Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ XXI ВЕКА / РУССКИЙ ЯЗЫК / КОНКУРСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SOFT SKILLS / XXI-CENTURY SKILLS / RUSSIAN LANGUAGE / COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Виктория Ивановна

Цель исследования - обобщить опыт проведения конкурсных мероприятий, способствующих формированию гибких компетенций (иначе говоря, “soft skills”, или навыков XXI века) школьников 5-11 классов. В статье выявляются некоторые способы развития у обучающихся различных видов “soft skills”, а именно: креативного и критического мышления, кооперативности и коммуникативности. Научная новизна связана с описанием формирования навыков ХХI века с учетом возможностей современной школы. В результате доказано, что гибкие компетенции в значительной степени могут формироваться посредством участия школьников в конкурсных мероприятиях по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING 5TH-11TH-GRADE PUPILS’ SOFT SKILLS DURING THE RUSSIAN LANGUAGE COMPETITIONS

The paper summarizes experience of organizing competitions that promote formation of 5th-11th-grade pupils’ soft skills (XXI-century skills). The author identifies techniques to develop learners’ soft skills, such as creative and critical thinking, cooperativity and communication. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher describes the process of forming XXI-century skills taking into account the potential of modern educational environment. The research findings are as follows: it is proved that schoolchildren’s participation in the Russian language competitions largely promotes formation of their soft skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ 5-11 КЛАССОВ В КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

3 rpärnoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 6. С. 756-759 | 2020. Volume 5. Issue 6. P. 756-759

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Формирование гибких компетенций школьников 5-11 классов в конкурсных мероприятиях по русскому языку

Громова В. И.

Аннотация. Цель исследования - обобщить опыт проведения конкурсных мероприятий, способствующих формированию гибких компетенций (иначе говоря, "soft skills", или навыков XXI века) школьников 5-11 классов. В статье выявляются некоторые способы развития у обучающихся различных видов "soft skills", а именно: креативного и критического мышления, кооперативности и коммуникативности. Научная новизна связана с описанием формирования навыков XXI века с учетом возможностей современной школы. В результате доказано, что гибкие компетенции в значительной степени могут формироваться посредством участия школьников в конкурсных мероприятиях по русскому языку.

EN

Forming 5th-11th-Grade Pupils' Soft Skills during the Russian Language Competitions

Gromova V. I.

Abstract. The paper summarizes experience of organizing competitions that promote formation of 5th-11th-grade pupils' soft skills (XXI-century skills). The author identifies techniques to develop learners' soft skills, such as creative and critical thinking, cooperativity and communication. Scientific originality of the study lies in the fact that the researcher describes the process of forming XXI-century skills taking into account the potential of modern educational environment. The research findings are as follows: it is proved that school-children's participation in the Russian language competitions largely promotes formation of their soft skills.

Введение

Одной из важнейших целей современного образования является формирование профессионально компетентной, творческой, социально активной, самостоятельной личности. В решении этой задачи, наряду с традиционными методами, которые зачастую состоят в передаче готовых знаний, значимую роль отводят развитию навыков XXI века, поскольку сейчас акценты смещаются в сторону совершенствования умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Владение гибкими компетенциями позволит будущему специалисту лучше ориентироваться в разных дисциплинах и разбираться в потоках новой информации. Этим определяется актуальность исследуемой проблемы.

Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выяснить, что подразумевается под гибкими компетенциями;

- обосновать возможность формирования гибких компетенций в конкурсных мероприятиях по русскому языку.

Для осмысления способов формирования гибких компетенций в статье применяются следующие методы исследования: метод анализа, статистический метод обработки анкет, метод моделирования и педагогического эксперимента.

Теоретической базой исследования послужили публикации отечественных авторов: О. Абашкиной [1], О. В. Бариновой [2], Д. Гапешина [3], В. Давидовой [4], Ю. М. Давлетшиной, А. И. Ивониной, О. Л. Чулановой [6], В. Шипилова [10] и др., в которых рассматриваются способы формирования гибких компетенций.

Практическая значимость исследования заключается в том, что пути формирования гибких компетенций, раскрываемые в статье, могут быть использованы в педагогической деятельности для усовершенствования образовательного процесса.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200149

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Основная часть

Гибкие (мягкие) компетенции - это комплекс важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за высокую производительность труда и являются сквозными, то есть не связанными с конкретной предметной областью [3]. Синонимами этого понятия являются термины "soft skills" и навыки XXI века. Несомненно, владение гибкими компетенциями актуально для школьников, особенно в то время, в которое мы живем, когда среда быстро изменяется, а как следствие, изменяется спрос на профессии, необходимые для настоящего момента [9].

Однако, по результатам опроса 4500 учителей, проведенного корпорацией «Российский учебник», «школа не считает себя ответственной за формирование навыков, включающих взаимодействие с другими людьми, самоорганизацию и ответственное поведение» [5, с. 61]. Вместе с тем, по результатам V Международной конференции «Школьное образование XXI века: формирование и оценка гибких компетенций», все участники дискуссии «сошлись во мнении, что гибкие компетенции... будут играть все большую роль в меняющемся мире и в системе образования будущего» [8].

Возникает противоречие. Нужно или не нужно развивать гибкие компетенции в современной школе? Конечно же, нужно, поскольку в условиях современного рынка труда школа должна выпускать тех, кто сможет успешно работать в постоянно меняющихся условиях жизни и возрастающих потоках информации.

Каким же образом подготовить к этому школьников? В данной статье мы рассмотрим формирование гибких компетенций посредством конкурсов, организуемых кафедрой филологического образования Саратовского областного института развития образования. Проанализируем эти мероприятия, исходя из 4 типов гибких компетенций: критическое мышление, креативность, кооперирование и коммуникативность [7].

Формированию критического мышления, на наш взгляд, в большей степени способствуют мероприятия, на которых школьник должен представить свое учебное исследование или проект, поскольку составными частями этих умений являются анализ, оценка, аргументация, выведение гипотез и саморегуляция [Там же, с. 11]. Такими конкурсами являются международные Мартыновские чтения, межрегиональный литературно-краеведческий конкурс «На волжских просторах», областная научно-практическая конференция «Лингвистика в XXI веке», областная научно-практическая конференция «Литературное краеведение глазами школьников» и др.

Например, на Мартыновских чтениях в этом году были представлены работы по 4 номинациям: «Исследовательские работы», «Социально значимые проекты», «Творческие работы» и «Успешные практики по формированию языковой личности». По результатам анкетирования участников, самым сложным для них (68%) оказался перевод текста исследования в другой формат - текст выступления. Объяснить этот факт можно тем, что данному навыку на уроках уделяется очень мало времени. Вместе с тем отрадно, что с каждым годом работы, поступающие на конкурс, становятся грамотнее с содержательной и технической точки зрения. Это говорит о том, что данный навык является отработанным, чему, несомненно, способствует подготовка ежегодного сборника публикаций «Работа над связным текстом как способ формирования языковой личности». Ориентир на образец во многом помогает участникам Мартыновских чтений в подготовке собственных конкурсных работ. Неудивительно, что мы слышим в адрес Чтений следующие отзывы: «Хочу поблагодарить организаторов грандиозного по идеям и масштабу (в этом году особенно) мероприятия! Все номинации Чтений направлены на сохранение русского языка, истории и культуры нашей страны. В текущем году из-за карантина новый формат представления работ вызвал живой отклик на площадках Чтений. Ограничения по карантину даже наоборот подстегивают школьников принять участие. Номинации и конкурсы творческих работ каждый год становятся вехами для развития и творчества».

Креативное мышление формируется у учащихся при подготовке сочинений разного жанра, при написании творческих работ в полной мере реализуются компоненты креативности: любознательность, создание и развитие идей [Там же, с. 12]. Яркими примерами являются межрегиональный конкурс сочинений «Огненные годы войны», всероссийская акция «Панфилов с нами», межрегиональный марафон «Красная книга русского языка», общероссийская олимпиада по русскому языку «Белая береза», областной конкурс сочинений «Дети Галактики», региональный конкурс «Слово через призму родного языка» и др.

Так, конкурс «Дети Галактики» проводится по следующим номинациям: «Дорога к звездам», «Космические дали», «Экскурс в прошлое». В текущем году самой популярной номинацией, как и в 2019 году, явилась номинация «Экскурс в прошлое». Школьникам по-прежнему интересны этапы становления российской космонавтики. На втором месте оказалась номинация «Дорога к звездам»: в отличие от предыдущих конкурсов, написание эссе о глобальных проблемах современности оказалось более актуальным, чем создание фантастических произведений про будущее России и планеты Земля (номинация «Космические дали»). По результатам анкетирования, номинация «Дорога к звездам» стала популярной ввиду сложной эпидемиологической ситуации в стране и во всем мире (так заявили 67% опрошенных). Все работы были интересны и оригинальны. С уверенностью можно сказать, что написание таких творческих работ служит воспитанию чувства гордости за соотечественников, ставших первыми в космической области, уважения к людям, проявившим стойкость, благородство и сохранившим человеческое достоинство в непростых жизненных и экстремальных ситуациях.

Формированию креативности служит и написание мини-саг на олимпиаде «Белая береза». Мини-сага -это сочинение, которое состоит не более чем из 50 слов. При этом у него должны быть начало, середина и конец. Кроме того, данное сочинение должно отличаться острым сюжетом. Обучающимся были предложены следующие тематические направления: для учеников 5-7 классов - «Первая скрипка», для 8-9 классов -

758

Теория и методика обучения и воспитания

«Второй шанс», для 10-11 классов - «Третий лишний». Сочинения были получены креативные и оригинальные. Однако отметим, что ряд требований не был выполнен. Прежде всего, не были соблюдены требования к объему. Количество слов в сочинениях колебалось от 148 до 17. Это простое требование - объем в 50 слов - выполнили только 40% участников олимпиады. На втором месте - ошибки на соответствие жанру мини-саги. 33% учащихся написали сочинения в виде рассуждения или описания либо описания с элементами рассуждения.

Коммуникативность состоит из готовности к коммуникации, адаптации к цели и к контексту коммуникации и к партнеру, убеждающей коммуникации [Там же, с. 14]. Формированию коммуникативности, в первую очередь, способствуют такие конкурсы, как всероссийская акция «Давайте говорить правильно», межрегиональный метапредметный конкурс «Этот удивительный термин», межрегиональный метапредметный конкурс читательской грамотности «Удивительный мир научных книг», областной конкурс чтецов «Литературная беседка», региональная метапредметная научно-практическая конференция и др.

Например, конкурс «Этот удивительный термин» проводится в два этапа. На первом (заочном) этапе обучающиеся пишут сочинения по предложенным темам. На втором (очном) этапе обучающиеся проводят мини-исследование научно-популярного текста: выписывают из предложенного текста термины и дают им определения, пишут словарную статью для «Словаря модных слов современного русского языка» (с обязательным обоснованием своей точки зрения). Самым сложным заданием для обучающихся оказалось составление словарной статьи. С ним успешно справились только 42% участников, что свидетельствует о том, что развитию данного метапредметного навыка в школе уделяется недостаточное время.

Конкурс читательской грамотности «Удивительный мир научных книг» предусматривает работу с фрагментом научно-популярной книги и представление предложенного текста в виде тезисного плана, аннотации или конспекта. Как показывают результаты конкурса, 25% школьников испытывают трудности при составлении плана, 31% - при работе с аннотацией и 36% - с конспектом. Для решения проблемы совершенствования читательской грамотности нами были разработаны учебно-методические пособия «Основы смыслового чтения и работы с текстом» (для 5-9 классов). Надо заметить, что школы, в которых прошла апробация вышеназванных материалов, справляются с заданиями конкурса гораздо лучше.

Формированию навыков коммуникативности, конечно, способствует региональная метапредметная научно-практическая конференция. В этом году представленные на конференцию материалы были связаны с метапредметной темой «Форма и содержание». В оргкомитет поступили работы по 5 направлениям: гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое и эстетическое направления; социально-значимые проекты. Педагоги прислали свои методические разработки по теме «Метапредметный урок». Уровень работ, несмотря на сложность предложенной темы, был высок, чему, несомненно, способствовали проведение семинара для будущих участников и публикация сборника по итогам прошлогодней конференции, на которой метапредметной темой была тема «Хаос и порядок».

Объективно самый сложный навык - кооперация (умение работать в команде), состоящая из принятия общих целей, социального взаимодействия, выполнения взятых на себя обязательств, самостоятельности и инициативности [Там же, с. 15]. Данный навык недостаточно развит у современных подростков. Сложность его формирования состоит в том, что он может совершенствоваться только в групповой работе обучающихся, однако такой вид работы используется в школе не очень часто по причине трудности его оценивания. Во внеурочное время развитию кооперации служат такие конкурсы, как межрегиональный конкурс «Знатоки русского языка» и региональный турнир любителей русского языка.

Целью конкурса «Знатоки русского языка», приуроченного к Международному дню родного языка, является развитие риторических умений, неподготовленной (спонтанной) речи и ораторского искусства. Игра проводится по аналогии с телевизионной игрой «Что? Где? Когда?». Команды учеников играют с командами учителей или с командами из параллельных классов по вопросам, присланным оргкомитетом конкурса. Игроки демонстрируют разносторонние знания по русскому языку и риторике, умение работать в команде, отстаивать свою позицию, публично выступать. Главным преимуществом данной игры в развитии «гибких» навыков является то, что соревновательное начало заставляет школьников в целях эффективной кооперации слаженно работать.

Участниками регионального турнира любителей русского языка являются команды из 5 человек: «эссеист», «поэт», «декламатор», «грамотей» и «исследователь». Первый этап - индивидуальный. Участники команд расходятся по 5 аудиториям, где им предлагается задание в соответствии с их «званием»: написание эссе, создание стихотворных произведений на заданную тему, чтение наизусть стихотворных или прозаических произведений, решение тестовых заданий и представление мини-исследования на лингвистическую тему. Второй этап - командный. Команды принимают участие в лингвистическом брейн-ринге. Оба этапа турнира проходят динамично, увлекательно и интересно, однако самым сложным для участников является второй этап, поскольку, по мнению игроков, «трудно работать в сборной команде» (45% опрошенных), «сложно договариваться» (37%) и «страшно озвучивать ответ на публику» (33%).

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Гибкие компетенции - это надпрофессиональные навыки, отвечающие за высокую производительность труда. Опираясь на многолетний личный педагогический опыт и опыт работы коллег, можно уверенно сказать, что первостепенной задачей при подготовке обучающихся к будущей профессии остается вариативность заданий, направленных на формирование навыков XXI века. При этом в качестве организационно-методических условий подготовки следует рассматривать не только готовые

формы, которые сложились традиционно и функционируют однообразно, но еще и педагогические стратегии, способствующие формированию гибких компетенций. Так, развитие навыка коммуникативности эффективно в ходе освоения школьником систем общения и включения в совместную деятельность.

Как показывает опыт Саратовской области, навыки XXI века в значительной степени могут формироваться посредством участия школьников в конкурсных мероприятиях по русскому языку. Такой вид работы в регионе является эффективным. Это признано в 2019 году на юбилейной конференции Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»: опыт Саратовской области вошел в сборник лучших практик Российской Федерации (из 86 регионов были отобраны 24). Об этом также свидетельствуют результаты международного исследования PISA, участниками которого в прошлом году явились школьники Саратовской области. Согласно статистическому отчету, подготовленному Федеральным институтом оценки качества образования, результаты Саратовской области по всем видам грамотности сопоставимы с общероссийскими. При этом 15-25% общеобразовательных организаций (в зависимости от вида грамотности) показывают результаты выше общероссийских, а 22-31% показывают результаты ниже, 82% саратовских школьников достигли или превысили пороговый уровень читательской грамотности, что для нас особенно важно.

Для достижения стратегической цели, обозначенной в 2018 году Президентом Российской Федерации, -вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году - нами создана региональная инновационная площадка «Функциональная грамотность современного школьника», результатом работы которой будет, в частности, формирование у школьников гибких компетенций во внеурочной деятельности. О формировании навыков XXI века на уроках мы расскажем в следующей статье.

Список источников

1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере [Электронный ресурс]. URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere (дата обращения: 22.08.2020).

2. Баринова О. В. Понятие и сущность компетенции [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/1935 (дата обращения: 22.08.2020).

3. Гапешин Д. Что такое soft skills и как их развить [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/growth/ chto_takoe_soft_skills_i_kak_ikh_razvit/ (дата обращения: 22.08.2020).

4. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать [Электронный ресурс]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 22.08.2020).

5. Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.

6. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный ресурс] // НАУКОВЕДЕНИЕ: интернет-журнал. 2017. Т. 9. № 1. C. 1-18. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (дата обращения: 22.08.2020).

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практ. рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Российский учебник, 2019. 76 с.

8. Международные эксперты обсудили оценку гибких компетенций школьников [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php ?id_4=7161 (дата обращения: 27.08.2020).

9. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. URL: https://futuref. org/futureskills_ru (дата обращения: 22.08.2020).

10. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/ management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 22.08.2020).

Информация об авторах | Author information

RU

Громова Виктория Ивановна1

1 Саратовский областной институт развития образования

EN

Gromova Viktoriya Ivanovna1

1 Saratov Regional Institute of Education Development

1 grom-v07@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 23.08.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): гибкие компетенции; навыки XXI века; русский язык; конкурсные мероприятия; soft skills; XXI-century skills; Russian language; competitions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.