ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ
КОНТЕКСТЕ 1 2 Зинева М.И. , Смолина Л.В. Email: [email protected]
1Зинева Мирослава Игоревна - руководитель отдела, отдел вычислительной техники, дистанционного обучения и статистики, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
(Первый казачий университет); 2Смолина Людмила Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики и методики обучения информатике, Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки будущих специалистов к динамичной профессиональной деятельности в условиях цифровой трансформации, приводится наиболее значимое толкование понятия «цифровой грамотности» в условиях цифровизации социально-экономической сферы общества. Излагаются методические аспекты дистанционной поддержки дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» в контексте формирования цифровой грамотности. Предлагаются направления построения содержательного компонента данной дисциплины и описываются содержательные модули (разделы).
Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая грамотность, дистанционное образование, информационное обеспечение, дигитализация, цифровизация.
THE PROBLEM OF FORMING DIGITAL LITERACY OF STUDENTS IN THE SOCIO-ECONOMIC CONTEXT Zineva M.I.1, Smolina LV.2
1Zineva Miroslava Igorevna - Head of the Department, DEPARTMENT OF COMPUTING, DISTANCE LEARNING AND STATISTICS, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF TECHNOLOGY AND MANAGEMENT K.G. RAZUMOVSKY
(FIRST COSSACK UNIVERSITY); 2Smolina Lyudmila Vladimirovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND INFORMATICS TEACHING METHODS OMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, OMSK
Abstract: the article discusses topical issues of training future specialists for dynamic professional activities in the context of digital transformation, provides the most significant interpretation of the concept of "digital literacy" in the context of digitalization of the socioeconomic sphere of society. The methodological aspects of remote support of the discipline "Information support of professional activity" in the context of the formation of digital literacy are presented. The directions of constructing the content component of this discipline are proposed and the content modules (sections) are described. Keywords: digital transformation, digital literacy, distance education, information support, digitalization.
УДК 378.147
Актуальным в настоящее время является обсуждение процессов цифровой трансформации, обусловленных развитием цифровых технологий, быстрыми темпами цифровизации (дигитализации) общества и экономики. Процессы цифровой
трансформации явно прослеживаются в образовании, отмечая динамичность их протекания, подчеркнем тот факт, что они следуют «вдогонку» за социально-экономическими процессами. В этой связи на всех уровнях системы образования следует переходить к инновационным подходам и реализовывать индивидуальные технологии обучения, способствующие формированию готовности к творческому поиску, умений работы в команде, навыкам жизни в цифровую эпоху.
Понятие «цифровая грамотность» является динамичной категорией, так как постоянно уточняется и расширяется в связи с потребностью включить в его содержание и объем новейшие виды современной практики и навыки, обеспечиваемые новыми цифровыми технологиями. При этом под цифровой грамотностью понимается «... набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета» [1, с. 36]. Цифровая трансформация порождает новые понятийные категории «цифровое пространство», «цифровое рабочее место», «цифровое деловое пространство», «глобальное цифровое пространство». Очевидно, что будущие специалисты, начиная уже со школьной скамьи, так или иначе используют цифровые среды для взаимодействия с целью общения, «конструирования» интернет-ресурсов, цифрового потребления.
Цель: разработка методических аспектов формирования цифровой грамотности в процессе освоения дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» при подготовке будущих техников на базе СПО».
Современный опыт дистанционной поддержки процесса обучения, ориентированной на реализацию организационно-технологических подходов на основе цифровых образовательных сред можно представить следующим образом: модульные цифровые образовательные среды; массовые открытые онлайн курсы (MOOC); программы, реализуемые через системы управления учебным контентом -Moodle, Claroline и другие [2]. Выделим содержательные направления формирования и подготовки студентов к цифровой грамотности, на основе которых предлагается конструировать дистанционные модули (разделы) учебной дисциплины «Информационное обеспечение профессиональной деятельности»:
1) цифровые компетенции и цифровое потребление;
2) цифровая безопасность и юридическая грамотность в сети;
3) управление проектами и облачные технологии.
Кратко охарактеризуем содержание модулей данной дисциплины, которые в большей степени ориентированы на реализацию выше обозначенных направлений.
Модуль «Телекоммуникационные технологии. Социальные аспекты информатики», который с одной стороны можно рассматривать как традиционный даже для школьной программы по информатики, но при этом следует подчеркнуть необходимость его изучения в начале курса в социальном контексте. В данном случае он освещает понятие «поиск», рассказывает о браузере, html-странице, дает представление о том, как устроена всемирная сеть Интернет, а также большой блок «интернет вещей». Здесь также следует рассмотреть тему «Электронные услуги государственных служб. Цифровой двойник».
Модуль «Создание и редактирование текстовых документов. Сканирование и оцифровка документов. Конвертирование файлов». Предполагает освоение технологии обработки текстовой информации на основе использования возможностей MS Word, программно-аппаратных средств для сканирования и оцифровки, онлайн конвертеров документов. В этот модуль целесообразно включить также темы: «Цифровое сохранение культурного наследия», «Академическая грамотность и использование библиоменеджеров». Модуль «Создание сетевых презентаций и работа с текстовыми данными». Здесь рассматриваются принципы работы с Google Slides, Google Docs, основы работы в облачной среде, совместное редактирование документов.
Модуль «Технологии обработки числовых данных. Деловая графика». Практико-ориентированная составляющая этого модуля направлена на расширенное освоение возможностей табличного процессора MS Excel. В том числе и темы «Google Sheets. Сбор и анализ данных»: изучение основ статистики и проведение анализа данных, различных статистических показателей с использованием Google Sheets. Модуль «Технологии хранения и поиска данных. Базы данных для аналитики». При этом изучается система управления базами данных MS Access, а также основы Google Base. Модуль «Цифровая безопасность в интернет пространстве» может состоять из актуальных блоков, акцентирующих внимание на основах безопасности с мобильными устройствами и компьютерами, определяет понятие «спам» и обучает настройке безопасности аккаунта, а также рассматривает примеры онлайн мошенничества.
Заключение. Методика дистанционного обучения учебной дисциплине «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» апробирована на базе СКИТУ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» в процессе подготовки будущих техников.
Список литературы /References
1. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности // Russian Journal of Education and Psychology. [Электронный ресурс], 2017. № 6-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-tsifrovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 14.11.2020).
2. Серафимович И.В., Конькова О.М., Райхлина А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды вуза: интеракция, развитие профессионального мышления, управление // Открытое образование, 2019. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elektronnoy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-vuza-interaktsiya-razvitie-professionalnogo-myshleniya-upravlenie/ (дата обращения: 19.11.2020).