Научная статья на тему 'Проблема формирования толерантности как условия межэтнического общения в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа'

Проблема формирования толерантности как условия межэтнического общения в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / TOLERANCE / INTOLERANCE / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ETHNIC IDENTITY / MULTICULTURALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова Р.В.

Актуальность проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности сегодня трудно переоценить. Формирование толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность» и представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий овладение навыками взаимоуважения и бесконфликтного поведения в сложных коммуникативных ситуациях с учетом межкультурных различий. Неизбежно возникающие противоречия, связанные с нормами, традициями, правилами речевого этикета представителей иной культуры являются одними из самых трудноразрешимых. Этнокультурное направление психолого-педагогической работы по созданию условий развития толерантного сознания представляется одним из наиболее значимых. В учебных заведениях Ямало-Ненецкого автономного округа в настоящее время не уделяется достаточного внимания подготовке к межкультурному взаимодействию. В связи с этим в статье обосновывается необходимость проведения в регионе работы по формированию межэтнической толерантности в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, предлагаются пути решения поставленной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрякова Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF TOLERANCE FORMATION AS A CONDITION FOR INTERETHNIC COMMUNICATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

The relevance of the problems associated with the formation of tolerant consciousness, tolerant behavior and tolerant personality today is difficult to overestimate. The formation of tolerance is not limited to the understanding of the concepts of “tolerance” and “tolerant personality”, it is a complex and multifaceted process, including mastering the skills of mutual respect and conflict-free behavior in complex communicative situations, taking into account cross-cultural differences. Inevitably arising contradictions associated with the norms, traditions and rules of speech etiquette of representatives of a different culture are some of the most intractable ones. The ethnocultural direction of psychological and pedagogical work aimed at creating conditions for the development of tolerant consciousness seems to be one of the most significant. The educational institutions of the Yamal-Nenets Autonomous District currently do not pay enough attention to preparing for intercultural interaction. In this regard, the article substantiates the need for work on the formation of interethnic tolerance in preschool organizations and educational institutions of the region. The ways to solve this problem are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования толерантности как условия межэтнического общения в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»

УДК: 316.6:373 ГРНТИ: 15.41 DOI: 10.32415^е1епйа.2019.09-10.05

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК УСЛОВИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Р. В. Серебрякова

Научный центр изучения Арктики

Россия, 629008 г. Салехард, ул. Республики, 73

ЕЗ Серебрякова Руслана Вячеславовна - wild30@mail.ru

Актуальность проблем, связанных с формированием толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности сегодня трудно переоценить. Формирование толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность» и представляет собой сложный и многогранный процесс, включающий овладение навыками взаимоуважения и бесконфликтного поведения в сложных коммуникативных ситуациях с учетом межкультурных различий. Неизбежно возникающие противоречия, связанные с нормами, традициями, правилами речевого этикета представителей иной культуры являются одними из самых трудноразрешимых. Этнокультурное направление психолого-педагогической работы по созданию условий развития толерантного сознания представляется одним из наиболее значимых. В учебных заведениях Ямало-Ненецкого автономного округа в настоящее время не уделяется достаточного внимания подготовке к межкультурному взаимодействию. В связи с этим в статье обосновывается необходимость проведения в регионе работы по формированию межэтнической толерантности в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, предлагаются пути решения поставленной задачи.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, межкультурная коммуникация, этническая идентичность, поликультурность.

THE PROBLEM OF TOLERANCE FORMATION AS A CONDITION FOR INTERETHNIC COMMUNICATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE YAMAL-NENETS AUTONOMOUS DISTRICT

R. V. Serebryakova

Arctic Research Center of the Yamal-Nenets Autonomous District 73 Respubliki St., 629008 Salekhard, Russia

E3 Serebryakova Ruslana - wild30@mail.ru

The relevance of the problems associated with the formation of tolerant consciousness, tolerant behavior and tolerant personality today is difficult to overestimate. The formation of tolerance is not limited to the understanding of the concepts of "tolerance" and "tolerant personality", it is a complex and multifaceted process, including mastering the skills of mutual respect and conflict-free behavior in complex communicative situations, taking into account cross-cultural differences. Inevitably arising contradictions associated with the norms, traditions and rules of speech etiquette of representatives of a different culture are some of the most intractable ones. The ethnocultural direction of psychological and pedagogical work aimed at creating conditions for the development of tolerant consciousness seems to be one of the most significant. The educational institutions of the Yamal-Nenets Autonomous District currently do not pay enough attention to preparing for intercultural interaction. In this regard, the article substantiates the need for work on the formation of interethnic tolerance in preschool organizations and educational institutions of the region. The ways to solve this problem are suggested.

Keywords: tolerance, intolerance, intercultural communication, ethnic identity, multiculturalism.

Одной из отличительных черт современной социокультурной ситуации является все более интенсивный процесс взаимодействия стран, народов, культур, этносов. Расширение межкультурных контактов приводит к необходимости поиска бесконфликтных путей существования. Одновременно для групп, участвующих в данном процессе, сохраняет свою значимость, а нередко и выходит на первый план проблема сохранения и укрепления собственной культурной самобытности.

Высокая социальная актуальность проблем формирования толерантного сознания и разрушения стереотипов, способствующих распространению интолерантности, для Ямало-Ненецкого автономного округа, на территории которого проживают представители около 140 национальностей России, неоспорима.

Толерантность является более сложной категорией для понимания и исследования по сравнению с интоле-рантностью. Многие неверно определяют смысл понятия толерантность, считая, что под этим подразумевается терпимость к явлениям, которые неприятны, нетребовательность, отказ от своего мнения. На самом деле, под толерантностью понимается «уважение прав другого человека при условии, что он также уважает ваши права, это свобода от предубеждений, предрассудков и дискриминации» [1, с. 98]. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции человека, готового защищать свои ценности, но одновременно проявляющего уважение к ценностям других людей.

Культура толерантных/интолерантных отношений зависит от конкретных социальных, этнических, геополитических, профессиональных условий, связанных с процессами самоидентификации личности, принимающей или отторгающей те или иные формы социокультурных проявлений [2, с. 15].

Если в процессе межкультурного взаимодействия представитель отдельной культуры считает свои взгляды единственно верными, а представления другого - не соответствующими нормам, это может привести к серьезным конфликтам. Восприятие и оценка чужих обычаев, традиций и коммуникативного поведения с позиций собственных обычаев, традиций и воспитания в социальной психологии именуется этноцентризмом и является естественной психологической особенностью человека, как являются само собой разумеющимися и различия между культурами разных этнических групп. Конфликты возникают лишь в том случае, когда данные различия (реально существующие или воображаемые) превращаются в негативную психологическую установку по отношению к людям исключительно на основании их этнической принадлежности, которая обозначается как этническое предубеждение.

Трудно не согласиться с тем, что одни люди от природы более терпимы, другие - менее. Однако деление людей на толерантных и интолерантных является в некоторой степени условным. Каждый человек совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Кроме того, каждый человек может иметь разный уровень толерантности и интолерант-ности в различных сферах. Например, он может стараться избегать конфликтов с людьми старшего поколения, но проявлять крайнюю нетерпимость к представителям отдельных национальностей, особенно в проблемных ситуациях межэтнического общения.

Основой этнической нетерпимости является «повышенная чувствительность к лицам других национальностей, когда представители чужих этнических групп воспринимаются как «неблагоприятный» фактор» [3, с. 15]. Диапазон реагирования на данный фактор достаточно широк - от легкого дискомфорта и раздражения, никак не проявляющихся в поведении, до различных форм дискриминирующего поведения.

Личность в спектре «толерантность - интолерантность» впервые была проанализирована американским психологом Г. Олпортом в работе «Природа предубеждения». По мнению автора, параметрами, описывающими толерантного человека, являются: знание самого себя, своих достоинств и недостатков; ощущение безопасности; ответственность; признание многообразия мира; ориентированность на личную независимость; способность к эмпатии; чувство юмора и способность посмеяться над собой; предпочтение свободы и демократии, а не авторитаризма [4].

Пресекать в законодательном порядке любые формы агрессии на национальной почве - прямая обязанность государства, но решить проблему исключительно использованием мер внешнего принуждения невозможно. Человека нельзя заставить или убедить быть толерантным. «Установка на толерантность представляет собой не столько рациональный, сколько волевой акт и проявляется в действии, а не в абстрактном рассуждении на тему» [5, с. 8]. Доводы о том, что уважение к позиции другого приводит к снижению напряженности и агрессии в обществе и, следовательно, обеспечивает безопасность и личный комфорт самому человеку, могут

быть выслушаны, но в ситуации, требующей не рассуждения, а действия, он осознанно или неосознанно будет воспроизводить привычные ему модели поведения. Уровень толерантного и интолерантного сознания зависит от совокупности некоторых характеристик личности (позитивное/ негативное мышление, наличие/ отсутствие культуры современного этнического сознания, степень удовлетворенности жизнью и т.д.). На шкале толерантность-интолерант-ность можно выделить пять уровней:

- протекционистская толерантность заключается в том, что субъект толерантности непредвзято относится к объекту и делает все возможное, чтобы помогать тем, кто, по его мнению, подвергается интолерантному отношению;

- ценностная толерантность включает систему ценностей и образцов поведения, опирающихся на принципы толерантности. Субъект не подвергает сомнению принципы толерантности ни во внутреннем диалоге, ни в коммуникациях, носящих непубличный характер.

- скрытая интолерантность: субъект понимает важность толерантности и опасность интолерантных действий, но в силу внутренних установок относится предвзято к представителям различных социально-демографических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии по отношению к ним;

- вербальная интолерантность: субъект позволяет себе публичные негативные высказывания о представителях социально-демографических групп, но активных действий не предпринимает;

- агрессивная поведенческая интолерантность: субъект, характеризующийся, как правило, низким уровнем правовой культуры, считает резонным совершение действий, направленных на запрет, ограничение деятельности и насилие по отношению к объекту интолерантности [6].

Склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, следовательно, формировать убеждение в том, что толерантность является нормой жизни, надо начинать с раннего возраста. Важно также не допускать перерастание скрытой интолерантности в вербальную или агрессивную форму.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности, считается образование. Толерантность, сформированная в раннем возрасте, является одним из условий снижения напряженности в социуме. Воспитание толерантности должно начинаться в учреждениях дошкольного образования, непосредственно воздействующих на формирование личности ребенка [7, с. 78-85]. Первые признаки этнической идентификации обнаруживаются у детей 3-4 лет, т. е. детьми могут отмечаться данные о первичном восприятии очевидных внешних признаков: цвета кожи, волос и т. д. [8]. В процессе развития этнической идентичности происходит формирование этнической осведомленности, повышается способность ребенка воспринимать и интерпретировать этнические признаки - общность предков, религию, региональный аспект и т.д. Способов формирования межкультурной толерантности у дошкольников на сегодняшний день известно значительно меньше, чем у подростков и взрослых. Тем не менее, именно с дошкольных образовательных организаций должна начинаться работа в данном направлении. т.к. отсутствие представлений о культуре представителей различных этнических общностей может приводить к проявлению негативного к ним отношения уже среди детей старшего дошкольного возраста.

Для Ямало-Ненецкого автономного округа актуальность проведения подобной работы не вызывает сомнений, т.к. особенностью муниципальных дошкольных учреждений региона является наличие многонациональных групп воспитанников. Для решения поставленной задачи предлагается:

- проведение тренингов межкультурной коммуникации и тренингов толерантности для педагогического состава дошкольных образовательных организаций;

- создание в группах уголков поликультурного образования, включающих, например, иллюстрации к сказкам разных народов, народные игрушки, кукол в национальных костюмах и т.д.;

- проведение с детьми познавательных бесед, презентаций, целевых экскурсий, посещение фольклорных концертов, выставок народного творчества и массовых мероприятий, посвященных культуре разных народов России;

- проведение целенаправленной работы по стимулированию родителей воспитанников к участию в вышеуказанных мероприятиях. Это обусловлено тем, что проблема толерантности имеет значение далеко не для всех родителей, и многие из них не обладают достаточными знаниями для ее формирования у дошкольников. Именно совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи является важным условием формирования толерантного сознания как устойчивой личностной черты ребенка.

Вышеперечисленные пути воспитания толерантности подходят и для детей младшего школьного возраста, в дополнение к ним открывается возможность проведения тематических классных часов и спецкурсов.

Периодом интенсивной этносоциализации личности, при котором еще не сформировалось негативное отношение к представителям других этносов, является подростковый возраст [9, с. 6]. Одни из ключевых проблем подросткового возраста - проблемы, связанные с формированием идентичности, в том числе этнической. В случае, если формирование этнической идентичности подростка идет по типу гиперидентичности, это порождает убежденность в превосходстве над «чужими». В межэтническом взаимодействии это проявляется в различных формах этнической нетерпимости. С другой стороны, трансформация идентичности может протекать по типу гипоидентичности, что приводит к отчуждению от своей культуры, нежеланию с уважением относиться к собственным культурным ценностям, нетерпимостью по отношению к своему народу. Ни гиперидентичность, ни гипоидентичность не способствуют обеспечению толерантного поведения по отношению к окружающим. Основой развития культуры толерантности является позитивная этническая идентичность, в структуре которой сосуществуют позитивное отношение к собственной этнической группе и позитивный образ других этнических групп.

Одной из форм работы с подростками, направленных на обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях, способствующих повышению уровня межкультурной коммуникативной компетенции, являются тренинги толерантности и межкультурного взаимодействия, которые могут проводиться в форме внеклассной работы. В школах Ямало-Ненецкого автономного округа целесообразно использовать тренинги, уже апробированные и доказавшие свою эффективность (например, тренинговую программу «Учимся толерантности», разработанную психологической группой под руководством известного этнопсихолога Г.У. Солдатовой [5]). К разработ-

ке и проведению новых тренингов должны привлекаться квалифицированные специалисты, имеющие соответствующее образование и подготовку в области психологии, социологии, культурологии, межкультурной коммуникации. В Ямало-Ненецком автономном округе рекомендуется к разработке тренинг по методу культурного ассимилятора, являющийся одним из эффективных способов повышения межкультурной восприимчивости и успешно апробированный в Москве (исследование проводилось в Московском государственном институте международных отношений) и Санкт-Петербурге (исследование было выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Санкт-Петербурга).

Другой формой работы, способствующей формированию толерантного сознания, является преподавание дисциплин по истории и культуре народов, населяющих регион. Существует ряд разработанных и опробованных программ по культуре народов Ямала, а также учебники на основе авторских программ (входящие в Федеральный перечень и рекомендованные к использованию в образовательном процессе) по данной теме. Проблема заключается в том, что данные программы и учебные пособия только выборочно применяются в некоторых средних общеобразовательных школах Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме того, отсутствуют специальные учебные дисциплины, способствующие овладению умениями, приобретению знаний и навыков в области межэтнического общения. С целью достижения всеобщего признания ценности толерантного сознания необходимо включение вышеуказанных программ в учебные планы всех без исключения общеобразовательных учреждений региона.

Чтобы не допустить становления интолерантности как устойчивой личностной черты индивидуума, необходимо начинать работу по формированию межэтнической толерантности, направленную на развитие коммуникативных умений и навыков конструктивного преодоления конфликтов как можно раньше, а также обеспечить преемственность и непрерывность проведения данной работы на этапах дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательное учреждение, поскольку процессы этнической самоидентификации и переоценки этнокультурных ценностей происходят в течение всей жизни человека. В современных условиях интеграции и взаимодействия культур в число задач, решаемых образовательными организациями Ямало-Ненецкого автономного округа, обязательно должны быть включены: развитие у дошкольников и учащихся интереса и уважительного отношения к своей собственной культуре, формирование у них представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей, развитие способности понимать ценности и культурные традиции иных культур, применять на практике навыки эффективной межкультурной коммуникации. Реализация вышеуказанных задач может осуществляться различными способами - от предоставления информации о культуре народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, до проведения тренинговых программ толерантности и межкультурного взаимодействия. В целом необходимо создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих формированию толерантной личности начиная с раннего возраста, что в свою очередь будет благоприятствовать снятию межэтнической напряженности и развитию межкультурных связей в полиэтническом регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. СПб.: Питер; 2012. [Pochebut LG. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psikhologiya: schoolbook. St. Petersburg: Piter; 2012. (in Russ)].

2. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. М.: ФЛИНТА: Наука; 2016. [Bakulina SD. Tolerantnost': ot istoriiponyatiya ksovremennym sotsiokul'turnym smyslam. Moscow: FLINTA: Nauka; 2016. (in Russ)].

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., и др. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл; 2008. [Soldatova GU, Shaigerova LA, Prokof'eva TYu, et al. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti. Moscow: Smysl; 2008. (in Russ)].

4. Allport GW. The nature of prejudice. Cambridge, Mass.: Addison-Wesley Publishing Company; 1954.

5. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г. Асмолов. М.: Смысл; 2000. [Wa puti k tolerantnomu soznaniyu. yxecutive editor Asmolov AG. Moscow: Smysl; 2000. (in Russ)].

6. Мацковский М.С. Социологические аспекты толерантности / Толерантность - гармония в многообразии. [Matskovskii MS. Sotsiologicheskie aspekty tolerantnosti. (in Russ)]. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-toler-kak.php?PrPage=VT.

7. Посходиева Д.В., Дондокова Р. Б. Особенности формирования этнотолерантности у старших дошкольников в условиях дошкольной организации // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 1. С. 78-85. [Poskhodieva DV, Dondokova RB. Osobennosti formirovaniya etnotolerantnosti u starshikh doshkol'nikov v usloviyakh doshkol'noi organizatsii. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016;(1):78-85. (in Russ)].

8. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности: дис. .„канд. психол. наук. Красноярск; 2000. [Yudenko ON. Osobennostinatsional'nogo samosoznaniya doshkol'nikoviego formirovanie v usloviyakh spetsial'no organizovannoi deyatel'nosti: Diss...Candidate of Psychological Sciences. Krasnoyarsk; 2000. (in Russ)].

9. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. М.: Ось-89; 2004. [Shchekoldina SD. Trening tolerantnosti. Moscow: Os'-89; 2004. (in Russ)].

Поступила в редакцию 07.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.