Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / "ГИБКИЕ" НАВЫКИ / СТРУКТУРА / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акулова Ксения Дмитриевна, Харлова Надежда Михайловна

В статье раскрываются основные проблемы организации работы по формированию soft skills у учащихся средней школы при изучении норм русского литературного языка. Представлены методические примеры организации процесса формирования «мягких навыков» на уроках русского языка в основной школе. Сформулировано общее понятие «soft skills» на уровне надпрофессиональных навыков. Актуальность обоснована государственным запросом в сфере образования. Приведены базовые структуры на примере Сингапурской методики как средства формирования «мягких навыков». Основными методами исследования стали: анализ, синтез, обобщение, интерпретация.The article reveals the main problems of organizing work on the formation of soft skills among secondary school students when studying the norms of the Russian literary language. Methodical examples of the organization of the process of formation of "soft skills" in the lessons of the Russian language in the primary school are presented. The general concept of "soft skills" is formulated at the level of supra-professional skills. The relevance is justified by the state request in the field of education. The basic structures are given on the example of the Singapore methodology as a means of forming "soft skills". The main research methods were: analysis, synthesis, generalization, interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 81-13

Филологические науки

Акулова Ксения Дмитриевна, студент магистратуры Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск Харлова Надежда Михайловна, кандидат филологических наук, доцент

кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ SOFT SKILLS НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье раскрываются основные проблемы организации работы по формированию soft skills у учащихся средней школы при изучении норм русского литературного языка. Представлены методические примеры организации процесса формирования «мягких навыков» на уроках русского языка в основной школе. Сформулировано общее понятие «soft skills» на уровне надпрофессиональных навыков. Актуальность обоснована государственным запросом в сфере образования. Приведены базовые структуры на примере Сингапурской методики как средства формирования «мягких навыков». Основными методами исследования стали: анализ, синтез, обобщение, интерпретация.

Ключевые слова: развитие, коммуникативная компетенция, «гибкие» навыки, структура, личность, социализация.

Abstract: The article reveals the main problems of organizing work on the formation of soft skills among secondary school students when studying the norms of

the Russian literary language. Methodical examples of the organization of the process of formation of "soft skills" in the lessons of the Russian language in the primary school are presented. The general concept of "soft skills" is formulated at the level of supra-professional skills. The relevance is justified by the state request in the field of education. The basic structures are given on the example of the Singapore methodology as a means of forming "soft skills". The main research methods were: analysis, synthesis, generalization, interpretation.

Keywords: development, communicative competence, "flexible" skills, structure, personality, socialization.

В настоящее время в системе образования происходит постепенный переход от обучения, ориентированного на формирование теоретических знаний у учащихся, к формированию у детей практических, чаще практико-ориентированных умений. Так, например, в школах некоторых регионов разрабатываются рабочие программы предметов, где упор ставится на развитие функциональной грамотности: финансовой, читательской, коммуникативной, информационной, правовой и общественно-политической, и прочих.

Все навыки, формируемые системой образования, можно разделить на две группы: «Hard skills» - твёрдые навыки и «Soft skills» - мягкие метапредметные навыки. Первые необходимы для специализации в конкретном виде деятельности, вторые - для успешной социализации личности, демонстрации и применения знаний.

Впервые понятие «soft skills» было зафиксировано в США в 1959 г., когда американские ученые стали исследовать компетенции военных и выяснили, что их умения делятся на 2 вида: профессиональные навыки («hard skills») и личные качества («soft skills»). Однако термины прижились и за пределами военного круга [5].

По мнению некоторых ученых, гибкие навыки - это термин, который используется для описания EQ человека (EQ - коэффициент эмоционального интеллекта), под которым понимают совокупность личностных черт,

социальных качеств, коммуникативность, язык, личные привычки, дружелюбие и оптимизм, которые являются основными характеристиками человека при его взаимодействии с другими людьми [4].

Нет общепринятого термина и системы «soft skills», но на сегодняшний день «гибкие навыки» рассматриваются как совокупность надпрофессиональных навыков и свойств личности, способной быть успешной и востребованной в жизни, учёбе, профессии.

В современном мире перед учителем ставится задача - воспитать конкурентноспособного, самостоятельного человека, способного брать на себя ответственность, работая в команде, в рамках преподаваемого предмета. На уроках в средней школе учащийся становится активным участником учебной деятельности, где он самостоятельно добывает знания, осознанно интерпретирует их, даёт обратную связь учителю, а процесс образования приобретает персонализированный характер.

Проанализировав требования к результатам освоения программы основного общего образования (ООО), а также универсальные учебные действия (УУД) школьника (1 личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные [3, с. 11]) мы предлагаем рассмотреть регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные действия в качестве «soft skills» обучающегося.

Возможность развития «мягких навыков» предоставляют уроки русского языка в средней школе с применением «сингапурских структур». Основной формой работы в этой методике являются командные формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, совместной работы со сверстниками. Приемы сингапурской методики таковы: ученический коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует,

помогает и направляет.

Например, применив метод «Посмотри-подумай-удивись» на уроке открытия нового знания в 8 классе по теме «Односоставные предложения», можно на этапе вызова заинтересовать учащихся новой темой. Ученикам демонстрируются предложения:

Любишь с горочки кататься... В дверь постучали. Хорошо на просторе. Луга. Сенокос.

Далее каждый должен ответить в течение установленного времени (не более 3-х минут) на три вопроса, которые задаем поэтапно: что вы видите? Что вы думаете об этом? О чем это заставляет вас задуматься. Используем прием как актуализацию новой темы, мотивирующий фактор для дальнейшей работы.

«Часы» или «Свидание» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Для дальнейшей работы учащиеся должны назначить встречу участникам работы. Назначить свидание можно только жестами и глазами на: 09.00. / 12.00./ 15.00. Например, сегодня идем на свидание, назначенное на 12.00. Далее следует работа в парах по опросу домашнего задания.

«Углы» - обучающая структура, где происходит распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам ответов.

Например, в чём заключается роль односоставных предложений? У нас в классе есть плакаты с разными вариантами, выберите нужный: именно они придают экспрессию жизненным ситуациям; они позволяют автору живо передать разговорную интонацию; придают народно-поэтический оттенок; создают непринуждённо-разговорную окраску речи. Подумайте, какую позицию вы выберете. Напишите название своего угла в тетради. Подойдите к вашему углу и найдите партнера не из вашей команды. Обсудите в паре, почему вы выбрали данный угол. Озвучьте мысли своего партнера.

«Шпаргалка» - обучающая структура, где каждый ученик готовит одну карточку с вопросом и ответом по теме. Начиная с самого высокого участника

группы (как вариант) нужно прочитать вопросы и ответы и проверить правильность ответа и отсутствия повторения. Участники групп встают со своими карточками, передвигаются по классу, находят пару. Задают вопрос, партнер отвечает. При затруднении дается подсказка. При необходимости -пояснение. Учитель добивается полного ответа. Учащиеся обмениваются карточкой, благодарят партнера.

«Билетик на выход 3-2-1» - обучающая структура, применимая на этапе рефлексии. Учащимся в конце урока предлагается заполнить карточку, где даны три вопроса по теме урока. Три важных момента, которые я сегодня узнал. Два правила, которые я буду использовать при выполнении домашнего задания. Один комментарий или вопрос, который у меня возник во время урока:

Таким образом, применяя на уроках русского языка в средней школе сингапурские структуры, учитель значительно облегчит себе задачу, хребтом которой выступает формирование soft skills. Именно система «гибких навыков» работает на результат: умение достигать, планировать, корректировать цели и решать их.

Нацеленность на формирование системы «гибких навыков» требует от образовательной организации и представителей учебных предметов перестройки методов в организации образовательного процесса. Наиболее гибкими в этом русле являются устные предметы, так как в них коммуникативные навыки превалируют над практическими. Что доказывает успех применения сингапурских методик именно на уроках русского языка с целью формирования soft skills.

Библиографический список:

1. Артюгина, Т.Ю. Универсальные учебные действия в системе ФГОС основного общего образования: понятие, классификация, примеры: практ. пособие / Т.Ю. Артюгина, А.П. Павринова, В.В. Филатов и др. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014. - 30 с.

2. Мамаева, С. Предпринимательство как особый вид деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/1841919/ (дата обращения: 13.02.2022).

3. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.02.2022).

4. Soft и Hard skills. Что это такое и зачем их развивать? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://propostupleme.ru/article/zachem-razvivat-soft-i-hard-skills/ (дата обращения: 22.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.