формирование профессиональных качеств личности логопеда в условиях современной образовательной среды вуза
Федосеева Елена Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected] DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10059
Аннотация: В статье рассматривается вопрос формирования профессиональных качеств личности логопеда при подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования в условиях современного вузовского образования. Приводится анализ ответов анкетирования обучающихся об их профессии и обучении в целом.
Особое внимание обращается на создание эффективных условий, отвечающих современным реалиям и требованиям профессионального стандарта и способствующих реализации научно-исследовательского, творческого и личностного потенциала обучающихся; на формы образовательных мероприятий, ориентированных на улучшение практической направленности профессиональной подготовки студентов высшей образовательной организации. Отдельный акцент делается на активное взаимодействие с организациями-работодателями и структурами различного уровня, что определенным образом оказывает огромное влияние на поиск эффективного решения конкретной технологической, экономической, социальной задачи, а также тестирование знаний, аналитических способностей и деловых качеств обучающихся. Обозначаются возможности о создании на базе высших образовательных организаций научно-образовательных центров, как образовательного и практико-ориентированного ресурса и экспериментальной площадки при формировании профессиональных качеств личности логопеда. Подчеркивается и раскрывается связь формируемых профессиональных качеств обучающихся и профессионала в целом.
Ключевые слова: профессиональные качества, логопед, студенты, личность, профессионал, образовательная среда вуза.
formation of professional qualities of the speech therapist in the modern educational environment of the university
Fedoseeva Elena Gennadievna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), e-mail: [email protected]
Abstract: The article deals with the formation of professional qualities of the speech therapist in the preparation of bachelors of special (defectological) education in modern university education. The analysis of answers of questionnaire of students about their profession and training in general is given.
Special attention is paid to the creation of effective conditions that meet modern realities and requirements of professional standards and contribute to the implementation of research, creative and personal potential of students; on the forms of educational activities aimed at improving the practical orientation of professional training of students of higher educational institutions. Special emphasis is placed on active interaction with organizations-employers and structures of different levels, which in a certain way has a huge impact on the search for an effective solution to a specific technological, economic, social problems, as well as testing the knowledge, analytical abilities and business qualities of students. The possibilities of creating scientific and educational centers on the basis of higher educational institutions as an educational and practice-oriented resource and experimental platform for the formation of professional qualities of a speech therapist are outlined. The connection between the formed professional qualities of students and the professional as a whole is emphasized and revealed.
Keywords: professional qualities, speech therapist, students, personality, professional, educational environment of the University.
Сегодня государственнная политика российского образования акцентирует внимание на компетентностном подходе при подготовке выпускников высшей школы, что усиливает предметно-профессиональный аспект и практическую ориентированность, предполагающей способность выпускника адаптироваться и самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных, а также проблемных ситуациях, выбирать оптимальные способы их решения на
основе имеющихся знаний, выстраивать и реализовывать траекторию своего профессионального роста и тем самым квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на очевидную актуальность проблемы, что находит отражение в исследованиях ученых самых разных направлений: истории, философии, педагогики, психологии, социологии.
Как отмечает Е. Е. Маринич, ученых интересуют вопросы профессиональной компетентности - Г. Вайлер, Н. В. Кузьмина, условия ее развития - В. Я. Ляудис, С. В. Сидорчик, Н. В. Соловьёва, средства формирования отдельных ее компонентов -А. М. Матюшкин, Ю. Посталюк, Д. Шейлз [10].
Вопросам логопедического образования в условиях высшей школы также посвящено немало работ, освещающих проблемы формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда - Е. Е. Маринич [10], коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов - С. А. Игнатьева [5], организационно-педагогических условий профессионального развития учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования - Л. В. Басаргина [2], формирования профессиональной готовности будущих логопедов в условиях практико-ориентированного обучения, развития профессионально-педагогического мышления будущих учителей-логопедов в процессе изучения дисциплин предметной подготовки в вузе - О. А. Хрипкова [23].
Проведенный анализ научной литературы подчеркивает значительную ценность проведенных исследований. Однако продолжают оставаться многие аспекты, требующие на сегодняшний день своего разрешения. Так, проблема формирования профессиональных качеств логопеда в условиях современной образовательной среды вуза является одной из значимых, определяющих последующее профессиональное развитие выпускников. Вполне очевидно, что формирование профессиональных качеств происходит в целостном образовательном пространстве вуза и является важным условием не только приобретения профессиональных знаний, переросших в умения и навыки, но и развития у выпускника стремления к самосовершенствованию и самореализации. Вот почему профессиональное становление подразумевает и формирование отношения к профессии, развитие эмоционально-личностной вовлеченности, накопление опыта практической деятельности.
Как воспитать и развить у обучающихся качества востребованного инициативного, высококультурного, конкурентоспособного, нестандартно мыслящего педагога - настоящего Профессионала? Действительно, звучит очень громко, па-фосно и многообещающе. Существует много толкований этого определения. Для кого-то Профессионал - деловая единица, для кого-то - человек со своими мировоззрением, мироощущением, мировосприятием, который вступает в контакт с множеством других людей.
Понятие «Профессионал» определяется в словаре языковедов Н. Ю. Шведовой и С. И. Ожеговым, как человек, который не просто увлекается каким-либо
делом, а является мастером, т.е. владеет необходимыми знаниями и навыками в совершенстве [13].
Толковый словарь Д. Н. Ушакова трактует «профессионала», который в отличие от любителя, занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией [20].
Работы В. Толочек показывают, что профессионал есть субъект профессиональной деятельности, который довольно длительно специализировался в определенной трудовой сфере. Он имеет соответствующую квалификацию и успешно справляется с возложенными на него должностными функциями [18].
Мы единодушны во мнении с А. А. Деркач, В. Г.Зазыкиным, что профессионал в широком понимании есть субъект профессиональной деятельности, у которого высокие показатели профессионализма, личности и деятельности, высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающаяся система личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение. Поскольку профессионалом именуется человек, который освоил дело на высшем уровне, значит, под этим термином подразумеваются положительные качества личности.
Понятие «профессионал» мы определяем как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков и личностные качества субъекта и склонны считать, что профессионал в широком смысле этого слова вбирает в себя все самое лучшее, это есть синтез и сплав тебя самого как личности и тебя как специалиста. Ведь профессионал, транслируя свои знания, окружает вокруг своим позитивным настроем, создает благоприятную атмосферу. Он, контактируя с аудиторией, развивает и использует свой личный арсенал, одним словом - совершенствует весь спектр своих личностных качеств, поскольку общение с людьми - это часть работы профессионала.
Исходя из такого контекста, Профессионал вбирает в себя по определению уже соответствующие профессиональные качества, определяемые как совокупность индивидуально-психических и личностных качеств субъекта, необходимых для реализации той или иной продуктивной деятельности. Именно эти показатели способствуют профессиональному и личностному становлению, которое, как отмечают С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, А. К. Маркова согласно аналитическим сведениям О. А. Козыревой, представляет собой длительный и динамичный процесс, имеющий определенные этапы: подготовку к выбору профессии; профессиональную подготовку; профессиональную деятельность [8]..
Безусловно, все этапы крайне важны и взаимозависимы. Тем не менее, с позиции нашего исследования и признания огромного влияния образовательной среды вуза на становление «Тебя» как профессионала и формирование необходимых качеств на этапе профессиональной подготовки, нам стало интересно посмотреть на этот факт глазами будущих логопедов.
Разделяя точку зрения А. Б. Каганова, что профессиональное становление
студентов имеет последовательное прохождения трех этапов - переходного (1-3 семестр); накопительного (4-7 семестр); определяющего (8 семестр), мы провели опрос студентов всех курсов на предмет того, чтобы посмотреть, насколько разнятся, меняются их суждения или остается прежними их понимание сущности своей профессии с момента начала обучения и в последующем; какие показатели они считают ведущими, что бы эта профессия стала одной из составляющих их жизни. Ведь не для кого ни секрет, что «Быть успешным, значит, любить свое дело».
С этой целью было проведено письменное анкетирование студентов 1-4 курсов очной формы обучения ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет». В анкетировании приняли участие 60 студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое образование)» профиля Логопедия.
Для анализа представлений и понимания студентов о своей профессии, а также тех факторов, которые, по их мнению, оказывают определяющее значение на формирование их профессиональной позиции, взглядов нами были составлена анкета открытого типа, включающая 32 вопроса.
Анализ результатов анкетирования показал, что большинство студентов на вопрос: Способствует ли Ваш статус студента формированию профессиональных качеств?, ответили «да» - 20 %, не очень, отчасти - 20 %. Среди последних были преимущественно студенты первого курса.
Все студенты, за исключением 12,5 % считают, что для развития профессиональных качеств необходимо объединение со студентами других вузов, выделяя среди форм взаимодействия - интеренет-конференции, выездные семинары, обмен студентами и педагогами других стран, практику в других городах, научное и спортивное сотрудничество, мастер классы, олимпиады научные съезды, форумы, командную работу, ежегодные форумы логопедов-дефектологов, конкурсы профессионального мастерства, педагогические марафоны, научно-практические конференции, видеомосты, слеты.
Надо отметить, что ответы студентов старших курсов были более информативны и разнообразны, что объясняет факт их большей профессиональной подготовленности. Так, вопрос «При знакомстве с Профессионалом в Вашей области о чем бы Вы его спросили»? - студентов первого курса больше интересовало: сумма заработной платы, продолжительность рабочего дня, возникающие сложности, минусы и трудности встречающиеся в работе, достаточность университетских знаний, с чего начать? У студентов второго-третьего курсов уже отмечается больше интереса к определенным моментам и нюансам профессиональной деятельности. Например, Какие моменты нельзя допускать в работе с детьми? Часто ли бывают конфликты с родителями детей? Был ли неудачный опыт в этой сфере? Какую профессиональную литературу, сайты, блоги вы посоветуете? Что нужно, чтобы стать лучшим в своем деле? Ваш девиз профессии и по жизни? Что для вас самое главное в вашей профессии? Что недопустимо для профессионала? Считаете ли вы свою работу своим призванием? Как часто у вас случается эмоциональное выгорание? Можно поприсутствовать на вашей
практике?
Студенты четвертого курса, которые имеют гораздо больше теоретических знаний, практико-ориентированных умений, научно-исследовательских навыков, акцентируют больше внимание на актуальных исследованиях в области логопедии, методиках логопедического воздействия, классических и новаторских подходов в работе. Их интересуют вопросы о совместимости в себе профессионала как такового и родителя, воспитании детей, умения находить время для встреч с друзьями, а также имеет ли значение, где получать образование. Материальная составляющая остается не менее важной, о чем свидетельствуют такие вопросы как: Изменили бы вы своей профессии, если бы нашли более высокооплачиваемую? Насколько прибыльна эта профессия в разных регионах страны?
Оценка подготовки к профессиональной деятельности, получаемой в ВУЗе, по мнению анкетируемых, является достаточной. Студенты указывали при этом, что обучение в вузе дает базу, необходимую для деятельности, но развить в себе профессиональные качества можно только своими навыками, мотивацией и самосовершенствованием. Среди комментариев встречались и такие ответы: «Некоторые предметы очень сложные, много непонятных слов и преподаватели не могут донести свои мысли до студентов».
Примечателен тот факт, что респонденты отмечают наличие необходимых компонентов вузовского образования для формирования профессиональных качеств. Да, образовательная среда вуза дает толчок, и если человеку нравится и интересно получать новые знания, у него будет желание развиваться самостоятельно, «влияет, но не полностью, все зависит от человека. Многие из числа опрошенных указывают на высококвалифицированный педагогический состав, а именно «насколько преподаватель ответственно подходит к передачи информации студентам». Или «Вуз должен растить в человеке стремление к знаниям, давать квалифицированного наставника для студента, который будет направлять, помогать и дружить».
25 % считают, что именно в университете закладывают основы знаний, умений и навыков, «лучшие качества, чтобы мы стали профессионалами, которые в дальнейшем следует развивать самому, и, если плохая основа, то и в дальнейшем будут трудности».
Среди факторов, повышающих качество профессиональной подготовки, по мнению студентов, являются: наличие современного оборудования, квалификация преподавателей, материально-техническое обеспечение, практическая направленность обучения. Так, в числе главных показателей образовательной среды Вуза бакалавры выделяют сочетание теории и практики, причем с большим увеличением последнего, знания, профессионализм педагогов, креативный подход, непрерывность образования. А главное, высказывают студенты, остается желание самого человека в учении, оно движет, и «..если ты считаешь это своим призванием, тебя ничего не остановит находить выход из любых ситуаций, несмотря ни на что...», саморазвитие, именно оно позволяет шагать в ногу со временем.
Сравнение результатов анкетирования у студентов разных курсов не выявило принципиальных различий в их ответах, подавляющее большинство из них совершенно осознанно главным считают саморазвитие каждого.
Весьма интересным оказался вопрос «Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время обучения»? Приводим примеры ответов. «Да, более раскрылось». «Да, данная профессия кажется легче, чем на самом деле». «Стало интересней». Да очень сильно в положительную и лучшую сторону» Или «Я перестала бояться контакта с детьми, стало более конкретнее и понятнее, нет расплывчатых границ, стала больше замечать людей с речевыми проблемами». «Значительно расширилась информация о специфике логопеда». «Мотивация, стала расти вдвойне, особенно во время практики». «Я раньше не представлял, насколько важна и востребована данная профессия».
Как видно, понимание значимости профессии повышается в процессе обучения, особенно во время прохождения производственной педагогической практики. Однако были и ответы противоположного значения - «Частично, заработная плата оказалась не такая высокая, как думала». Или «С каждым занятием мне кажется, что учиться становится сложнее и вряд ли я стану хорошим специалистом». Таких ответов оказалось меньшинство - 4,93 %. В целом, отношение студентов к выбранной профессии можно оценить как положительное, поскольку 96,07 % опрошенных отметили улучшение своего отношения профессионального выбора. И это существенный показатель прямой взаимосвязи между желанием, заинтересованностью увлеченностью студента, качеством обучения при формировании у него профессиональных качеств в течение образовательного процесса. Ведь от того, насколько человек готов к своей профессиональной деятельности, зависит и ее успешность.
Логично возникает вопрос о сформированности у обучающихся профессиональных качествах в их понимании. Так, в основном перечисляются такие как: усидчивость, сопереживание, доброта и любовь к детям, коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, ответственность, отзывчивость, точность выполнения поставленной цели и многозвадачность, ответственность, умение найти подход к ребенку, толерантность, активность, инициатива. Как видно из ответов, студенты имеют не совсем четкое представление о профессиональных качествах, и мало дифференцируя их с другими особенностями и личностными проявлениями.
На вытекающий следующий вопрос «Какие профессиональные качества Вам необходимо формировать»?, приводят следующие: тактичность, стрессоу-стойчивость, усидчивость, коммуникативность самовыражение, умение быстро оценивать ситуацию, самоувенность, выдержка, лояльность, пунктуальность, ответственность, упорство в достижении цели, широта кругозора, эмпатия, ре-щительность, уверенность в своих действиях, решительность, самообладание, педагогичность, трудолюбие, открытость, коммуникабельность, организаторские способности, ответственность, сила воли, спокойствия, правильная постановка речи, открытость во взаимодейстаии с людьми, начитанность, любовь к
детям, терпение, стрессоустойчивость, практические знания, организаторские способности, инициатива, комуникабельность, смелость, структуроированность в знаниях.
Профессиональные качества в их количестве и качестве рождают профессионала. Вот почему следующий вопрос в контексте проблемы формирования профессиональных качеств в условиях образовательной среды вуза очень актуален. Ответы респондентов в основном отражали сущность понятия «профессионал» и в подавляющем большинстве между собой не отличались.
Приводим примеры. «Что значит для Вас выражение «быть Профессионалом?» - уметь выполнять качественно свое дело, отлично знать свою профессию, быть лучшим в своем деле, умение найти свой метод, который поможет добиться положительных результатов, разбираться в своей области на 100%, получать удовольствие от своей работы, видеть результаты, признавать свои ошибки, быть востребованным и не иметь ни одного прокола, браться за любое - даже сложное дело, работать с душой, уметь находить правильный выход из ситуации. Встречались и ответы, отличающиеся своей оригинальностью: проникать в подсознание ребенка, уметь разговорить, побеждать себя и состязаться с собой, знать, для чего и для кого, как и зачем. Анализируя данные рассуждения, сразу вспоминается изречение Бориса Акунина «.хороший дворник всегда в белоснежном фартуке, потому что не сгребает грязь руками, стоя на четвереньках, а имеет метлу, лопату, совок и умеет ими правильно пользоваться».
Вопрос, на который все респонденты дали утвердительный ответ, очень впечатляет, поскольку профессионалами хотят стать все, и это очень похвально.
Таким образом, проведенное анкетирование студентов, отражающее их предпочтения, мнения и взгляды, определяет расстановку акцентов сферы образовательной деятельности на формирование профессиональных качеств студентов и оптимизацию процесса обучения в целом.
Следовательно, задача образовательной организации высшего звена - создать эффективные условия, отвечающие современным реалиям и требованиям профессионального стандарта и способствующие реализации научно-исследовательского, творческого и личностного потенциала обучающихся.
Современные формы образовательных мероприятий весьма разнообразны, через которые напрямую закладываются, формируются и оттачиваются профессиональные качества логопеда. Среди них: научно-практические конференции, семинары, конкурсы, олимпиады, мастер-классы, творческие лаборатории, проведение со студентами совместно с преподавателями научно-экспериментальных работ по актуальным проблемам логопедии и современным тенденциям ее развития, публикации научно-методических работ в контексте логопедической профилактики, диагностики, коррекционно-развивающего воздействия и восстановительного обучени.
Сегодня достаточно широко представлен ассортимент участия в различного рода проектах, в которых формируется новый механизм прямого взаимодействия студентов образовательных организаций и работодателей. Такое не-
посредственное сотрудничество приближает будущих выпускников к реалиям профессионального сообщества и дает возможность шире и глубже увидеть проблемы профессии изнутри, повышает профессиональную мотивацию обучающихся.
Сегодня работодатели выступают партнерами проектов через выполнение студентами практико-ориентированных курсовых и выпускных квалификационных работ по реальным производственным задачам своих организаций. Участие в проектах такого рода позволяет образовательным организациям расширить информационную базу для выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ и устанавливать новые партнерские контакты с ведущими работодателями, применяя практико-ориентированный подход в образовательном процессе. Также весьма положительным является то, что работодатели могут приглашать на практику и стажировку обучающихся, сотрудничающих с ними. Все это предоставляет больше возможностей для профессионального и карьерного роста, повышает интерес студентов и молодых специалистов к инновационной деятельности, содействует внедрению результатов работ обучающихся в реальные экономические условия, способствует развитию проектного метода в образовательном процессе высшей школы, повышая тем самым качества подготовки высококвалифицированных специалистов и расширяя сферу взаимодействия в различных социальных институтов, других областей - промышленности, транспорта и связи, сферы услуг, органами исполнительной власти, органами местного самоуправлення, средств массовой информации, общероссийских общественных организаций, отраслевых ассоциаций.
Максимальное использование партнерства и взаимодействие различного уровня с работодателями способствует поиску эффективного решения конкретной технологической, экономической, социальной задачи и тестирование знаний, аналитических способностей и деловых качеств студента.
Большие возможности предоставляет создание на базе высших образовательных организаций научно-образовательных центров (НОЦ), которые являются одним из ресурсов и весьма существенным показателем при формировании профессиональных качеств логопеда. Это та экспериментальная площадка, на базе которой предоставляется возможным постоянное участие студентов-логопедов для решения задач профессиональной деятельности следующих типов согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования 3+++: педагогического, проектного, методического, организационно-управленческого, культурно-просветительского, сопровождения. И в то же время способствует формированию системы знаний и навыков бакалавров в научно-практической деятельности, что позволяет оптимизировать научно-исследовательскую практику обучающихся через освоение и реализацию современных исследований по вопросам диагностики, коррекционно-развивающего воздействия, восстановительного обучения применительно к детям, подросткам и взрослым с различными формами речевой патологии и другим категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья с применением инновационных ло-
гопедических технологий; современных аудиовизуальных и мультимедийных средств.
Наличие НОЦ «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» как структурного подразделения кафедры психологии и дефектологии ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» позволяет вывести на новый качественный уровень профессиональную подготовку обучающихся в области логопедии за счет погружения в условия реальной профессиональной деятельности, которая апеллирует к приобретенным профессиональным знаниям, общеучебным и специфическим умениям и навыкам, опыту творческой деятельности, способствует переосмыслению, дополнению и интеграции всех компонентов образования, самовоспитанию, практическому познанию закономерностей и принципов своей будущей профессиональной деятельности в реальных условиях.
Огромное значение при формировании профессиональных качеств логопеда является проведение на базе ФгБОУ ВО «СгУ» мероприятий научно-творческого характера различного уровня: Международный логопедический форум «Союз профессионалов науки и практики», 1-3 марта 2018 года, Всероссийский этап Всероссийской олимпиады студентов по логопедии «Логопедия: The BEST - Созидание и Талант. Имидж и Амплуа. Личность и Профессионал» 25-27 апреля 2018 года, очный этап Всероссийской олимпиады студентов «Я - Профессионал» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», февраль, 2019 год.
Участие студентов в мероприятиях такого формата, безусловно, совершенствует базовую подготовку; закрепляет, углубляет и аккумулирует знания, умения и навыки, стимулирует творческий рост и повышает интерес обучающихся к избранной профессиональной сфере, а также служит способом проверки способностей к системному действию и самостоятельному эффективному решению проблемы в профессиональной ситуации, анализу и проектированию. Результаты опроса, проводимого среди студентов, неоднократно участвующих в олимпиаде по логопедии, убедительно говорят, что ее проведение формирует живой интерес к профессии, стимулирует к активности в учебной и научно-исследовательской деятельности, развивают лидерские и нравственные качества, занимает значительное место в повышении престижа и популяризации профессии логопеда [22].
Подводя итог, считаем, что образовательная среда вуза, применяя к себе интерактивные мероприятия подобного рода, ориентирована на формирование профессиональных качеств логопеда и подтверждение тем самым высокого звания профессионала.
Быть профессионалом сегодня - это гордо, актуально, перспективно, модно, стильно, популярно, красиво! И Логопедию по праву можно назвать искусством, которое требует таланта, вдохновения, мастерства. И нельзя не согласиться с мудростью замечательных слов знаменитого художника Эдгара Дега, что нет предела совершенству, и не существует той меры, которой можно было бы
измерить полноту этого совершенства.
И сразу вспоминается древнегреческий философ Диоген, который ходил днем с фонарем в руках и искал Человека. Так вот, призыв, кто хочет стать профессионалом, таков: Ищите Людей. С большой буквы. Они профессионалы в жизни. И главное - развивая в себе эти качества, становитесь настоящим профессионалом сами!
От созидания и таланта, имиджа и амплуа к личности Логопеда-Профессионала!
ЛИТЕРАТУРА
1. Аслаева, Р. Г. Педагогическая мастерская как среда профессионального роста учителя-логопеда / Р. Г. Аслаева, В. Я. Сайтханова //Дефектология. - 2012.
- № 3. - С.73-80.
2. Басаргина Л. В. Организационно-педагогические условия профессионального развития учителей-логопедов в системе дополнительного профессионального образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Басаргина Людмила Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т]. - Москва, 2010. - 24 с.
3. Гриценко, А. В. Педагогическое мастерство и его составляющие / А. В. Гриценко, Н. В. Беспалова // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 июля 2018 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. - 228 с.
4. Жулина, Е. В. Компетентностный подход в подготовке специалистов по профилю «Логопедия» в вузе / Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-5.- С. 48-54.
5. Игнатьева, С. А. Вариативность уровней сформированности коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов / С. А. Игнатьева // Auditorium.
- 2019. - Т. 1. - № 2 (22). С. 230-233.
6. Касаткина, Н. С. Эмпатическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя / Н. С. Касаткина, Н. С. Шкитина, Е. Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015.
- № 6. - С. 113-118.
7. Касаткина Н. С. Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога / Н. С. Касаткина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. - Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 67-69.
8. Козырева, О. А. Становление специалиста с позиций современных кон-
цепций профессионального развития / О. А. Козырева // Компетентность. - № 7. - М. : ФГАОУ Д11О Академия стандартизации, метрологии и сертификации.
- 2012 - С. 6-18.
9. Кузьмина, О. С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований / О. С. Кузьмина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 4. С. 71 - 74.
10. Маринич, Е. Е.. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Маринич Евгений Евгеньевич; Шуя : Шуйский государственный педагогический университет. - 2012. - 24 с.
11. Мерзон, Е. Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый.
- 2011. - № 10. Т.2.- С. 170-172.
12. Новиков, В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор / В. Н. Новиков // «Психологическая наука и образование» [Электронный журнал]. - 2012. - № . - 4 www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885
13. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб.
- Москва : Мир И образование, 2015. - 1375, [1] с.
14. Пецух, О. П. Формирование гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Пецух Ольга Петровна; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева]. - Красноярск, 2014. - 23 с.
15. Семышева, В. М. Психолого-педагогические основы формирования личности будущего профессионала / В. М. Семышева М. В. Семышев, г. Н. Куцебо, А Е. Андрющенок // Вестник БГСА. - Брянск : БОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет». - № 1 (53) - 2016. - С. 86-91.
16. Султанбаева, К. И. Современные образовательные технологии в образовательном процессе высшей школы / К. И. Султанбаева // Вестник Тувинского государственного университета. № 4 . - Педагогические науки. - 2016. - № 4 (31). - С. 20-25.
17. Течиева В. З. Студенческие коррекционно-развивающие лаборатории как форма практико-ориентированной подготовки будущих педагогов-дефек-тологов. // Интернет-журнал «Науковедение». - 2014. - № 3 (22) [Электронный ресурс] - М. : Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ sbornik6/4.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
18. Толочек В. А. Современная психология труда :учебное пособие / В. А. Тодлочек. - СПб.: Питер,2015. - 479 с.
19. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/pages/hrm/comp01.php .
20. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная
редакция / Д. Н. Ушаков. - М. : Хит-книга, 2017. - 960 с.
21. Федосеева, Е. Г. Профессионализм логопеда нового времени: Талант. Стиль. Личность / Е. Г. Федосеева // Международный научно-практический журнал: сб. материалов третьей конференции «Человек, Искусство, Вселенная», 1925 сентября 2016 г. - М. :.Центр развития молодых ученых. - С.60-65.
22. Федосеева, Е. Г. Олимпиада как инновационная технология в подготовке бакалавров специального (дефектологического) образования / Е. Г. Федосеева // Человек. Искусство. Вселенная. - 2017. - № 1. - С. 114-122.
23. Хрипкова, (Минеева), О. А. Развитие профессионального мышления будущих учителей-логопедов в образовательном процессе вуза / О. А. Хрипкова // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т 13 (40) № 2, часть 2. pp.327-333.
24. Храпченкова, Н. И. Профессиональная компетентность как педагогическая проблема / Н. И.. Храпченкова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_NPE_2008/ Pedagogica/29974.doc.htm.
25. Evans, J. R., 1999. The Management and Control of Quality. 4 South Western College Publishing, pp: 178.
26. Harvey, L., 1997. External quality monitoring in the market place. Tertiary Education and Management, 3 (1): 25-35.
27. Wahlen, S., 1998. Is there a Scandinavian model of evaluation of higher education? 11 Higher Education Management, 10 (3): 27-42.
28. Byram Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum, № 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from dpb.dpu.dk/ infodok/sprogforum/Espr18/byram.html.
29. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex 'frontal lobe'tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. V. 41. , pp. 49-100.
30. Salthouse T.A., Atkinson T.M., Berish D.E. Executive functioning as a potential mediator of agerelated cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. - 2003. - V. 132(4). - Р. 566-594.
31. Zigler Е. Understanding mental retardation / Ed. by R. Hoddap. N.Y.: Cambridge University Press, 1986.
REFERENCES
1. Aslaeva, R. G. Pedagogicheskaya masterskaya kak sreda professionaFnogo rosta uchitelya-logopeda [Pedagogical workshop as an environment of professional growth of the teacher-speech therapist. R. G. Aslaeva, V. Ya. Sajtxanova. Defektologiya. 2012. № 3. pp.73-80.
2. Basargina L. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya professional'nogo razvitiya uchitelej-logopedov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya : avtoreferat dis. . kandidata pedagogicheskix nauk [Organizational and pedagogical conditions of professional development of teachers-speech therapists in the system of additional professional education]: avtoreferat dis. kandidata pedagogicheskix nauk 13.00.03 / Basargina Lyudmila Vladimirovna; [Mesto zashhity': Mosk. gos. ped. un-t]. Moscow, 2010. 24 p.
3. Gricenko, A. V. Pedagogicheskoe masterstvo i ego sostavlyayushhie / [Pedagogical skills and its components] A. V. Gricenko, N. V. Bespalova // Pedagogicheskoe masterstvo i sovremenny'e pedagogicheskie texnologii : materialy' V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 9 iyulya 2018 g.). redkol.: O. N. Shirokov [i dr.]. Cheboksary' : CzNS «Interaktiv plyus», 2018. 228 p.
4. Zhulina, E. V. Kompetentnostny'j podxod v podgotovke specialistov po profilyu «Logopediya» v vuze [Competence approach in training specialists in the profile «speech Therapy» at the University] E. V. Zhulina, V. A. Kudryavcev. Problemy' sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-5. pp. 48-54.
5. Ignat'eva, S. A. Variativnost' urovnej sformirovannosti kommunikativnoj kul'tury budushhikh uchitelej-logopedov [Variability of levels of formation of communicative culture of future teachers-speech therapists] S.A. Ignat'eva. Auditorium. 2019. vol. 1. no 2 (22). pp . 230-233.
6. Kasatkina, N. S. E'mpaticheskaya sostavlyayushhaya professional'noj kompetentnosti budushhego uchitelya [Empathic component of professional competence of the future teacher] N. S. Kasatkina, N. S. Shkitina, E. Y. Nemudraya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. no 6. pp. 113-118.
7. Kasatkina N. S. Studencheskaya olimpiada kak faktor razvitiya professional'nyx kompetencij budushhego pedagoga [Student Olympiad as a factor of development of professional competences of future teacher] Aktual'ny'e voprosy' sovremennoj pedagogiki: materialy' IX Mezhdunar. nauch. konf. Samara: Publ. ASGARD 2016. pp. 67-69.
8. Kozy'reva, O. A. Stanovlenie specialista s pozicij sovremenny'x koncepcij professional'nogo razvitiya [Formation of a specialist from the standpoint of modern concepts of professional development] O. A. Kozy'reva. Kompetentnost. № 7. Moscow: FGAOU DPO Akademiya standartizacii, metrologii i sertifikacii. 2012. pp. 6-18.
9. Kuz'mina, O. S. Problemy' podgotovki pedagogov k rabote v usloviyax inklyuzivnogo obrazovaniya. Obzor pedagogicheskix issledovanij [Problems of preparation of teachers for work in the conditions of inclusive education. Review of educational research] O.S. Kuz'mina. Mezhdunarodny'j nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. no 4. pp.71-74.
10. Marinich, E. E.. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti budushhego uchitelya-logopeda v vuze [Formation of professional and pedagogical competence of the future teacher-speech therapist at the University]:
avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskix nauk: 13.00.08. Marinich Evgenij Evgen'evich; Shuya : Shujskij gosudarstvenny'j pedagogicheskij universitet. 2012. 24 p.
11. Merzon, E. E. Obrazovatelnaya sreda kak faktor formirovaniya professional'noj kompetentnosti studentov pedagogicheskogo vuza. Molodoj ucheny'j [Educational environment as a factor of formation of professional competence of pedagogical University students]. 2011. No 1. Vol. .2 . pp. 170-172.
12. Novikov, V. N. Obrazovatelnaya sreda vuza kak professionalno i lichnostno stimuliruyushhij factor. V. N. Novikov. [Educational environment of the University as a professionally and personally stimulating factor] «Psixologicheskaya nauka i obrazovanie» [E'lektronny'j zhurnal]. 2012. 4. www.psyedu.ru ISSN: 20745885
13. Ozhegov, S. I. Tolkovy'j slovar russkogo yazy'ka : 100000 slov, terminov i vy'razhenij : [Dictionary of the Russian language: 100000 words, terms and expressions] S. I.ch Ozhegov ; pod obshh. red. L. I. Skvorczova. 28-e izd., pererab. Moscow: Publ. Mir I obrazovanie, 2015. 375 p.
14. Peczux, O. P. Formirovanie gumanisticheskogo diskursa uchitelya-logopeda v dopolnitelnom professionalnom obrazovanii [Formation of humanistic discourse of the teacher-speech therapist in additional professional education] : avtoreferat dis. ... kandidata pedagogicheskix nauk : 13.00.08. Peczux Olga Petrovna; Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V. P. Astaf eva]. Krasnoyarsk, 2014. 23 p .
15. Semysheva, V. M. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya lichnosti budushhego professional. V. M. Semysheva M. V. Semyshev, G. N.. Kutsebo, A E. Andryushhenok. Vestnik BGSA. Bryansk : Publ. Bryanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet. № 1 (53) 2016. pp. 86-91.
16. Sultanbaeva, K. I. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e texnologii v obrazovatelnom processe vy'sshej shkoly' [Modern educational technologies in the educational process of higher education] K. I. Sultanbaeva. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. no 4. Pedagogicheskie nauki. 2016. no 4 (31) pp. 20-25.
17. Techieva V.Z. Studencheskie korrekcionno-razvivayushhie laboratorii kak forma praktiko-orientirovannoj podgotovki budushhix pedagogov-defektologov [Student correctional and developmental laboratories as a form of practice-oriented training of future teachers-defectologists]. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014. №3 (22) [E'lektronny'j resurs]. Mosocw: Naukovedenie, 2014. Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/sbornik 6/4.pdf, svobodny'j. Zagl. s e'krana. Yaz. rus., angl.
18. Tolochek V. A. Sovremennaya psixologiya truda :uchebnoe posobie[ Modern psychology of work]. V. A. Todlochek. St. Petersburg: Publ. Piter,2015. 479 p.
19. Uiddet S., Xolliford S. Rukovodstvo po kompetenciyam.[ Competence guide] - [E'lektronny'j resurs]. URL: http:. hr-portal.ru/pages/hrm/comp01.php.
20. Ushakov, D. N. Bolshoj tolkovy'j slovar' russkogo yazy'ka. Sovremennaya redakciya [Large explanatory dictionary of the Russian language. Modern edition]. D.N. Ushakov. Moscow: Publ. Xit-kniga, 2017. 960 p.
21. Fedoseeva, E. G. Professionalizm logopeda novogo vremeni: Talant. Stil\ Lichnost [Professionalism of the speech therapist of the new time: Talent. Style. Personality]. Mezhdunarodny'j nauchno-prakticheskij zhurnal: sb. materialov trefej konferencii «Chelovek, Iskusstvo, Vselennaya», 19-25 sentyabrya 2016 g. Moscow: Centr razvitiya molody'x ucheny'x. pp.60-65.
22. Fedoseeva, E. G. Olimpiada kak innovacionnaya texnologiyav podgotovke bakalavrov speciaFnogo (defektologicheskogo) obrazovaniya [Olympiad as an innovative technologyin preparation of bachelors of Special (defectological) education]. E.G. Fedoseeva . Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya. 2017. no 1. pp. 114-122.
23 Xripkova, (Mineeva), O.A. Razvitie professionaFnogo my'shleniya budushhix uchitelej-logopedov v obrazovatelnom processe vuza [Development of professional thinking of future teachers-speech therapists in the educational process of the University]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2011. vol 13 (40) no 2, chast 2. pp.327-333.
24. Xrapchenkova, N.I. ProfessionaFnaya kompetentnosf kak pedagogicheskaya problema [Professional competence as a pedagogical problem] N.I. Xrapchenkova. [Rlektronny'j resurs]. URL: http://www.rusnauka.com/10NPE2008/ Pedagogica/29974.doc.htm.
25. Evans, J. R., 1999. The Management and Control of Quality. 4 South Western College Publishing, pp: 178.
26. Harvey, L., 1997. External quality monitoring in the market place. Tertiary Education and Management, 3 (1): pp. 25-35.
27. Wahlen, S., 1998. Is there a Scandinavian model of evaluation of higher education? 11 Higher Education Management, 10 (3): pp. 27-42.
28. Byram Michael Assessing Intercultural Competence in Language Teaching // Sprogforum, № 18, Vol. 6, pp. 8-13. Retrieved March 4, 2004 from dpb.dpu.dk/ infodok/sprogforum/Espr18/byram.html.
29. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., Wager T.D. The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex 'frontal lobe'tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. V. 41. pp . 49-100.
30. Salthouse T.A., Atkinson T.M., Berish D.E. Executive functioning as a potential mediator of agerelated cognitive decline in normal adults // Journal of Experimental Psychology: General. 2003. V. 132(4). pp. 566-594.
31. Zigler E. Understanding mental retardation / Ed. by R. Hoddap. N.Y.: Cambridge University Press, 1986.