Проблема формирования музыкальных предпочтений школьников-подростков
А. В. Полозова (Педагогическийколледж№7«Маросейка», г. Москва)*
В статье рассматриваются различные формы приобщения школьников-подростков к музыке. Поднимаются вопросы формирования музыкальных предпочтений школьников-подростков, связанных с классической музыкой, опираясь на уже существующие у них музыкальные предпочтения.
Ключевые слова: музыкальные предпочтения, классическая музыка, массовая музыка, школьники, учитель музыки.
The Problem of Musical Preferences Formation of Teen School Children
A. V. Polozova
(Pedagogical College №7 «Maroseyka», Moscow City)
In this article the author considers different forms of teen school children’s familiarization with music. The issues of school children’s musical preferences formation are raised in the context of classical music taking the already existing musical preferences into consideration.
Keywords: musical preferences, classical music, mass music, school children, teacher in music.
Система школьного музыкального образования недостаточно учитывает стремительные темпы развития современного общества с его уровнями развития экономики, культуры, науки, техники. Узкая направленность содержания музыкального образования в школе на классическую музыку отнюдь не способствует повышению интереса молодежи к ней и улучшению качества обучения, развитию навыков восприятия музыки у школьников. Возникают противоречия между содержанием музыкального образования в школе и сформированными музыкальными предпочтениями учащихся, связанными с музыкой массовых жанров; необходимостью включения музыки массовых жанров в содержание обучения и недооценкой значимости данного музыкального направления в школьной программе; темпами развития современного общества и системой музыкального образования.
Ввиду явных противоречий представляется целесообразным качественное обновле-
ние традиционной образовательной концепции в ее содержательной части. На современном этапе важно учитывать фактор влияния массовой музыки на подрастающее поколение. Необходимо постоянное, целенаправленное и действенное педагогическое участие в формировании музыкальных предпочтений учащихся, связанных с классической музыкой.
Сложность ситуации заключается в том, что часто учитель стоит на своей жестко обозначенной позиции: «поп» и «рок» — негативные явления музыкального искусства, и потому им не должно быть места на школьном уроке. При этом учитель не учитывает важный факт: большинство учащихся являются приверженцами именно популярной музыки, и «навязывание» музыки классической может вызвать у большинства школьников только негативную реакцию (Алиев, 2003).
Обозначение оптимального подхода в определении роли и места «легкой» и «серьез-
* Полозова Анастасия Владимировна — преподаватель методики музыкального воспитания Педагогического колледжа №7 «Маросейка», г. Москва. Тел.: +7 (495) 301-11-20. Эл. адрес: [email protected]
ной» музыки в жизни личности, в учебном процессе находим в работах Д. Б. Кабалевского, Ю. Б. Алиева, А. Н. Сохора.
Д. Б. Кабалевский писал: «Я убежден в том, что без легкой музыки жизнь была бы немыслима, как без улыбки, без шутки, без веселого отдыха. Худо, очень худо другое — когда легкая музыка исчерпывает все музыкальные запросы человека, когда человек бывает глух к большому искусству или даже, в лучшем случае, полагает, что большое искусство хоть и заслуживает уважения, но существует для немногих, для особых знатоков и ценителей-профессионалов, а для широких кругов, мол, вполне достаточно и одной легкой музыки» (Кабалевский, 1977: 119).
«Легкую» музыку, считает Ю. Б. Алиев, целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании. Для собственной практической работы он избрал путь параллельного разучивания классического и легкого эстрадного репертуара. При этом определить художественный уровень песни легкого жанра школьникам иногда помогает сам процесс ее разучивания. Порой, как отмечает Ю. Б. Алиев, песня невысокого художественного достоинства из-за примитивности содержания и средств выразительности настолько надоедает учащимся, что до ее исполнения «набело» дело просто не доходит (Алиев, 2003: 129, 130).
Лучше всего, отмечает А. Н. Сохор, приобщаться к музыке следует, идя от легкого к серьезному. Не нужно презирать популярные жанры, считая их пустыми и поверхностными, поскольку в этой области музыки есть и шедевры, и безвкусные произведения (Сохор, 1964: 38).
В связи с этим особую важность приобретает разработка форм и методов формирования музыкальных потребностей и интересов школьников.
Для формирования предпочтений к классической музыке мы предлагаем использовать разработанную нами методику. Внедрение результатов методики осуществлялось в практической деятельности в ГОУ
СОШ №795 г. Москвы в период с 2005 по 2008 г., в ходе обмена опытом с педагогами-музыкантами, студентами музыкального отделения ГОУ «Педагогический колледж №7 “Маросейка”». Основные теоретические и практические положения исследования отражены в ряде публикаций автора (см.: Полозова, 2006; 2007я; 2007Ъ; 2008; 2009), обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Московского педагогического государственного университета, представлялись на международных, региональных и отраслевых научно-практических конференциях.
Новизна предлагаемой методики в том, что классическую музыку предлагается осваивать:
— во взаимодействии с музыкой массовых жанров;
— в ходе осознанного восприятия музыки, предполагающего наличие установки на восприятие музыки, формируемой с опорой на имеющиеся у учащихся знания (о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности и т. д.) и умения учащихся под руководством учителя анализировать музыку в заданном ракурсе и делать из анализа выводы.
На всем протяжении экспериментального обучения учащиеся слушают и анализируют классическую и массовую музыку. В процессе освоения классической музыки во взаимосвязи с произведениями массовых жанров классическое и массовое произведения объединяются попарно. Основа этого объединения — их проявляемая в разных сферах общность — программная, образная, виды взаимодействия. Школьники вместе с учителем рассматривают содержательные особенности и классической, и массовой музыки.
Предлагаемая экспериментальная методика освоения классической музыки включает:
— теоретический материал, иллюстрируемый примерами из классической и массовой музыки;
— слуховой и текстовой анализ произведений классической и массовой музыки;
— комплекс заданий, раскрывающих интонационно-выразительные возможности классической и массовой музыки, направленных на выявление и практическое освоение школьниками различных средств музыкальной выразительности;
— выполнение практических репродуктивных и творческих заданий.
Теоретический материал, иллюстрируемый примерами из классической и массовой музыки, предполагает наличие тематического плана, музыкального репертуара, используемых на уроках музыки произведений литературы и изобразительного искусства. В темах заложено параллельное освоение классической и массовой музыки на основе их общих элементов: характер движения, название, музыкальный образ и т. д. Школьники могут сравнивать, как представлены в данных темах оба вида музыки, находить общее и различное в средствах музыкальной выразительности, музыкальных образах.
Слуховой и текстовой анализ произведений классической и массовой музыки включает следующие этапы.
Первый этап: докоммуникативная стадия — готовность слушать. Предполагает вступительное слово учителя перед слушанием музыки. Задача вступительного слова — создать установку на последующее осознанное восприятие музыки учениками. Содержание вступительного слова определяется темой урока, характером, содержанием музыкального произведения. Педагог помогает школьникам настроиться на адекватное восприятие музыки.
Второй этап: коммуникативная стадия — восприятие музыки. Слушание музыкального произведения. Музыкальные произведения звучат в записи или в исполнении учителя. При этом особое внимание уделяется созданию атмосферы, способствующей сосредоточенному восприятию музыки школьниками.
Третий этап: посткоммуникативная стадия — осмысливание после слушания. Анализ музыкального произведения. После слу-
шания музыкального произведения осуществляется его анализ. Содержание вопросов определяется темой урока. Ключевое положение анализа музыки таково: в массовой и классической музыке выражаются одни и те же настроения, создаются сходные образы, но разными средствами. При этом классическая музыка в большинстве случаев обладает большей глубиной, разнообразием и оригинальностью средств музыкальной выразительности. В ходе анализа школьники рассуждают, высказывают свое мнение. Анализ музыкальных произведений способствовал развитию музыкального восприятия и воображения учащихся.
Четвертый этап: повторное слушание музыкального произведения. На этом этапе формирования осознанного восприятия музыки школьникам даются как в классе, так и на дом творческие задания. Например, изобразить в рисунке или вылепить из пластилина музыкальный образ, а также выполнять пластические импровизации, передавая характер музыкальных произведений в движениях рук, корпуса. При этом важно, как школьники смогут изобразить в рисунке музыкальный образ и какое из двух произведений (классическое или массовых жанров) для этого выберут. Учащимся предлагается объяснить, почему они выбрали данное произведение, цветовую гамму для изображения его образа и характера.
Пятый этап: повторное слушание и запоминание уже освоенной музыки на последующих занятиях для закрепления в памяти учащихся. Освоение новых классических музыкальных произведений по выбору школьников. Школьникам дается задание самостоятельно найти и принести в класс (на диске, кассете) понравившееся музыкальное произведение. При этом свой выбор учащиеся должны обосновать. Учащимся также предлагается подобрать репродукцию картины или стихотворный эпиграф, соответствующие характеру классического произведения. После слушания музыки педагог и школьники беседуют об этих музыкальных произве-
дениях, анализируют их (по ранее приведенному плану).
Комплекс заданий, раскрывающих интонационно-выразительные возможности классической и массовой музыки, предполагает анализ школьниками вместе с учителем:
— средств музыкальной выразительности в классическом произведении и произведении легкого жанра, с помощью которых создается ощущение активного моторного начала;
— воплощается одна и та же программа (анализируются музыкальные произведения — классическое и легкое с одинаковыми названиями);
— создаются сходные по характеру и настроению музыкальные образы;
— решаются одни и те же художественные задачи (создание музыкального портрета, воплощение словесного текста в музыке);
— создается мелодическая линия и осуществляется динамическое развитие и т. д.
Выполнение практических репродуктивных и творческих заданий включает в себя ряд заданий.
Практические репродуктивные задания: во время слушания музыки, когда звучит тема, поднять руку; графически изобразить мелодическую линию произведения и его динамическое развитие; спеть фрагмент музыкального произведения; выбрать карточки с изображением звучащего музыкального инструмента; пластически интонировать, придумать по цепочке текст к мелодии инструментального произведения; сгруппировать произведения по тематике, жанрам и названиям.
Творческие задания: рисование, подбор стихотворений, лепка, составление музыкальных кроссвордов, изготовление шумовых музыкальных инструментов, костюмов.
В ходе слушания, анализа музыкальных произведений педагог вместе с учащимися определяет разные задачи, уровень художественной ценности классической и массовой музыки. Школьники находят общее и раз-
личное в музыкальных образах, средствах их воплощения, рассматривают виды взаимодействия серьезной и легкой музыки. Педагог побуждает учащихся вслушиваться в музыку, наблюдать за ее развитием, обращать внимание на содержательную сторону классической и массовой музыки.
Анализ средств музыкальной выразительности, использованных в произведениях классической и массовой музыки со сходной образностью и художественными задачами, подтверждает, что в массовой музыке спектр этих средств невелик, музыкальные образы не оригинальны. В классической музыке — противоположная ситуация. Школьники вместе с педагогом выявляют примитивность массовой музыки, которую они обычно предпочитают слушать на досуге, и яркость, богатство смыслового выражения классической музыки. Учащиеся видят на музыкальных примерах, что и классическая, и массовая музыка могут выражать одно и то же, но глубина выражения у них разная, что классическая музыка ярче и интереснее в образном и музыкально-языковом отношении, чем массовая музыка.
Интерес учащихся к классической музыке пробуждается в ходе бесед с учителем; в процессе слушания, анализа музыкальных произведений и использованных в них средств музыкальной выразительности, оценивания услышанного, изложения своих взглядов на музыку, обсуждения в классе тех или иных вопросов, выполнения практических и творческих заданий.
Предлагаемая методика освоения классической музыки во взаимодействии с музыкой массовых жанров, нацеленная на формирование музыкальных предпочтений, связанных с классической музыкой, зарекомендовала себя. В ходе применения разработанной методики была преодолена односторонность музыкальных предпочтений многих школьников, увлекающихся только массовой музыкой; сформировалось положительное и заинтересованное отношение школьников-подростков к классической музыке, как му-
зыке художественно ценной. Все это позволяет считать предлагаемую методику освоения классической музыки эффективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин, Э. Б., Николаева, Е. В. (2004) Теория музыкального образования. М. : Академия.
Алиев, Ю. Б. (2003) Настольная книга школьного учителя-музыканта. М. : ВЛАДОС.
Апраксина, О. А. (1983) Методика музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение.
Гродзенская, Н. Л. (1969) Школьники слушают музыку. М. : Просвещение.
Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. (2000) Методика музыкального воспитания в школе. М. : Академия.
Кабалевский, Д. Б. (1977) Дорогие мои друзья. М. : Мол. гвардия.
Полозова, А. В. (2006) О путях взаимодействия академической и массовой музыки и педагогических возможностях музыки массовых жанров // Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. М. : МПГУ. С. 175-178.
Полозова, А. В. (2007а) Развитие интереса подростков к академической музыке // Педагогические науки. №5. С. 73-74.
Полозова, А. В. (2007Ъ) Специфика формирования музыкальных предпочтений // Вопросы гуманитарных наук. №6. С. 239-241.
Полозова, А. В. (2008) Развитие музыкальных предпочтений учащихся // Искусство и образование №4. С. 135-141.
Полозова, А. В. (2009) Освоение классической музыки школьниками-подростками на уроках музыки // Инновационные технологии в образовательном процессе педколледжа. М. : МГОУ. С. 45-47.
Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа (2001) / сост. Е. О. Яременко. М. : Дрофа.
Рачина, Б. С. (2007) Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб. : Композитор.
Сохор А. Н. (1964) О музыке серьезной и легкой. Л. : Музыка.
Шацкая, В. Н. (1975) Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М. : Педагогика.