жизни у обучающего отражает результат его труда над улучшением собственного здоровья.

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

1) режим труда и отдыха;

2) организацию сна;

3) режим питания;

4) организацию двигательной активности;

5) выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

6) профилактику вредных привычек;

7) культуру межличностного общения;

8) 8.психофизическую регуляцию организма;

9) культуру сексуального поведения.

В нашей работе мы предоставляем результаты анкетирования студентов по поводу их отношения к здоровому образу жизни, которые будут представлены ниже.

Отношение студентов к здоровому образу жизни (на примере Орловского государственного университета)

Для выявления отношения студентов к своему здоровью и здоровому образу жизни среди них было проведено анкетирование. В анкетировании принимали участие студенты 1, 2, 3 и 4 курсов юридического института. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Таблица №1

Отношение студентов к здоровому образу жизни

1 курс ЮИ 2 курс ЮИ 3 курс ЮИ 4 курс ЮИ

1. Как Вы можете оценить уровень своего здоровья?

А) хорошее 33% 0% 21% 19%

Б) скорее хорошее, чем плохое 36% 87% 59% 67%

В) скорее плохое, чем хорошее 20% 13% 10% 14%

Г) плохое 0% 0% 0% 0%

Д) затрудняюсь ответить 11% 0% 10% 0%

Продолжение табл. 1

1 курс ЮИ 2 курс ЮИ 3 курс ЮИ 4 курс ЮИ

2. Отметьте, что более всего типично для Вас в отношении собственного здоровья:

А) стремлюсь поддерживать свое здоровье постоянно 38% 13% 34% 29%

Б) обращаю внимание на здоровье только в ситуации болезни 56% 67% 56% 57%

В) вынужденно забочусь о здоровье из-за необходимости по медицинским показаниям 5% 20% 10% 14%

Г) затрудняюсь ответить 1% 0% 0% 0%

3. С каким из утверждений Вы согласны более всего?

А) здоровье - это приоритетная ценность 49% 33% 56% 38%

Б) здоровье значимо, наряду с такими ценностями, как семья, самореализация и др. 41% 60% 38% 57%

В) есть более значимые ценности, чем здоровье 8% 7% 3% 0%

Г) затрудняюсь ответить 2% 0% 3% 5%

4. Какие здоровьесберегающие технологии Вы используете в повседневной практике? (не более 3-х вариантов)

А) исключение вредны привычек 59% 80% 79% 81%

Б) физическая активность 54% 73% 28% 38%

В) профилактические медицинские процедуры 17% 47% 17% 24%

Г) полноценный сон и отдых 49% 53% 24% 33%

Д) правильное питание 26% 53% 7% 14%

Е) оздоровительные процедуры 7% 13% 0% 24%

Ж) психологические приемы саморегуляции 11% 20% 14% 0%

5. Считаете ли Вы полезным введение в рамках ВУЗа такой услуги, как специально разработанные комплексы оздоровительных программ?

А) да 51% 60% 69% 57%

Б) нет 49% 40% 31% 43%

Как видно из результатов, большинство студентов оценивают состояние своего здоровья как хорошее, чем плохое. При этом большая часть анкетируемых предпо-

читает не заниматься своим здоровьем и обращает внимание на него только в случае болезни. Здоровье является приоритетной ценностью для большинства студентов. Для сохранения своего здоровья большая часть опрашиваемых исключает из своей жизни вредные привычки и выполняет физические упражнения. Полноценные сон и питание малозначимы, это связано с особенностями образа жизни студентов и тем, что у них отсутствует режим дня. Профилактическим медицинским процедурам студенты также уделяют мало времени. Более половины студентов считают введение в ВУЗе специально разработанных комплексов оздоровительных программ полезным, а это значит, что заботиться о своем здоровье они считают все-таки необходимым. Таким образом, отношение к здоровому образу положительное, но оно различно для обучающихся разного возраста.

Также студенты юридического института отвечали на следующие вопросы анкеты:

Таблица №2

Отношение студентов к здоровому образу жизни_

Девушки Юноши

1. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

А) да 63% 29%

Б) нет 0% 13%

В)частично 37% 29%

Г)эта проблема меня пока не волнует 0% 29%

2. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? (возможно несколько вариантов ответа)

А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции 38% 57%

Б) соблюдаю режим дня 25% 0%

В) полноценно питаюсь 50% 43%

Г) отказываюсь от вредных привычек 69% 14%

Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы 69% 57%

Е) не делаю ничего, у меня и так все хорошо 0% 14%

3. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) ни разу не пробовал (а) 19% 29%

Б) один раз пробовал (а) 38% 14%

В) изредка 43% 57%

Г) часто 0% 0%

Д)постоянно 0% 0%

4. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?

А) ни разу не пробовал (а) 94% 71%

Б) один раз пробовал (а) 0% 29%

В) изредка 6% 42%

Г) часто 0% 0%

Д)постоянно 0% 0%

Продолжение табл. 2.

5. Употребляете ли вы табак (курите сигареты и т.п.)

А) ни разу не пробовал (а) 69% 29%

Б) один раз пробовал (а) 19% 29%

В) изредка 6% 42%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г) часто 6% 0%

Д)постоянно 0% 0%

Из анкеты видно, что большинство девушек считают необходимым для себя придерживаться здорового образа жизни. А вот юноши считают это как необходимым так и не согласны с этим утверждением. Чтобы сохранить свое здоровье девушки отказываются от вредных привычек и соблюдают санитарно-гигиенические нормы; юноши - также соблюдают санитарно-гигиенические нормы и занимаются спортом. Несмотря на понимание значимости здорового образа жизни, не все девушки отказываются от вредных привычек. Большая часть опрошенных девушек не курит и не употребляет наркотики, а алкоголь изредка, но употребляют. Среди юношей наркотики не употребляет никто даже изредка, изредка алкоголь и табак употребляют большинство анкетируемых парней.

Литература

1. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. Москва : Гардарики, 2000. — 448 с.

2. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 384 с. (Серия «Учебники, учебные пособия»).

3. Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров) / П. П. Мельников. - Москва : КноРус, 2013. - 240 c.

4. Давиденко Д. Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов : учебное пособие /Д. Н. Давиденко, В. Ю. Карпов.- Самара : СГПУ, 2004. -112 с.

References

1. Il'inich V. I. (ed.). Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical culture of the student]. Moscow, Gardariki Publ., 2000, 448 p.

2. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical Culture]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2003, 384 p.

3. Mel'nikov P. P. Fizicheskaya kul'tura i zdorovyy obraz zhizni studenta (dlya bakalavrov) [Physical culture and a healthy lifestyle of the student (for bachelors)]. Moscow, KnoRus Publ., 2013, 240 p.

4. Davidenko D. N., Karpov V. Yu. Zdorovyy obraz zhizni i zdorov'e student [Healthy lifestyle and health of students]. Samara, SGPU Publ., 2004,112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.